Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 13:11, реферат
Актуальность проблемы. Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся.
Тематическое планирование курса “Уроки творчества”.
Разделы 2 класса
Количество часов
Разделы 3 класса
Количество часов
Разделы 4 класса
Количество часов
Объект и его признаки
9
Системы
10
Би – и полисистемы
7
Ресурсы человека
9
Законы развития системы
8
Противоречие
10
Приемы фантазирования
8
Аналоги
8
Приемы разрешения противоречий
10
Методы активизации мышления
8
Моделирование
8
Качества творческой личности
7
Для организации содержания
курса был использован подход,
позволяющий параллельно
Так, например, в разделе “ Объект и его признаки” при изучении темы
“Форма” использовались задания, ориентированные на познание “Создание и преобразование объектов” (составь загадку; придумай новую форму; раздели на группы; соедини объекты природного и технического мира, похожие по форме; найди объекты, похожие на круг, квадрат, треугольник). А в теме
“ Материал” - задания на
познание, создание и использование
объектов в новом качестве (“
Что из чего?”, “Составь загадку”,
“Найди новое применение старой резиновой
игрушке”, “придумай новый материал
и объясни как его
Согласно принципам личностно - деятельностного подхода, все выполненные творческие задания заканчивались значимыми и доступными для младших школьников практическими видами деятельности –изобразительной деятельностью, схематизацией, конструированием, сочинением сказок (историй), составлением загадок, описаний, сравнений, метафор, пословиц, фантастических сюжетов. Развитие креативных способностей учащихся рассматривается с позиции личностных приобретений, непрерывного “наращивания” каждым учащимся опыта творческой деятельности.
Деятельность по реализации системы творческих заданий мы представили четырьмя направлениями, ориентированными на;
1) познание объектов, ситуаций, явлений;
2) создание новых объектов, ситуаций, явлений;
3) преобразование объектов, ситуаций, явлений;
4) использование объектов, ситуаций, явлений в новом качестве.
Остановимся на основных моментах реализации выделенных направлений на различных уровнях сложности.
“Уроки творчества”
“Познание”.
Реализация первого
“Создание нового”
При реализации второго направления
учащимися выполняются
“ Моя визитка”;
“ Составь загадку”;
“ Придумайте свой цвет ( форму, материал, признак )”;
“ Изобрази свою память”;
“Придумай сказку ( историю) о……..”;
“ Придумай новый воздушный шарик (обувь, одежду)”;
“ Придумай телефон для глухих” и др.
Для выполнения этих заданий мы использовали отдельные приемы фантазирования (дробление, объединение, смещение во времени, увеличение, уменьшение, наоборот) и методов активизации мышления – синектики, метода фокальных объектов, морфологического анализа, контрольных вопросов. Освоение методов происходило преимущественно в групповой деятельности с последующим коллективным обсуждением.
“Преобразование объектов”
Для создания опыта творческой деятельности учащимся предлагалось выполнить следующие задания по преобразованию объектов, ситуаций, явлений:
“ Вездеход на Марсе”;
“ Задача об укладке фруктов”;
“ Задача о сушке пороха”;
“ Задача об отделении микроба”;
“Придумай этикетку для бутылочки с ядом” и др.;
В результате выполнения у
учеников расширились возможности
преобразования объектов, ситуаций, явлений
путем изменения
“ Использование в новом качестве”
Особенностью организации
работы над творческими заданиями
является использование ресурсного
подхода в комплексе с ранее
использованными методами.
“ Найди применение открытию древних в наши дни”;
“ Павианы и мандарины”;
“Задача о рекламном трюке”;
“ Задача о первых людях на Луне”;
Серии заданий “Проблемы третьего тысячелетия”;
“Вини-Пух решает вслух”;
“Нарния” и др.
В результате их выполнения под руководством педагога учащиеся смогли овладеть умением быстро находить оригинальное применение проявленным у объекта свойствам.
Повторная диагностика по ранеее выделенным показателям привела нас к следующим выводам:
систематическое проведение
факультативных занятий,использование
алгоритмических методов
Заключение
В процессе исследований мы подробно проанализировали сущностные
характеристики способностей,
их теоретические аспекты, педагогическое
руководство процессом развития
творческих способностей в условиях
школы. Творческие способности как
формирующее понятие
Проблема педагогического
руководства развитием
Проблема эта нашла отражение в образовательной и досуговой деятельности школы.
Нами была сделана попытка построения некой системы
выполнения творческих заданий
на каждом уроке в процессе обучения
младших школьников. Под системой
творческих заданий мы понимаем упорядоченное
множество взаимосвязанных
. Одним их педагогических
условий эффективности системы
творческих заданий является
личностно – деятельностное
В ходе экспериментальной
работы мы пришли к выводу, что одним
их педагогических условий эффективности
системы творческих заданий является
личностно – деятельностное взаимодействие
учащихся и педагога в процессе их
выполнения. Суть его - в неразрывности
прямого и обратного
Под личностно - деятельностным
взаимодействием учителя и
При таком подходе усиливается
организаторская функция
Все эти меры позволят детям активно включаться в качестве субъектов во все виды творческой деятельности.
Накопление каждым учащимся
опыта самостоятельной
Индивидуальная форма позволяет активизировать личный опыт учащегося, развивает умение самостоятельно выделить конкретную задачу для решения.
Групповая форма развивает умение согласовывать свою точку зрения с мнением товарищей, умение выслушивать и анализировать предлагаемые участниками группы направления поиска.
Коллективная форма расширяет возможности учащихся анализировать сложившуюся ситуацию в более широком взаимодействии со сверстниками, родителями, учителями, предоставляет возможность ребенку выяснить различные точки зрения на решение творческой задачи.
Таким образом, эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений как между учащимися. так и между учащимися и педагогм.
В связи с этим можно сделать некоторые выводы и рекомендации.:
Результаты наших наблюдений,
анкетирование учащихся и их родителей
свидетельствуют о том, что творческие
способности ребенка
наличие сформированного у детей интереса к выполнению творческих заданий;
реализация творческих заданий как важнейший компонет не только урочной, но и внеурочной деятельности школьника;
объединение общим тематическим и проблемным стержнем учебных и внешкольных форм работы, на которых дети учатся размышлять над проблемами творчества и воплощать эти размышления в практической деятельности;
- творческая работа должна
разворачиваться во
- стимулировать родителей
учащихся к созданию домашних
условий для развития
Список литературы
1. Азарова Л.Н. Как развивать
творческую индивидуальность
2. Бермус А.Г.Гуманитарная
методология разработки
3. Выготский Л.С.Воображение
и творчество в детском
4.Гальперин П.Я. Поэтапное
формирование как метод
5. Давыдов В В Проблемы развивающего обучения -М – 1986
6. Давыдов. Психологическое развитие в младшем щкольном возрасте // Возрастная и педагогическая психология - М 1973
7. Зак АЗ Методы развития способностей у детей М 1994
8. Ильичев Л.Ф.Федосеев
Н.Н. Философский
9. Крутецкий В.Н. Психология.-М.: Просвещение, 1986 г. – с.203.
10. Круглова Л. Что делает человека счастливым ?// Народное образование. - 1996 г.-№8.-с.26-28.
11. Ксензова Г.Ю.Успех рождает успех.// Открытая школа.-2004 г.- №4.- с.52
12. Леднева С.А. Идентификация
детской одаренности
13. Миронов Н.П. Способность
и одаренность в младшем
14. Мерлин З.С. Психология индивидуальности. – М.-1996 г.-с. 36.
15.Немов Р.С. Психология. – М.- 2000 г. – с.679.
16. Ожегов С.И. Толковый
словарь русского языка. –М.-
17. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей.- Ярославль. -1997г.-с.138.
18. Страхова Н.М.Новые подходы
к организации
19. Тюников Ю.Сценарный
подход в педагогическом
20. Талызина Н.Ф. Формирование
познавательной деятельности
21Хуторский А.В.Развитие творческих способностей.- М.: Владос, -2000 г. - с.22.
22. Шадриков В.Д. Развитие способностей.// Начальная школа.- 2004 г. - № 5. с. 6-12.
23. Шванцара И Диагностика психического развития - Прага 1978
24. Флерина Е.А. Эстетическое
воспитание младшего школьника.
25. Эльконин Д.Б.Психология обучения младшего школьника. – М.- 1979 г. с.98.
26. Эльконин ДБ Избранные психологические труды -М1989г.
Пояснительная записка.
Младший школьный возраст
это особо ответственный период
психологического развития ребенка,интенсивного
развития всех психических функций,
“ Творчество и личность”, “ творческая личность и общество”, “творческие способности”- вот неполный перечень вопросов, которые находятся в центре внимания психологов, педагогов, родителей.