Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:28, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности развития творческих способностей в процессе обучения третьеклассников на уроках математики.
Объект исследования: процесс изучения математики в третьем классе.
Предмет исследования: развитие творческих способностей учащихся на уроках математики в третьем классе.
В условиях построения новой казахстанской модели образования одним из приоритетных направлений становится выявление, поддержка и развитие одарённых детей с целью формирования интеллектуального и творческого потенциала в республике. В законе РК «Об образовании» и современных философско-психологических концепциях наблюдается широкий спектр взглядов на природу и сущность личности, на решение проблем её формирования и развитие её индивидуальности. Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении, то есть развивать творческие способности учащихся начальной школы.
Для педагогической науки проблема развития творческих способностей учащихся не нова, и будет справедливо признать, что в этом важном вопросе сделано немало. И всё же формирование и развитие творческих способностей младших школьников по-прежнему вызывает достаточно серьёзные затруднения у учителей. В последнее время в современной науке к изучению творческих способностей учащихся обращаются всё больше учёных, методистов, учителей начальных классов: Кедров Б. М., Выготский Л. С., Зимина С. В., Пичугин С. С., Дроботенко Н.М., Соколова Т.Е., Блонский П.П., Давыдов В.В., Крылова Н., Лернер П. С., Шубинский В. С..
Опираясь на основные положения закона РК «Об образовании», распоряжение Президента РК Н.А. Назарбаева «О государственной поддержке и развитии школ для одарённых детей», на концепцию выявления, поддержки молодых талантов «Дарын», педагоги поставили перед собой цель научить каждого ребёнка, во – первых, развивать творческие способности учащихся, поскольку именно творческая деятельность позволяет ребёнку занять позицию активного участника процесса обучения, даёт возможность реализовать собственные жизненные замыслы. Крылова Н. утверждает: «Необходимо преодолеть когнитивную направленность школьного обучения, его нацеленность на оценку степени
запоминания учеником информации «про запас» и строить обучение на основе создания каждому ученику ситуации успешности и поощрения продуктивной самореализации».[1]
Во-вторых, педагог должен стать учителем-партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития. «Главнейшая профессиональная задача учителя – создание эффективной образовательной многомерной среды, учитывающей индивидуальные различия, склонности и запросы учащихся»,- к такому выводу приходит Лернер П.С.[2]
Бесценную помощь в решении данного вопроса оказывают уроки математики в третьем классе, которые способствуют не только развитию творческих задатков и склонностей, но и формируют готовность детей к дальнейшему самообразованию.
Прощалыгина Е. В. считает: «Учителю нужно не просто направлять энергию ребят на трудовые дела или социальные проекты, а создавать условия для юных талантов – выявлять и развивать лидеров, будущих менеджеров, знающих и умеющих защищать свои права. Этим детям, может быть, не суждено сделать грандиозных открытий или запомниться человечеству выдающимися живописными полотнами. Но они интеллектуально развиты, наделены чертами яркой личности, хорошими способностями, и наша прямая задача – сделать всё от нас зависящее, чтобы они успешно реализовали себя в любом общественно полезном деле». [26 ]
Цель исследования: изучить особенности развития творческих способностей в процессе обучения третьеклассников на уроках математики.
Объект исследования: процесс изучения математики в третьем классе.
Предмет исследования: развитие творческих способностей учащихся на уроках математики в третьем классе.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность понятия «творческие способности».
2. Выяснить особенности
развития творческих
3. Рассмотреть способы
и приёмы развития творческих
способностей учащихся в
4. Изучить методику
развития творческих способност
5. Разработать упражнения
для развития творческих
Гипотеза: Если использовать упражнения и задания, решение логических задач и различные формы работы над задачей, дидактические игры и различные формы внеклассной работы, то это всё будет способствовать развитию творческих способностей у учащихся третьих классов.
Методы исследования: анализ литературы.
База исследования: школа.
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ.
1.1. Понятие «творческие способности» учащихся.
Одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому ученику, развитие индивидуальных способностей каждого ученика. Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи. Опыт современной школы показывает, что существуют различия между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны. Казалось бы, что у таких детей не должно быть трудностей в школе, однако, на самом деле получается наоборот. Наиболее способные дети нуждаются в нагрузке, которая была бы подстать их умственным силам, но наша средняя школа, кроме «средней» программы, чаще всего ничего им предложить не может. Другими словами, мотивационно-волевая, организационно-процессуальная и контрольно-оценочная сфера деятельности пришли в противоречие: необходимостью учёта индивидуальных особенностей учащихся и недостаточностью использования в учебном процессе форм, методов и приёмов обучения, способствующих раскрытию каждого ученика.
На первый план
выходит актуальная проблема: работа
с детьми, опережающими своих
сверстников, с признаками
Выявление одарённых детей проводится уже в начальной школе на основании изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. При составлении банка данных учитываются не только способности учащихся, их социальное семейное положение, но и здоровье этих детей. Учителям, работающим с одарёнными детьми, необходимо составить индивидуальную программу развития каждого ребёнка.
Открытие одарённости. Многогранность одарённости:
1. Ранняя речь и большой словарный запас.
2. Необычайная внимательность, ненасытное любопытство.
3. Опережающее развитие, познание, психологическое развитие и физические данные.
4. Способность в раннем возрасте прослеживать причинно-следственные связи и делать собственные выводы.
5. Отличная память.
6. Не любят, когда навязывают готовый ответ.
7. Упорство в достижении результата.
Психологический аспект:
1. Чувство справедливости.
2. Личные системы ценностей.
3. Яркое воображение.
4. Хорошо развитое чувство юмора.
5. Пытаются решить проблемы, которые им не по зубам.
6. Преувеличенные страхи.
7. Возрастные эгоцентристы.
Особенность одарённых детей:
1. Интеллектуальная сфера (мышление, наблюдательность, память, любознательность, легко учится, хорошо излагает свои мысли, демонстрирует способности к практическому применению знаний, знает много, о чём сверстник и не подозревают.)
2. Сфера академических достижений:
1) Чтение – подолгу сохраняет внимание, помогает запоминать, долго удерживать в памяти информацию.
2) В математике ученик
проявляет интерес к
3) В творчестве ученик
демонстрирует высокий
В общении и
лидерстве ученик приспосаблива
Программная цель
№1. Учебная программа для
Программная цель
№2: Помочь учащимся ставить
Общие правила для педагогов.
Уровень, качество,
характер развития одарённости
– это всегда результат
Эта работа
требует от педагога
1. Не занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
2. Не делайте скоропалительных
выводов; на основе
3. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
4. Научитесь не торопиться с вынесением суждения.
5. Научите детей прослеживать межпредметные связи.
6. Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
7. Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач.
8. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.
9. Подходите ко всему творчески.
Учителю нужно не просто направлять энергию ребят на трудовые дела или социальные проекты, а создавать условия для юных талантов – выявлять и развивать лидеров, будущих менеджеров, знающих и умеющих защищать свои права. Этим детям, может быть, не суждено сделать грандиозных открытий или запомниться человечеству выдающимися живописными полотнами. Но они интеллектуально развиты, наделены чертами яркой личности, хорошими способностями, и наша прямая задача – сделать всё от нас зависящее, чтобы они успешно реализовали себя в любом общественно полезном деле.
1.2. Особенности развития творческих способностей младших школьников.
Информация о работе Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения