Развитие творческого мышления у специалистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 00:49, реферат

Описание работы

Социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, предъявляют к развитию личности молодого человека совершенно новые требования: уметь ориентироваться в новых и часто неопределённых ситуациях, уметь самостоятельно принимать решения и определять свои цели, быть социально активным, т.е. быть творческой личностью. В связи с этим особую актуальность приобретают задачи по созданию психолого-педагогических условий развития творческой личности.

Содержание

І. ВВЕДЕНИЕ

ІІ. Развитие творческого мышление – показатель профессиональных характеристик личности современного специалиста:
Мышление – целенаправленная деятельность.
Обучение – фактор развития творческого мышления.
Творческое мышление как разновидность мышления:
Условия, стимулирующие развития творческого мышления студента;
«Умственные замки»;
Критерии творческой активности.


ІІІ.ВЫВОДЫ

Работа содержит 1 файл

РЕФпедагогика.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

    В этом случае раскрытию творческого  потенциала способствует внеучебная деятельность, которая реализуется посредством  привлечения студентов к участию  в спортивных соревнованиях, фестивалях, концертах, в выставках, различного рода кружках и помогает студенту адаптироваться в тех или иных условиях, раскрыть свои скрытые ресурсы, позволяет студенту заниматься и получать знания именно в той области, которая, по его мнению, кажется наиболее интересной, а, следовательно, совершенствовать свои знания умения и навыки, совершенствовать свои способности и стремиться к первенству.

    Развитие  творческого мышления студентов  часто сдерживается тем, что их память не в состоянии усвоить огромного  количества фактов, которые нужны  сегодня, но окажутся бесполезными завтра. Необходимо преодолевать взгляд на обучение как на процесс, в основе которого лежит запоминание и воспроизведение, пересмотреть содержание учебных занятий, выделить в учебных программах опорные пункты, в которых указать, что подано в ознакомительном, информационном плане и что подлежит заучиванию.

    Одним из механизмов, стимулирующих творческое мышление студентов, являются интеллектуальные задачи. Они вскрывают и приводят в движение познавательные ресурсы, формируют исследовательский стиль  умственной деятельности. Возникая на базе затруднительных ситуаций, при решении значимых для человека проблем, интеллектуальная задача своеобразно моделирует процесс творческого мышления, служит действенным средством его формирования и развития у студентов. Особенно перспективными в этом отношении являются задания, при выполнении которых происходит глубокое преобразование исходного состава их требований, а также задачи со скрытым составом исходных данных, т.к. они не имеют определенного законченного ответа, поскольку студент может по мере своих склонностей и способностей неограниченно углубляться в изучение поставленного вопроса. Творческая реконструкция основных структурных компонентов задания активно содействуют формированию самостоятельности мышления, развивают оригинальность и находчивость ума.

    Огромными возможностями для формирования творческо-поисковой позиции личности располагает научно-исследовательская  работа студентов, организуемая в рамках учебного процесса. При ее выполнении студент может проявить инициативу, наблюдательность, интерес к близкой ему проблеме, способность и умение поставить научный и практический эксперимент. Научно-исследовательская работа студентов становится оптимальной, если удается придать ей коллективный, групповой характер. В одиночку становится все труднее решать быстро усложняющиеся задачи, резко снижается результативность поиска. В условиях групповой работы преподаватель имеет наибольшую возможность выявлять творческие дарования студентов, формировать научные коллективы.

    Раскрытие творческой индивидуальности студента должно привести к формированию у него потребности в самообразовании как свойства личности. Закономерный результат педагогического процесса - готовность к самообразованию - включает в себя не только устойчивый интерес к научному знанию, но и надежные способы его приобретения.

    Условия, влияющие на течение творческой деятельности делятся на: ситуативные и личностные.

    К ситуативным факторам, отрицательно влияющим на творческие возможности  человека, относятся лимит времени; состояние стресса; состояние повышенной тревожности; желание быстро найти решение; слишком сильная или слишком слабая мотивация; наличие фиксированной установки на конкретный способ решения; неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами; страх; повышенная самоцензура; способ предъявления условий задачи, провоцирующий неверный путь решения, и др.

    К личностным факторам, негативно влияющим на процесс творчества, относят конформизм (соглашательство); неуверенность в  себе (часто сопутствует общей  низкой самооценке), а также слишком  сильную уверенность (самоуверенность); эмоциональную подавленность и  устойчивое доминирование отрицательных эмоций; отсутствие склонности к риску; доминирование мотивации избегания неудачи над мотивацией стремления к успеху; высокую тревожность как личностную черту; сильные механизмы личностной защиты и ряд других.

    Среди личностных черт, благоприятствующих творческому мышлению, выделяют следующие: уверенность в своих силах; доминирование эмоций радости и даже определенную долю агрессивности; склонность к риску; отсутствие боязни показаться странным и необычным; отсутствие конформности; хорошо развитое чувство юмора; наличие богатого по содержанию подсознания (видит разнообразные по содержанию сны, обладает подпороговой чувствительностью, переживает феномены синестезии и т.п.); любовь к фантазированию и построению планов на будущее и т.п. Следует также отметить часто встречающуюся у творческих личностей детскость, доходящую до инфантилизма. Выведена формула П. А. Флоренского о том, что секрет творчества в сохранении юности, а секрет гениальности - в сохранении детства на всю жизнь.

    Методы, направленные на формирование опыта профессионально-творческого мышления:

    1. По способу организации учебной  деятельности:

    a) Структурно-логические (задачные) методы. Они характеризуются поэтапной  организацией постановки дидактических  задач, выбора способов их решения, диагностики и оценки полученных результатов (от простого - к сложному, от теории - к практике).

    б) Тренинговые методы. Они представляют собой систему деятельности по отработке  определенных алгоритмов учебно-познавательных действий и способов решения типовых задач в ходе обучения (тесты и практические задания, в содержание которых на нормативном этапе следует добавлять элементы творчества).

    в) Игровые методы. Данная группа методов  характеризуется игровой формой взаимодействия субъектов образовательного процесса; образовательные задачи включены в содержание игры (деловые игры, профессиональные бои, дискуссии). Деловые игры являются своеобразным активным методом подготовки кадров, так как эта подготовка включает в себя в определенной форме исследования и обучение. При этом осуществляется воздействие на потребностно - мотивационную сферу личности учащихся, развиваются рефлексивные способности, формируется целостное профессиональное сознание, повышается уровень уверенности в себе.

    2. По формирующей направленности:

    а) Методы развития опыта творческой деятельности:

    - методы с применением затрудняющих  условий: метод временных ограничений,  метод внезапных запрещений, метод  новых вариантов, метод информационной  недостаточности, метод абсурда;

    - методы группового решения творческих задач: метод Дельфи, метод «черного ящика», метод дневников;

    - методы коллективного стимулирования  творческих поисков: метод мозгового штурма. «Обобщенная мысль людей, направленная в единое русло, неизбежно сталкивается, переплетает десятки разномастных идей, рождая при этом оригинальные жизнеспособные решения. Один предлагает, другой развивает, третий формирует. Но каждый включается в творческий процесс придумывания. Кроме чисто практического результата решения предложенной задачи, достигаются побочные эффекты, например, ломка стереотипов мышления. Кроме того, при принятии коллегиального решения, а именно такое подразумевает мозговой штурм, никто в будущем не откажется от него, так как в этом решении присутствует и его творчество».

    б) Методы эмоционального воздействия (формируют  опыт через переживание собственной  профессионально-творческой и учебно-познавательной деятельности и создают установку  на позитивное эмоциональное отношение  к ней): поощрение, учебно-эмоциональная  игра, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор творческих заданий, побуждение к выбору альтернативных решений, подчеркивание личностной значимости обучаемых.

    в) Методы формирования готовности памяти. Профессиональные компоненты проявляются в умственной деятельности, как направленность личности на решение профессиональных задач, оперирование профессиональными знаниями и умениями. Следовательно, их развитию способствует профессиональное содержание деятельности в целом и конкретных заданий в частности.

    Исследователь развития творческого мышления, Р. Оуч, факторы, мешающие нам «думать не так, как все», (то есть, творчески), называет «умственными замками». К ним относятся:

    1. Установка на один правильный  ответ. Мы не задумываемся даже о возможности существования альтернатив и останавливаем поиск после нахождения первого варианта ответа; привыкаем к стандартному взгляду на ситуацию, не пытаемся оценить ее с новой точки зрения, то есть наше мышление становится прямолинейным и конвергентным. Чтобы развить гибкость и дивергентность мышления, следует целенаправленно, настойчиво искать, условно говоря, «второй правильный ответ», решая любую задачу.

    2. «Это не логично». Во многих  жизненных ситуациях, в условиях  образовательной среды и вне  ее фразы «ты не логичен», «твое рассуждение лишено логики» звучат если не оскорбительно, то порицающе. Нам как бы указывают на то, что мы не умеем мыслить, рассуждать, наше мнение не заслуживает внимания. Применение только логических методов сужает для нас круг изучаемых, рассматриваемых явлений, препятствует исследовательской деятельности. Логика, конечно, важнейший творческий инструмент, но использовать ее следует в практической фазе творческого процесса для анализа и обоснования найденного решения, для его проверки и реализации. А вот в процессе поиска логика загоняет идеи в довольно тесные рамки, препятствует работе воображения.

    3. Привычка следовать правилам. Чтобы  быть творцом, необходимо бросить  вызов правилам, как сказал Пикассо,  ибо каждый акт творчества является, прежде всего, актом разрушения. Творческое мышление, оперируя имеющимися знаниями, направлено на разрыв одной модели с целью создания новой. Таким образом, стратегия эффективного творческого мышления - играть в революционеров и опровергать правила.

    4.Стремление  быть практичным. Практичность важна  в мире действий, в процессе  воплощения идей в жизнь. Стремление к практичности стоит отодвинуть на этап осмысления и анализа решения.

    Как отмечает психолог Р. Оуч, в каждом из нас живет «художник» и «судья». На ранних стадиях творческого мышления, при зарождении идей в нашем сознании доминирует художник с широким кругозором, свободным взглядом, непредвзятым мнением, развитым воображением. Судья с его оценочным подходом выдвигается на первый план во время практической фазы, когда идеи приготовлены к исполнению. «Я рекомендую, - говорит автор, - чтобы вы избегали своего суда до того момента, пока ваше художество (творение) не сделает свою работу. Преждевременная оценка может помешать замыслу».

    5.Склонность к избеганию двусмысленностей. «Когда вы в начальной фазе творческого процесса, немного двусмысленности может подтолкнуть вас к таким вопросам как: «Что изучается?», «Что имеется в виду?», «Как еще это можно интерпретировать?». Это те специальные вопросы, которые вы задаете, когда ищете новые идеи». С помощью подобного рода вопросов мы как раз и подходим к необходимости поиска «второго правильного ответа», поскольку вынуждены смотреть на вещи двусмысленно.

    6.«Ошибаться  нельзя». С практической точки  зрения подобная установка имеет смысл, ибо жизнь требует от нас принятия тысячи мелких решений и выполнения множества рутинных действий. Ошибки заставляют нас «думать      как-то по-другому», они необходимы в начальной стадии творческого процесса. Нужно не бояться совершать ошибки, а уметь их анализировать, делать выводы и извлекать пользу из них.

    7.«Игра  в фривольности». Скучная, рутинная  рабочая обстановка действует  на человека удручающе и сковывающе, веселая и необычная обстановка  является более продуктивной. Людям, которым нравится их работа, приходит в голову больше идей: о любимом деле приятнее думать, а мы склонны делать в первую очередь то, что нам приятно и рассматривать решение любой проблемы как игру. Вспомните, как парила ваша мысль в детстве во время игр, понаблюдайте за детьми, которые способны соорудить палатку из старого зонтика и используют табурет вместо автомобиля.

    8.Уверенность,  что «это не моя сфера». Мир  огромен и сфера приложения  наших сил чрезвычайна обширна.  Но - «нельзя объять необъятное»  и, чтобы функционировать в этом мире, мы вынуждены сужать круг нашей деятельности, специализироваться. Но нельзя замыкаться на рассмотрении только своих профессиональных задач, поскольку «где бы вы ни шли, имеются идеи, ожидающие открытия».

    9.Установка  «не будь глупцом». Всем нам хочется быть (или хотя бы казаться) умными в своих глазах и в глазах окружающих - отсюда страх сделать что-то не так, совершить ошибку, вызвать насмешки. Формируется привычка занимать соглашательскую позицию с самим собой или с мнением окружающих, оценивать любую идею с точки зрения «умно-глупо», отсеивая при этом самые ценные мысли, предположения только потому, что они не укладываются в определение «умно». Чтобы этого избежать, следует время от времени сознательно «валять дурака», настраивая себя на генерирование именно «глупых» идей.

    10.«Я  не творческий». Чтобы что-то  сделать, нужно  захотеть это  сделать и  быть уверенным,  что ты можешь это сделать.  Проведенное психологами исследование  группы ученых, выявило, что более  творческие из них сами были уверены в своей творческости, тогда как менее творческие и не считали себя таковыми. Уверенность в том, что вы способны быть творцом, раскрепощает ваше сознание, дает волю воображению, позволяет «играть» своими знаниями.

Информация о работе Развитие творческого мышления у специалистов