Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:51, аттестационная работа

Описание работы

Сказочный мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и загадочных звуков. Театр – благодатная почва для творчества, всем желающим принять участие в этом действе найдется занятие по вкусу. Мастера по костюмам, по свету, художники и декораторы, режиссеры – вот они чародеи сказочной страны, именуемой театр.

Содержание

Введение.
Сказочный мир театра. …………………………………………………
Актуальность темы. Роль театра в формировании гармоничной, творческой личности ребенка. ………………………………………….
Глава 1. Теория.
Театрализованная игра, как вид творческой игры. …………………….
Театр помощник в воспитании детей. ………………………………….
Программа «Арт – фантазия». …………………………………………..
Содержание программы. ………………………………………………...
Общие методические принципы работы по программе «Арт – фантазия». …………………………………………………….
Кукольный театр в нашем детском саду. ……………………………….
Общеразвивающие игры. …………………………………………
Специальные театральные игры. ………………………………………
Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий. ………………………………………
Ритмопластика. ……………………………………….
Жесты – как важное средство выразительности. ……………………...
Культура и техника речи. ………………………………………..
Основы театральной культуры. ……………………………………….
Работа над спектаклем. ………………………………………
Глава 2. Практическое обобщение опыта.
Старшая группа. ………………………………………
Общие программные задачи по всем видам театрализованной деятельности. ………………………………………
Предполагаемые умения и навыки. …………………………………….
Подготовительная группа.
Общие программные задачи по всем видам театрализованной деятельности. ……………………………………….
Предполагаемые умения и навыки. ……………………………………
Результаты исследования детей. ……………………………………….
Рабочая программа. ……………………………………….
Занятия. ………………………………………..
Театральные игры. ………………………………………..
Заключение.
Постановка детских музыкальных спектаклей в нашем ДОУ. ………..
Формула успеха. ………………………………………...
Используемая литература.

Работа содержит 1 файл

attestacionnaya_rabota.doc

— 624.00 Кб (Скачать)

      Выдающийся  советский композитор и педагог  Д.Б. Кабалевский в своей книге  «Воспитание ума и сердца»  о воспитательном значении искусства  для детей говорил так: «Оставляя  неизгладимые впечатления на всю  жизнь, оно уже в ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали, нравственности и идейности. И чем богаче и содержательные эти уроки, тем легче  и успешнее идет дальнейшее развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от родителей и воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес».

        Театрализованная сказка активизирует  воображение ребенка, заставляет  его мысленно действовать вместе  с героями. В результате возникшего переживания у ребенка появляются новое эмоциональное отношение к окружающему миру, новые знания и представления. Кроме того, в процессе подготовки к спектаклю, в силу специфической необходимости, дети непосредственно развивают и тренируют память, мышление, фантазию, работают над выразительностью речи и движений.  
 
 
 
 

ПАМЯТЬ. 

      Попадая в мир театра и становясь его  непосредственным участником, ребенок  начинает активно развивать свою память. В театре ребенком движут азарт, вдохновение, творческий подъем, а также сознание того, что труд является частицей общего дела всех участников будущего спектакля, что значительно облегчает и ускоряет процесс запоминания.

      Ребенок легко запоминает несложные фразы  во время репетиций и работы над  выразительностью речи и движений в ходе подготовки инсценировок и спектаклей. Разучивание с детьми сложных, объемных текстов персонажей, особенно стихотворных, лучше поручать родителям.

      Слова лучше запоминаются, если они произносятся с определенной мимикой и движениями, характерными для персонажей. Развитие памяти в театре у детей бывает связано с использованием музыки в спектакле: пение героями песен, исполнение танцев или это просто пантомимические выходы персонажей.

     Например, предлагаем ребенку выйти на вступление к песне с характерными движениями героя, которого изображает маленький артист. В этом случае необходимо запомнить мелодию вступления и те движения, которые нужно выполнить, даже если эти движения ранее были придуманы самим артистом.

      Маленький кукловод слушает и запоминает музыку, под которую должен появиться на ширме Волк в сказке «Волк и семеро козлят», - и в нужный момент Волк, оглядываясь по сторонам, подкрадывается к избушке.

