Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:51, аттестационная работа
Сказочный мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и загадочных звуков. Театр – благодатная почва для творчества, всем желающим принять участие в этом действе найдется занятие по вкусу. Мастера по костюмам, по свету, художники и декораторы, режиссеры – вот они чародеи сказочной страны, именуемой театр.
Введение.
Сказочный мир театра. …………………………………………………
Актуальность темы. Роль театра в формировании гармоничной, творческой личности ребенка. ………………………………………….
Глава 1. Теория.
Театрализованная игра, как вид творческой игры. …………………….
Театр помощник в воспитании детей. ………………………………….
Программа «Арт – фантазия». …………………………………………..
Содержание программы. ………………………………………………...
Общие методические принципы работы по программе «Арт – фантазия». …………………………………………………….
Кукольный театр в нашем детском саду. ……………………………….
Общеразвивающие игры. …………………………………………
Специальные театральные игры. ………………………………………
Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий. ………………………………………
Ритмопластика. ……………………………………….
Жесты – как важное средство выразительности. ……………………...
Культура и техника речи. ………………………………………..
Основы театральной культуры. ……………………………………….
Работа над спектаклем. ………………………………………
Глава 2. Практическое обобщение опыта.
Старшая группа. ………………………………………
Общие программные задачи по всем видам театрализованной деятельности. ………………………………………
Предполагаемые умения и навыки. …………………………………….
Подготовительная группа.
Общие программные задачи по всем видам театрализованной деятельности. ……………………………………….
Предполагаемые умения и навыки. ……………………………………
Результаты исследования детей. ……………………………………….
Рабочая программа. ……………………………………….
Занятия. ………………………………………..
Театральные игры. ………………………………………..
Заключение.
Постановка детских музыкальных спектаклей в нашем ДОУ. ………..
Формула успеха. ………………………………………...
Используемая литература.
Темы для этюдов должны быть близки и понятны детям («Ссора», «Обида», «Встреча»). Умение общаться с людьми различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение («Знакомство», «Просьба», «Благодарность», «Угощение», «Разговор по телефону», «Утешение», «Поздравления и пожелания», «Покупка театрального билета» и т.п.).
Сочиняя
этюд, дети должны дать ответ на многие
вопросы: где я нахожусь, откуда пришел,
когда, почему, кто, зачем?
Можно предложить придумать этюды на основные эмоции: «Радость», «Гнев», «Грусть», «Удивление», «Отвращение», «Страх». Такие этюды развивают умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жеста. Те же способности, а также логику поведения развивают этюды на пять органов чувств (слух, зрение, вкус, обоняние, осязание). Работа каждого из органов чувств заставляет действовать по-разному. Различно поведение человека смотрящего и слушающего, пробующего на вкус и чувствующего запах. Кроме того, по-разному будет вести себя человек, пробующий на вкус конфету или горькое лекарство, чувствующий запах краски или пекущегося пирога. Дети самостоятельно или с помощью педагога (надо только дать импульс детской фантазии) придумывают место и обстоятельства действия, ситуацию, а потом разыгрывают свои этюды. Следующий этап — это сочинение этюдов по сказкам. Дети должны выбрать эпизод из сказки и сочинить по нему этюд. Например: «Колобок и лиса», «Красная шапочка у бабушки», «Дюймовочка — невеста Жука», «Возвращение медведей» (сказка «Три медведя»).
Накопив определенный опыт в работе над сюжетными этюдами, можно переходить к импровизационным играм — драматизациям по хорошо знакомым сказкам. Дети делятся на 2— 3 творческие группы и получают задание сыграть сначала одну и ту же, а в дальнейшем — разные сказки. Участники мини-спектакля должны самостоятельно распределить роли, уточнить развитие сюжета и нафантазировать предлагаемые обстоятельства. Надо поощрять попытки детей уходить от традиционных стереотипов, будить творческое воображение и фантазию, помогая вопросами, например: какой герой? (Ленивый или трудолюбивый, добрый или злой, голодный или сытый, глупый или умный.)
Работа над этюдами и играми — импровизациями развивает многие качества, необходимые для участия в спектаклях, в том числе умение действовать в условиях вымысла и общаться, реагировать на поведение партнеров.
РИТМОПЛАСТИКА
Совсем маленькие дети, не умеющие говорить, с необыкновенной легкостью заменяют слова мимикой и жестами. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям дошкольного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Различные по характеру и настроениям музыкальные произведения стимулируют фантазию ребенка, помогают творчески использовать пластическую выразительность. Помочь ребенку раскрепоститься и ощутить возможности своего тела можно с помощью разнообразных ритмопластических упражнений и игр. Занятия ритмопластикой предполагают решение следующих задач:
1)
развитие двигательных
2)
развитие пластической
3)
развитие воображения (
Необходимым условием решения этих задач является умение владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. У дошкольников отсутствие этих умений проявляется в двух видах: как перенапряжение («зажим») всех или отдельных групп мышц или как излишняя разболтанность развязность. Поэтому наряду с упражнениями и играми направленными на развитие двигательных навыков, необходимы специальные упражнения в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц, вплоть до полного расслабления всего тела, лежа на полу. Только добившись определенных результатов в этом направлении, можно переходить к созданию пластических образов.
Ритмопластические
упражнения и игры не дублируют раздел,
посвященный музыкально-
Режиссер
Ф.Ф. Комиссаржевский отмечал, что
«не только органы речи, звуки и
мышцы лица актера, но и все его тело
должно быть технически приспособленным
для выражения переживаний; тем более
— тело, потому что его положения и движения
выражают после музыки наиболее обобщенно
и более сжато и четко, чем слово, внутреннее
состояние человека; кроме того, тело отражает
внутренние эмоции прежде, чем они находят
выражение в слове или звуке».
ИГРЫ
НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ
МУРАВЬИ
КАКТУС И ИВА
ПАЛЬМА
МОКРЫЕ КОТЯТА
ШТАНГА
САМОЛЕТЫ И БАБОЧКИ
БУРАТИНО И ПЬЕРО
НАСОС И НАДУВНАЯ КУКЛА
СНЕГОВИК
БАБА ЯГА
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА
КОНКУРС ЛЕНТЯЕВ
ГИПНОТЕЗЕР
НЕ ОШИБИСЬ
РИТМИЧЕСКИЙ ЭТЮД
ПОЙМАЙ ХЛОПОК
ГОЛОВА ИЛИ ХВОСТ
СЧИТАЛОЧКА
КАК ЖИВЕШЬ?
БАБУШКА МАЛАНЬЯ
ШЕЯ ЕСТЬ, ШЕИ НЕТ
ЗАКРЫТЬ КНИЖКУ, РАСКРЫТЬ
ЗАВОДНАЯ
КУКЛА
МУЗЫКАЛЬНО-ПЛАСТИЧЕСКИЕ
ИМПРОВИЗАЦИИ
Цель. Передавать
в пластических свободных образах
характер и настроение музыкальных произведений.
ПЕРВАЯ ПОТЕРЯ
ПОДАРОК
ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ
УТРО
БАБОЧКИ
В СТРАНЕ ЦВЕТОВ
СНЕЖИНКИ
ЗАКОЛДОВАННЫЙ ЛЕС
ПЕТЯ И ВОЛК
В ЦАРСТВЕ ЗОЛОТОЙ РЫБКИ
В ГОСТЯХ У РУСАЛОЧКИ
В ЗАМКЕ СПЯЩЕЙ КРАСАВИЦЫ
СНЕГУРОЧКА
В СТРАНЕ ГНОМОВ
ГОРОД РОБОТОВ
ФАКИР И ЗМЕИ
УМИРАЮЩИЙ ЛЕБЕДЬ
ТАНЦУЮЩИЙ ОГОНЬ
ВРЕМЕНА
ГОДА
ЖЕСТЫ
КАК ВАЖНОЕ СРЕДСТВО
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Владение жестом не является врожденным навыком и зависит от воспитания, социальных и национальных особенностей. Добиваясь того, чтобы дети на сцене не были похожи на роботов или деревянных кукол, приходится много работать над выразительностью движений, жестов, поз, мимики. При этом надо стремиться, чтобы в любом движении ребенка участвовало все тело. Жест не должен быть самоцелью: он лишь досказывает то, что невозможно в данной ситуации объяснить словами. Жест может быть оправдан на сцене лишь в том случае, когда он вызывается внутренней потребностью, выражает определенные чувства по отношению к окружающим.
Работа над выразительностью жестов включается в игры, упражнения, этюды. Например: «Считалочка», « Бабушка Маланья», «Как живешь?». В этюдах дети могут проявлять индивидуальность в выборе жестов и мимики. Педагог может рассказывать, вызывая нужные эмоции, подсказывать, но как можно меньше показывать, чтобы не выработать штампы, лишенные внутреннего импульса, эмоциональной окраски.
В
данной главе приведены некоторые
жесты, которые могут использоваться
детьми в различных жизненных ситуациях,
а также в сценической деятельности.
ИДИ СЮДА. Вытянуть руку вперед с повернутой вверх ладонью, а затем махнуть «к себе».
УХОДИ. Согнуть руку перед грудью, кисть повернута ладонью «от себя», махнуть рукой «от себя».
СОГЛАСИЕ. Кивнуть головой один или два раза (утверждающий).
НЕСОГЛАСИЕ. Покачать головой из стороны в сторону (отрицающий).
ПРОСЬБА. Рука вытянута вперед с повернутой вверх ладонью. Тяжесть тела переносится на переднюю часть стоп. Шея и корпус направлены вперед.
ОТКАЗ. Рука вытянута вперед с вертикально поставленной кистью. Ладонь повернута «от себя», корпус наклонен назад, голова повернута в сторону.
ПЛАЧ. Закрыть лицо руками, наклонить голову вперед вниз, приподнять плечи, плечи вздрагивают.
ЛАСКА. Поглаживать по плечу мягко, нежно, заглядывая в глаза.
КЛИЧ. Ладонь прикладывается «рупором» к приоткрытому рту, корпус подается в сторону посылаемого «звука».
ПРИВЕТСТВИЕ. Правая рука поднята вверх, маховые движения кистью из стороны в сторону.
ПРОЩАНИЕ. Глаза устремлены на уходящего, корпус наклонен вперед; плавные маховые движения кистью поднятой правой руки.
ПРИГЛАШЕНИЕ. Правая рука отводится в сторону, ладонь раскрывается, голова поворачивается за рукой.
БЛАГОДАРНОСТЬ. Сложенные вместе ладони прижаты к груди, локти расставлены в стороны, голова наклонена вперед.
НЕГОДОВАНИЕ. Возмущение: «Да что же это такое!».
НЕ ЗНАЮ. Приподнять плечи, руки слегка разведены, ладони раскрыты.
Жестом
можно также передать восхищение
и удивление, он может быть отстраняющим
и повелевающим. С его помощью можно предложить
детям охарактеризовать предмет по размеру
и форме.
КУЛЬТУРА
И ТЕХНИКА РЕЧИ
Упражнения и игры из этого раздела должны помочь детям сформировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию, орфоэпию), научить точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи), а также развить воображение, умение представить то, о чем говорится, расширить словарный запас, сделать их речь ярче и образнее.
Для многих детей характерны общая зажатость мышц, в том числе и речевого аппарата, невыразительность и монотонность речи, отсутствие смысловых пауз и логического ударения, проглатывание начала и конца слов. Работая над раскрепощением ребенка, невозможно обойтись без специальных игр и упражнений, развивающих дыхание, освобождающих мышцы речевого аппарата, формирующих четкую дикцию и подвижность голоса.
Заниматься с детьми специальной профессиональной подготовкой не представляется возможным, поскольку в этом возрасте еще окончательно не сформирован дыхательный и голосовой аппарат, но стремиться к тому, чтобы дети понимали, что речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни, необходимо. Речевые упражнения и игры желательно включать в каждое занятие, объединяя с ритмопластическими и театральными играми.
Прежде всего детей необходимо научить делать бесшумный вдох через нос, не поднимая плечи, и плавный, ровный, без напряжения и толчков, выдох (упражнения «Игра со свечой» и «Мыльные пузыри»). В дальнейшем в каждом задании тренируется не только дыхание, но и другие компоненты речи в комплексе. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.
Чтобы голос звучал свободно, необходима тренировка мышц всего речевого аппарата. В артикуляционной гимнастике используются известные упражнения для развития мышц губ, челюсти и языка. Свобода звучания голоса непосредственно связана с мягкой атакой, когда смыкание связок совпадает с началом выдоха. Для достижения этого полезны упражнения по типу «стона» — «Больной зуб», «Капризуля», «Колокольчики», «Колыбельная», сочетание мягкой атаки с опорой звука тренируется в игре «Дрессированные собачки», «Птичий двор». После решения этих задач больше внимания можно уделить работе над дикцией, диапазоном звучания, силой голоса, темпом речи и т.п. Все эти компоненты речи прекрасно тренируются на скороговорках и стихотворениях, без использования специальных актерских тренингов. Для того чтобы детям было понятно, о чем идет речь, можно предложить такие упражнения, как «Летний день», «В зоопарке», «В лесу». Они тренируют четкое произношение согласных на конце слова и могут сочиняться вместе с детьми. Для тренировки диапазона звучания предлагается игра «Самолет», «Чудо-лесенка». Дети должны понять, что голос похож на музыкальный инструмент и может звучать то низко, то высоко, то постепенно повышаться, то понижаться. Говоря о силе голоса, можно предложить детям игру «Придумай диалог», где героями могут быть Людоед и Кот в сапогах или Слон и Мышка. С разной силой голоса можно читать стихотворения от имени разных сказочных героев.
Информация о работе Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность