Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности развития творческих способностей в процессе обучения третьеклассников на уроках математики.
Объект исследования: процесс изучения математики в третьем классе.
Предмет исследования: развитие творческих способностей учащихся на уроках математики в третьем классе.

Работа содержит 1 файл

РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ.doc

— 268.00 Кб (Скачать)

                                    

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   ВВЕДЕНИЕ

  В условиях построения новой казахстанской модели образования одним из приоритетных направлений становится выявление, поддержка и развитие одарённых детей с целью формирования интеллектуального и творческого потенциала в республике. В законе РК «Об образовании» и современных философско-психологических концепциях наблюдается широкий спектр взглядов на природу и сущность личности, на решение проблем её формирования и развитие её индивидуальности. Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении, то есть развивать творческие способности учащихся начальной школы.

   Для педагогической науки проблема развития творческих способностей учащихся не нова, и будет справедливо признать, что в этом важном вопросе сделано немало. И всё же формирование и развитие творческих способностей младших школьников по-прежнему вызывает достаточно серьёзные затруднения у учителей. В последнее время в современной науке к изучению творческих способностей учащихся обращаются всё больше учёных, методистов, учителей начальных классов: Кедров Б. М., Выготский Л. С., Зимина С. В., Пичугин С. С., Дроботенко Н.М., Соколова Т.Е., Блонский П.П., Давыдов В.В., Крылова Н., Лернер П. С., Шубинский В. С..

   Опираясь на основные положения закона РК «Об образовании», распоряжение Президента РК Н.А. Назарбаева «О государственной поддержке и развитии школ для одарённых детей», на концепцию выявления, поддержки молодых талантов «Дарын», педагоги поставили перед собой цель научить каждого ребёнка,  во – первых,  развивать творческие способности учащихся, поскольку именно  творческая деятельность позволяет ребёнку занять позицию активного участника процесса обучения, даёт возможность реализовать собственные жизненные замыслы. Крылова Н. утверждает: «Необходимо преодолеть когнитивную направленность школьного обучения, его нацеленность на оценку степени

запоминания учеником информации «про запас» и строить обучение на основе создания каждому ученику  ситуации успешности и поощрения  продуктивной самореализации».[1]

   Во-вторых, педагог  должен стать учителем-партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития. «Главнейшая профессиональная задача учителя – создание эффективной образовательной многомерной среды, учитывающей индивидуальные различия, склонности и запросы учащихся»,- к такому выводу приходит Лернер П.С.[2]

   Бесценную помощь в решении данного вопроса оказывают уроки математики в третьем классе, которые способствуют не только развитию творческих задатков и склонностей, но и формируют готовность детей к дальнейшему самообразованию.

   Прощалыгина Е. В. считает: «Учителю нужно не просто направлять энергию ребят на трудовые дела или социальные проекты, а создавать условия для юных талантов – выявлять и развивать лидеров, будущих менеджеров, знающих и умеющих защищать свои права. Этим детям, может быть, не суждено сделать грандиозных открытий или запомниться человечеству выдающимися живописными полотнами. Но они интеллектуально развиты, наделены чертами яркой личности, хорошими способностями, и наша прямая задача – сделать всё от нас зависящее, чтобы они успешно реализовали себя в любом общественно полезном деле». [26 ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Цель исследования: изучить особенности развития творческих способностей в процессе обучения третьеклассников на уроках математики.

 

Объект исследования: процесс изучения математики в третьем классе.

 

Предмет исследования: развитие творческих способностей учащихся на уроках математики в третьем классе.

 

Задачи исследования:

 

1. Выявить сущность понятия «творческие способности».

 

2. Выяснить особенности  развития творческих способностей  младших школьников.

 

3. Рассмотреть способы  и приёмы развития творческих  способностей учащихся в процессе  обучения.

 

4. Изучить методику  развития творческих способностей.

 

5. Разработать упражнения  для развития творческих способностей.

 

Гипотеза: Если использовать упражнения и задания, решение логических задач и различные формы работы над задачей, дидактические игры и различные формы внеклассной работы, то это всё будет способствовать развитию творческих способностей у учащихся третьих классов.

 

Методы исследования: анализ литературы.

 

База исследования: школа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ.

 

1.1. Понятие «творческие способности» учащихся.

Одной из актуальных задач  является индивидуальный подход и помощь каждому ученику,  развитие индивидуальных способностей каждого ученика. Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи. Опыт современной школы показывает, что существуют различия между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны. Казалось бы, что у таких детей не должно быть трудностей в школе, однако, на самом деле получается наоборот. Наиболее способные дети нуждаются в нагрузке, которая была бы подстать их умственным силам, но наша средняя школа, кроме «средней» программы, чаще всего ничего им предложить не может. Другими словами, мотивационно-волевая, организационно-процессуальная и контрольно-оценочная сфера деятельности пришли в противоречие: необходимостью учёта индивидуальных особенностей учащихся и недостаточностью использования в учебном процессе форм, методов и приёмов обучения, способствующих раскрытию каждого ученика.