      Ребенок запоминает очередность своего выступления  и без музыки – по окончаниям фраз других героев, по смыслу и последовательности действий. 

    ФАНТАЗИЯ. 

     Слова, сказанные К. С. Станиславским о  творчестве в театре, можно отнести  и к детскому театру, так как  в них заключена суть основы и  успеха любого театра: «…Творческая работа над ролью и над превращением словесного произведения драматурга в сценическую быль вся, от начала до конца протекает при участии воображения».

     Воображение это способность представить  воображаемые ситуации. Театр является для ребенка неисчерпаемым источником развития реальных чувств и фантазии. Особое содержание театрального творчества способствует раздвижению рамок собственных представлений о жизни.

     При разглядывании картинок, слушании музыки или сказок в представлении ребенка  возникает воображаемый мир. В театре же ребенок видит воображаемое в действии, в чем и заключается преимущество театрального искусства.

     Помочь  ребенку разбудить воображение  можно, обсуждая эпоху, когда предположительно развивается действие, время года, характеры и костюмы персонажей, их манеры, походку и многое другое. Такие беседы активизируют детскую фантазию, ребенок начинает лучше понимать основное содержание театрализованной сказки и суть поступков героев.

     Фантазия  начинает активно работать, если ребенку  предстоит разобрать и решить задачу «очеловечивания» образов зверей, цветов, солнца, ветра, и даже дождя. 
 

СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И НАХОДЧИВОСТЬ. 

      В театре ребенок невольно попадает в  такие ситуации, выход из которых  требует некоторой сообразительности, а иногда фантазии и сообразительности  одновременно.

      Такие моменты возникают нечасто и  только в том случае, если взрослые и дети на равных принимают участие  в игре, называемой театром. Ребенок  чувствует себя полноправным участником театрального действа, он знает, что  его здесь обязательно выслушают  и примут предложенные им изменения в правилах игры, если, конечно, они окажутся необходимыми, по мнению большинства.

      Дети  часто удивляют нас своей находчивостью. Решения принимают быстро и с  такой легкостью, что многие бьющиеся над извечным вопросом «Что делать?», могли бы им только позавидовать. 

РАСШИРЕНИЕ  КРУГОЗОРА. 

      В наше время дети не страдают от недостатка информации. И основными носителями ее для дошкольника являются детский  сад и семья. В детском саду ребенок находится в состоянии  постоянных открытий в самых разных областях: музыка, литература, изобразительное искусство, растения, животные, профессии, транспорт и многое другое.

      Маленькие первооткрыватели – в постоянном поиске неизведанного. Ими движет интерес  и бесконечное любопытство: «Почему  летом – дождь, а зимой – снег, а не наоборот?», «Где живут шмели?» и «Почему ночью темно?».

      Наша  задача – направить интерес ребенка  в нужное русло, открыть перед  ним общепринятые и социально-нравственные пути реализации своего любопытства  и интереса, дающие ребенку возможность развиваться духовно и умственно. Детский театр, благодаря своему огромному эмоциональному воздействию на детскую душу, способен взять на себя задачу развития кругозора ребенка. Под влиянием интереса и других положительных эмоций все увиденное и услышанное в театре будет устраиваться с легкостью, и запоминаться на долго.

      Например, ребенок слушает музыку П. И. Чайковского  к сказке «Щелкунчик» и в его  воображении возникают увлекательные  картины приключений героев сказки. Маленький зритель и не замечает, что музыка, которая показалась ему в обыденной жизни непонятной и далекой от его мироощущения, становится «естественной», понятной, красивой. Без сомнения, имена Э. Т. А. Гофмана и П. И. Чайковского, балет «Щелкунчик» и сами понятия «классическая музыка», «балет», «симфонический оркестр» отложатся в памяти детей на всю жизнь.

