Развитие словаря дошкольников в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 07:26, курсовая работа

Описание работы

  Целью исследования явилось определение  методов эффективного влияния художественной литературы на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста.
 Гипотеза  исследования: Мы предположили, что  художественная литература будет способствовать развитию словаря детей 5–7 лет при соблюдении следующих условий:
– Если в работе педагог будет использовать произведения художественной литературы адекватно возрасту детей:
 1) наличие языковых средств выразительности;
2) наличие разнообразных средств  образности (эпитеты, метафоры, сравнения);
3) наличие многозначных слов.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития словаря дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой………………………………….6
1.1. Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста…………………………………………6
1.2. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста……...8
1.3. Методы обогащения и активизации словаря дошкольников………12
ГЛАВА 2. Опытно-эксперементальная работа по развитию словаря старших дошкольников в процессе использования художественной литературы…22
2.1. Выявление уровня словаря детей……………………………………23
2.2. Развитие словаря детей 5-7 лет в процессе использования художественной литературы………………………………………………….29
Заключение…………………………………………………………………….33
Список используемой литературы…………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

новая курсовая.docx

— 78.18 Кб (Скачать)

     Цель: подобрать диагностирующие методики и выявить уровень развития словаря детей 5–7 лет.

     Задачи:

  1. Подобрать методику, соответствующую условиям нашего эксперимента.
  2. Провести диагностическое обследование детей 5–7 лет, направленное на выявление уровня развития словаря.

     Из  всего многообразия диагностирующих  методик нами была использована методика Л.С. Выготского, О.Н. Усановой «Диагностика развития словаря», которая включила в себя четыре задания.

     Цель  данной методики: изучение количественного и качественного развития словаря детей 5–7 лет.

     Задание №1 «Подбери картинку»

     Цель: изучение процесса обобщения.

     Материал: по 5 картинок на каждую классификационную  группу предметов: музыкальные инструменты, цветы, деревья, транспорт, посуда, инструменты, головные уборы и школьные принадлежности.

     Методика  проведения:

  1. серия. Разложи картинки так, чтобы они подходили друг к другу. Назови их одним словом.
  2. сепия. Разложи предметы из одной группы («Транспорт», «Одежда», «Посуда»), что к чему подходит, и назови одним словом. Например: транспорт – водный, наземный воздушный; одежда – весенняя, зимняя, осенняя, летняя, посуда – чайная, столовая, кухонная.

     Оценка  результатов:

  • Правильно раскладывает все картинки и называет обобщающие слова – 3 балла;
  • допускает 3–4 ошибки в раскладывании картинок и назывании обобщающих слов, но сам исправляет ошибки – 2 балла;
  • допускает 5 и более ошибок и затрудняется назвать некоторые обобщающие слова – 1 балл.

     Результаты  выполнения первого задания фиксировались  в протоколе (Таблица 1)

     Таблица 1. Результаты выполнения первого задания

п/п

Фамилия, имя  ребенка Кол-во баллов
1 Аня Б. 3
2 Влад Л. 2
3 Сережа Г. 2
4 Алеша К. 2
5 Кирилл Д. 2
6 Руслан Х. 1
7 Диана П. 2
8 Кирилл К. 1
9 Света К. 3
10 Диана Ш. 3
 

     Из  результатов первого задания  видно, что 3 детей (30%) при выполнении задания правильно разложили все картинки и назвали обобщающие слова, 5 детей (50%) допустили небольшое количество ошибок при раскладывании картинок и назывании обобщающих слов. Из них 2 детей (20%), после инструкции педагога: «Посмотри внимательно, правильно ли ты разложил картинки?», сами исправили эти ошибки. 2 детей (20%) допустили большое количество ошибок. Данные дети затруднились назвать обобщающие слова.

     Часто обобщения делались по признакам  несущественным, но эмоционально значимым для ребенка. В этом случае слово  обозначало обобщение, но его содержание часто расходилось с социально  закрепленным, являясь либо чрезмерно  узким, либо чрезмерно широким.

     Так, например, школьными принадлежностями они считали только ранец, тетрадь, пенал не включая сюда, например, ручку, карандаш, стерку.

     Задание 2. «Какой? Какая? Какое? Какие?»

     Цель: изучение использования детьми в  речи прилагательных.

     Материал: карточки с изображением предметов  (какой – виноград, колокольчик, жираф, шкаф; какая – лягушка, кровать, луна, шляпа; какое – пальто, солнце, кресло, яблоко; какие – белки, звезды, брюки, часы).

     Методика  проведения:

     1 серия. Экспериментатор показывает  последовательно картинки с изображением  предмета и просит назвать:  «Арбуз – какой?».

  1. серия. Экспериментатор называет предмет и просит определить, какой он.

     За  каждое названное прилагательное в 1-й и 2-й сериях ребенок получает фишку.

     Оценка  результатов:

     Если  ребенок набрал 26 и более фишек  – 3 балла;

     Если  ребенок набрал от 16 до 26 фишек – 2 балла;

     Если  ребенок набрал менее 16 фишек – 1 балл.

     Результаты  фиксировались в протоколе (Таблица 2).

 

      Таблица 2. Результаты выполнения второго задания

п/п

Фамилия, имя  ребенка Кол-во баллов
1 Аня Б. 2
2 Влад Л. 1
3 Сережа Г. 2
4 Алеша К. 3
5 Кирилл Д. 2
6 Руслан Х. 2
7 Диана П. 1
8 Кирилл К. 2
9 Света К. 3
10 Диана Ш. 3
 

     Из  таблицы видно, что 3 детей (30%) назвали 26 и более прилагательных и получили за это соответствующие количество фишек. 5 человек (50%) назвали от 16 до 26 прилагательных. 2 детей (20%) набрали менее 16 фишек, у этих детей выявились трудности в назывании многих прилагательных.

     Замены  прилагательных свидетельствуют о  том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. Распространенными являлись, например, такие замены: высокий  – длинный, низкий – маленький, узкий  – тонкий, короткий – маленький  и т.д. замены прилагательных осуществлялись из-за недифференцированности признаков величины, высоты, толщины, ширины.

     Задание 3. «Скажи наоборот»

     Цель: изучение использования детьми в  речи антонимов.

     Материал: таблица.

     Методика  проведения: скажи наоборот, например сильный ветер – слабый ветер.

     Всего нужно подобрать 12 антонимов к  высказываниям воспитателя.

     Оценка  результатов:

     12 правильных ответов детей –  3 балла;

     от 8 до 12 правильных ответов детей – 2 балла;

     менее 8 правильных ответов – 1 балл.

     Сводные результаты задания заносились в протокол (Таблица 3) 

     Таблица 3. Результаты выполнения четвертого задания

№ п/п Фамилия, имя  ребенка Кол-во баллов
1 Аня Б. 3
2 Влад Л. 2
3 Сережа Г. 2
4 Алеша К. 1
5 Кирилл Д. 2
6 Руслан Х. 1
7 Диана П. 2
8 Кирилл К. 1
9 Света К. 2
10 Диана Ш. 1
 

     Из  результатов последнего диагностирующего задания видно, что 1 ребенок (Аня Б.) дала максимальное количество правильных ответов, девочка подобрала соответствующие антонимы ко всем заданным словам. 5 детей (50%) подобрали правильно от 12 до 8 антонимов. 4 детей (40%) подобрали менее 6 антонимов.

     Наибольшее  затруднение у детей вызвали  следующие высказывания: солнечный день, толстая доска, грязная одежда.

     По  завершению исследования по результатам  четырёх заданий определялся  уровень развития словаря каждого ребёнка.

     Суммарный балл по результатам заданий позволил определить уровень развития словаря детей 5–7 лет: 12–8 баллов – высокий; 7–5 балла – средний; до 5 баллов – низкий.

     Критерии  уровней развития словаря детей 5–7 лет.

     Высокий. Употребляет разные части речи точно  по смыслу. Использует в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением, слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков. Правильно  согласовывает существительные  с числительными, прилагательными  и местоимениями с существительными.

     Средний. Допускает ошибки в употреблении разных частей речи, но сам их исправляет при помощи взрослых и сверстки, ков. Нечасто в речи использует синонимы, антонимы и обобщающие слова. Допускает  ошибки в согласовании существительных  с числительными и прилагательными.

     Низкий. Активный словарь беден. Старается  употреблять разные части речи, но допускает ошибки и сам этого  не осознает. Редко использует в  речи синонимы, антонимы и обобщающие слова. Не проявляет речевую активность в общении.

     По  результатам диагностики и в  соответствии с критериями дети были распределены по уровням. (Таблица 4) 

     Таблица 4. Распределение детей по уровням речевого развития.

Фамилия, имя ребенка Общий балл Уровень
Аня Б. 8 В
Влад Л. 5 С
Сережа Г. 6 С
Алеша К. 6 С
Кирилл Д. 6 С
Руслан Х. 4 Н
Диана П. 5 С
Кирилл К. 4 Н
Света К. 8 В
Диана Ш. 7 С
 

     1 уровень (низкий)

     К низкому уровню было отнесено 20% детей (Руслан Х., Кирилл К). У ребят не сформирован словарь. Руслан старается употреблять в речи антонимы, глаголы, прилагательные, но часто допускает ошибки. Кирилл путается в определении значений слов.

     2 уровень (средний)

     К среднему уровню было отнесено 60% детей. Для детей данной группы характерно использование в речи антонимов, прилагательных, глаголов и обобщающих слов, но употребление их носит не частый характер. Дети испытывают трудности в подборе антонимов и синонимов лишь к отдельным словам.

     3 уровень (высокий)

     К высокому уровню было отнесено 20% детей. Дети данной группы употребляют прилагательные, антонимы, глаголы. Умеют правильно подобрать обобщающие слова. У детей данного уровня развитие словаря соответствует возрасту. 

    2.2 Развитие  словаря детей 5–7 лет в процессе  использования   художественной  литературы 

     Цель: разработать и апробировать программу  использования художественной литературы в процессе развития словаря детей 5–7 лет не только на специально организованных занятиях, но и в других видах деятельности.

     Задачи:

  1. Подобрать произведения художественной литературы, которые педагог будет использовать не только на специально организованных занятиях, но и в других видах деятельности детей.
  2. Разработать программу развития словаря с использованием отобранных произведений художественной литературы.
  3. Апробировать разработанную программу на дошкольниках 6–7 лет.

     Для решения поставленных задач мы отобрали произведения художественной литературы рекомендованные «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой и программой «Радуга» Т.Н. Доронова, Т.И. Гризик.

     В ходе разработки программы для нас  было важно прививать детям интерес  к книге, как к произведению искусства, показать им не только хорошую литературу и лучшие рисунки, но и познакомить  с изданиями различного формата (от больших красочных сборников  в твердых переплетах до книжек-малышек), с книжками-игрушками, книгами с  плотными картонными страницами, звуковыми  эффектами, запахами и т.д. Для этого  детям была представлена возможность  услышать и увидеть лучшие произведения мастеров разных времен и различных  направлений (к примеру: А. Пушкин, Ф. Тютчев, Л. Толстой, К. Ушинский, С. Черный, Н. Заболоцкий, К. Чуковский, С. Маршак, Д. Хармс, А. Барто, Б. Заходер, В. Берестов, М. Яснов и др.).

Информация о работе Развитие словаря дошкольников в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой