Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 00:49, реферат
Социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, предъявляют к развитию личности молодого человека совершенно новые требования: уметь ориентироваться в новых и часто неопределённых ситуациях, уметь самостоятельно принимать решения и определять свои цели, быть социально активным, т.е. быть творческой личностью. В связи с этим особую актуальность приобретают задачи по созданию психолого-педагогических условий развития творческой личности.
І. ВВЕДЕНИЕ
ІІ. Развитие творческого мышление – показатель профессиональных характеристик личности современного специалиста:
Мышление – целенаправленная деятельность.
Обучение – фактор развития творческого мышления.
Творческое мышление как разновидность мышления:
Условия, стимулирующие развития творческого мышления студента;
«Умственные замки»;
Критерии творческой активности.
ІІІ.ВЫВОДЫ
В
этом случае раскрытию творческого
потенциала способствует внеучебная деятельность,
которая реализуется
Развитие творческого мышления студентов часто сдерживается тем, что их память не в состоянии усвоить огромного количества фактов, которые нужны сегодня, но окажутся бесполезными завтра. Необходимо преодолевать взгляд на обучение как на процесс, в основе которого лежит запоминание и воспроизведение, пересмотреть содержание учебных занятий, выделить в учебных программах опорные пункты, в которых указать, что подано в ознакомительном, информационном плане и что подлежит заучиванию.
Одним
из механизмов, стимулирующих творческое
мышление студентов, являются интеллектуальные
задачи. Они вскрывают и приводят
в движение познавательные ресурсы,
формируют исследовательский
Огромными
возможностями для формирования
творческо-поисковой позиции
Раскрытие творческой индивидуальности студента должно привести к формированию у него потребности в самообразовании как свойства личности. Закономерный результат педагогического процесса - готовность к самообразованию - включает в себя не только устойчивый интерес к научному знанию, но и надежные способы его приобретения.
Условия, влияющие на течение творческой деятельности делятся на: ситуативные и личностные.
К ситуативным факторам, отрицательно влияющим на творческие возможности человека, относятся лимит времени; состояние стресса; состояние повышенной тревожности; желание быстро найти решение; слишком сильная или слишком слабая мотивация; наличие фиксированной установки на конкретный способ решения; неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами; страх; повышенная самоцензура; способ предъявления условий задачи, провоцирующий неверный путь решения, и др.
К личностным факторам, негативно влияющим на процесс творчества, относят конформизм (соглашательство); неуверенность в себе (часто сопутствует общей низкой самооценке), а также слишком сильную уверенность (самоуверенность); эмоциональную подавленность и устойчивое доминирование отрицательных эмоций; отсутствие склонности к риску; доминирование мотивации избегания неудачи над мотивацией стремления к успеху; высокую тревожность как личностную черту; сильные механизмы личностной защиты и ряд других.
Среди личностных черт, благоприятствующих творческому мышлению, выделяют следующие: уверенность в своих силах; доминирование эмоций радости и даже определенную долю агрессивности; склонность к риску; отсутствие боязни показаться странным и необычным; отсутствие конформности; хорошо развитое чувство юмора; наличие богатого по содержанию подсознания (видит разнообразные по содержанию сны, обладает подпороговой чувствительностью, переживает феномены синестезии и т.п.); любовь к фантазированию и построению планов на будущее и т.п. Следует также отметить часто встречающуюся у творческих личностей детскость, доходящую до инфантилизма. Выведена формула П. А. Флоренского о том, что секрет творчества в сохранении юности, а секрет гениальности - в сохранении детства на всю жизнь.
Методы, направленные на формирование опыта профессионально-творческого мышления:
1.
По способу организации
a)
Структурно-логические (задачные) методы.
Они характеризуются поэтапной
организацией постановки
б) Тренинговые методы. Они представляют собой систему деятельности по отработке определенных алгоритмов учебно-познавательных действий и способов решения типовых задач в ходе обучения (тесты и практические задания, в содержание которых на нормативном этапе следует добавлять элементы творчества).
в) Игровые методы. Данная группа методов характеризуется игровой формой взаимодействия субъектов образовательного процесса; образовательные задачи включены в содержание игры (деловые игры, профессиональные бои, дискуссии). Деловые игры являются своеобразным активным методом подготовки кадров, так как эта подготовка включает в себя в определенной форме исследования и обучение. При этом осуществляется воздействие на потребностно - мотивационную сферу личности учащихся, развиваются рефлексивные способности, формируется целостное профессиональное сознание, повышается уровень уверенности в себе.
2. По формирующей направленности:
а) Методы развития опыта творческой деятельности:
-
методы с применением
- методы группового решения творческих задач: метод Дельфи, метод «черного ящика», метод дневников;
-
методы коллективного
б) Методы эмоционального воздействия (формируют опыт через переживание собственной профессионально-творческой и учебно-познавательной деятельности и создают установку на позитивное эмоциональное отношение к ней): поощрение, учебно-эмоциональная игра, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор творческих заданий, побуждение к выбору альтернативных решений, подчеркивание личностной значимости обучаемых.
в) Методы формирования готовности памяти. Профессиональные компоненты проявляются в умственной деятельности, как направленность личности на решение профессиональных задач, оперирование профессиональными знаниями и умениями. Следовательно, их развитию способствует профессиональное содержание деятельности в целом и конкретных заданий в частности.
Исследователь развития творческого мышления, Р. Оуч, факторы, мешающие нам «думать не так, как все», (то есть, творчески), называет «умственными замками». К ним относятся:
1. Установка на один правильный ответ. Мы не задумываемся даже о возможности существования альтернатив и останавливаем поиск после нахождения первого варианта ответа; привыкаем к стандартному взгляду на ситуацию, не пытаемся оценить ее с новой точки зрения, то есть наше мышление становится прямолинейным и конвергентным. Чтобы развить гибкость и дивергентность мышления, следует целенаправленно, настойчиво искать, условно говоря, «второй правильный ответ», решая любую задачу.
2.
«Это не логично». Во многих
жизненных ситуациях, в
3.
Привычка следовать правилам. Чтобы
быть творцом, необходимо
4.Стремление быть практичным. Практичность важна в мире действий, в процессе воплощения идей в жизнь. Стремление к практичности стоит отодвинуть на этап осмысления и анализа решения.
Как отмечает психолог Р. Оуч, в каждом из нас живет «художник» и «судья». На ранних стадиях творческого мышления, при зарождении идей в нашем сознании доминирует художник с широким кругозором, свободным взглядом, непредвзятым мнением, развитым воображением. Судья с его оценочным подходом выдвигается на первый план во время практической фазы, когда идеи приготовлены к исполнению. «Я рекомендую, - говорит автор, - чтобы вы избегали своего суда до того момента, пока ваше художество (творение) не сделает свою работу. Преждевременная оценка может помешать замыслу».
5.Склонность к избеганию двусмысленностей. «Когда вы в начальной фазе творческого процесса, немного двусмысленности может подтолкнуть вас к таким вопросам как: «Что изучается?», «Что имеется в виду?», «Как еще это можно интерпретировать?». Это те специальные вопросы, которые вы задаете, когда ищете новые идеи». С помощью подобного рода вопросов мы как раз и подходим к необходимости поиска «второго правильного ответа», поскольку вынуждены смотреть на вещи двусмысленно.
6.«Ошибаться нельзя». С практической точки зрения подобная установка имеет смысл, ибо жизнь требует от нас принятия тысячи мелких решений и выполнения множества рутинных действий. Ошибки заставляют нас «думать как-то по-другому», они необходимы в начальной стадии творческого процесса. Нужно не бояться совершать ошибки, а уметь их анализировать, делать выводы и извлекать пользу из них.
7.«Игра
в фривольности». Скучная,
8.Уверенность,
что «это не моя сфера». Мир
огромен и сфера приложения
наших сил чрезвычайна обширна.
9.Установка «не будь глупцом». Всем нам хочется быть (или хотя бы казаться) умными в своих глазах и в глазах окружающих - отсюда страх сделать что-то не так, совершить ошибку, вызвать насмешки. Формируется привычка занимать соглашательскую позицию с самим собой или с мнением окружающих, оценивать любую идею с точки зрения «умно-глупо», отсеивая при этом самые ценные мысли, предположения только потому, что они не укладываются в определение «умно». Чтобы этого избежать, следует время от времени сознательно «валять дурака», настраивая себя на генерирование именно «глупых» идей.
10.«Я
не творческий». Чтобы что-то
сделать, нужно захотеть это
сделать и быть уверенным,
что ты можешь это сделать.
Проведенное психологами
Информация о работе Развитие творческого мышления у специалистов