      Изобразительное искусство – обязательный спутник  детского театра. Декорации и атрибуты к спектаклям, детали костюмов и  сами костюмы героев, различного вида куклы для кукольного театра – все это, несомненно, имеет прямое отношение к изобразительному творчеству. Однако весь этот труд обычно ложится на плечи взрослых, а дети – дошкольники остаются в роли активных созерцателей и, конечно, посильных помощников. Чем они могут помочь взрослым в этих интересных делах, а заодно расширить свой кругозор? Что-то раскрашивать или вырезать детям не в новинку, а вот сплести украшения из бисера для Золушки и придворных дам – дело новое, интересное, увлекательное. Бисероплетение станет для малышей еще одной ступенькой на пути приобретения ими новых знаний.

      Значительно расширяет кругозор детей в областях изобразительного искусства и народного  творчества спектакль «Волшебство  красок». Подготовительный процесс  и сам спектакль дают представления  о множестве интересных вещей: что такое Гжель и Хохлома, почему картины называются пейзаж, натюрморт или портрет, какие бывают краски, и для чего каждая может быть использована, и т. д.

      Через театр можно рассказать детям  о физических и природных явлениях: о таянии льда, о морозе, о временах года.

      Театр совершает вместе с ребенком экскурс  в историю: старинные народные костюмы, обычаи, традиции и быт. Русская народная сказка погружает малышей в старину, переносит в давние – давние времена, «когда мир Божий был наполнен лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки».

           Театр – это еще  целый мир новых слов, понятий, которые в обыденной жизни  не употребляются. Это сцена, занавес, кулисы. Знакомство еще со многими удивительными словами и понятиями ожидает тех, кто пожелает заглянуть за кулисы театра. В театральном творчестве ребенок постоянно вовлекается в бурный поток разнообразной информации из самых разных областей человеческой жизни и окружающего мира, в том числе, он постигает для себя сам театр и его специфику. 

     Программа «Арт – фантазия» 

       Задачами театрального воспитания детей являются:

  • гармоническое  развитие  природных способностей  детей  средствами всех искусств;
  • приобщение к театральной культуре в системе искусств, истории и литературы;
  • обучение навыкам грамотной сценической речи и сценической пластики, развитие коммуникабельности;
  • выявление и подготовка детей, наиболее способных к дальнейшему обучению в специальных театральных либо культурно – просветительных учебных заведениях.
 

     Для реализации этих задач в нашем  детском саду используются следующие  программы: 

    • «Росинка» Л.В. Куцакова, С. И. Мерзлякова.
    • «Театр – творчество – дети» Н. Ф. Сорокина.
    • «Арт – фантазия» Э. Г. Чурилова.

     Предпочтение в работе с детьми старшего дошкольного возраста, в большей степени, мы отдаем программе Э. Г. Чуриловой «Арт – фантазия». 

              «Арт-фантазия» - это программа, которая не предполагает буквального выполнения, она ориентирует взрослых (воспитателей, учителей, родителей) на создание условий для активизации у ребёнка эстетических установок  как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Она рассчитана на сотворчество педагогов, которые не разучились играть и фантазировать. Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребёнок начинает чувствовать, что логика – это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребёнок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию. Воображение, общение с окружающими людьми. 

                  Сверхзадача представляемой модели развития эстетических способностей средствами театрального искусства заключается в том, чтобы гармонизировать отношения ребёнка с окружающим миром, что в дальнейшем послужило бы ему защитой от социальных и межличностных противостояний.

                   Исходя из этого основного  положения, цели и задачи курса  формулируются следующим образом:

                                 = развитие эстетических способностей;

                                 = развитие сферы чувств, соучастия,  сопереживания;

                                 = активизация мыслительного процесса  и познавательного

                                     интереса;    

                                 = овладение навыками общения  и коллективного творчества. 

           Основной целью воспитания, основанного на выбранном нами приоритете общечеловеческих ценностей, является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области. 

Содержание  программы «Арт –  фантазия» 

               Программа «Арт-фантазия» состоит  из пяти разделов, работа на  которыми продолжается в течение  двух лет, т. е. с детьми старшей (5-6 лет) и подготовительной (6-7лет) групп ДОУ.

               1-й раздел – «Театральная игра» - направлен не столько на приобретение ребёнком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

               Все игры этого раздела условно  делятся на два вида: общеразвивающие  игры и специальные театральные игры.

               2-й раздел –  «Ритмопластика» - включают в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Информация о работе Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность