Развитие речи дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 23:37, курсовая работа

Описание работы

В воспитании звуковой культуры речи это осознание фонологических средств языка, интонационной выразительности речи

Работа содержит 1 файл

Развитие речи дошкольников.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

     Необходимо  дать ребенку полную ориентировку в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитать языковое чутье, внимательное отношение к языку, его грамматическому  строю, критическое  отношение к своей  и чужой речи, желание  говорить правильно.

     У детей развивается  умение из ряда слов выбрать словообразовательную пару (те слова, которые  имеют общую часть, — “учит”, “книга”, “ручка”, “учитель”; “рассказ”, “интересный”, “рассказывать”) или  образовать слово  по образцу: веселый  — весело; быстро... (быстрый), громко... (громкий).

     Дети  находят родственные  слова в контексте. Например, со словом “желтый”: “В саду растут (желтые) цветы. Трава осенью начинает... (желтеть). Листья на деревьях... (желтеют)”.

     У детей развивается  умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимать различие смысловых оттенков слова: береза — березка — березонька; книга — книжечка — книжонка. Различение смысловых оттенков глаголов (бежал — забежал — подбежал) и прилагательных (умный — умнейший, плохой — плохонький, полный — полноватый) развивает умение точно и уместно использовать эти слова в разных типах высказывания.

     “Кто  у кого”

     Цель: соотносить название животных и их детенышей, подбирать действия к названию животных.

     Ребенок рассматривает рисунки (рис. 6) — животные с детенышами: курица и цыпленок клюют зернышки (или  пьют воду), кошка  и котенок лакают молоко (вариант —  играют клубочком), собака и щенок грызут кость (вариант —  лают), корова и теленок  щиплют траву (вариант — мычат), лошадь и жеребенок жуют сено (вариант — скачут), утка и утенок плавают (крякают).

  • Назови животных и их детенышей.
  • — Подбери определения к названиям детенышей животных: скажи, какая курица (кошка, собака, корова, утка, лошадь), какой цыпленок (котенок, щенок, теленок, жеребенок, утенок)?

     “Один — много”

     Цель: упражняться в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; подбирать к словам определения и действия; находить в словах первый звук, определять количество слогов, подбирать слова, сходные по звучанию.

  • Это — шар, а это... (шары). Здесь много... (шаров). Какие шары? (Красные, синие, зеленые.) Как одним словом сказать, что все шары разного цвета? (Разноцветные.)
  • — Это — мак, а это... (маки). В букете много... (маков). Какие они? (Красные.) Что еще бывает красным? Как ты понимаешь выражение “красная девица”? Где встречается такое выражение? В каких сказках?
  • — Отгадай загадку: “Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает”. Это... (лук). Какой он? (Желтый, сочный, горький, полезный.) В корзине много чего? (Лука.)
  • — Что это? Чего здесь много?
  • — А если все предметы исчезнут, как мы скажем, чего не стало? (Игл, пил, мишек, мышек, шишек, ложек, ножек, кошек.)

     Особое  внимание уделяется синтаксической стороне речи — умению строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов. Для этого проводятся упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых педагогом (“Дети пошли в лес, чтобы... Они оказались там, где…”)

     Формирование  синтаксической стороны  речи детей, разнообразных  синтаксических конструкций  необходимо для развития связной речи.

     В пересказывании литературных произведений (сказки или рассказа) дети учатся связно, последовательно  и выразительно передавать готовый текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и характеристику персонажей.

     В рассказывании по картине умение самостоятельно составлять описательный или повествовательный  рассказ по ее содержанию предполагает указание места и времени действия, придумывание событий, предшествующих изображенному и последующих за ним.

     Рассказывание по серии сюжетных картин формирует  у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать  название рассказу в  соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. В рассказывании об игрушках (или по набору игрушек) детей учат составлять рассказы и сказки, соблюдая композицию и выразительное изложение текста. Выбирая соответствующих персонажей для рассказывания, дети дают их описание и характеристику.

     С детьми старшего дошкольного  возраста продолжается обучение рассказыванию  из личного опыта, причем это могут  быть высказывания разных типов — описания, повествования, рассуждение.

     “Составь  описание”

     Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.

  • Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. (“Он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый... помидор”; “Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт... гранат”.)
  • Приведем пример занятий, где тесно переплетаются все речевые задачи: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи и развитие связной речи.

     “Придумай рассказ”

     Цель: учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание.

     — Закончи фразу:

  1. Подушка мягкая, а скамейка... (жесткая).
  2. Пластилин мягкий, а камень... (твердый).
  3. Ручей мелкий, а речка... (глубокая).
  4. Ягоды смородины мелкие, а клубники... (крупные).

     3. Кашу варят густую, а суп... (жидкий).

     Лес густой, а иногда... (редкий).

  1. После дождя земля сырая, а в солнечную погоду... (сухая).
  2. Покупаем картофель сырой, а едим... (вареный).

     5. Купили свежий  хлеб, а на другой  день он стал... (черствый).

     Летом мы ели свежие огурцы, а зимой... (соленые).

     Сейчас  воротничок свежий, а завтра он будет... (грязный).

  • Объясни, как ты понимаешь эти выражения: дождь озорничал; лес дремлет; дом растет; ручьи бегут; песня льется.
  • — Как сказать по-другому: злая зима (очень холодная); колючий ветер (резкий); легкий ветерок (прохладный); золотые руки (все умеют делать красиво); золотые волосы (красивые, блестящие)?
  • — Где ты встречал выражение “злая зима”? (В сказках.) К кому относится слово “злая”? (Злая мачеха, злая ведьма, злая Баба Яга.)
  • — Придумай складное окончание к фразам: “Медвежонок, где гулял? (Мед на дереве искал.) Медвежата, где вы были? (По малину в лес ходили, на полянке мы бродили.) Медвежонок мед искал (и братишку потерял)”.
  • — Придумай рассказ про двух медвежат, а я запишу его, потом почитаем папе (бабушке, сестре).

     “Скажи  точнее”

     Цель: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

     — Послушай, что я  расскажу. Там, где  я буду останавливаться, ты будешь мне помогать: подбирать слова  и составлять предложения.

     Жили-были три брата: ветер, ветерок и ветрище. Ветер говорит: “Я самый главный!”  Какой может быть ветер? (Сильный, резкий, порывистый, холодный...) Ветрище не согласился с братом: “Нет, это я самый главный, меня и зовут ветрище!” Какой ветрище? (Могучий, злой, суровый, ледяной.) Ветерочек слушал их и думал: “А какой же я?” (Легкий, нежный, приятный, ласковый...) Долго спорили братья, но так ничего и не выяснили. Решили они силой помериться. Подул ветер. Что произошло? (Деревья закачались, травка пригнулась к земле.) Что делал ветер? (Дул, мчался, гудел, ворчал.) Подул ветер-ветрище. Что он делал? (Сильно дул, выл, завывал, стремительно несся.) Что после этого случилось? (Ветки у деревьев сломались, трава полегла, тучи набежали, птицы и звери спрятались.) И вот подул ветерок. Что он делал (дул ласково и нежно, шелестел листвой, озорничал, раскачивал веточки). Что произошло в природе? (Листочки зашелестели, птички запели, стало прохладно и приятно.)

     — Придумай сказку о  ветре, ветерочке  или ветрище. Можно  обо всех сразу. Кем  они могут быть в сказке? (Братьями, соперниками, друзьями, товарищами.) Что могут они делать? (Дружить, мериться силой, спорить, разговаривать.)

     Все эти упражнения, игры, занятия можно  повторять, чтобы  дети усвоили, что  слова имеют значение, могут изменяться. Они по-разному  звучат. Если ребенок  выполнит все задания  правильно, значит, у него высокий уровень речевого развития и он хорошо подготовлен к школе.

Информация о работе Развитие речи дошкольников