   На первый план  выходит актуальная проблема: работа  с детьми, опережающими своих  сверстников, с признаками незаурядного  интеллекта. Выражение «одарённые дети» употребляется весьма широко. Если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях , значительно превосходит сверстников, его могут называть одарённым. Многочисленные труды (Венгер Л. А., Гильбух Ю. З., Лейтес Н. С., Бурменская Г. В.) посвящены рассмотрению понятия «одарённый ребёнок», особенностями работы с ним, их психологическим проблемам. Работа с одарёнными детьми не может исходить из стихийно возникающего опыта, она должна иметь  в своей основе целенаправленные действия на создание условий для развития и реализации потенциальных возможностей одарённых детей.

   Выявление одарённых  детей проводится уже в начальной школе на основании изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. При составлении банка данных учитываются не только способности учащихся, их социальное семейное положение, но и здоровье этих детей. Учителям, работающим с одарёнными детьми, необходимо составить индивидуальную программу развития каждого ребёнка.

   Открытие одарённости. Многогранность одарённости:

1. Ранняя речь и  большой словарный запас.

2. Необычайная внимательность, ненасытное любопытство.

3. Опережающее развитие, познание, психологическое развитие  и физические данные.

4. Способность в раннем  возрасте прослеживать причинно-следственные связи и делать собственные выводы.

5. Отличная память.

6. Не любят, когда  навязывают готовый ответ.

7. Упорство в достижении  результата.

Психологический аспект:

1. Чувство справедливости.

2. Личные системы ценностей.

3. Яркое воображение.

4. Хорошо развитое  чувство юмора.

5. Пытаются решить  проблемы, которые им не по  зубам.

6. Преувеличенные страхи.

7. Возрастные эгоцентристы.

Особенность одарённых  детей:

1. Интеллектуальная сфера  (мышление, наблюдательность, память, любознательность, легко учится, хорошо излагает свои мысли, демонстрирует  способности к практическому применению знаний, знает много, о чём сверстник и не подозревают.)

2. Сфера академических  достижений:

1) Чтение – подолгу  сохраняет внимание, помогает запоминать, долго удерживать в памяти информацию.

2) В математике ученик  проявляет интерес к вычислительному  измерению, взвешиванию предметов,  пониманию математических отношений,  легко запоминает математические  символы, проявляет математические  знания в ситуациях, не имеющих отношения к математике.

3) В творчестве ученик  демонстрирует высокий энергетический  уровень, часто делает всё по-своему, изобретательный в творческой  деятельности, способен по-разному  подойти к проблеме, склонен к  завершённости и точности в художественно-прикладных занятиях.

   В общении и  лидерстве ученик приспосабливается к новым ситуациям. Дети предпочитают его выбрать партнёром, он сохраняет уверенность в себе, имеет тенденцию руководить, проявляет инициативу, принимает на себя ответственность, другие обращаются к нему за советом.

   Программная цель  №1. Учебная программа для одарённых  детей позволяет учащимся посвятить  большую часть времени тем  видам деятельности, которые представляют  для них наибольший интерес.  Интенсивность и объём деятельности, а также методы решения заданий определяются самими детьми.

   Программная цель  №2: Помочь учащимся ставить посильные  задачи, отвечающие их интересам, и овладеть методами и исследовательскими навыками, необходимыми для решения задач.

   Общие правила для педагогов.

   Уровень, качество, характер развития одарённости  – это всегда результат сложного  взаимодействия наследственности  и социальной среды. Задача  учителя – вовремя заметить  и развить эти качества, а для  этого необходимо достижение  ребёнком определённого уровня соответствующих знаний, умений и навыков. Стоит их освоить, как одарённость становится явной и очевидной для педагога.

   Эта работа  требует от педагога неординарных  усилий. Известный специалист в  области «исследовательского обучения» Д. Треффингер рекомендует педагогам, занимающихся выработкой у детей исследовательских наклонностей, соблюдать следующие правила:

1. Не занимайтесь наставлениями;  помогайте детям действовать  независимо, не давайте прямых  инструкций относительно того, чем  они должны заниматься.

2. Не делайте скоропалительных  выводов; на основе тщательного  наблюдения и оценки определяйте  сильные и слабые стороны детей;  не следует полагаться на то, что они уже обладают определёнными  базовыми навыками и знаниями.

3. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.

4. Научитесь не торопиться  с вынесением суждения.

5. Научите детей прослеживать  межпредметные связи.

6. Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.

7. Используйте трудные  ситуации, возникшие у детей в  школе и дома, как область приложения  полученных навыков в решении  задач.

8. Помогайте детям  научиться управлять процессом  усвоения знаний.

9. Подходите ко всему  творчески.

      Учителю нужно не просто направлять энергию ребят на трудовые дела или социальные проекты, а создавать условия для  юных талантов – выявлять и развивать лидеров, будущих менеджеров, знающих и умеющих защищать свои права. Этим детям, может быть, не суждено сделать грандиозных открытий или запомниться человечеству выдающимися живописными полотнами. Но они интеллектуально развиты, наделены чертами яркой личности, хорошими способностями, и наша прямая задача – сделать всё от нас зависящее, чтобы они успешно реализовали себя в любом общественно полезном деле.

 

 

1.2. Особенности развития творческих способностей младших школьников.

Информация о работе Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения