Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 13:11, реферат
Актуальность проблемы. Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся.
Мы предположили, что наибольший эффект в развитии творческих способностей младшего школьника может оказать
ежедневное включение в учебный процесс творческих заданий и упражнений,
реализация кружковых или факультативных занятий по специально разработанной программе,
вовлечение учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками и взрослыми за счет подключения семьи учащихся,
- дидактические и сюжетно – ролевые игры на уроках и во внеурочно
время;
- экскурсии, наблюдения;
- творческие мастерские;
- тренинги, проводимые психологом образовательного учреждения.
Анализ результатов
*сформировать требования
к системе заданий, которая
позволит целенаправленно
* рассмотреть содержание различных учебных курсов как ресурс заданий для младших школьников;
* предложить способы
* сформулировать
Все это позволило конкретизировать и решить задачу развития творческих способностей младших школьников через систему творческих заданий.
2.2. Развитие творческих
способностей ребенка в
Придерживаясь позиции ученых, считающих, что наиболее адекватной формой развития творческих (креативных) способностей является обучение творческой деятельности младших школьников. Для такого обучения на первом этапе нашей экспериментальной работы мы избрали урок.
Урок – остается основной формой обучения и воспитания учащегося начальных классов. Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника в первую очередь решаются задачи развития его воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации, созданию нового ).
Надо отметить, что современные образовательные программы для младших школьников подразумевают решение задач развития творческих способностей ребенка в учебной деятельности.
Так в рамках реализации программы по литературному чтению работа учителя начальных классах должна быть направлена не только на формирование навыков чтения, но и на:
развитие творческого и воссоздающего воображения учащихся,
обогащение нравственно-
эстетического и
В то же время выбор форм, методов, средств для решения обозначенных задач у учителей начальных классов традиционно вызывают затруднения.
Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить
в виде выполнения определенных заданий. И.Э.Унт определяет творческие задания как “…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применять знания в новых условиях, создать нечто субъективно ( иногда и объективно) новое”
Эффективность развития творческих
способностей во многом зависит от
того материала, на основе которого составлено
задание На основе анализа психолого-
соответствие условий выбранным методам творчества;
возможность разных способов решения;
учет актуального уровня решения;
учет возрастных интересов учащихся.
Учитывая эти требования,
мы выстроили систему творческих
заданий, под которой понимается
упорядоченное множество
Система творческих заданий включает целевой, содержательный, деятельностные и результативные компоненты.
Традиционные на уроках русского языка задания по написанию сочинений нами заменены на сотрудничество в классном рукописном журнале “Светлячки”. Для того, чтобы попасть со своей творческой работой на страницы журнала, учащиеся должны не только орфографически грамотно написать работу, но и подойти творчески к ее оформлению. Все это стимулирует младших школьников к самостоятельному, без давления со стороны взрослых, желанию писать стихи, сказки.
Не меньшие возможности
для развития творческих способностей
учащихся имеют уроки природоведения,
экологической культуры. Одной из
важнейших задач является воспитание
гуманной, творческой личности, формирование
бережного отношения к
На уроках трудового обучения проводится большая работа по развитию творческого мышления и воображения у детей младшего школьного возраста.
.Анализ учебников для
начальной школы (комплект
Предложенные задания
предполагают использование в творческой
деятельности младших школьников преимущественно
методов, основанных на интуитивных
процедурах ( таких как метод перебора
вариантов, морфологический анализ,
аналогия и др.) Активно используются
моделирование, ресурсный подход, некоторые
приемы фантазирования. Однако программы
не предусматривают
Между тем, для эффективного
развития креативных способностей школьников
применение эвристических методов
должно сочетаться с применением
алгоритмических методов
Особое внимание уделяется
творческой деятельности самого ученика.
Под содержанием творческой деятельности
понимаются две его формы - внешняя
и внутренняя. Внешнее содержание
образования характеризуется
При отборе содержания для системы творческих заданий нами учитывались два фактора:
То, что творческая деятельность младших школьников осуществляется, в основном, на уже решенных обществом проблемах,
Творческие возможности содержания учебных предметов начальной школы.
Содержание представлено тематическими группами задач, направленными на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений.( Приложение 2)
Каждая из выделенных групп является одной из составляющих творческой деятельности учащихся, имеет свою цель, содержание, предлагает использование определенных методов, выполняет определенные функции. Таким образом, каждая группа задач является необходимым условием для накопления учеником субъективного творческого опыта.
1 группа – “ Познание”.
Цель – накопление творческого опыта познания действительности.
Приобретаемые умения:
изучать объекты, ситуации, явления на основе выделенных признаков – цвета, формы, размера, материала, назначения, времени, расположения, части-целого;
рассматривать в противоречиях, обусловливающих их развитие;
моделировать явления, учитывая их особенности, системные связи, количественные и качественные характеристики, закономерности развития.
2 группа – “ Создание”.
Цель –накопление учащимися творческого опыта создания объектов ситуаций, явлений.
Приобретается умение создавать оригинальные творческие продукты, что предполагает:
*получение качественно
новый идеи субъекта
* ориентирование на идеальной конечный результат развития системы;
* переоткрытие уже существующих объектов и явлений с помощью диалектической логики.
3 группа – “Преобразование”.
Цель - приобретение творческого опыта в преобразовании объектов, ситуаций, явлений.
Приобретаемые умения:
моделировать фантастические ( реальные) изменения внешнего вида систем ( формы, цвета, материала, расположения частей и другие);
моделировать изменения внутреннего строения систем;
учитывать при изменениях свойства системы, ресурсы, диалектическую природу объектов, ситуаций, явлений.
4 группа – “ Использование в новом качестве”.
Цель – накопление учащимися опыта творческого подхода к использованию уже существующих объектов, ситуаций, явлений.
Приобретаемые умения:
рассматривать объекты ситуации, явления с различных точек зрения;
находить фантастическое применение реально существующим системам;
осуществлять перенос функций в различные области применения;
получать положительный
эффект путем использования
Чтобы накапливать творческий опыт, ученик обязательно должен осознавать (рефлексировать) процесс выполнения творческих заданий.
Организация осознания учащимися собственной творческой деятельности предполагает текущую и итоговую рефлексию.
Текущая рефлексия реализуется в процессе выполнения учащимися заданий в рабочей тетради и предполагает самостоятельное фиксирование уровня достижения учащихся (эмоциональный настрой, приобретение новой информации и практического опыта, степень личного продвижения с учетом предыдущего опыта).
Итоговая рефлексия
Как на текущем, так и на итоговом этапе рефлексии педагог фиксирует, какие методы решения творческих заданий применяют учащиеся, и делает вывод о продвижении учащихся, об уровне развития творческого мышления и воображения.
Под рефлексивными действиями в своей работе мы понимали
готовность и способность учащихся творчески осмысливать преодолевать проблемные ситуации;
умения обретать новый смысл и ценности;
умения ставить и решать нестандартные задачи в условиях коллективной и индивидуальной деятельности;
умения адаптировать в
непривычных межличностных
гуманность (определяется по позитивному преобразованию, направленному на созидание);
художественную ценность
(оценивается по степени использования
выразительных средств при
субъективную оценку (дается
без обоснования и
Таким образом, организация творческой деятельности младших школьников с учетом выбранной стратегии предполагает внесение следующих изменений в учебный процесс:
вовлечение учащихся в
систематическую совместную творческую
деятельность на основе личностно- деятельностного
взаимодействия, ориентированную на
познание, создание, преобразование, использование
в новом качестве объектов материальной
и духовной культуры, обязательным
результатом которой должно быть
получение творческого
системное использование методов творчества, обеспечивающих продвижение учащихся в развитии креативных способностей путем накопления опыта творческой деятельности при выполнении постепенно усложняющихся творческих заданий в рамках дополнительной учебной программы;
промежуточное и итоговое диагностирование креативных способностей младших школьников.
2.3. Реализация программы “ Уроки творчества”.
Реализация программы
творческих заданий в рамках учебных
дисциплин начальной школы
Основные цели курса:
развитие системности, диалектичности мышления;
развитие продуктивного, пространственного, управляемого воображения;
обучение целенаправленному
использованию эвристических
В пояснительной записке к программе, что курс рассчитан на 102 учебных часа со второго класса четырехлетней начальной школы ( 34,34,34 часа соответственно) и содержит около 500 заданий творческого характера, однако, исходя из результатов первоначальной диагностики развития творческих способностей нашего экспериментального класса, мы выполнили свое тематическое планирование в рамках факультативных занятий с учащимися 2 и 3 класса.