Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 13:11, реферат
Актуальность проблемы. Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся.
Опыт творческой деятельности,
по мнению исследователей является самостоятельным
структурным элементом
перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию,
самостоятельное видение проблемы,альтернативы ее решения,
комбинирование ранее усвоенных способов в новые и другие.
Анализ основных психологических новообразований и характера ведущей деятельности этого возрастного периода, современные требования к организации обучения как творческого процесса, который ученик вместе с учителем в определенном смысле строят сами; ориентация в этом возрасте на предмет деятельности и способы его преобразования предполагают возможность накопления творческого опыта не только в процессе познания, но и в таких видах деятельности как создание и преобразование конкретных объектов, ситуаций, явлений, творческого применения полученных в процессе обучения знаний.
В психолого-педагогической литературе по данной проблеме приведены определения творческих видов деятельности.
Познание – “...
В младшем школьном возрасте в первые происходит разделение игры и труда, то есть деятельности, осуществляемой ради удовольствия, которое получит ребенок в процессе самой деятельности и деятельности, направленной на достижение объективно значимого и социально оцениваемого результата. Это разграничение игры и труда в том числе и учебного труда, является важной особенностью школьного возраста.
Значение воображения в младшем школьном возрасте является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем, именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если этот период воображения специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции.
Вместе с уменьшением способности человека фантазировать обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, науке и так далее.
Младшие школьники большую
часть своей активной деятельности
осуществляют с помощью воображения.
Их игры – плод буйной работы фантазии,
они с увлечением занимаются творческой
деятельностью. Психологической основой
последней также является творческое
воображение. Когда в процессе учебы
дети сталкиваются с необходимостью
осознать абстрактный материал и
им требуются аналогии, опоры при
общем недостатке жизненного опыта,
на помощь ребенку тоже приходит воображение.
Таким образом, значение функции
воображения в психическом
Однако, фантазия, как и
любая форма психического отражения,
должна иметь позитивное направление
развитие. Она должна способствовать
лучшему по знанию окружающего мира
самораскрытию и
Они способствуют развитию мышления, памяти, обогащают его индивидуальный жизненный опыт! По словам Л.С. Выготского, воображение обеспечивает следующую деятельность ребенка:
- построение образа, конечного результата его деятельности,
- создание программы поведения
в ситуации неопределенности, создание
образов, заменяющих
- создание образов описываемых объектов.
Для развития ребенка очень важно формирование многих интересов.
Следует отметить, что для школьника вообще характерно познавательное отношение к миру. Такая любопытствующая направленность имеет объективную целесообразность. Интерес ко всему расширяет жизненный опыт ребенка, знакомит его с разными видами деятельности, активизирует его различные способности.
Дети, в отличие от взрослых, способны проявлять себя в художественной деятельности. Они с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах. Развитая способность воображения, типичная для детей младшего школьного возраста, постепенно теряет свою деятельность по мере увеличения возраста
Подводя итоги параграфа, мы приходим к следующему выводу.
Ребенок младшего школьного
возраста в условия воспитания и
обучения начинает занимать новое место
в системе доступных ему
Диапазон творческих задач, решаемых на начальной ступени обучения, необычайно широк по сложности – от нахождения неисправности в моторе или решения головоломки, до изобретения новой машины или научного открытия, но суть их одна: при их решении происходит опыт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Творческая деятельность, является более сложной по своей сущности, доступна только человеку.
Есть великая “ формула” приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: “ Сначала открыть истину, известную многим, затем открыть истины, известные некоторым, и наконец открыть истины, никому еще неизвестные”. Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского таланта.Наша обязанность –помочь ребенку встать на этот путь..
Перед школой всегда стоит
цель: создать условия для
Глава 2. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся начальных классов.
В первой главе мы рассмотрели сущность понятия способности, условия перехода природных задатков в способности, характеристику творческих способностей младшего школьника.
Во второй главе мы раскрываем педагогические условия развития творческой личности ребенка как во внешкольной и внеклассной,так и в урочной деятельности.
2.1. Изучение развития творческих способностей.
Темой наших исследований явилось определение условий для развития творческих способностей ребенка младшего школьного возраста, характеристика которых была дана в первой главе дипломной работы
В центре внимания нашей работы - дети младшего школьного возраста. Как мы отмечали выше, этот возраст является наиболее благоприятным для развития воображения и творчества личности. Младший школьный возраст характеризуется активизацией функций воображения, сначала воссоздающего, а затем и творческого.
Научный анализ проблемы, практика работы образовательных учреждений показывает, что развивающая работа не имеет эффективного результата, если не основывается на предварительном и текущем изучении уровня развития той или иной способности ребенка. Д.Б. Эльконин указывал на управляемость развития способностей, на необходимость учета начального уровня и осуществление контроля за процессом развития,что способствует выбору направлений в последующей работе. Поэтому первым этапом в нашей исследовательской работе явилось изучение развитости творческих способностей учащихся начальных классов № 9 города Мариинска, что стало отправной точкой для построения формирующего эксперимента.
Исследования ученых убедительно доказывают, что в основе многих пробелов в области развития творческих способностей ребенка лежит низкий уровень развития культуры личности.
Исходя из понимания культуры как:
а) системы специфических человеческих видов деятельности;
б) совокупности духовных ценностей;
в) процесса самореализации творческой сущности человека.
мы выделили следующие
составляющие объекта исследования
( творческие способности ), которые
могут быть основой для выявления
параметров диагностики, а также
ориентиров, определяющих цели и задачи
содержания и эффективность
Грамотность
Компетентность
Ценностно – смысловой компонент
Рефлексия
Культуротворчество
Грамотность представляет собой азы культуры, в частности знания о творческих способностях, с которых начинается ее освоение с учетом возраста, индивидуальных особенностей.
Грамотность означает овладение
знаниями, которое может проявиться
в кругозоре, эрудиции, осведомленности,
как с точки зрения научного знания,
так и с точки зрения житейского
опыта, извлекаемого из традиций, обычаев,
непосредственного общения
В определении компетентности
мы придерживаемся определения, данного
в работе М.А. Холодной: “ Компетентность
- это особый тип организации предметно
– специфических знаний, позволяющий
принимать эффективные решения
в соответствующей области
Основное отличие грамотности от компетентности заключается в том, что грамотный человек знает, понимает ( например, как вести себя в той или иной ситуации ), а компетентный – реально и эффективно может использовать знания в решении тех или иных проблем. Задачи развития компетентности – не просто больше и лучше знать о костюме, а включение этих знаний в жизненную практику.
. Творческие способности
представляют собой
Ценность, в отличие от нормы, предполагает выбор, именно поэтому, именно в ситуациях выбора, наиболее ярко определяются характеристики, относящиеся к ценностно - смысловому компоненту культуры человека.
Рефлексия представляет собой отслеживание целей,процесса и результатов своей деятельности по присвоению культуры, осознания тех внутренних изменений, которые происходят, а также себя как изменяющейся личности, субъекта деятельности и отношений.
Культуротворчество означает, что человек уже в детском возрасте является не только творением культуры, но и ее творцом. Творческое начало присуще освоению уже в дошкольном возрасте.Данные компоненты не существуют изолированно друг от друга.
Они не противопоставляются, а лишь условно делятся на процессы освоения творчества.
Взаимосвязи могут проявиться
практически между всеми
Поскольку наш эксперимент
практико-ориентированный, мы использовали
эмпирические методы исследования На
основе выделенных некоторыми учеными
параметров (грамотность, компетентность,
творчество) исходя из разделов психолого-педагогической
характеристики ребенка младшего школьного
возраста, нами разработан набор диагностических
заданий, которые были направлены на
определение степени
. Для более точного
определения уровня развития
креативных способностей
Шкала “Фантазия” включает пять показателей:
новизну (оценивается по 4- уровневой шкале: копирование объекта ( ситуации, явление), незначительные изменение прототипа, получение принципиально нового объекта (ситуации, явления));
убедительность (убедительной считается обоснованная идея, описанная ребенком с достаточной достоверностью).
Данные научных работ
говорят о том, что исследование,
проводимое в реальной жизни, правомерно
в том случае, если оно направлено
на совершенствование
Наши первоначальные исследования показали, что необходима кропотливая и целенаправленная работа с большей половиной учащихся по развитию их творческих способностей, что стимулировало нас к выявлению и созданию условий, способствующих развитию творческих способностей.