Развитие творческого мышления у специалистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 00:49, реферат

Описание работы

Социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, предъявляют к развитию личности молодого человека совершенно новые требования: уметь ориентироваться в новых и часто неопределённых ситуациях, уметь самостоятельно принимать решения и определять свои цели, быть социально активным, т.е. быть творческой личностью. В связи с этим особую актуальность приобретают задачи по созданию психолого-педагогических условий развития творческой личности.

Содержание

І. ВВЕДЕНИЕ

ІІ. Развитие творческого мышление – показатель профессиональных характеристик личности современного специалиста:
Мышление – целенаправленная деятельность.
Обучение – фактор развития творческого мышления.
Творческое мышление как разновидность мышления:
Условия, стимулирующие развития творческого мышления студента;
«Умственные замки»;
Критерии творческой активности.


ІІІ.ВЫВОДЫ

Работа содержит 1 файл

РЕФпедагогика.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

            ПЛАН 

І. ВВЕДЕНИЕ 

ІІ. Развитие творческого мышление – показатель профессиональных характеристик личности современного специалиста:

  1. Мышление – целенаправленная деятельность.
  2. Обучение – фактор развития творческого мышления.
  3. Творческое мышление как разновидность мышления:
    1. Условия, стимулирующие развития творческого мышления студента;
    2. «Умственные замки»;
    3. Критерии творческой активности.
 

ІІІ.ВЫВОДЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, предъявляют к развитию личности молодого человека совершенно новые требования: уметь ориентироваться в новых и часто неопределённых ситуациях, уметь самостоятельно принимать решения и определять свои цели, быть социально активным, т.е. быть творческой личностью. В связи с этим особую актуальность приобретают задачи по созданию психолого-педагогических условий развития творческой личности.

      Развитие  творческого мышления будущих специалистов любого направления подготовки является показателем успешной деятельности высшей школы. На фоне процессов смены образовательных парадигм, внедрения личностно-ориентированного подхода к обучению, моделей развивающих педагогических технологий, подчеркивающих субъектный аспект взаимодействия преподавателя и студента, эта задача становится еще более актуальной. Особую значимость ей придает и социальный заказ на подготовку специалиста с ярко выраженным творческим потенциалом.

      В этом плане особая роль принадлежит  высшей школе, призванной сохранить  и развить творческие способности  каждого обучающегося. В связи с этим изучение природы творческого мышления студентов, выявление механизмов и условий его формирования в процессе вузовской подготовки продолжает привлекать внимание ученых: Н.М.Борисенко, И.А.Герасимова, Л.Д.Ивлева, Т.А.Казаринова, Л.И.Ломакина, Л.М.Лузина, А.М.Матюшкин, А.В.Палилей, И.П.Раченко, И.В.Смирнов, С.И.Тарасова, М.А.Туркина, В.И.Уральская, Г.Д.Чистякова, И.С.Якиманская, Е.Л.Яковлева и др.

        Общеизвестно, что в памяти обучающихся  закрепляется от 10 до 20% того, что  он слышит, 50% того, что он видит, и 90% того, что он делает. Поэтому необходимо, как говорил К.Д.Ушинский, «дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу и могла бы наполнять его вечно, - вот истинная цель воспитания, цель живая, потому что цель эта - сама жизнь». Тесты на творческую активность, составленные психологами, показывают, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых около 2%, у семилетних - 17% и у шестилеток - 37% опрошенных Иными словами система образования не только не развивает, но и в 98 случаях из 100 губит наши творческие способности.

    По  результатам проведенного анкетирования  и разноуровнего контроля знаний студентов 95% опрошенных владеют только репродуктивным уровнем усвоения знаний и только 5% имеют способности  к творческому труду В дидактике высшей школы веками складывался догматический тип обучения. Широко применяемое в современной высшей школе объяснительное обучение имеет много неоспоримых преимуществ, но оно делает акцент на воспроизводящее (репродуктивное) и не способствует развитию творческого (продуктивного) мышления у студентов. Если в вузе станет господствовать только объяснительное обучение, то будет выпуск специалистов созерцательного типа. Это будут специалисты, умеющие усваивать знания и воспроизводить научные истины, но пасующие в ситуациях, требующих самостоятельного мышления, не способные самостоятельно добывать знания и творчески относиться к делу. Такие специалисты нуждаются в рецептах для решения любой задачи, что потребует постоянного обращения к услугам экспертов.

    На  смену догматическому объяснительному преподаванию в высшую школу приходит система обучения, в основе которой лежит не информационное сообщение знаний, а организация самостоятельного «добывания» их студентом. «Не так важно приобретенное знание, как развитие способности учиться. Образование есть то образование, что остается, когда все выученное забыто» (физик Мак Лауэ).

          Творческое мышление как сложный вид умственной деятельности, характеризуемой диалектичностью, проблемностью, познавательной активностью, конструктивной самостоятельностью, основано на взаимодействии внутри-личностных и внешне-социальных детерминантах развития. В современных условиях оно является одной из основных профессиональных характеристик личности современного специалиста, активизирующих его внутренний потенциал, расширяющих сферы самореализации, формирующих творческое отношение к миру и себе. Эффективное развитие творческого мышления студента возможно в условиях проблемно-деятельностного обучения и будет зависеть от специфического конструкта модели развивающего обучения в вузе, особого построения содержания образования и логики его развертывания, методической системы организации образовательного процесса, а также особого стиля педагогического руководства саморазвитием студента.

     Мышление  представляет собой активную целенаправленную деятельность, в процессе которой осуществляется переработка имеющейся и вновь поступающей информации, отчленение внешних, случайных, второстепенных её элементов от основных, внутренних, отражающих сущность исследуемых ситуаций, раскрываются закономерные связи между ними. Мышление не может быть продуктивным без  опоры на прошлый опыт, и в то же время оно предполагает  выход за его пределы, открытие новых знаний, благодаря чему расширяется фонд их и тем самым увеличивается возможность решения всё новых и новых, более сложных задач.

     Мышление  рассматривается как трёхуровневая  иерархическая структура:

1) интуиция - познание абстрактных объектов  их связи с другими абстрактными  объектами;

2) рассудок  – познание конкретных  систем без учёта их взаимосвязи с другими системами абстрактных объектов;

3) разум  – познание конкретных систем  абстрактных объектов с учётом  их взаимосвязей с другими  системами абстрактных объектов  и универсумом абстрактных систем  в целом.

      В мышлении как в процессе обобщенного и опосредованного познания действительности в диалектически противоречивом единстве сплетены его продуктивные и репродуктивные компоненты, причем удельный вес их в конкретной мыслительной деятельности может быть различным. Под влиянием всевозрастающих требований жизни, к творческому её компоненту возникла необходимость выделить особые виды мышления − творческое (продуктивное) и репродуктивное.

     Творческое (или продуктивное) мышление понимается как мышление на основе творческого воображения. Идеи о творческом характере мышления человека, о его специфике, взаимоотношениях с другими процессами, с памятью, интеллектом, вниманием, о закономерностях его развития разрабатывались в исследованиях многих психологов (Ананьев Б.Г., Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Костюк Г.С., Леонтьев А.Н., Теплов Б.М.  Рубинштейн С.Л.).

     Творческое  мышление -  есть процесс образования  новых систем связей, свойств личности, её интеллектуальных способностей, характеризующихся  динамичностью и системностью. Творческое мышление характеризуется новизной своего продукта, своеобразием процесса получения, существенным влиянием на уровень развития, осуществляет движение к новым знаниям. Качественными показателями будут гибкость, экономичность, последовательность, оригинальность, беглость.

     Обучение  в вузе можно рассматривать как  своеобразный технологический процесс  развития творческого мышления, формирования активной, инициативной личности, умеющей  при опоре на фундаментальные  научные знания глубоко анализировать  и принимать обоснованные решения при выполнении своих функциональных обязанностей.

     Большинство представителей зарубежной педагогической мысли нередко отрицают существенное влияние обучения на развитие мышления. Интеллектуальное развитие толкуется ими как вполне самостоятельный процесс, протекающий согласно внутренним закономерностям, не зависящим от обучения. Обучение в данном случае рассматривается как условие приспособления педагогического к интеллектуальному развитию обучаемого. Иначе говоря, педагогический процесс как бы следует за развитием. В основе такого подхода лежит утверждение о преобладающей роли наследственности в интеллектуальном развитии (Г. Айзенк, К. Джексон). Имеется другая точка зрения. Она заключается в том, что все виды и формы психики – от элементарных  сенсорных реакций до творческого поведения – представляет собой последовательно усложняющиеся виды адаптации индивида. Творческое же мышление, выступая формой поведения, поддается тренировке, обучению (Ф. Бартлетт, Ю. Мальцман и др.).

     В отечественной педагогике уже в 30-е гг. была предложена система обучения, ориентированная на всестороннее развитие личности. Основной тезис её состоял в том, что интеллектуальное развитие человека, как и его общее развитие, опосредовано обучением. Наиболее развернуто эта идея представлена во взглядах Л.С. Выготского и трудах его учеников.

     Основные  идеи концепции сводятся к следующим положениям:

1) обучение  ведёт за собой развитие творческого  мышления;

2) обучение  учитывает психофизиологические  возможности интеллектуального  развития и опережает его в пределах «зоны ближайшего развития»;

3) процессы  обучения и развития творческого  мышления протекают в тесном  диалектическом единстве: обучение  включает сам процесс интеллектуального  развития, а не надстраивается  над ним;

4) развитие творческого мышления прочно связано с всесторонним развитием личности и выступает как форма присвоения исторически выработанного «стиля мышления».

     В педагогике высшей школы укоренилось  положение, согласно которому развитие выступает одним из слагаемых  подготовки студентов. При этом развитие понимается как целеустремлённый процесс функционального совершенствования умственной деятельности студентов в соответствии с требованиями их будущей профессии и условиями работы. Оно выражается в формировании у студентов способности анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, то есть всего того, что составляет основу творческого мышления. Иными словами, под развитием подразумевается целенаправленный процесс формирования у студентов структуры творческого мышления, влекущий за собой развитие интеллектуального потенциала личности.

     Среди существующих технологий и форм подготовки в качестве наиболее продуктивных в  деле развития творческого мышления студентов выступают проблемно-поисковые, исследовательские и коллективно-групповые технологии подготовки. Большие возможности в деле развития творческого мышления несёт в себе широкое и раннее применение исследовательской деятельности студентов. Она обеспечивает подготовку творчески мыслящих специалистов, имеющих навыки научной деятельности, самостоятельного анализа возможностей использования достижений науки и передового опыта, навыки практического участия в работе научных коллективов.

     В настоящее время наблюдается  высокий темп развития науки и  техники, создания думающих машин, на которые перекладываются всё более сложные функции. Это освобождает человека для творческой деятельности. В соответствии с этим резко возрастают требования к творческому мышлению, которое  позволяет человеку ставить новые проблемы, новые решения в условиях неопределенности, множества выборов, делать открытия, не вытекающие непосредственно из уже имеющихся знаний. Эта сторона мыслительной деятельности имеет свои специфические особенности, без знания которых нельзя повысить её эффективность.

     При отсутствии творческой мотивации высокий  уровень творческих способностей не может гарантировать творческих достижений ни в науке, ни в искусстве, ни в других видах деятельности даже при полном овладении новейшими  технологиями. И наоборот, наличие соответствующей мотивации необходимыми знаниями и умениями при отсутствии творческих возможностей не может привести к творческому результату, обеспечивая лишь исполнительское мастерство.

    Развивать творческое мышление - значит формировать  и совершенствовать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение и обобщение, классификацию, планирование, абстрагирование, и обладать такими характеристиками мышления, как критичность, глубина, гибкость, широта, быстрота, вариативность, а также развивать воображение и обладать знаниями разного содержания.

    Для студентов технических специальностей, будущих инженеров, наибольшую актуальность приобретает развитие таких качеств, как гибкость и быстрота. Именно наличие данных качеств позволяет  студентам более легко осваивать основы дисциплин, а также является необходимой составляющей их будущей профессиональной деятельности. Развитие творческого мышления дает возможность вырабатывать у студентов такие качества, как компетентность, умение устанавливать контакты и без потерь разрешать возможные конфликтные ситуации в профессиональной деятельности, умение быстро реагировать на изменяющиеся условия и находить адекватные пути выхода из тех или иных профессиональных или жизненных ситуаций.

    Развивать творческое мышление и нацеливать на творчество необходимо также студентов, обучающихся на экономических или гуманитарных специальностях. Перед специалистами таких профилей профессиональной деятельности ставятся задачи, которые не всегда можно решить традиционными путями, а требуется креативный подход.

Информация о работе Развитие творческого мышления у специалистов