Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 07:26, курсовая работа
Целью исследования явилось определение методов эффективного влияния художественной литературы на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Мы предположили, что художественная литература будет способствовать развитию словаря детей 5–7 лет при соблюдении следующих условий:
– Если в работе педагог будет использовать произведения художественной литературы адекватно возрасту детей:
1) наличие языковых средств выразительности;
2) наличие разнообразных средств образности (эпитеты, метафоры, сравнения);
3) наличие многозначных слов.
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития словаря дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой………………………………….6
1.1. Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста…………………………………………6
1.2. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста……...8
1.3. Методы обогащения и активизации словаря дошкольников………12
ГЛАВА 2. Опытно-эксперементальная работа по развитию словаря старших дошкольников в процессе использования художественной литературы…22
2.1. Выявление уровня словаря детей……………………………………23
2.2. Развитие словаря детей 5-7 лет в процессе использования художественной литературы………………………………………………….29
Заключение…………………………………………………………………….33
Список используемой литературы…………………………………………..36
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития словаря дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой………………………………….6
1.1. Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста…………………………………………6
1.2.
Особенности развития словаря
детей дошкольного возраста……..
1.3. Методы
обогащения и активизации словаря дошкольников………12
ГЛАВА
2. Опытно-эксперементальная
2.1. Выявление уровня словаря
2.2.
Развитие словаря детей 5-7 лет в процессе
использования художественной литературы………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы…………………………………………..36
Введение
Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.
Детский
сад знакомит дошкольников с лучшими
произведениями для детей и на
этой основе решает целый комплекс
взаимосвязанных задач
Процесс
развития эстетического восприятия
очень заметен в дошкольном возрасте.
Понять, что художественное произведение
отражает типичные черты явлений, ребенок
может уже в 4—5 лет. Исследователи
отмечают такую особенность
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5–7 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Произведения для чтения ребенку нужно выбирать учитывая возраст, интересы и развитие. Детей старшего дошкольного возраста привлекает больше содержание текста, хотя и иллюстрации к книге они с удовольствием рассматривают. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Не обязательно это делать сразу, можно через некоторое время поговорить с ребенком о прочитанном. Это приучает ребенка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребенка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе.
В результате общения с книгой к 5–7 годам ребенок обычно обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка. В этот период происходит интенсивное обогащение словарного запаса ребенка, в результате приобретения ребенком новых знаний о незнакомых предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта, что особенно важно для его будущего обучения.
Поэтому проблемой нашего исследования стал вопрос, какие методы использования художественной литературы в воспитательно-образовательной работе будут влиять на развитие словаря детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития словаря детей старшего дошкольного возраста.
В качестве предмета исследования заявлена художественная литература как средство развития словаря детей пяти-семи лет.
Целью исследования явилось определение методов эффективного влияния художественной литературы на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Мы предположили, что художественная литература будет способствовать развитию словаря детей 5–7 лет при соблюдении следующих условий:
– Если в работе педагог будет использовать произведения художественной литературы адекватно возрасту детей:
1) наличие языковых средств выразительности;
2) наличие разнообразных средств образности (эпитеты, метафоры, сравнения);
3) наличие многозначных слов.
– Если произведения художественной литературы будут использоваться не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в повседневной жизни ребенка.
Задачи исследования:
1)
Изучить теоретические основы
развития словаря детей
2)
Изучить влияние
3) Выявить особенности развития словаря дошкольников 5-7 лет;
Методы
изучения: изучение и анализ психолого-педагогической
литературы, программно-методического
обеспечения дошкольного
Методологической
основой нашего исследования являются
теории развития детской речи (О.С. Ушакова,
Е.М. Струнина, Н.В. Гавриш), психолого-педагогические
исследования особенностей речи (А.Н. Гвоздев,
Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
1. Теоретические основы развития словаря дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.
Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее», – писал В.Г. Белинский. [16; 20]
Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.
Народ – непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию. Например: «Был бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»; «Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать, кто его переколпакует, тому полколпака гороху». [11; 35] Доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.
Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых.
И эстетические, и особенно нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучительных рассуждений воспитателей по поводу прочитанных произведений, подготовленных выспрашиваний по вопросам. Педагог должен помнить: излишнее морализирование по поводу прочитанного приносит большой, часто непоправимый вред; «разобранное» с помощью множества мелких вопросов произведение сразу утрачивает в глазах детей всякую прелесть; интерес к нему пропадает. Нужно целиком довериться воспитательным возможностям художественного текста.
Вот что писал о силе слова К.Д. Ушинский: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ». В этих словах великого педагога указан не только ожидаемый результат усвоения родного языка, но и метод его изучения: доверие «языку-учителю», который «не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу».
Таким образом, помогая детям овладеть языком художественного произведения, педагог выполняет и задачи воспитания.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.
Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории.
Прежде
всего, бросаются в глаза
Говоря о качественной характеристике словаря, следует иметь в виду постепенное овладение детьми социально закрепленным содержанием слова, отражающим результат познания. Этот результат познания закрепляется в слове, благодаря чему осознается человеком и передается в процессе общения другим людям.
В
силу наглядно-действенного и наглядно-образного
характера мышления ребенок овладевает,
прежде всего, названиями наглядно представленных
или доступных для его
Этим же объясняется или отсутствие в словаре дошкольников таких слов, которые обозначают более абстрактные понятия или искажение их смысла.
Другой
особенностью является постепенное
овладение значением, смысловым
содержанием слова. Так как понятийное
мышление у ребенка-дошкольника
еще не сложилось, то и смысл слова,
которым он овладевает, не может
быть на определенном возрастном этапе
понятийным. Поначалу ребенок относит
слово лишь к конкретному предмету
или явлению. Такое слово не имеет
обобщающего характера, оно лишь
сигнализирует ребенку о
По мере того как дошкольник осваивает окружающую действительность – предметы, явления (особенности, свойства, качества), он начинает их обобщать по тем или иным признакам. Часто обобщения делаются по признакам несущественным, но эмоционально значимым для ребенка. В этом случае слово обозначает обобщение, но его содержание часто расходится с социально закрепленным, являясь либо чрезмерно узким, либо чрезмерно широким. Типичен пример, когда малыш «кисой» называет не только кошку, но и другие меховые, пушистые предметы, чрезмерно расширяя смысл этого слова. В другом случае слово мама он относит только к своей маме, братом называет только своего брата, сужая смысл слова до чрезвычайно конкретного.