Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:28, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности развития творческих способностей в процессе обучения третьеклассников на уроках математики.
Объект исследования: процесс изучения математики в третьем классе.
Предмет исследования: развитие творческих способностей учащихся на уроках математики в третьем классе.
В практической деятельности учителями начальных классов реализация учёта возрастных и индивидуальных особенностей осуществляется эпизодически, без планомерного всестороннего и научно-обоснованного изучения в этом аспекте всех учащихся класса.
Многие факты указывают на «значение возрастной чувствительности» как предпосылки для формирования способностей в период младшего школьного возраста:
- особая любознательность;
- свежесть, острота восприятия;
- яркость воображения;
- черты ясности, конкретности мышления;
Младшего школьника
отличает готовность всё
Особо следует отметить наиболее общие умственные свойства: это активность и саморегуляция.
У младших школьников
она выступает в
Саморегуляция,
как и активность, выступает во
всех психических актах. К
Это время является наиболее благоприятным для умственного развития и социальной подготовки ребёнка. Надо воспользоваться этой предрасположенностью и реализовать её.
Но у младших
школьников есть свои
1. Недостаточность социально-
Социально-нравственный
опыт является основой для
воспитания в ребёнке чувства
ответственности, осознание им
понятия необходимости. Опора
на этот опыт позволяет
2. Преобладание актуальной
потребности и импульсивной
У ребёнка возникают
разные потребности, дети переж
Актуальные потребности теснейшим образом связаны с импульсивной активностью, т. е. с переходом к действию по первому побуждению, без промедления.
Импульсивная
активность пробуждает и
3. Стремление к игровой деятельности.
Что такое игра и почему дети стремятся к ней? На этот вопрос поможет ответить концепция функциональной тенденции, основанная психологом Д.Н. Узнадзе.
Суть функциональной
тенденции в том, что
Игра, следовательно,
не способ выброса лишней
Младший школьник не может быть без активности, без игры. Приостановить игровую деятельность и насильно включить в другую, противоречащую движению функциональных сил, - значит затормозить всестороннее развитие и раскрытие его задатков. Иначе говоря, в педагогическом процессе хотение ребёнка учиться и воспитываться должно перерасти в потребность к познанию и самовоспитанию.
Для этого необходимы следующие психические факторы:
Вовремя реализовать возможности. Эта универсальная возможность включает в себя систему функциональных сил, механизм возможных человеческих умений (владеть речью, мыслить, запоминать). Однако все возможности будут реализованы лишь при наличии соответствующей материальной и социальной среды, целенаправленного обучения и воспитания.
Ориентироваться на завтрашний день развития.
Суть этих теорий раскрывается в психических концепциях Выготского и Узнадзе, когда рассматривается соотношение обучения и развития в детском возрасте.
Выготский выдвинул идею о двух взаимосвязанных зонах развития: актуального и ближайшего.
Зона актуального
развития отражает систему
Уровень актуального развития обуславливает зону ближайшего, т.е. круг умений, которыми ребёнок может овладеть сам (спонтанно) или при содействии старших в процессе обучения.
Зона ближайшего
развития – это завтрашний
день ребёнка. При стечении
благоприятных обстоятельств
Зоны актуального
развития и ближайшего
Выготский писал:
«Педагогика должна
Амонашвили говорил
о том, что «только то
В младшем школьном возрасте у третьеклассников развиваются (при благоприятных условиях) такие важные для всей последующей учёбы и жизни школьника психические процессы, как рефлексия (умение объективно анализировать свои действия и поступки с точки зрения их соответствия цели и условиям деятельности), внутренний план действий (умение планировать и осуществлять в уме, про себя, разные действия в соответствии с поставленной задачей).В то же время у детей быстро развиваются познавательные способности и умение наблюдения, произвольного внимания, памяти воображения.
Однако надо
иметь в виду, что развитие
всех этих способностей и
Во многих психологических
исследованиях было
Если у третьеклассников будут сформированы в должной степени все эти психические процессы, способности и умения, то переход к более сложному содержанию школьного курса математики не вызовет у них каких-либо особых трудностей.
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ.
2.1. Методика развития творческих способностей третьеклассников на уроках математики.
Развитие творческих способностей школьников на уроках математики в третьем классе – одна из важнейших задач не только учителя начальных классов, но и школы в целом. Её осуществление добивается не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а за счёт совершенствования способов и приёмов обучения.
Важным приёмом (и одновременно условием) творческой деятельности является чувство удивления, новизны, готовности принять нестандартный вопрос, нестандартное решение. «Удивление… это начало творческого отношения к миру», - считает В.С. Шубинский.[8] Было бы неплохо, если специальные уроки творчества начинались с чего-то необычного для учащихся.
Сферы эмоций
и воображения тесно взаимосвяз
Некоторые учёные,
в частности психологи,
В решении этого вопроса, важное значение отводится развитию интереса школьников к учению, процессу познания вообще. Именно в первые годы обучения, благодаря психическим особенностям детей младшего школьного возраста, у них активно развивается познавательный интерес и познавательная активность. Так как в школьные годы наступает критический период детской креативности (от латинского с еа е – творить, создавать). Следовательно, именно в школьный период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, обрести (а не потерять) возможность для самореализации, для выражения своего «Я».
Преодолению этого
кризисного состояния могут
Творчеству, как
любому другому виду
Для полного проявления творческий способностей учащихся педагогу необходимо внести в программу действий компоненты творчества: эмоциональную сферу, сферы воображения, интуиции, образного мышления, волевую и интеллектуальные сферы.
Бесценную помощь в решении данного вопроса оказывают уроки математики, которые обеспечивают поступательное совершенствование личности ребёнка, дают целостное представление о мире и месте в нём человека, способствуют не только развитию творческих задатков и склонностей, но и формируют готовность детей к дальнейшему саморазвитию.
Содержание математического образования сегодня ориентировано на формирование самостоятельности и культуры мышления младших школьников, общеучебных умений, которые составляют функциональную грамотность (см. Государственные образовательные стандарты, 2004.). Поэтому предмет математики должен служить для педагога средством обучения. Ученику в равноправном диалоге с учителем необходимо научиться общим способам действия, осуществляя пошаговый контроль и самооценку выполненной деятельности с целью установления соответствия своих действий намеченному плану. На деле часто бывает, сталкиваемся с ситуацией, когда «процесс изучения математики очень часто превращается в процесс заучивания. Такая работа не развивает психику ребёнка, она лишь загружает его память, создавая иллюзию выравнивания по минимуму».[7]
С другой стороны,
изучение начального курса
и приёмов».[5] Следовательно,
в современной начальной
Каждый урок математики должен быть интересным. На разных этапах урока включаются занимательные упражнения, проводятся уроки-путешествия, нестандартные уроки.
Информация о работе Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения