Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 07:26, курсовая работа
Целью исследования явилось определение методов эффективного влияния художественной литературы на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Мы предположили, что художественная литература будет способствовать развитию словаря детей 5–7 лет при соблюдении следующих условий:
– Если в работе педагог будет использовать произведения художественной литературы адекватно возрасту детей:
1) наличие языковых средств выразительности;
2) наличие разнообразных средств образности (эпитеты, метафоры, сравнения);
3) наличие многозначных слов.
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития словаря дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой………………………………….6
1.1. Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста…………………………………………6
1.2. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста……...8
1.3. Методы обогащения и активизации словаря дошкольников………12
ГЛАВА 2. Опытно-эксперементальная работа по развитию словаря старших дошкольников в процессе использования художественной литературы…22
2.1. Выявление уровня словаря детей……………………………………23
2.2. Развитие словаря детей 5-7 лет в процессе использования художественной литературы………………………………………………….29
Заключение…………………………………………………………………….33
Список используемой литературы…………………………………………..36
Книги, принесенные на занятия, не только соответствовали теме, но и привлекали внимание ребенка, вызывали у него потребность прикоснуться к ним, рассмотреть, узнать содержание. Тексты и иллюстрации обладали художественными достоинствами.
В процессе разработки программы мы делали упор не только на специально организованные занятия по ознакомлению детей с художественной литературой, но и на другие виды детской деятельности. Содержание программы представлено в приложении 2.
Всего нами было разработано и адаптировано 10 занятий по произведениям художественной литературы.
Структура занятия была примерно одинаковой: вводная беседа, выразительное исполнение текста воспитателем, работа над текстом, заключение.
Для
более глубокого знакомства детей
с произведением проводилась
предварительная работа, на которой
читался текст, проводились беседы
по произведениям, показывались диафильмы
и мультфильмы по этим произведениям.
Использование в своей
В процессе чтения художественных произведений у ребенка накапливался опыт разнообразных непосредственных читательских переживаний: различно окрашенных читательских эмоций – от восторга до грусти и даже страха; чувств, связанных с восприятием произведений разных жанров, стилей, авторов, исторических эпох.
Художественные произведения обогащали, уточняли и активизировали словарь детей на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивали умения выражать мысли в устной форме. Это развитие осуществлялось благодаря тому, что художественные произведения написаны литературным языком, точным, образным, эмоциональным, согретым лиризмом, наиболее соответствующим особенностям детского восприятия.
На примерах простых, доступных рассказов дети учились понимать содержание произведения, его основную мысль, знакомятся с действующими лицами, их характерами и поступками, оценивают данные поступки. В элементарной форме дети получают представление об изобразительных средствах языка художественных произведений.
После ознакомления с художественным произведением мы проводили в свободное время с детьми беседы по содержанию произведений.
После проведения в группе беседы с детьми, которая давала возможность воспитателю оценить, насколько понято содержание художественного произведения, мы продолжали обсуждение произведения, но уже в форме игры-беседы с ее персонажами. Такая игра-беседа проводилась сразу же после чтения, пока детские впечатления были свежи и непосредственные.
Художественная литература, и особенно сказки, является для детей-дошкольников особой формой действительности – это реальность человеческих эмоций, чувств в особых сказочных условиях. Игры, связанные с сюжетами литературных произведений, появляются у детей под влиянием взрослого и самих произведений, в которых доступно и ярко описаны люди, их взаимоотношения и их деятельность.
Являясь одной из форм сюжетно-ролевой игры, игра-драматизация по сюжету художественного произведения имеет и свои специфические особенности: она представляет собой синтез восприятия произведения и ролевой игры. Сам процесс усвоения, восприятия художественного произведения является, во-первых, особой внутренней творческой деятельностью; во-вторых, в результате ее в ходе сопереживания и сочувствия персонажам у ребенка появляются новые представления и новые эмоциональные отношения.
Большое внимание уделяли оформлению книжного уголка. Всегда привлекали к этому детей. Советовались с ними: «Как вы думаете, на какую тему лучше оформить уголок?». Давали задание на дом: сделать подбор иллюстраций по заданной теме. Оформляли альбомы, готовили наборы открыток.
Мы понимали, что добиться успеха в нашей работе можно только в контакте с родителями. Поэтому на первом же родительском собрании мы провели консультацию на тему: «Приемы обучения детей рассказыванию», затем была проведена консультация «Знакомство со сказкой в старшей и подготовительной группах».
Таким
образом, реализация всего намеченного
содержания с использованием разнообразных
методов и приемов обучения положительно
повлияла на обогащение словаря детей.
В своей речи дети стали больше использовать
прилагательные, глаголы, антонимы. Речь
детей стала более яркой, образной, выразительной.
Заключение
В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы народного образования, улучшения качества профессиональной подготовки педагогов
В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.
Словарь
– один из компонентов речевого
развития ребенка. Овладение словарем
является важным условием умственного
развития, поскольку содержание исторического
опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе,
обобщено и отражено в речевой
форме и прежде всего в значениях
слов. Усвоение словаря решает задачу
накопления и уточнения представлений,
формирования понятий, развития содержательной
стороны мышления. Одновременно с
этим происходит развитие операциональной
стороны мышления, поскольку овладение
лексическим значением
Развитие словаря влияет на всестороннее развитие ребенка. Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального состояния других людей также зависят от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения.
Наша работа была ориентирована на обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе использования художественной литературы. В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализированы особенности развития словаря дошкольников и влияние художественной литературы на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста. С помощью литературных произведений можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал данного вида творчества.
Анализ
теоретических положений и
В процессе работы были замечены такие изменения:
Произведения
художественной литературы в воспитательно-
Исходя
из анализа опытно-
Таким
образом, использование произведений
художественной литературы в процессе
обогащения словаря детей вполне оправдывает
себя, оказывая очень важное влияние на
развитие детей дошкольного возраста.
Список использованной
литературы
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 400 с.
3. Гризик
Т.И., Ерофеева Т.И. Говорим
4. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. 1-е изд. / Мозаика-Синтез – 2005 – 106с.
5. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста: Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. – Центр гуманитарной литературы РОН, 2004. – 125 с.
6. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу./ Под редакцией Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой. – Яр.: Академия развития, 2006–143 с.
7. Полякова М.А. Как научить ребенка читать и писать / Марина Полякова. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 144 с.: ил. – (Завтра в школу!)
8. Струнина Е., Ушакова О. Методика развития речи детей дошкольного возраста – М.: Владос, 2004.-288 с.
9. Синякина Е, Синякина С. Развиваем речь – Издательство «Стрекоза», 2011. - 16 с., цв.ил.
10.Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2005. – 159 с.
12.Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду – М.: Сфера, 2001–56 с.
13. Хрестоматия детской классики от 2 до 6 лет: - М.: Махаон, 2008 – 256с.: ил.
14. Журнал Семейное чтение № 5 2008г.
15. Щеглова О. Полная энциклопедия дошкольника / Ольга Щеглова. – М.: Гелеос; Клеопатра, 2007. – 400 с.