Развитие связной речи в процессе рассказывания по серии сюжетных картин

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить, при каких педагогических условиях возможно более эффективное развитие связности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Объект: связная речь детей старшей группы.

Предмет исследования: процесс развития связной речи детей старшей группы.

В ходе работы мы решали следующие задачи:

- изучить состояние проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе;

-определить педагогические условия развития связной повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста;

- разработать методические рекомендации по развитию связности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2


ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4


1.1. Психолого-педагогические основы развития связной речи у дошкольников 4


1.2. Особенности восприятия картинки детьми дошкольного возраста 8



ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 11

2.1.Исследование связной речи дошкольников «констатирующий эксперимент» 11
2.2.. Содержание и методика развития связной речи детей старшего дошкольного возраста 13


2.3.Результаты формирующего эксперимента 19


2.4.Рекомендации по развитию связности речи у детей старшего дошкольного возраста 23


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26


БИБЛИОГРАФИЯ 27

Приложение

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ РАССКАЗЫВАНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН.doc

— 231.00 Кб (Скачать)
 

  6. Плавность. Высказывания детей  стали более цельными. Они уже не прерывались так часто паузами, как было в начале года. Чаще за паузой следовало более точное, яркое слово, т.е. дети стремились к последовательному изложению текста, подбирали слова и фразы, которые больше подходили по содержанию и замыслу текста. Длина текста между паузами в среднем составила 9 слов. Индекс разнообразия словаря -0,63.

  7. Самостоятельность высказывания. Увеличилось  количество детей самостоятельно  справившихся с заданием. Так,  на этапе констатации самостоятельно  справились с заданием 8 человек.  В конце обучения данный показатель  составил 19 человек.

 

   2.4. Рекомендации по развитию связности речи у детей старшего дошкольного возраста 

  Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на определенную тему. Следует всемерно поддерживать это стремление детей и развивать их навыки связной речи. Большим подспорьем для педагога в этой работе могут стать картины.

  Традиционная  методика обучения рассказыванию по картине рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа воспитателя. Опыт показывает, что дети фактически воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями. Детские рассказы бедны выразительными средствами, в них практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Тексты изобилуют словами-повторами («ну», «потом», «вот»... и т.д.), длительными паузами между предложениями.[24,c.29]

  Но  главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с очень  незначительными изменениями. За одно занятие детям приходится выслушивать 4-5 однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится неинтересен. Благое намерение педагога воспитывать волю сводится к замечаниям скучающим дошкольникам: «Ребята, слушайте внимательно!», «Сидите прямо, и глазки на Сашу, он рассказывает...» Этого требования хватает лишь на 30-40 секунд дисциплинированного поведения.

  Обучение дошкольников составлению рассказов по картине. Предлагаемая технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине.

  1-ый  тип: "Текст реалистического характера"

  Цель: обучение составлению описательных рассказов по картине.

  Виды получаемых текстов (выделены условно):

  - рассказ как фиксация изображенных  объектов и их смысловых взаимосвязей;

  - описание картины как раскрытие  темы;

  - развернутое описание конкретного  объекта;

  -словесно-выразительное описание изображенного на картине с использованием

  аналогий: поэтических образов, метафор, сравнений  и т.д.;

  - создание рифмованных текстов  по содержанию картины.

  2-ой  тип: "Текст фантастического  характера"

  Цель: составление рассказов фантастического плана по мотивам изображенного на картине.

  Виды  получаемых текстов  (выделены условно):

  - рассказ как фантастическое преобразование  содержания;

  - фантастический рассказ об отдельно  взятом объекте и его изменениях  во времени;

  - рассказ от имени изображенного  (представляемого) объекта с заданной  или

  самостоятельно  выбранной характеристикой;

  - сказки по мотивам содержания  картины;

  - рифмованные тексты фантастического  плана.

  Оба типа рассказов можно отнести  к творческой речевой деятельности разного уровня.

  Творческая  речевая деятельность находится  в прямой зависимости от уровня развития мышления ребенка. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. В работе с детьми можно выделить несколько этапов, на каждом из них представлена какая-либо мыслительная операция, в результате освоения которой у ребенка

  развивается способность самостоятельно делать речевые зарисовки по картине. Обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.

  1 этап «Определение  состава картины»

  Цель: обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка).

  Базовая информация

  Для составления рассказа по картине необходимо подготовить запас слов. С этой целью выделяются объекты, изображенные на картине. Степень подробности может быть разной:

  максимальной (с выделением всех объектов и их деталей), средней (выделение основных и второстепенных объектов без деталей) и низкой (выделение только главных объектов).

  При наличии однородных объектов на картине  производится группировка по какому-либо признаку: по принадлежности к природному или рукотворному миру, по функциям, форме, цвету и т.д.

  Моделирование выявленных на картине объектов производится с помощью схем, цветовых обозначений, букв, картинок и т.д.

  Методика  работы с детьми

  Для побуждения детей к выделению  и называнию объектов на картине  используется прием «подзорная труба». Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать

  его. Для определения деталей одного объекта используется приемы «Аукцион», «Охота за подробностями», «Кто самый  внимательный» и др. Игры эти направлены на активизацию внимания детей.

  При обучении классификационным умениям используется прием группировки по заданному признаку: рукотворности, природности, функциональности, присутствия определенного цвета, формы и т.д. Классификационная группа обозначается обобщающим словом.

  Моделирование детьми выявленных объектов производится схемами, буквами, картинками, цветом и другими средствами обозначения. Для этого используется доска или лист бумаги, на котором модели располагаются аналогично композиции картины.

  Советы  педагогу

  • Воспитатель должен проявлять живой интерес и эмоционально реагировать на ответы детей.
  • Темп работы должен быть достаточно быстрым, воспитатель должен энергично и оперативно производить моделирование названных детьми объектов.
  • Предварительно ·должен быть составлен тематический словарь

 

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

  Развитие  связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

  В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни. Развитие восприятия в дошкольном возрасте — это сложный, многоаспектный процесс, который способствует тому, чтобы ребенок все точнее, четче отображал окружающий мир, научался различать нюансы действительности.

  Курсовая работа показала, что дети старшего дошкольного возраста способны создать высказывание повествовательного типа в ходе специального обучения на основе использования игрушек, серии сюжетных картинок в ситуациях общения детей друг с другом, педагогом. При этом дети используют в текстах разнообразные виды связей. Совершенствуется синтаксический строй речи дошкольников, они чаще включают разнообразные синтаксические конструкции. И именно тогда, когда педагог обращается за помощью к детям, предлагает рассказать для сверстников, привлекает их к отбору более красивых, лучших высказываний. Их речь становится связной, интересной для слушателей. Дети стараются подбирать точные, доступные для окружающих слова и фразы, выражающие их замысел, соответствующие содержанию текста. Игровая форма обучения сделала его привлекательным для ребёнка и более результативным.

  Гипотеза  заявленная в работе, которая говорит  о том, что педагогические условия такие как индивидуальные и групповые занятия по развитию речи, наблюдения за окружающей дествительностью, дидактические игры  способствуют развитию связной речи старших дошкольников подтвердилась.

 

   БИБЛИОГРАФИЯ 

  
  1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач  речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у  детей дошкольного возраста.- М, 2003. - с.27-43.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. – 400 с.
  3. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. - с. 4-16.
  4. Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. – С-Пб.: Изд-во ПГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во «Союз» 2005. – 138 с.
  5. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.
  6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.
  7. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004. - 255 с.
  8. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М.: Просвещение, 2004. - 102 с.
  9. Воспитание детей в игре /Сост.А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – М.: Просвещение, 2003. – 136 с.
  10. Выгодский Л.С. Вопросы детской психологии. – С-Пб: Союз, 2006. – 312 с.
  11. Выгодский Л.И. Из записок конспекта к лекциям по психологии детей дошкольного возраста // Д.Б.Элькомин. Психология игры. – М.: Просвещение, 2004. – 398 с.
  12. Выгодский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 2006 - № 6. – с.62 – 76.
  13. Выгодский Л.С.Собрание сочинений. Т.5. - М.: Педагогика, 2003. – 136 с.
  14. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2005. - N 1. - с. 18-23.
  15. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9. - с. 28-34.
  16. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. - М.: Просвещение, 1983. - 143с.
  17. Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л.А. Венгера, В.М. Хомловской. - М.: Педагогика, 2005. – 312 с.
  18. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста.: Автореф. дис.… канд. пед. наук. - М, 2004. – 107 с.
  19. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 132 с.
  20. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики – 4-е изд. – М.: Изд. МГУ, 2005. – 485 с.
  21. Лямина Г.М. Формирование речевой деятельности (средний дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 9. - с. 49-55.
  22. Радуга: Прогр. и руководство для воспитателей сред. группы дет. сада/ Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик, и др.; Сост. Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2004. – 208 с.
  23. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М, 1989. -468 с.
  24. Сидорчук Т.А., Хомченко Н.Н. Технология развития связной речи дошкольников /методическое пособие/ Ульяновск 2004. -59 с.
  25. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.
  26. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. - с. 8-12.

 

      Приложение 1 

     Упражнения  для развития речи 

     Развитие  слуха.

     Если  ребенок слабо различает звуки  на слух, искаженно произносит или  заменяет их на другие, то он не сможет четко представить себе звуковой облик самого слова. В этом случае вам пригодится следующая группа упражнений.

     Упражнение  №1. "Назови слова" (для  развития слуховой дифференцировки).

     Задание №1.

     "Назови  как можно больше слов, которые  начинаются на звук А" (Т,  О, Р, К и т.д.).

     Задание №2.

     "Назови  как можно больше слов, которые  заканчиваются на звук П" (И,  О, С, Л и т.д.).

     Задание №3.

     "Назови  как можно больше слов, в середине  которых есть звук Л" (Н, Э,  Г, Б, Ф и т.д.).

     Упражнение  №2. "Хлоп-хлоп" (обучение звуковому анализу слова).

     Это упражнение также имеет несколько  вариантов задания.

  1. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В, О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши".
  2. Вариант: ребенок должен "поймать" звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.
  3. Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т.д.

     2. "Сейчас я буду называть  тебе слова, а ты, как только  услышишь слово, в котором есть  звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г - хлопни 2 раза"

     Лучше начинать упражнение в медленном  темпе, постепенно увеличивая скорость.

     Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д.

     Это упражнение заодно поможет вам проверить, как у ребенка обстоят дела с реакцией.

     Упражнение  №3. "Играем со словом" (обучение звуковому облику слова).

     Задание №1.

     "Придумай  слово, которое начинается / оканчивается  на такой же звук, как и в  слове "лягушка", "флаг", "стол" и т.д.".

Информация о работе Развитие связной речи в процессе рассказывания по серии сюжетных картин