Развитие связной речи в процессе рассказывания по серии сюжетных картин

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить, при каких педагогических условиях возможно более эффективное развитие связности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Объект: связная речь детей старшей группы.

Предмет исследования: процесс развития связной речи детей старшей группы.

В ходе работы мы решали следующие задачи:

- изучить состояние проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе;

-определить педагогические условия развития связной повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста;

- разработать методические рекомендации по развитию связности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2


ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4


1.1. Психолого-педагогические основы развития связной речи у дошкольников 4


1.2. Особенности восприятия картинки детьми дошкольного возраста 8



ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 11

2.1.Исследование связной речи дошкольников «констатирующий эксперимент» 11
2.2.. Содержание и методика развития связной речи детей старшего дошкольного возраста 13


2.3.Результаты формирующего эксперимента 19


2.4.Рекомендации по развитию связности речи у детей старшего дошкольного возраста 23


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26


БИБЛИОГРАФИЯ 27

Приложение

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ РАССКАЗЫВАНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН.doc

— 231.00 Кб (Скачать)

  Приведём  пример такой ситуации: "К кукле Маше приходят гости". На столе стоят игрушки, расставленные в виде комнаты: стол, на столе чашки, сахарница, чайник; кукла Маша стоит рядом со столом; за столом сидят зайчик, мишка. Педагог говорит: "Сегодня к Маше пришли гости. Она решила напоить их чаем. Что сделала Маша?"

  Дети: "Поставила чашки и чайник".

  Дальше  педагог производит действия, которые  дети называют: "Маша села за стол; разливает  чай; угощает конфетами гостей; подаёт чашку мишке". В заключение воспитатель предлагал придумать, что будут делать Маша и гости, когда попьют чай. Дети придумывали ситуацию, а педагог инсценировал ее с помощью игрушек ("День рождения", "Идем в гости", "Строим дом" и др.).

  Важную роль выполняли вопросы: "Как вы думаете, о чем хотят рассказать нам игрушки? (картинка на фланелеграфе?)" ("…о том, как Маша встречала гостей; о дне рождения щенка и т.д."). Такого рода вопросы помогали определять тему высказывания.

  Игровые действия повышали умственную активность детей, ставили их в такие обстоятельства, которые требовали нужного высказывания. Повторность игровых действий способствовала многократному проговариванию слов, фраз, предложений, фрагментов рассказа и их перенос в самостоятельное высказывание.

  Игровые ситуации позволяли детям овладевать навыками необходимыми для построения связного монологического высказывания: отбирать лексический материал в  соответствии с темой и ситуацией  высказывания, использовать разнообразные  синтаксические конструкции. Они вызывали у детей большой интерес и переносились ими в самостоятельные игры, сопровождались высокой речевой активностью.

  Вместе  с тем, некоторым детям по-прежнему было трудно самостоятельно составить  предложения по ситуации, они лишь договаривали за педагогом отдельные слова, фразы.

  С целью закрепления умения определять последовательность высказывания, видеть и исправлять неточности в тексте при использовании картинок было проведено второе занятие.

  На  нем к детям из сказки приходил Торопыжка и сообщал о том, что все книжки у них "заболели". Все в них перепуталось: вместо начала конец и, наоборот; в сказке про "Красную Шапочку" появляется Колобок и т.д. Сказочные герои просят у детей помощи. Если они определят, где в рассказе (сказке) начало, а где конец; найдут неточности в тексте и сами исправят их, то все книжки в сказке станут здоровы. Торопыжка выражал беспокойство по поводу того, справятся дети с заданием или нет. Педагог успокаивал его и говорил: "Не беспокойся, Торопыжка! Для того чтобы научиться замечать непоследовательность, неточность в рассказе или сказке, у нас есть замечательные картинки и интересные игры, которые помогут детям". Дети при участии Торопыжки вновь раскладывали картинки серии "С утра до вечера" в логической последовательности. Задание проводилось по подгруппам. Каждый из них получал по две картинки: зайчик спит, делает зарядку, умывается, обедает, занимается, играет. Нужно было назвать сначала первое действие и показать первую картинку, затем вторую и назвать действие. Если вначале обучения эти картинки использовались для того, чтобы научить дошкольников строить предложения, а помощь в определении последовательности оказывал взрослый, то в данной ситуации каждый ребенок действовал самостоятельно. После выполнения задания дети могли проконтролировать себя. Пособие было изготовлено таким образом, что на обратной стороне каждая картинка имела окошечко, внутри которого была стрелка, указывающая направление действия. В ходе выполнения данного задания все дети смогли назвать действия, изображенные на картинках, многие рассказывали двумя-тремя предложениями, но наблюдалось нарушение последовательности в изложении событий, на что указывало неправильное расположение карточек (8 человек из 20).

  Для закрепления навыка определения последовательности действий, детям предлагали другие серии сюжетных картинок с последовательно развивающимися событиями (картинки из книги Н.Радлова "Рассказы в картинках").

  С целью проверки, насколько они  могут замечать нарушения последовательности в речи без использования наглядного материала, проводилась игра "Так бывает или нет?"

  Она способствовала развитию логического  мышления, умения замечать непоследовательность в рассказах, устанавливать связи  между явлениями и выражать их в слове.

  Ход игры: педагог объясняет правила игры:

  - Сейчас я буду вам о чем-то  рассказывать. В моем рассказе  вы должны заметить то, чего  не бывает. Кто заметит, тот  пусть, после того как я закончу,  скажет, почему так не может  быть.

  Примерные рассказы воспитателя:

  "Наступила осень. Все птицы улетели. Грустно стало детям. "Давайте сделаем для птиц скворечники!" - предложил Вова. Когда повесили скворечники, птицы поселились в них, и стало опять весело детям".

  "Все  дети обрадовались наступлению  осени. "Вот теперь мы будем собирать красивые листья, и делать букеты", - сказала Света. "А я люблю купаться в реке, - сказала Люда, - мы с мамой будем ездить на речку и загорать".

  (Сначала  рассказы педагога сопровождались  показом картинок, которые наглядно  демонстрировали нарушения последовательности и логики действий. При повторном проведении игры наглядность не использовалась). Правильное выполнение задания поощрялось цветной фигуркой для фланелеграфа. Побеждал в игре тот, кто имел больше фигурок и мог составить сюжет картинки на фланелеграфе без нарушения логики развертывания событий. Взрослый побуждал детей к составлению предложений и коротких рассказов по этим картинкам, что способствовало закреплению представлений детей о структуре связного высказывания и формировало умения использования разнообразных синтаксических конструкций в зависимости от контекста. Все эти задания требовали большой индивидуальной работы с детьми. Так, педагог демонстрировал им картинки на фланелеграфе и задавал вопросы: "Нравится тебе эта картинка? Всё на ней правильно? Что ты можешь изменить в ней? Давай сделаем это вместе?"

  Если  ребёнок легко и быстро справлялся с заданием, ему предлагалось послушать  рассказ или сказку по данной картинке. Далее и сам ребёнок договаривал  отдельные слова, фразы (использовались знакомые детям литературные произведения "Колобок", "Маша и медведь", "Три медведя", "Пузырь, лапоть и соломинка").

  К концу первого этапа обучения дети научились раскладывать картинки в заданной последовательности; создавать  с помощью взрослого сюжеты из игрушек, фигурок на фланелеграфе; устранять нарушения логики в готовых ситуациях; переносили игры и игровые ситуации в самостоятельную деятельность.  

  2.3. Результаты формирующего эксперимента 

  В конце эксперимента было проведено  итоговое контрольное обследование детей. Цель обследования - выявить динамику овладения монологической речью повествовательного типа у детей старшего дошкольного возраста в результате обучения.

  Для обследования были отобраны те же средства наглядности, что и при начальном обследовании.

  Полученные  результаты представлены в таблице.

  Из  таблицы 3 видно, что высказывания детей стали более связными, полными по объёму. Развитие выделенных речевых умений вызвало положительные изменения других показателей речи. Так, у большинства детей структура рассказов представлена всеми частями. В рассказах детей сократилось количество пауз и повторов. Речь их стала более плавной, ясной и доступной слушателям. Это доказывает и эффективность примененной нами методики. 

  Таблица 3 - Результаты анализа повествований детей старшего дошкольного возраста (в %)

  Критерии   После обучения
  Содержание   раскрыто   18-85,8%
  частично   3-14,2%
  не  раскрыто   -
  Структура   начало   17-80,9%
  середина   21-100%
  конец   16-76,1%
  Объем   кол-во предложений   11
  кол-во слов   65
  Коэффициент законченности предложений   0,75
  Кол-во предложений   простых   7,6-69,5%
  сложных   1,4-12,5%
  с прямой речью   2-18%
  Коэффициент связности   0,6
  Плавность (кол-во пауз и повторов)   2-3
  Длина текста между паузами (в ср.)   8-9
  Индекс  разнообразия словаря   0,2
  Самостоятельность   самостоятельно   19-91%
  с помощью воспитателя   2-9%
 

  Проанализируем  высказывания детей старшего дошкольного  возраста, полученные в результате обучения по выделенным критериям.

  1. Содержание. Из таблицы видно,  что в результате обучения самостоятельно раскрыть содержание смогли 85,8% от всех детей, а с помощью воспитателя 14,2%.

  2. Структура текста. Анализ текстов,  составленных детьми, показал, что  у дошкольников в основном  сформированы умения и навыки, обеспечивающие общую структуру оформленности текста. Практически все дети выделили в тексте начальные и завершающие предложения, организующие текст. Начальные предложения в текстах-повествованиях фиксируют главных героев или события рассказа. Дети использовали такие начальные предложения в своих рассказах (сказках): "Жили-были...", "Однажды...", "Как-то раз..." и т.д. Завершающие предложения являются обобщением, относящимся ко всему тексту. Некоторые дети пользовались традиционными окончаниями рассказов (сказок). Но иногда они вкладывали элементы творчества (в рассказах по сюжетной картинке): "Ёжик помог своему другу, и они пошли пить чай с вареньем", "Я тоже там был. Мёд пиво пил...", "Покормили цыплят пшеном" и т.п. Иногда дети в ходе рассказа дают оценку поступков героев, передают свои чувства: "Молодец, ёжик", "Я так бы собачке дал поесть" и т.п. Но вместе с тем, четверо детей не овладели навыками, обеспечивающими общую структурную оформленность текста. Тексты этих детей содержат только две части - первую и вторую, и соответственно носят незавершённый характер.

  Структура текстов представлена следующим  образом: начало выделено у 80,9% всех детей (17 человек); середина у 100% детей (21 человек); конец представлен у 76,1% всех детей (16 человек).

  3. Объём высказывания в ходе  выполнения заданий представлен по-разному. Так при пересказе литературных произведений в тексте можно выделить в среднем до 15 предложений. При составлении рассказов по сюжетной картинке и игрушкам на начало обучения тексты детей состояли из 5-6 предложений, к концу из 8-13. В среднем повествование состоит из 11 предложений. В высказываниях дети чаще строят предложения из 4-7 слов, в среднем одно предложение состоит из 5 слов. Коэффициент законченности предложений в текстах составил 0,75.

  4. Количество предложений. Анализ грамматического строя показывает, что дети начинают применять разнообразные конструкции предложений. Если на начало обучения дети пользовались однословными предложениями, неполными. То к концу года количество таких предложений сократилось, увеличилось количество двусоставных. В речи детей появляются полные, распространенные предложения. Сократилось количество простых предложений в тексте и в два раза увеличилось количество сложных и с прямой речью. Так, если на начало обучения сложных предложений было в среднем 0,7 на одно высказывание, то к концу 1,4 , а предложений с прямой речью было 1 на текст, стало 2.

  5. Связность высказывания. Анализ  текстов в конце обучения показал,  что дети стали чаще применять  разнообразные виды связи. Если  на начало эксперимента дети использовали в рассказах один, два вида связи (чаще это была цепная местоименная или формально-сочинительная связь), то к концу года два, три вида связи. В высказываниях можно было отметить еще и наличие формальной связи, но, вместе с тем, больше использовались цепная местоименная, лексический повтор, союзы "а", "и". Например: "…в лесу ежика. Он ей …. …ежик решил ей помочь. Ежик показал девочке… . Девочка… .", "… и она пошла. А потом… . А медведь…" и т.п. Коэффициент связности предложений в тексте составлял на начало обучения 0,36. 

  Таблица 4 - В качестве примера приведем высказывания Кати К. и Руслана Л. После обучения

  Кати  К.   Рассказ по серии сюжетных картин после обучения
      "Однажды  девочка увидела в лесу ежика.  Он ей сказал: "Зачем ты пришла?" Она ему ответила: "За грибами". Тогда ежик решил ей помочь. Ежик показал девочке полянку, на которой было много грибов. Девочка набрала грибов целую корзинку. Она сказала: "Спасибо тебе, ежик. Мне уже пора домой". Ежик проводил девочку и машет ей лапкой, а она ему рукой. Они стали друзьями."
Руслан  Л.   "Однажды  девочка шла-шла по лесу и  встретила ежика. 
- Здравствуй, ежик, - сказала девочка,- Помоги мне грибы собрать. Ежик согласился и стал помогать, найдет гриб и девочке покажет. Очень быстро корзина стала полной. Ежик простился с девочкой и помахал ей лапкой. А девочка сказала: "До скорой встречи, ежик". Так они и расстались."
  Руслан  Л. Рассказывание по игровой ситуации
      "Маша  и медведь. Жили-были Маша и  медведь. Пошла Машенька в лес,  собирать грибы, а навстречу ей медведь. Машенька сказала: "Здравствуй, Миша", а медведь сказал: "Здравствуй, Маша". Медведь пригласил ее домой к чаю, и она пошла. А потом пришел зайчик и спросил: "Можно к вам?" А медведь и Машенька сказали: "Можно". А тут и лисичка-сестричка, хитрая. Пришла и сказала: "Можно к вам?". Маша и медведь сказали: "Можно". Все они стали друзьями. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец."

Информация о работе Развитие связной речи в процессе рассказывания по серии сюжетных картин