Развитие словаря дошкольников в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 07:26, курсовая работа

Описание работы

  Целью исследования явилось определение  методов эффективного влияния художественной литературы на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста.
 Гипотеза  исследования: Мы предположили, что  художественная литература будет способствовать развитию словаря детей 5–7 лет при соблюдении следующих условий:
– Если в работе педагог будет использовать произведения художественной литературы адекватно возрасту детей:
 1) наличие языковых средств выразительности;
2) наличие разнообразных средств  образности (эпитеты, метафоры, сравнения);
3) наличие многозначных слов.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития словаря дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой………………………………….6
1.1. Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста…………………………………………6
1.2. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста……...8
1.3. Методы обогащения и активизации словаря дошкольников………12
ГЛАВА 2. Опытно-эксперементальная работа по развитию словаря старших дошкольников в процессе использования художественной литературы…22
2.1. Выявление уровня словаря детей……………………………………23
2.2. Развитие словаря детей 5-7 лет в процессе использования художественной литературы………………………………………………….29
Заключение…………………………………………………………………….33
Список используемой литературы…………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

новая курсовая.docx

— 78.18 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение 3

ГЛАВА 1. Теоретические основы развития словаря дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой………………………………….6

    1.1. Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста…………………………………………6

   1.2. Особенности развития словаря  детей дошкольного возраста……...8

    1.3. Методы обогащения и активизации словаря дошкольников………12 

ГЛАВА 2. Опытно-эксперементальная работа по развитию словаря старших дошкольников в процессе использования художественной литературы…22

     2.1. Выявление уровня словаря детей……………………………………23

        2.2. Развитие словаря детей 5-7 лет в процессе использования художественной литературы………………………………………………….29

Заключение…………………………………………………………………….33

Список  используемой литературы…………………………………………..36 

 

     Введение

     Искусство слова отражает действительность через  художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку  познавать жизнь, формирует его  отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и  горести героев.

     Детский сад знакомит дошкольников с лучшими  произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.

     Процесс развития эстетического восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок  может уже в 4—5 лет. Исследователи  отмечают такую особенность художественного  восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать  в воображаемых обстоятельствах, как  бы становиться на место героя.

     Овладение родным языком как средством и  способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5–7 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

     Не  маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в  том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно  выяснить, что и как понял ребенок. Произведения для чтения ребенку нужно выбирать учитывая возраст, интересы и развитие. Детей старшего дошкольного возраста привлекает больше содержание текста, хотя и иллюстрации к книге они с удовольствием рассматривают. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Не обязательно это делать сразу, можно через некоторое время поговорить с ребенком о прочитанном. Это приучает ребенка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребенка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе.

     В результате общения с книгой к 5–7 годам ребенок обычно обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка. В этот период происходит интенсивное обогащение словарного запаса ребенка, в результате приобретения ребенком новых знаний о незнакомых предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта, что особенно важно для его будущего обучения.

     Поэтому проблемой нашего исследования стал вопрос, какие методы использования художественной литературы в воспитательно-образовательной работе будут влиять на развитие словаря детей дошкольного возраста.

     Объект  исследования: процесс развития словаря  детей старшего дошкольного возраста.

     В качестве предмета исследования заявлена художественная литература как средство развития словаря детей пяти-семи лет.

     Целью исследования явилось определение  методов эффективного влияния художественной литературы на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста.

     Гипотеза  исследования: Мы предположили, что  художественная литература будет способствовать развитию словаря детей 5–7 лет при соблюдении следующих условий:

     – Если в работе педагог будет использовать произведения художественной литературы адекватно возрасту детей:

     1) наличие языковых средств выразительности;

     2) наличие разнообразных средств  образности (эпитеты, метафоры, сравнения);

     3) наличие многозначных слов.

     – Если произведения художественной литературы будут использоваться не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в повседневной жизни ребенка.

     Задачи  исследования:

     1) Изучить теоретические основы  развития словаря детей дошкольного  возраста;

     2) Изучить влияние художественной  литературы на развитие словаря  дошкольников;

     3) Выявить особенности развития  словаря дошкольников 5-7 лет;

     Методы  изучения: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, программно-методического  обеспечения дошкольного образования; диагностика уровня развития образной речи детей; констатирующий, формирующий  и контрольный эксперименты.

     Методологической  основой нашего исследования являются теории развития детской речи (О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, Н.В. Гавриш), психолого-педагогические исследования особенностей речи (А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). 
 

 

     1. Теоретические основы  развития словаря  дошкольников в  процессе ознакомления  с художественной  литературой

      1.1 Роль художественной литературы  в воспитании чувств и развитии  речи детей

 

     Произведения  художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к  внутреннему миру героя.

     Научившись  сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее», – писал В.Г. Белинский. [16; 20]

     Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку  понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует  его этические (нравственные) представления.

     Знакомство  ребенка с художественной литературой  начинается с миниатюр народного  творчества – потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.

     Народ – непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию. Например: «Был бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»; «Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать, кто его переколпакует, тому полколпака гороху». [11; 35] Доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.

     Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих  к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах  и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и  наказывая злых.

     И эстетические, и особенно нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучительных рассуждений  воспитателей по поводу прочитанных  произведений, подготовленных выспрашиваний  по вопросам. Педагог должен помнить: излишнее морализирование по поводу прочитанного приносит большой, часто  непоправимый вред; «разобранное» с  помощью множества мелких вопросов произведение сразу утрачивает в  глазах детей всякую прелесть; интерес  к нему пропадает. Нужно целиком  довериться воспитательным возможностям художественного текста.

     Вот что писал о силе слова К.Д. Ушинский: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ». В этих словах великого педагога указан не только ожидаемый результат усвоения родного языка, но и метод его изучения: доверие «языку-учителю», который «не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу».

     Таким образом, помогая детям овладеть языком художественного произведения, педагог выполняет и задачи воспитания.

      1.2 Особенности развития словаря детей дошкольного возраста

 

     В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который  позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться  в школе, понимать литературу, телевизионные  и радиопередачи и т.д.

     Развитие  словаря понимается как длительный процесс овладения словарным  запасом, накопленным народом в  процессе его истории.

     Прежде  всего, бросаются в глаза количественные изменения в словаре ребенка. В 1 год малыш активно владеет 10–12 словами, а к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3–3,5 тысяч.

     Говоря  о качественной характеристике словаря, следует иметь в виду постепенное  овладение детьми социально закрепленным содержанием слова, отражающим результат  познания. Этот результат познания закрепляется в слове, благодаря  чему осознается человеком и передается в процессе общения другим людям.

     В силу наглядно-действенного и наглядно-образного  характера мышления ребенок овладевает, прежде всего, названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко.

         Этим же объясняется или отсутствие в словаре дошкольников таких слов, которые обозначают более абстрактные понятия или искажение их смысла.

     Другой  особенностью является постепенное  овладение значением, смысловым  содержанием слова. Так как понятийное мышление у ребенка-дошкольника  еще не сложилось, то и смысл слова, которым он овладевает, не может  быть на определенном возрастном этапе  понятийным. Поначалу ребенок относит  слово лишь к конкретному предмету или явлению. Такое слово не имеет  обобщающего характера, оно лишь сигнализирует ребенку о конкретном предмете, явлении или вызывает их образы (например, для ребенка слово  часы обозначает только те часы, которые висят на этой стене).

     По  мере того как дошкольник осваивает  окружающую действительность – предметы, явления (особенности, свойства, качества), он начинает их обобщать по тем или  иным признакам. Часто обобщения  делаются по признакам несущественным, но эмоционально значимым для ребенка. В этом случае слово обозначает обобщение, но его содержание часто расходится с социально закрепленным, являясь  либо чрезмерно узким, либо чрезмерно  широким. Типичен пример, когда малыш  «кисой» называет не только кошку, но и другие меховые, пушистые предметы, чрезмерно расширяя смысл этого  слова. В другом случае слово мама он относит только к своей маме, братом называет только своего брата, сужая смысл слова до чрезвычайно конкретного.

Информация о работе Развитие словаря дошкольников в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой