Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 13:11, реферат
Актуальность проблемы. Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся.
Творчество – сложный психический процесс, связанный с -характером, интересами, способностями личности.
Воображение является его фокусом.
Новый продукт, получаемый личностью, в творчестве может быть объективно новым ( социально значимым открытием ) и субъективно новым ( открытием для себя ). Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.
Творческая деятельность развивает чувства детей, способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций,
таких, как память, мышления. восприятие, внимание..
Последние, в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка.
Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы. Создавая произведение творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства. Дети младшего школьного возраста любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют. лепят и рисуют, сочиняют сказки, занимаются народными промыслами. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством независимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их проявлять.
Каждый ребенок имеет свои. только ему присущие черты, которые могут быть распознаны достаточно рано.
Цель программы:
развитие системности, диалектичности мышления;
развитие продуктивного,
обучение целенаправленному использованию эвристических и алгоритмических методов для выполнения творческих заданий.
Задачи программы:
1. создать условия для
развития творческих
2. способствовать воспитанию
эстетического чувства,
ребенка к миру, и оценке прекрасного.
Основные методы работы:
индивидуальные, групповые, коллективные.
Занятия построены таким образом, что происходит частая смена видов деятельности, при этом соблюдается принцип от сложного к более простому в ходе каждого задания, проводятся динамические паузы. Очень многие младшие школьники нуждаются в развитии сенсорики и моторики, поэтому в занятия включены упражнения на развитие графических навыков, мелкой моторики руки.
Рефлексия в конце занятия включает в себя обсуждение с детьми того, что нового они узнали на занятии и что понравилось больше всего.
Данная программа рассчитана на 68 учебных часов со второго класса четырехлетней начальной школы (34,34 часа соответственно ) и содержит около 500 заданий творческого характера.
Деятельность по реализации системы творческих заданий мы представили четырьмя направлениями, ориентированными на:
познание объектов, ситуаций, явлений;
создание новых объектов, ситуаций, явлений;
преобразование объектов, ситуаций, явлений;
использование объектов, ситуаций, явлений в новом качестве.
Структура и содержание программы:
Весь курс обучения представляет собой систему взаимосвязанных тем раскрывающих многообразные связи предметной практической деятельности в природе с миром творчества и искусства.
С целью развития творческих способностей дети включаются в различные формы и виды деятельности.
Название программы “Уроки творчества ” - не случайно.
Идея программы индивидуальный, групповой, коллективный подход, после каждого занятия происходит рефлексия каждый учащийся анализирует свое отношение к занятиям, получилось ли у него творческая работа.
В связи с этим, целью данной работы является составление программы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Программа развития младших школьников позволяет благоприятно воздействовать на формирование личности растущего человека через систему занятий, проследить динамику изменений в развитии личности, получить основания для прогноза дальнейшего хода психического развития ребенка.
Приемы и способы работы с детьми соответствуют возрастным и индивидуально- психологическим особенностям младших школьников.
Программа автора Г.В. Тереховой “ Уроки творчества ” оказывает существенную помощь в реализации развития творческих способностей младших школьников.
Тематическое планирование для 2 класса
Дата
Название темы
Кол-во часов
октябрь
Знакомство
1
Объект и его признаки
9
Мир природный и технический
1
Объект и его признаки
1
Цвет
1
Октябрь
Размер
1
ноябрь
Форма
1
декабрь
Материал
1
Назначение
1
Время
1
декабрь
Самостоятельная творческая работа
1
Ресурсы человека
10
Человек
1
Органы чувств
2
Мышление
1
Внимание
1
Воображение
1
Память
1
1
1
Март
Самостоятельная творческая работа
1
Приемы фантазирования
4
Наоборот, дробление-объединение
1
Апрель
Оживление, подвижный - неподвижный
1
Смещение во времени, увеличение-уменьш.
1
Решение задач
1
Методы активизации мышления
6
Метод перебора вариантов, морфологический анализ
1
Май
Метод фокальных объектов
1
ТРИЗ
1
1
1
Самостоятельная творческая работа
1
Итого:
34
Тематическое планирование для 3 классаДата Название темы Количество часов
Сентябрь Повторение 1
Система 8
Функция систем 1
Ресурсы систем 1
Идеальный конечный результат 1
Октябрь Решение задач 2
Система- человек 1
1
Ноябрь Самостоятельная творческая работа 1
Законы развития систем 10
Закон развития систем 1
Закон полноты частей 1
1
Декабрь Закон S-образного развития систем 1
Январь Закон согласования - рассогласования 1
1
1
Решение задач 2
Самостоятельная творческая работа 1
Моделирование 10
Порядок на “мозговом чердаке”
Алгоритм 1
Постановка задачи 1
Февраль Модели 1
Март Модели задачи 1
Апрель Моделирование маленькими человечками 3
Решение задач 1
Апрель Самостоятельная творческая работа 1
Аналоги 6
Аналоги 1
Природа и техника 2
Аналоги в творческих задачах 2
Май Самостоятельная творческая работа 1
Итоги: 34
Тематика родительских собраний во 2 классе
Дата
Тема
1 четверть Развитие творческих способностей школьников как одно из приоритетных направлений современного образования
2 четверть Концепции развития творческих способностей школьников
3 четверть Методологическая культура младшего школьника
4 четверть Организация творческой деятельности учащихся начальной школы.
Тематика родительских собраний в 3 классе.Дата Тема
1 четверть Закономерности как основа интуиции
2 четверть Организация исследовательской деятельности младшего школьника
3 четверть Алгоритмические методы решения творческих задач
4 четверть Творческие традиции в школе и дома.
Использование творческих заданий в учебной деятельности младших щкольников
Тематические серии
Содержание творческих заданий
Типы заданий
Возможности учебных предметов
“Театральная”
Создание театральных эффектовтов разработка костюмов декораций,постановочные находки
Познание, создание, преобразование,
использование в новом
Художественный труд, литературное чтение.
“Природный мир”
Нахождение соответствий
природных и технических
Создание, преобразование
Окружающий мир
“Нарния”
Анализ взаимоотношений
героев произведений Клайва Степлза Льюиса
Познание, создание
Внеклассное чтение
“Вини-Пух решает вслух”
Решение проблем в сказочных ситуациях из произведений Дж.Родари, Л.Кэррола,
А.А.Милна, Дж.Толкина, А.Линдгрен, Н.А.Некрасова, русских народных сказок, мифов древней Греции; сочинение сказок, историй
Создание, преобразование, использование в новом качестве
Обучение грамоте
Литературное чтение
“Природный мир”
Изучение животных, формирование
гуманного отношения человека к
природе, выращивание культурных растений,
изучение органов чувств. памяти. мышления,
внимания, природных и социальных
особенностей человека; изучение проблем
людей с ограниченными
Познание, создание, преобразование, использование в новом качестве
Обучение грамоте,
Окружающий мир
ОБЖ
Литературное чтение
Русский язык
“Головоломки”
Решение и составление задач на внимание, головоломок шифровок, задач со спичками, шарад, кроссвордов
Создание,преобразование
Математика
Окружающий мир
ОБЖ
Обучение грамоте
Литературное чтение
Русский язык
“Признаки”
Изучение признаков объектов (цвета, формы, размеры, материалы назначений расположения в пространстве,природных явлений; составление загадок, метафор, сравнений
Познание, создание, преобразование,
использование в новом качестве
Математика
Окружающий мир
ОБЖ
Обучение грамоте
Литературное чтение
Русский язык
“Космос”
Изучение проблем, связанных с полетами человека в космос: устранение неисправностей, обеспечение водой, работа техники в условиях других планет; работоспособность в состоянии невесомости
Создание,преобразование, использование в новом качестве
Обучение грамоте
Художественный труд
Окружающий мир
“Страна несделанных дел”
Рассмотрение выделенных учащимися проблем из различных областей знаний
Преобразование, использование в новом качестве
Окружающий мир
ОБЖ