Развитие словаря дошкольников в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 07:26, курсовая работа

Описание работы

  Целью исследования явилось определение  методов эффективного влияния художественной литературы на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста.
 Гипотеза  исследования: Мы предположили, что  художественная литература будет способствовать развитию словаря детей 5–7 лет при соблюдении следующих условий:
– Если в работе педагог будет использовать произведения художественной литературы адекватно возрасту детей:
 1) наличие языковых средств выразительности;
2) наличие разнообразных средств  образности (эпитеты, метафоры, сравнения);
3) наличие многозначных слов.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития словаря дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой………………………………….6
1.1. Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста…………………………………………6
1.2. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста……...8
1.3. Методы обогащения и активизации словаря дошкольников………12
ГЛАВА 2. Опытно-эксперементальная работа по развитию словаря старших дошкольников в процессе использования художественной литературы…22
2.1. Выявление уровня словаря детей……………………………………23
2.2. Развитие словаря детей 5-7 лет в процессе использования художественной литературы………………………………………………….29
Заключение…………………………………………………………………….33
Список используемой литературы…………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

новая курсовая.docx

— 78.18 Кб (Скачать)

     Следует добиваться, чтобы дети не повторялись  в своих примерах, по возможности  разнообразили и усложняли их. Л.Н. Толстой делал это упражнение еще интереснее, превращая его в игру.

     13. Объяснение слов. Следует ли объяснять детям слова и требовать таких объяснений от самих детей? Л.Н. Толстой отвечает на этот вопрос определенно и в высшей степени убедительно. Он говорит: «Я убедился только в том, что объяснения смысла слова и речи совершенно невозможны даже для талантливого учителя, не говоря уже о столь любимых бездарными учителями объяснениях, что сонмище «есть некий малый синедрион» и т.п. Объясняя какое бы то ни было слово, хотя, например, слово впечатление, вы или вставляете на место объясняемого другое, столько же непонятное слово, или целый ряд слов, связь которых столь же непонятна, как и самое слово. Почти всегда непонятно не самое слово, а вовсе нет у ученика того понятия, которое выражает слово. Слово почти всегда готово, когда готово понятие, притом отношение слова к мысли и образование новых понятий есть такой сложный, таинственный и нежный процесс души, что всякое вмешательство является грубой, нескладной силой, задерживающей процесс развития. Легко сказать – понимать, но разве непонятно каждому, сколько различные, вещей можно понимать в одно время, читая одну и ту же книгу? Ученик, не понимая двух-трех слов в фразе, может понимать тонкий оттенок мысли или отношение ее к предыдущему. Вы, учитель, налегаете на одну сторону понимания, а ученику вовсе не нужно того, что вы хотите объяснить ему. Иногда он понял, только не умеет доказать вам того, что понял вас, сам же в тоже время смутно догадывается и воспринимает совершенно другое и весьма для него полезное и важное.»

     Эти глубокие по смыслу слова подтверждают те соображения, которые были высказаны по вопросу о восприятии детьми поэзии: ценно общее впечатление, а новые слова и понятия постепенно усваиваются детьми из общего смысла речи. Это целиком и безоговорочно относится к понятиям отвлеченным, общим.

     Попробовав предлагать детям шести лет объяснить такие слова как красота, добро можно убедиться, что дети не объясняют слово, не вскрывают его отвлеченную сущность, а приводят конкретные проявления того или другого понятия, оценку его, вроде следующих примеров: «Красота это когда красиво». «Доброта это хорошо. Добрые люди хорошие».

     Другое  дело–объяснение слов, именующих конкретные понятия, предметы. С этой же задачей связана работа по придумыванию загадок, о чем уже была речь и будет еще речь впереди. В данном случае детям называется предмет и предлагается определить, что это такое. К этой задаче примыкает другая – классификация предметов по видам. Ребенок, имеющий представление об общих понятиях «мебель» и «цветы», на вопрос: «Что такое стул?» – ответит: «Такая мебель: на стуле сидят». Или: «Что такое одуванчик?» – «Такой цветок; цветет весной; он желтый». Вот высказывания детей 5–7 лет: «Чашкатакая посуда. Из чашки пьют чай молоко, кофе».

     «Собакатакое животное, лает, с людьми живет. Доктортакой дядя, он лечит больных людей. Мышкатакой маленький зверек, мышек кошка ест». Упражнению такого рода следует придавать большое значение. Если принять в соображение, что оно всегда сопровождается поправками, высказываниями воспитателя и детей, то оно много содействует тому, что дети начинают задумываться над тем, что формулировать свою мысль словесно возможно точно, понятно и правильно. Чтобы этого достигнуть, надо предлагать детям для объяснения лишь слова, обозначающие абсолютно знакомые им предметы и явления.

     14. Отгадывание и составление загадок. Об этом уже говорилось выше, но речь шла о составлении или отгадывании загадок, относящихся к предметам, что облегчает отгадывание. Если у детей имеется запас отчетливых представлений, то загадки, относящиеся к таким представлениям, отгадываются ими и без наличия соответствующих предметов или картинок.

     Народное  творчество создало много загадок, характеризующих предметы и явления. Их надо тщательно подбирать, классифицировать по содержанию возрастам детей и предлагать детям в первую очередь. Пусть дети заучат их наизусть как образцы образной народной речи.

     Следует поощрять детей и к придумыванию загадок самим. Вначале это дается с трудом даже старшим детям; словесное  Оформление их загадок нескладно, например: «Такое, на что кладут, чтобы есть», – означает тарелку; или: «Такое, чтобы шить, продевать нитку», – означает иголку. Но постепенно они научаются классифицировать предметы, правильно выражать свои мысли и придумывать загадки частоте хуже самой воспитательницы. Вот загадки детей 5–7 лет: «Душистый цветок, растет на колючем кусте, бывает белого, розового, красного цвета»; «Птица, которая кладет свои яйца в чужие гнезда»; «Овощ, растет в огороде, снаружи красный, внутри белый» и т.п.

     15. Классификация предметов. К классификациям предметов и явлений по признакам, особенностям, видам можно подводить детей очень рано. Вначале эти игры ведутся с иллюстративным материалом, главным образом с картинками. Разнообразные виды лото преследуют цели классификации предметов. С детьми 5–7 лет, получившими соответствующую подготовку, занятия по классификации возможны и без иллюстрации.

     Очень много дают и соответствующие  занятия-беседы.

     Воспитатель должен, замечать новые слова и выражения, появляющиеся в речи детей впервые, стараться возвращаться к ним, употреблять их самому и приводить детей к их употреблению, словом, содействовать тому, чтобы слово мало-помалу переходило из пассивного запаса в активный.

     При беседах с детьми, в рассказах  детей следует отмечать каждое удачное, меткое слово, предлагать заменять слова более подходящими, придумывать новые эпитеты, избегать повторений и т.п.

     Хорошо  после проведенной экскурсии  или прочитанного рассказа при случае спросить детей, с какими новыми словами они познакомились, поговорить со старшими детьми о том, зачем нужно обогащать свою речь новыми словами, поощрять их спрашивать о значении непонятных слов.

     Специального  внимания к себе требует распространенное, но, несомненно, отрицательное явление, наблюдаемое в речи, – обилие в ней иностранных слов и выражений. Русский язык достаточно богат, чтобы обходиться собственными средствами. Детей надо с ранних лет приучать к употреблению русских слов и выражений, обращаясь к иностранным лишь в случаях безусловной необходимости.

     Закрепление и активизация словаря организуются в процессе специальных занятий, дидактических игр и повседневного  общения.

     Занятиями, где осуществляется специальная  работа по закреплению словаря, являются занятия по описанию предметов и  обучению отгадывать и загадывать загадки.

     Занятия по описанию предметов широко используют в практике работы с детьми пятого, шестого и седьмого года жизни. Часто  их проводят в форме известной  игры «Чудесный мешочек». Чтобы направить  внимание детей на выделение большего числа признаков, используется игровая форма задания: «Кто увидит и назовет больше?»

     Особое  место занимают занятия по обучению отгадыванию загадок. Особая ценность этих занятий для решения задач  словарной работы заключается не только в том, что на них осуществляется закрепление знаний об особенностях предметов и соответствующего словаря, но и в том, что они помогают ребенку проникнуть в образный строй  русской речи. Каждая загадка представляет собой картинное, образное описание предмета, его характерных особенностей. При этом часто такое описание дается через другой предмет. Поэтому, чтобы отгадать загадку, ребенок  должен знать особенности предметов, уметь сравнивать предметы, видеть в них общее. Вот почему занятия  с загадками вводятся после ознакомления детей с особенностями предметов.

     Занятия, посвященные отгадыванию загадок, как правило, состоят из двух частей. В первой части организуется рассматривание предметов с вычленением лишь тех их признаков, которые отражены в загадке. При этом используются элементы загадки для описания, обозначения  характерных особенностей. Вторая часть  занятия посвящается отгадыванию  загадок. Здесь после отгадывания  воспитатель спрашивает, как ребенок  догадался.

     Занятия по обучению детей придумыванию загадок  па первых порах тесно связаны  с занятиями по описанию предметов. Кому-нибудь из детей предлагается описать предмет, не называя его, остальные узнают его по описанию. На первых порах для всех детей  требуется наглядность, которая  затем может быть снята. Наиболее удачными формами таких занятий  являются игровые, например, в виде игры в магазин, когда «покупатель» описывает предмет, а «продавец» должен отгадать его, в виде игры «отгадай по описанию» и т.п. В этих играх предметы, которые описываются, наглядно представлены для всех. Более сложной будет игра «Почтальон принес посылку», в которой каждый ребенок получает свой предмет и описывает его, не называя и не показывая. Предмет предъявляется всем лишь после отгадки.

     Последующее усложнение таких занятий с детьми шестого и седьмого года жизни  достигается тем, что подбирают  одинаковые или близкие по внешнему виду предметы, различающиеся некоторыми особенностями, деталями, например грузовые машины, различающиеся формой, цветом некоторых частей, куклы с некоторой  разницей в одежде, мячи разной расцветки  и величины и т.п.

     Все это требует умения увидеть характерные  детали, особенности данного предмета в сравнении с другими, точно  обозначить их словом при описании.

     Со  временем становятся возможны задания  описать предмет через сопоставление  с другим, что способствует введению в речь детей образных выражений.

     Кроме специальных занятий, которые рассмотрены  выше, закрепление и активизация  словаря осуществляются и в процессе целого ряда дидактических игр и  игровых упражнений, которые проводятся на занятиях и в повседневной жизни. Особенно полезны для активизации  словаря словесные дидактические  игры, широко используемые для детей  старшего дошкольного возраста, типа «Скажи наоборот», «Краски», «Садовник», «Черного, белого не берите, «да» и «нет»  не говорите», «Продолжай дальше». Содержанием  такого продолжения может быть называние  различных частей или качеств  одного предмета или называние предметов, входящих в родовое обобщение, и т.п. Самостоятельное использование разнообразного словаря, полученного на занятиях и в дидактических играх, осуществляется в бытовом общении дошкольников.

     Таким образом, роль воспитателя заключается в организации содержательного общения во всех видах деятельности, во внимании к речи детей, к ее словарному составу, к тому, чтобы ребенок использовал все богатство накопленного словаря.

     2. Опытно-экспериментальная  работа по развитию  словаря старших  дошкольников в  процессе использования  художественной литературы 

     Художественная  литература является действенным средством  умственного, нравственного и эстетического  воспитания, оказывает большое влияние  на общее развитие ребенка, непосредственно  способствует формированию готовности к учению.

     В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет  ребенку жизнь природы и общества, сложный мир человеческих отношений, способствует речевому развитию ребенка, давая ему образцы правильного  литературного языка.

     Для успешного последующего школьного  обучения у шестилетнего ребенка  должен быть сформирован определенный интерес и любовь к книге, умение воспринять и понять прочитанный  ему текст, ответить на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказать  несложные произведения, дать элементарную оценку героям и их поступкам, определить свое отношение к ним. Эти качества и умения в дошкольном возрасте приобретаются  ребенком и совершенствуются в процессе ознакомления с художественными  произведениями

     Через особую организацию, интонационную  окраску, использование специфических  языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор) литературные произведения передают отношение народа к тому или иному предмету или  явлению. Изобразительные средства языка в них метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей.

     Поэтому целью опытно-экспериментальной  работы стало: выявление уровня развития словаря детей 5–7 лет; разработка и апробация программы использования произведений художественной литературы и её влияние на развитие словаря старших дошкольников.

     Задачи  экспериментального исследования:

  1. Выявить уровень развития словаря детей 5 - 7 лет;
  2. Разработать и апробировать программу использования произведений художественной литературы;
  3. Определить влияние разработанной программы на уровень развития словаря детей 5 - 7 лет.

     Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ ЦРР №12 г. Фокино с 10 детьми 5 – 7 лет старшей группы. 

      2.1 Выявление уровня развития словаря  детей 

Информация о работе Развитие словаря дошкольников в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой