Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 19:34, курсовая работа
Цель исследования – выявить, при каких педагогических условиях возможно более эффективное развитие связности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Объект: связная речь детей старшей группы.
Предмет исследования: процесс развития связной речи детей старшей группы.
В ходе работы мы решали следующие задачи:
- изучить состояние проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе;
-определить педагогические условия развития связной повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста;
- разработать методические рекомендации по развитию связности речи у детей старшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4
1.1. Психолого-педагогические основы развития связной речи у дошкольников 4
1.2. Особенности восприятия картинки детьми дошкольного возраста 8
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 11
2.1.Исследование связной речи дошкольников «констатирующий эксперимент» 11
2.2.. Содержание и методика развития связной речи детей старшего дошкольного возраста 13
2.3.Результаты формирующего эксперимента 19
2.4.Рекомендации по развитию связности речи у детей старшего дошкольного возраста 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЯ 27
Приложение
Ряд ученых считают, что хотя овладение элементарной диалогической речью первично по отношению к монологической и подготавливает к ней, качество диалогической речи в ее зрелой развернутой форме во многом зависит от владения монологической речью. Таким образом, обучение элементарной диалогической речи должно подводить к овладению связным монологическим высказыванием и потому, чтобы последнее могло быть как можно раньше включено в развернутый диалог и обогащало бы беседу, придавая ей естественный, связный характер.
Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается. Говорящий широко использует жесты, мимику, указательные местоимения. В контекстной речи в отличие от ситуативной ее содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.
В большинстве случаев ситуативная речь имеет характер разговора, а контекстная речь - характер монолога. Но, как подчеркивает Д. Б. Эльконин, неправильно отождествлять диалогическую речь с ситуативной, а контекстную - с монологической. И монологическая речь может иметь ситуативный характер.
Важным в связи с обсуждением сущности связной речи является уяснение понятия «разговорная речь». Дети дошкольного возраста овладевают прежде всего разговорным стилем речи, который характерен, главным образом, для диалогической речи. Монологическая речь разговорного стиля встречается редко, она ближе к книжно-литературному стилю.
В педагогической литературе чаще подчеркивается особая роль связной монологической речи. Но не менее важно овладение диалогической формой общения, поскольку в широком понимании «диалогические отношения, это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни» (М. М. Бахтин).
Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.
Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить (Ф. А. Сохин).
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
Обучение
связной речи оказывает влияние и на эстетическое
воспитание: пересказы литературных произведений,
самостоятельные детские сочинения развивают
образность и выразительность речи, обогащают
художественно-речевой опыт детей.
1.2.
Особенности восприятия
В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни. Развитие восприятия в дошкольном возрасте — это сложный, многоаспектный процесс, который способствует тому, чтобы ребенок все точнее, четче отображал окружающий мир, научался различать нюансы действительности и благодаря этому мог успешнее адаптироваться в ней. Эта проблема рассматривается в работах С. Л. Рубинштейна, Е. А. Флериной, А. А. Люблинской, В. С. Мухиной. Е. А. Флерина считает, что у дошкольников восприятие картинки значительно опережает их изобразительные возможности (дети реагируют на содержание и изображение - цвет, форму, построение).
Она выделяет в детском восприятии следующие тенденции: тяготение ребенка к яркому красочному рисунку; желание видеть на картинке все существенные признаки предмета (неузнавание ракурсных построений и неудовлетворенность ими детей 3-6 лет); затруднения при восприятии светотеневого рисунка; затруднения малышей 3-5 лет при восприятии рисунка с ярко выраженной перспективной деформацией предмета; положительное отношение к ритмической простоте построения (композиции). А. А. Люблинская считает, что восприятию картины ребенка надо учить, постепенно подводя его к пониманию того, что на ней изображено. Это требует узнавания отдельных предметов (люди, животные); выделения позы и места положения каждой фигуры в общем плане картины; установления связей между основными персонажами; выделения деталей (освещение, фон, выражения лиц людей).
С. Л. Рубинштейн, Г. Т. Овсепян, изучавшие вопросы восприятия картины, считают, что характер ответов детей по ее содержанию зависит от ряда факторов. Прежде всего - от содержания картины, близости и доступности ее сюжета, от опыта детей, от их умения рассматривать рисунок. Характер ответов зависит также от характера вопросов, определяющих умственную задачу. По одной и той же картине на вопрос «Что нарисовано?» дети перечисляют предметы и объекты; на вопрос «Что делают на этой картине?» - называют совершаемые действия. На предложение рассказать про то, что нарисовано, дают связное высказывание. Следовательно, если педагог злоупотребляет вопросом «Что это?», требующим перечисления предметов, то он невольно задерживает ребенка на самой низшей стадии восприятия.
У детей 5 – 7 лет уже относительно сформированы все виды анализаторов, на основе которых продолжают развиваться все виды чувствительности. В этом возрасте чрезвычайно велика роль зрительных ощущений и восприятий. Около 80% информации об окружающем мире ребёнок получает с помощью зрения.
К шестилетнему возрасту значительно уменьшается количество ошибок в цветоразличении, повышается точность цветоразличения. Ребёнок 5 – 7 лет знает не только основные цвета, но и их оттенки. К 5 – 6 годам значительные изменения наблюдаются в восприятии пространства. Дети этого возраста всё чаще проявляют потребность разобраться во всех встречающихся формах. Они уже пробуют установить, на что похож предмет. Взрослые должны поддержать потребность ребёнка разобраться в формах окружающих предметов.
Дети уже неплохо решают
Постепенно на собственном опыте дети убеждаются, что с нарисованными предметами нельзя действовать, как с настоящими – яблоко с картинки нельзя съесть. Однако после этого нарисованные предметы воспринимаются детьми как нечто самостоятельное, а не как изображение действительности. Когда трехлетним детям показывают картинку, на которой изображены два дома – большой городской на заднем плане и маленький деревенский на переднем, они считают, что деревенский дом больше (он занимает больше места на листе бумаги). Конечно, дети знают, что в действительности так не бывает, но на картинке может быть. Четырехлетние дошкольники начинают соотносить картинку с действительностью, но только в случае, если на ней изображены знакомые предметы.Сюжетные картинки с изображением сцен из жизни людей, животных младшие и средние дошкольники без помощи взрослого понимают плохо. При самостоятельном рассказе по картинке они большей частью ограничиваются перечислением изображенных на ней людей и предметов. Известным отечественным детским психологом В. С. Мухиной проанализировано развитие восприятия рисунка в дошкольном возрасте. Ею показано, как у ребенка постепенно развивается умение правильно соотносить рисунок и реальность, видеть именно то, что на нем изображено, совершенствуется интерпретация рисунка, понимание его содержания. [2,c.182]
Так,
для младших дошкольников рисованная
картинка скорее является повторением
действительности, чем изображением.
Когда ребенку показывают изображение
стоящего спиной человека и спрашивают,
где у него лицо, ребенок переворачивает
картинку, рассчитывая обнаружить лицо
на обратной стороне листа. Со временем
дети убеждаются, что с нарисованными
объектами нельзя действовать как с настоящими.
Расположение предметов на картинке, их
соотношение дошкольники усваивают так
же постепенно. Особенно сложно для ребенка
восприятие перспективы. Так, удаленная
елочка оценивается как маленькая, предметы,
расположенные на заднем плане и заслоненные
другими, — как поломанные. Только к концу
дошкольного возраста дети начинают более
или менее правильно оценивать перспективное
изображение, но и то это основывается
на знании правил, усвоенных от взрослых.
Удаленный предмет кажется ребенку маленьким,
но он догадывается, что на самом деле
он большой. Так формируется константность
восприятия — свойство, которое предполагает,
что мы воспринимаем объекты достаточно
стабильными и сохраняющими свои размеры,
форму, цвет и другие свойства, несмотря
на изменение условий восприятия (расстояния,
освещения и т. д.). Восприятие рисунка
сопряжено с развитием способности к его
интерпретации. Дети с интересом пытаются
осмыслить, что на рисунках изображено.
Так развивается еще одно свойство восприятия
— осмысленность. Если сюжет достаточно
понятен и близок ребенку, он может подробно
о нем рассказать, если же недоступен —
он просто перечисляет отдельные фигуры,
предметы. При этом проявляются такие
свойства восприятия, как избирательность
и апперцепция. Избирательность — свойство
восприятия выделять и воспринимать только
часть каких-либо объектов из окружения,
превращая все остальное в этот момент
в невоспринимаемый фон. Апперцепция —
это зависимость восприятия от личностных
особенностей и интересов человека. При
интерпретации сюжетных изображений каждый
ребенок выделяет, замечает что-то свое.
Очень большую роль имеет сам вопрос, который
взрослый задает ребенку. Спрашивая детей
о том, что они видят на изображение, взрослый
направляет ребенка на перечисление любых
объектов (важных и второстепенных) и в
любом порядке. Вопрос: «Что делают здесь
на картинке?» – побуждает ребенка к раскрытию
связей функциональных, т.е. действия.
Когда детей просят рассказать о событиях,
изображенных на картинке, ребенок пытается
понять изображенное. Он поднимается на
уровень истолкования. Значит, абсолютно
один и тот же ребенок во время исследования
может в один день показать все три уровня
восприятия изображения.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1. Исследование связной речи дошкольников
«констатирующий
эксперимент»
Экспериментальное исследование проходило на базе детского сада № 21 г.Речица. В эксперименте принимали участие дети старшей возрастной группы в количестве 20 человек.
Для подтверждения гипотезы наше исследование проходило в два этапа. Первый этап это констатирующий эксперимент. Цель констатирующего эксперимента выявить состояние связной речи дошкольников на данный момент. Второй этап это формирующий эксперимент.
Для ииследования развития речи на первом этапе мы предлагали детям серию сюжетных картин «Девочка и ежик». Детям предлагалось задание составить рассказ по картинкам.
Данные
исследования представлены в таб.1
Таблица
1 - Результаты анализа повествований
детей старшего дошкольного возраста
(в %)
|
Информация о работе Развитие связной речи в процессе рассказывания по серии сюжетных картин