Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:51, аттестационная работа
Сказочный мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и загадочных звуков. Театр – благодатная почва для творчества, всем желающим принять участие в этом действе найдется занятие по вкусу. Мастера по костюмам, по свету, художники и декораторы, режиссеры – вот они чародеи сказочной страны, именуемой театр.
Введение.
Сказочный мир театра. …………………………………………………
Актуальность темы. Роль театра в формировании гармоничной, творческой личности ребенка. ………………………………………….
Глава 1. Теория.
Театрализованная игра, как вид творческой игры. …………………….
Театр помощник в воспитании детей. ………………………………….
Программа «Арт – фантазия». …………………………………………..
Содержание программы. ………………………………………………...
Общие методические принципы работы по программе «Арт – фантазия». …………………………………………………….
Кукольный театр в нашем детском саду. ……………………………….
Общеразвивающие игры. …………………………………………
Специальные театральные игры. ………………………………………
Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий. ………………………………………
Ритмопластика. ……………………………………….
Жесты – как важное средство выразительности. ……………………...
Культура и техника речи. ………………………………………..
Основы театральной культуры. ……………………………………….
Работа над спектаклем. ………………………………………
Глава 2. Практическое обобщение опыта.
Старшая группа. ………………………………………
Общие программные задачи по всем видам театрализованной деятельности. ………………………………………
Предполагаемые умения и навыки. …………………………………….
Подготовительная группа.
Общие программные задачи по всем видам театрализованной деятельности. ……………………………………….
Предполагаемые умения и навыки. ……………………………………
Результаты исследования детей. ……………………………………….
Рабочая программа. ……………………………………….
Занятия. ………………………………………..
Театральные игры. ………………………………………..
Заключение.
Постановка детских музыкальных спектаклей в нашем ДОУ. ………..
Формула успеха. ………………………………………...
Используемая литература.
Дети с удовольствием разыгрывают русские народные сказки «Колобок», «Теремок», «Репка», используя кукол на гапите. Разыгрывание сказок с театральными куклами позволяет им глубже усвоить содержание полюбившегося произведения, дает возможность проявить творчество.
В старшей группе в начале года продолжается работа с куклами на гапите. Для этого мы вносим театральную ширму, кукол из разных сказок и предлагаем ребятам придумать с этими куклами небольшие истории. Сочиненные сценки используются как материал для этюдов, помогающий закрепить навыки игры с куклой.
В некоторых историях, придуманных детьми, куклы играют в жмурки, догонялки, принимают участие в плясках. В этот момент ребята могут больше внимания уделить положению куклы на ширме.
Работа над этюдами дает возможность ребенку найти и подчеркнуть характерные особенности каждой куклы, научиться выражать ее действия, чувства и мысли. Детям нравится этюдная работа, так как в ней они отдаются творчеству, находят самостоятельно выразительные особенности куклы.
Эти этюды с куклами чередуются с этюдами по развитию актерского мастерства, что дает возможность ребенку овладеть основными нюансами речи, научиться проникать в мир художественных образов.
Во второй половине года дети знакомятся с новым для них видом кукол с «живой рукой». Эти куклы обладают яркими выразительными возможностями, удобны для танцевальных импровизаций, а также для импровизаций с использованием детских музыкальных инструментов. Они способны передавать тончайшие нюансы настроений и переживаний героя, обладают выразительной жестикуляцией, недоступной другим куклам.
К концу года ребята старшей группы приобретают необходимые навыки управления куклами различных систем (настольными, куклами на гапите, куклами с «живой рукой»).
В подготовительной группе продолжается работа с куклами с «живой рукой»: дети импровизируют небольшие диалоги, заканчивая импровизацию подвижной игрой или веселой пляской.
Упражнения с куклами различных систем, работа над этюдами являются подготовительными к постановке спектакля. Работа над ним начинается с чтения и обсуждения текста. Детям дается возможность проявить инициативу, для чего строят обсуждение так, чтобы каждый ребенок самостоятельно мог разобраться в характерах персонажей. Спектакль разучивается небольшими фрагментами, причем ребенок самостоятельно выбирает для своего персонажа выразительные средства.
Работа над спектаклем ведется двумя составами. Когда дети попробуют себя во всех ролях, им предлагается самим решить, кто какую роль будет исполнять. Важно предоставить детям больше свободы для творчества и самостоятельного решения проблем, возникающих в процессе работы над спектаклем. Работа над спектаклем объединяет детский коллектив, дает возможность ребятам приобщиться к творчеству и театральному искусству.
Выдающийся советский психолог Л. Выготский писал: «Творческие процессы лучше выражаются в играх детей. Играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества». Кукольный театр и детское творчество в жизни ребенка тесно связаны между собой: его фантазии воплощаются
в живые образы и театральное действие. В этом и заключается наибольшая ценность детского театрального спектакля.
Цель, которую мы ставим, занимаясь с детьми театральным искусством, — сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной радостью творчества. Мы считаем, что каждый ребенок талантлив изначально, я наш театр дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться в песенном, танцевальном и игровом творчестве. Мы стремимся, чтобы навыки, полученные в кукольном театре, принесли детям пользу в повседневной жизни.
Для того чтобы пробудить у малышей интерес к театрально-игровой деятельности, необходимо проводить театральные занятия два раза в неделю в каждой возрастной группе. Продолжительность занятий соответствует возрасту детей: во второй младшей группе — 10 минут, в средней — 15 минут, в старшей группе — 20 минут, в подготовительной к школе группе — 25 минут. Каждое занятие проводится дважды для лучшего усвоения материала.
В
театральные занятия включены этюды, развивающие
речь, мимику, жесты, эмоции детей, а также
этюды, обучающие управлять театральными
куклами различных систем.
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ
ИГРЫ.
Эстетическое воспитание детей, в том числе и средствами театра, направлено в первую очередь на формирование в ребенке готовности к творчеству. Для достижения этой цели не обходимо развивать такие качества, как внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображение и фантазия, которые являются главным условием для любой творческой деятельности. Не менее важно научить ребенка умению ориентироваться в окружающей обстановке, развить произвольную память и быстроту реакции, воспитать смелость и находчивость, умение согласовывать свои действия с партнерами, активизировать мысли тельный процесс в целом.
Решая все эти задачи, общеразвивающие игры, включенные в театральный тренинг, не только готовят ребенка к художественной деятельности, но и способствуют более быстрой и легкой адаптации детей в школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы в начальных классах — в первую очередь за счет актуализации интеллектуального, эмоционально-волевого и социально-психологического компонентов психологической готовности к школьному обучению.
Проводя коллективные развивающие игры, необходимо создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках.
Почти
во всех играх детей желательно делить
на несколько команд или на исполнителей
и зрителей, чтобы дать детям возможность
оценить действия других и сравнить их
со своими собственными. Причем роль ведущего
во многих играх может выполняться ребенком.
Предлагаемые игры и упражнения.
ЭСТАФЕТА
ЧТО ТЫ СЛЫШИШЬ
УПРАЖНЕНИЕ С ПРЕДМЕТАМИ
РУКИ – НОГИ
УПРАЖНЕНИЕ СО СТУЛЬЯМИ
ЕСТЬ ИЛИ НЕТ
ПЕРЕДАЙ ПОЗУ
ЗАПОМНИ ФОТОГРАФИЮ
КТО ВО ЧТО ОДЕТ?
ВНИМАТЕЛЬНЫЕ МАТРЕШКИ
ДРУЖНЫЕ ЗВЕРИ
ТЕЛЕПАТЫ
СЛЕД В СЛЕД
ЛЕТАЕТ – НЕ ЛЕТАЕТ, РАСТЕТ – НЕ РАСТЕТ
ВОРОБЬИ – ВОРОНЫ
ВЕСЕЛЫЕ ОБЕЗЬЯНКИ
ТЕНЬ
ПОВАРЯТА
ВЫШИВАНИЕ
ВНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗВЕРИ (ухо, нос, хвост)
ЖИВОЙ ТЕЛЕФОН
ЯПОНСКАЯ
МАШИНКА
ПЕЧАТНАЯ
МАШИНКА
СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ
Знакомство со спецификой и видами театрального искусства, общеразвивающие и ритмопластические игры и упражнения, занятия по культуре и технике речи полезны всем детям, поскольку развивают качества и формируют навыки, необходимые любому культурному и творчески мыслящему человеку, способствуют развитию интеллекта, активизируют познавательный интерес, расширяют знания ребенка об окружающем мире, готовят его к тонкому восприятию различных видов искусства. Вовсе не обязательно готовить с детьми спектакли и углубляться в своеобразие поведения актеров на сцене, говорить о создании сценического образа и т.п. Но для того, чтобы перейти от театральных игр к работе над этюдами и спектаклями, необходимы специальные театральные игры, развивающие главным образом воображение и фантазию.
Не являясь курсом актерского мастерства, они готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Воображение и вера в этот вымысел — главная отличительная черта сценического творчества. К.С. Станиславский призывал актеров учиться вере и правде игры у детей, поскольку дети очень серьезно и искренне способны верить в любую воображаемую ситуацию, легко менять свое отношение предметам, месту действия и партнерам по игре. Поставленные в ряд стулья могут превратиться в салон автобуса или самолета, мамино платье — в бальный наряд принцессы, а комната становится то сказочным лесом, то королевским замком.
Но почему-то, выходя на сцену перед зрителями, дети как бы утрачивают свои способности, превращаясь в деревянных кукол с заученными жестами, невыразительной речью, неоправданным кривляньем. В этой связи интерес представляет статья известного педагога и режиссера А.А. Брянцева «Во имя детской души», где он писал: «Если хорошие профессиональные актеры должны играть так же просто, как дети, то детям отнюдь не следует наигрывать так, как это делают плохие актеры. Если при этом учесть абсолютную неграмотность рядового педагога в методике актерского мастерства, то можно себе представить, к чему могут привести такие любительские попытки детских спектаклей. Между тем правильные занятия драматизацией изучаемого материала должны и могут дать благие результаты».
Таким образом, перед нами стоит сложная задача — сохранить детскую наивность, непосредственность, веру, которые проявляются в игре при выступлении на сцене перед зрителями. Для этого необходимо, прежде всего, опираться на личный практический опыт ребенка и предоставлять ему как можно больше самостоятельности, активизируя работу воображения. Знакомить детей со сценическим действием можно на материале упражнений и этюдов, импровизируя на основе хорошо знакомых небольших сказок. Прежде всего это игры, упражнения и этюды, направленные на подлинность и целесообразность действия в предлагаемых обстоятельствах, т.е. в придуманной ситуации. Любые действия в жизни совершаются естественно и оправданно. Ребенок не задумывается над тем, как он это делает, например, когда поднимает упавший карандаш или кладет на место игрушку. Сделать то же самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так просто. «Вы по опыту знаете, — говорил К.С. Станиславский, — что такое для актера голый, гладкий, пустынный пол сцены, как трудно на нем сосредоточиться, найти себя даже в маленьком упражнении или простом этюде».
Для того чтобы
действовать естественно и целенаправленно
необходимо найти, придумать ответы на
вопросы: почему, для чего, зачем я это
делаю? Развивают эту способность упражнения
и этюды на сценическое оправдание,
т.е. умение объяснить, оправдать любую
свою позу или действие нафантазированными
причинами (предлагаемыми обстоятельствами).
УГАДАЙ: ЧТО Я ДЕЛАЮ?
ОДНО И ТО ЖЕ ПО-РАЗНОМУ
КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
ПРЕВРАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТА
ПРЕВРАЩЕНИЕ КОМНАТЫ
ПРЕВРАЩЕНИЕ
ДЕТЕЙ
ИГРЫ НА ДЕЙСТВИЯ С ВООБРАЖАЕМЫМИ
ПРЕДМЕТАМИ
ИЛИ НА ПАМЯТЬ ФИЗИЧЕСКИХ
ДЕЙСТВИЙ
Эти игры способствуют развитию чувства правды и веры в вымысел. Ребенок силой воображения представляет, как это происходит в жизни, проделывает необходимые физические действия. Предлагая такие задания, надо иметь в виду, что дети должны вспомнить и представить, как они действовали с данными предметами в жизни, какие ощущения они испытывали. Так, играя с воображаемым мячом, надо представлять себе, какой он: большой или маленький, легкий или тяжелый, чистый или грязный. Разные ощущения мы переживаем, когда поднимаем хрустальную вазу или ведро с водой, срываем цветы ромашки или шиповника. Когда это возможно, детям предлагается сначала действовать с реальным предметом, а потом повторить то же самое действие с воображаемым. Например, предложить детям искать на ковре или полу потерянную бусинку, которая действительно там находится. А затем предложить поискать воображаемую бусинку.
Подготовить
детей к действиям
с воображаемыми
предметами помогают
известные народные
и специально подобранные
игры.
ЧТО МЫ
ДЕЛАЛИ, НЕ СКАЖЕМ, НО ЗАТО МЫ ВАМ ПОКАЖЕМ!
КОРОЛЬ (вариант народной игры)
ДЕНЬ
РОЖДЕНИЯ
Детям можно предложить следующие задания на действия с воображаемыми предметами: мыть руки, рисовать, намяты клубок, стирать платок, лепить пирожки, забивать гвоздь, нести ведро с водой или песком, подметать пол, есть яблоко, вышивать, поливать цветы, играть на музыкальном инструменте, укачивать куклу и т.п. А также выполнять парные и коллективные упражнения: играть в мяч, тянуть канат, нести ведро, играть в снежки, бадминтон, передавать вазу с фруктами или поднос с посудой, искать иголку, бусинку или деталь маленькой машинки.
Нафантазировав к определенным действиям предлагаемые обстоятельства, дети переходят к разыгрыванию этюдов. Слово «этюд» имеет французское происхождение и переводится «учение». Понятие «этюд» используется в живописи, музыки, шахматах и выполняет роль предварительной, тренировочной работы. В театральном искусстве этюд — это маленький спектакль, в котором должно происходить определенное событие в предлагаемых обстоятельствах, условиях, ситуации. Они могут быть предложены педагогом или сочинены детьми. Причем предлагаемые обстоятельства могут дополняться педагогом и включаться детьми в этюд по ходу исполнения.
Информация о работе Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность