Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности развития творческих способностей в процессе обучения третьеклассников на уроках математики.
Объект исследования: процесс изучения математики в третьем классе.
Предмет исследования: развитие творческих способностей учащихся на уроках математики в третьем классе.

Работа содержит 1 файл

РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ.doc

— 268.00 Кб (Скачать)

В практической деятельности учителями начальных классов реализация учёта возрастных и индивидуальных особенностей осуществляется эпизодически, без планомерного всестороннего и научно-обоснованного изучения в этом аспекте всех учащихся класса.

Многие факты указывают  на «значение возрастной чувствительности» как предпосылки для формирования способностей в период младшего школьного возраста:

- особая любознательность;

- свежесть, острота восприятия;

- яркость воображения;

-  черты ясности,  конкретности мышления;

   Младшего школьника  отличает готовность всё усваивать,  абсолютная доверчивость к авторитету, вера в искренность всего, чему  учат.

  Особо следует отметить наиболее общие умственные свойства: это активность и саморегуляция.

   У младших школьников  она выступает в непосредственной  любознательности – первоисточнике  будущей исследовательской мысли.  Другая важнейшая предпосылка развития умственных способностей – особенность саморегуляции.

   Саморегуляция,  как и активность, выступает во  всех психических актах. К школьным  годам относятся слова А. В.  Запорожца об особой логике  психического развития, о наличии  в нём определённого самодвижения. Каждая новая ступень психического развития ребёнка закономерно следует за предыдущей, переход от одной к другой обусловлен внешними и внутренними условиями. И поэтому ребёнок 6-7 лет уже готов к началу школьной жизни.

   Это время является  наиболее благоприятным для умственного развития и социальной подготовки ребёнка. Надо воспользоваться этой предрасположенностью и реализовать её.

   Но у младших  школьников есть свои особенности,  которые имеют большое значение  для эффективной организации  учебно-воспитательной работы.

1. Недостаточность социально-нравственного  и познавательного опыта.

   Социально-нравственный  опыт является основой для  воспитания в ребёнке чувства  ответственности, осознание им  понятия необходимости. Опора  на этот опыт позволяет ученику  регулировать своё поведение в коллективе, сдерживать импульсивные желания, подчиняться общественным порядкам, радоваться успехам товарищей.

2. Преобладание актуальной  потребности и импульсивной активности.

   У ребёнка возникают  разные потребности, дети переживают их как неотложное актуальное хотение. Чем беднее социально-нравственный опыт, тем сильнее действует запрет, тем труднее самому ребёнку отказываться от актуальных потребностей.

   Актуальные потребности  теснейшим образом связаны с  импульсивной активностью, т. е. с переходом к действию по первому побуждению, без промедления.

   Импульсивная  активность пробуждает и ассоциативную  речь ребёнка. Ребёнок не в  состоянии сдержать возникшую  мысль, он спешит рассказать  её всем, лишь только она всплывёт в памяти.

3. Стремление к игровой  деятельности.

Что такое игра  и  почему дети стремятся к ней? На этот вопрос поможет ответить концепция  функциональной тенденции, основанная психологом Д.Н. Узнадзе.

  Суть функциональной  тенденции в том, что внутренние, врождённые силы ребёнка несут в себе импульсы к движению, они сами стремятся к развитию, движение и развитие является их естественным состоянием.

   Игра, следовательно,  не способ выброса лишней энергии,  а основная форма развития, форма  свободного проявления функциональной энергии.

   Младший школьник  не может быть без активности, без игры. Приостановить игровую деятельность и насильно включить в другую, противоречащую движению функциональных сил, - значит затормозить всестороннее развитие и раскрытие его задатков. Иначе говоря, в педагогическом процессе хотение ребёнка учиться и воспитываться должно перерасти в потребность к познанию и самовоспитанию.

   Для этого необходимы  следующие психические факторы:

Вовремя реализовать  возможности. Эта универсальная  возможность включает в себя систему функциональных сил, механизм возможных человеческих умений (владеть речью, мыслить, запоминать). Однако все возможности будут реализованы лишь при наличии соответствующей материальной и социальной среды, целенаправленного обучения и воспитания.

   Ориентироваться  на завтрашний день развития.

Суть этих теорий раскрывается в психических концепциях Выготского и Узнадзе, когда рассматривается  соотношение обучения и развития в детском возрасте.

   Выготский выдвинул  идею о двух взаимосвязанных зонах развития: актуального и ближайшего.

   Зона актуального  развития отражает систему умений  и навыков, которыми ребёнок  уже овладел и на основе  которых он в состоянии самостоятельно  решать познавательные и другие  задачи.

   Уровень актуального  развития обуславливает зону ближайшего, т.е. круг умений, которыми ребёнок может овладеть сам (спонтанно) или при содействии старших в процессе обучения.

   Зона ближайшего  развития – это завтрашний  день ребёнка. При стечении  благоприятных обстоятельств он сам, рано или поздно, войдёт в свой завтрашний день.

   Зоны актуального  развития и ближайшего развития  постепенно осваиваются ребёнком. Так он поднимается на новую  ступеньку.

   Выготский писал:  «Педагогика должна ориентироваться  не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет в процессе обучения обучить ребёнка».

   Амонашвили говорил  о том, что «только то обучение  в детском возрасте хорошо, которое  забегает вперёд развития и  ведёт развитие за собой».

 

В младшем школьном возрасте у третьеклассников развиваются (при благоприятных условиях) такие важные для всей последующей учёбы и жизни школьника психические процессы, как рефлексия (умение объективно анализировать свои действия и поступки с точки зрения их соответствия цели и условиям деятельности), внутренний план действий (умение планировать и осуществлять в уме, про себя, разные действия в соответствии с поставленной задачей).В то же время у детей быстро развиваются познавательные способности и умение наблюдения, произвольного внимания, памяти воображения.

   Однако надо  иметь в виду, что развитие  всех этих способностей и умений, играющих важнейшую роль в  становлении личности учащихся, в развитии их познавательных возможностей и творческих способностей, не происходит автоматически. Нужна кропотливая, настойчивая и целенаправленная работа по формированию и развитию у всех детей этих важнейших психических качеств. Следует помнить, что младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития указанных психических процессов, способностей и умений. Если это время будет упущено, если вовремя у ребёнка не будет развиты рефлексия, внутренний план действий, память, наблюдательность, произвольное внимание и т. д., то в более старшем возрасте эти качества развить значительно труднее, а иногда и просто невозможно.

   Во многих психологических  исследованиях было установлено,  что причиной слабой успеваемости  учащихся, причиной их отставание  в учёбе, является слабое развитие  каких-либо психических процессов.  Так, например, в исследовании В. П. Абдурасуловой было показано, что одной из причин отставания  детей по математике является недостаточное развитие способности к обобщению. Это выражается в неумении детей сознательно организовать процесс обобщения на основе сравнения, выделять признаки сходства и различия в сравниваемых объектах, выбирать из них наиболее существенные признаки.

   Если у третьеклассников будут сформированы в должной степени все эти психические процессы, способности и умения, то переход к более сложному содержанию школьного курса математики не вызовет  у них каких-либо особых трудностей.

 

 

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ.

 

 

  2.1. Методика развития творческих способностей третьеклассников на уроках математики.

   Развитие творческих способностей школьников на уроках математики в третьем классе – одна из важнейших задач не только учителя начальных классов, но и школы в целом. Её осуществление добивается не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а за счёт совершенствования способов и приёмов обучения.

       Важным приёмом (и одновременно условием) творческой деятельности является чувство удивления, новизны, готовности принять нестандартный вопрос, нестандартное решение. «Удивление… это начало творческого отношения к миру», - считает В.С. Шубинский.[8] Было бы неплохо, если специальные уроки творчества начинались с чего-то необычного для учащихся.

   Сферы эмоций  и воображения тесно взаимосвязаны друг с другом.

   Некоторые учёные, в частности психологи, утверждают, что можно. Л. С. Рубинштейн в этой связи отмечал, что «само развитие творческого воображения обусловлено  в какой – то мере техникой, и её  отсутствие или несовершенство, её неадекватность творческим задачам художника…может сковать его воображение».[9] Другими словами существуют определённые приёмы, которые помогают активизировать и развивать творческое воображение (часть подобных приёмов применяется в технике ТРИЗ – теоретическое решение изобретательных задач).

   В решении этого вопроса, важное значение отводится развитию интереса школьников к учению, процессу познания вообще. Именно в первые годы обучения, благодаря психическим особенностям детей младшего школьного возраста,  у них активно развивается познавательный интерес и познавательная активность. Так как в школьные годы наступает критический период детской креативности (от латинского с еа е – творить, создавать). Следовательно, именно в школьный период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, обрести (а не потерять) возможность для самореализации, для выражения своего «Я».

   Преодолению этого  кризисного состояния могут послужить  как отдельные педагогические  приёмы, которые учитель осуществляет  в ходе обычных уроков, так  и специальные уроки творчества, не зависящие от специфики учебного предмета.

   Творчеству, как  любому другому виду человеческой  деятельности, присущи эмоциональные,  интеллектуальные, и волевые процессы. Но отличают творческую деятельность  от остальных видов такие специфические  черты, как воображение, интуиция, образность. Именно эти черты  называются психологами и педагогами при исследовании проблемы творчества (Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, А.А. Мелик-Пашаев, Н.А. Рубинштейн и др.) .

Для полного проявления творческий способностей учащихся педагогу необходимо внести в программу действий компоненты творчества: эмоциональную сферу, сферы воображения, интуиции, образного мышления, волевую и интеллектуальные сферы.

   Бесценную помощь  в решении данного вопроса  оказывают уроки математики, которые  обеспечивают поступательное совершенствование личности ребёнка, дают целостное представление о мире и месте в нём человека, способствуют не только развитию творческих задатков и склонностей, но и формируют готовность детей к дальнейшему саморазвитию.

   Содержание математического образования  сегодня ориентировано на формирование самостоятельности и культуры мышления младших школьников, общеучебных умений,  которые составляют  функциональную грамотность (см. Государственные образовательные стандарты, 2004.). Поэтому предмет математики должен служить для педагога средством обучения. Ученику в равноправном диалоге  с учителем необходимо научиться общим способам действия, осуществляя пошаговый контроль и самооценку выполненной деятельности с целью установления соответствия своих действий намеченному плану.  На деле часто бывает, сталкиваемся с ситуацией, когда «процесс изучения математики очень часто превращается в процесс заучивания. Такая работа не развивает психику ребёнка, она лишь загружает его память, создавая иллюзию выравнивания по минимуму».[7]

   С другой стороны,  изучение начального курса математики предполагает в процессе усвоения основных понятий самое важное -  помочь ребёнку в постепенном переходе от конкретно-действенного мышления к отвлеченно-понятийному. «Однако совершенно бесполезно пытаться достичь такого мышления путём формальных объяснений, на основе логики, потому что формальная логика весьма далека от способа мышления ребёнка, по своей внутренней структуре совершенно недоступна для него. К сожалению, преподавание математики носит именно такой характер. Ребёнка учат не пониманию математической закономерности, а применению некоторых схем

и приёмов».[5] Следовательно, в современной начальной общеобразовательной  школы  на смену известной формуле усвоение = понимание + запоминание, по которой учитель частенько выстраивает процесс обучения, должна прийти формула овладение = усвоение + применение знаний на практике, которая полностью реализуется в процессе восприятия, осмысления, запоминания, применения, обобщения и систематизации.

  Каждый урок математики должен быть интересным. На разных этапах урока включаются  занимательные упражнения, проводятся уроки-путешествия, нестандартные уроки.

Информация о работе Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения