Развитие творческих способностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 13:11, реферат

Описание работы

Актуальность проблемы. Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся.

Работа содержит 1 файл

Развитие творческих способностей ребенка младшего школьного возраста.docx

— 67.62 Кб (Скачать)

 

3. Yеобходимость участия  в различных сложных и высоко- организованных видах человеческой  деятельности.

 

4. Yаличие с рождения  вокруг человека образованных  и цивилизованных людей, которые  уже обладают необходимыми ему  способностями и в состоянии  передать ему нужные знания, умения  и навыки, располагая при этом  соответствующими средствами обучения  и воспитания.

 

5. Отсутствие с рождения  у человека жестких, запрограммированных  структур поведения типа врожденных  инстинктов, незрелость соответствующих  мозговых структур, обеспечивающих  функционирование психики и возможность  их формирования под влиянием  обучения и воспитания.

 

Каждое из этих обстоятельств  является необходимым для превращения  человека как биологического существа, с рождения располагающего элементарными  способностями, свойственными и  многим высшим животным, в социальное существо, приобретающее и развивающее  в себе собственно человеческие способности, социально- культурная среда развивает  способности (пользование предметами, материальная и духовная культура).

 

Учителю, вдумчиво изучающему учеников, для правильной организации  учебно- воспитательного процесса и  индивидуального подхода в обучении и воспитании важно знать, к чему обнаруживает способности его ученик, и в какой мере выражены эти  способности. О способностях ученика  можно судить, наблюдая его проявления в соответствующей деятельности. Практически судить о способностях можно по совокупности следующих  показателей:

 

1) по быстрому продвижению  (темп продвижения) ученика в  овладении соответствующей деятельности;

 

2) по качественному уровню  его достижений;

 

3) по сильной, действенной  и устойчивой склонности человека  к занятиям этой деятельность 

 

Успешное осуществление  той или иной деятельности даже при  наличии способностей зависит от определенного сочетания качеств  личности. Одни только способности, не сочетающиеся с соответствующей  направленностью личности, ее эмоционально-волевыми свойствами, не могут привести к  высоким достижениям. Прежде всего  способности тесно связаны с  активным положительным отношением к соответствующей деятельности, интересом к ней, склонностью  заниматься ею, переходящей на высоком  уровне развития в страстную увлеченность, в жизненную потребность в  этом виде деятельности.

 

Интересы проявляются  в стремлении к познанию объекта, основательному изучению его во всех деталях. Склонность- стремление выполнять  соответствующую деятельность. Интересы и склонности личности не всегда совпадают. Можно интересоваться музыкой и  не иметь склонности к занятиям ею. Можно интересоваться спортом и  оставаться только “болельщиком”  и знатоком спорта, не делая даже утренней зарядки. Но у способных  к определенной деятельности детей  и взрослых интересы и склонности, как правило, сочетаются.

 

Интересы и склонности к определенной деятельности развиваются  обычно в единстве с развитием  способностей к ней. Например, интерес  и склонность ученика к математике заставляют его усиленно заниматься этим предметом, что в свою очередь  развивает математические способности. Развивающиеся математические способности  обеспечивают определенные достижения, успехи в области математики, которые  вызывают у ученика радостное  чувство удовлетворения. Это чувство  вызывает еще более глубокий интерес  к предмету, склонность еще больше заниматься им.

 

Для успеха в деятельности, кроме наличия способностей, интересов  и склонностей, необходим ряд  черт характера, прежде всего трудолюбие, организованность, сосредоточенность, целеустремленность, настойчивость. Без  наличия этих качеств даже выдающиеся способности не приведут к надежным, значительным достижениям.

 

Многие полагают, что способным  людям все дается легко и просто, без особого труда.

 

Это не так. Для развития способностей требуется длительное, упорное учение и большой, напряженный труд. Как  правило, способности всегда сочетаются с исключительной трудоспособностью  и трудолюбием. Недаром все талантливые  люди подчеркивают, что талант –  это труд, умноженный на терпение, это  склонность к бесконечному труду.

 

И.Е.Репин говорил, что  высокий уровень достижения –  это награда за каторжный труд. А один из величайших ученых в истории  человечества – А.Эйнштейн однажды  заявил в шутливой форме, что он добился  успехов только потому, что его  отличало “упрямство мула и страшное любопытство”.

 

В школе порой встречаются  ученики, которые благодаря своим  способностям все схватывают на лету, хорошо успевают, несмотря на леность, неорганизованность. Но в жизни они  обычно не оправдывают надежд, и  именно потому, что не привыкли серьезно и организованно работать, настойчиво преодолевать препятствия.

 

Очень важны такие качества личности, как самокритичность, требовательность к себе. Эти качества рождают неудовлетворенность  первыми результатами труда и  желание сделать еще лучше, совершеннее. Именно это заставляло великого изобретателя Т.Эдиссона проделывать тысячи опытов, чтобы найти, например, наиболее удачную  конструкцию аккумулятора. Именно это  заставило А.М.Горького семь раз  переделать рукопись книги “Мать”. Произведение Л.Н.Толстого “Крейцерова  соната” небольшое по объему. Но рукописи всех вариантов этого произведения, всех заметок, пометок и набросков  в 160 раз больше по объему, чем само произведение.

 

Очень важна и такая  черта характера, как скромность. Уверенность в своей исключительности, питаемая неуверенными похвалами и  восторгами, часто губительна для  способностей, так как в этом случае формируется зазнайство, самовосхищение и самолюбование, пренебрежение  к окружающим. Человек перестает  работать над совершенствованием продукта своего труда, препятствия вызывают у него раздражение и разочарование, а все это тормозит развитие способностей.

 

Исходной предпосылкой для  развития способностей служат те врожденные задатки, с которыми ребенок появляется на свет. Вместе с тем биологически унаследованные свойства человека не определяют его способностей. Мозг заключает в себе не те или иные способности, а лишь способность  к их формированию. Будучи предпосылкой успешной деятельности человека, его  способности в той или иной мере и продукт его деятельности. Иными словами, каким будет отношение  человека к действительности, таким  и результат.

 

Способности включают в свою структуру умения, следовательно, и  знания и навыки. Легкость, скорость и качество формирования каждого  навыка, умения зависят от уже имеющихся  способностей.

 

Это более раннее развитие способностей позволит более полно  их сформировать к зрелому возрасту. Навыки, знания, умения, став свойствами личности, превращаются в элементы новых, изменившихся способностей человека, ведут к новым более сложным видам деятельности. Происходит некая “ цепная реакция” развития способностей на основе уже имеющихся.

 

При наличии задатков способности  могут развиваться очень быстро даже при неблагоприятных обстоятельствах. Однако прекрасные задатки сами по себе автоматически не обеспечивают высоких достижений. С другой стороны, и при отсутствии задатков ( но не при полном ) человек может при  определенных условиях добиться значительных успехов в соответствующей деятельности.

 

Итак, в данном параграфе  мы рассмотрели условия перехода природных задатков в способности.

 

1.3. Развитие способностей  ребенка в младшем школьном  возрасте.

 

Рассмотрев в предыдущем параграфе условия перехода природных  задатков в способности, необходимо развить следующий на наш взгляд аспект этой проблемы как характеристика механизма развития творческих способностей младших школьников.

 

В результате экспериментальных  исследований среди способностей личности была выделена способность особого  рода – порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Такая способность была названа креативностью (творчеством)

 

Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают “…комплексные  возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание”.

 

Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Одним  из компонентов креативности является способность личности.

 

Следует отличать креативный продукт от креативного процесса. Продукт творческого мышления можно  оценивать по его оригинальности и по его значению, креативный процесс - по чувствительности к проблеме, способности  к синтезу, способности к воссозданию  недостающих деталей, (не следовать  по избитому пути), по беглости мысли  и т.д. Эти атрибуты креативности являются общими как для науки, так  и для искусства.

 

Проблемы творчества широко разрабатывались в отечественной  психологии. В настоящее время  исследователи ведут поиск интегрального  показателя, характеризующего творческую личность. Этот показатель может определяться как некоторое сочетание факторов или же рассматриваться как непрерывное  единство процессуальных и личностных компонентов творческого мышления (А.В.Брушлинский ).

 

Большой вклад в разработку проблем способностей, творческого  мышления внесли психологи, как Б.М. Теплов, С.Л.Рубинштейн,Б.Г.Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А.Крутецкий, А.Г.Ковалев, К.К. Платонов, А.М.Матюшкин, В.Д.Шадриков, Ю.Д.Бабаева, В.Н.Дружинин, И.И.Ильясов, В.И. Панов, И.В. Калиш, М.А.Холодная, Н.Б.Шумакова, В.С.Юркевич  и другие.

 

Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности  как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности младших школьников, выделим компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников:

 

* творческое мышление,

 

* творческое воображение, 

 

* применение методов организации  творческой деятельности.

 

Для развития творческого  мышления и творческого воображения  учащихся начальных классов необходимо предлагать следующие задания:

классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

устанавливать причинно-следственные связи;

видеть взаимосвязи и  выявлять новые связи между системами;

рассматривать систему в  развитии;

делать предположения  прогнозного характера;

выделять противоположные  признаки объекта;

выявлять и формировать  противоречия;

разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

представлять пространственные объекты.

 

Творческие задания дифференцируются по таким параметрам, как 

сложность содержащихся в  них проблемных ситуаций,

сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;

формы представления противоречий (явные, скрытые ).

 

В связи с этим выделяются три уровня сложности содержания системы творческих заданий.

 

Задания III (начального) уровня сложности предъявляются учащимся первого и второго класса. В  качестве объекта на этом уровне выступает  конкретный предмет, явление или  ресурс человека. Творческие задания  этого уровня содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию, предполагают применение метода перебора вариантов  или эвристических методов творчества и предназначены для развития творческой интуиции и пространственного  продуктивного воображения.

 

Задания II уровня сложности  находятся на ступеньку ниже и  направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических  методов творчества.

 

Под объектом в заданиях данного  уровня выступает понятие “ система”, а также ресурсы систем. Они  представлены в виде расплывчатой проблемной ситуации или содержат противоречия в явной форме.

 

Цель заданий данного  типа – развитие основ системного мышления учащихся.

 

Задания I (высшего, высокого,продвинутого) уровня сложности. Это открытые задачи из различных областей знания, содержащие скрытые противоречия. В роли объекта  рассматриваются биосистемы, полисистемы, ресурсы любых систем. Задания  такого типа предлагаются учащимся третьего и четвертого года обучения. Они  направлены на развитие основ диалектического  мышления, управляемого воображения, осознанного  применения алгоритмических и эвристических  методов творчества.

 

Выбираемые учащимися  методы творчества при выполнении заданий  характеризуют соответствующие  уровни развития творческого мышления, творческого воображения. Таким  образом, переход на новый уровень  развития креативных способностей младших  школьников происходит в процессе накопления каждым учащимся творческой деятельности.

 

III уровень – предполагает  выполнение заданий на основе  перебора вариантов и накопленного  творческого опыта в дошкольном  возрасте и эвристических методов.  Используются такие методы творчества:

метод фокальных объектов,

морфологический анализ,

метод контрольных вопросов,

отдельные типовые приемы фантазирования.

 

II уровень - предполагает  выполнение творческих заданий  на основе эвристических методов  и элементов ТРИЗ, таких как: 

метод маленьких человечков,

методы преодоления психологической  инерции,

системный оператор,

ресурсный подход,

законы развития систем.

 

I уровень – предполагает  выполнение творческих заданий  на основе мыслительных инструментов  ТРИЗ:

 

* адаптированный алгоритм  решения изобретательских задач,

 

* приемы разрешения противоречия  в пространстве и во времени,

 

* типовые приемы разрешения  противоречия.

 

Отечественные психологи  и педагоги ( Л.И.Айдарова, Л.С.Выготский, Л.В.Занков,В.В.Давыдов,З.И.Колмыкова,В.А.Крутецкий,Д.Б.Эльконин и другие.)подчеркивают значение учебной  деятельности для формирования творческого  мышления, познавательной активности, накопления субъективного опыта  творческой поисковой деятельности учащихся.

Информация о работе Развитие творческих способностей