Развитие речи дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 23:37, курсовая работа

Описание работы

В воспитании звуковой культуры речи это осознание фонологических средств языка, интонационной выразительности речи

Работа содержит 1 файл

Развитие речи дошкольников.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

     Обучение  детей образованию форм глаголов в повелительном наклонении (спой! спляши! попрыгай!) происходит в играх, когда дети дают поручения зверятам, игрушкам, друзьям (аналогично с играми, представленными выше).

     Упражняются дети и в правильном понимании  и употреблении предлогов пространственного  значения (в, под, над, между, около). Детей учат соотносить названия животных и их детенышей (утенок — утята — не стало утят; зайчонок — зайчата — много зайчат; лисенок — лися-та — нет лисят). Дети, упражняясь в образовании наименований предметов посуды, осознают, что не все слова образуются одинаковым способом (сахарница, салфетница, но — масленка и солонка).

     Кроме того, детей надо знакомить с происхождением некоторых слов (“Почему грибы  называют... подберезовиком, подосиновиком, лисичкой, мухомором? ...шапку — ушанкой... цветок — подснежником?”).

       Особое внимание уделяется образованию  разных форм глаголов, умению  правильно спрягать глаголы по  лицам и числам. Так, следя за  действиями игрушки, дети обучаются  правильному образованию глаголов (лезла — залезла — вылезла; прыгнула — подпрыгнула — перепрыгнула; несла — принесла — унесла). Продолжается работа по образованию звукоподражательных глаголов (ворона “карр-карр” — каркает, петух “кукареку” — кукарекает, поросенок “хрю-хрю” — хрюкает). Широко используется обучение способам отыменного образования глаголов (мыло — мылит, звонок — звенит, краска — красит, а также: учитель — учит, строитель — строит, но: врач — лечит, портной — шьет).

     Работа  с глагольной лексикой находит прямой выход в синтаксис. Составляя  с глаголами словосочетания, предложения, дети подводятся к построению связного высказывания. Для этого проводятся специальные игры и упражнения (“Закончи предложение”; “Зачем тебе нужны...?”).

     Для развития связной речи детей учат пересказывать литературные произведения, как уже знакомые, так и впервые прочитанные на занятии.

     Рассматривая  картины, дети учатся составлять небольшие  рассказы и подводятся к составлению  рассказов из личного опыта (по аналогии с содержанием картины). Рассказывание  об игрушке проводится сначала по вопросам воспитателя, затем в совместном рассказывании со взрослым, а после этого и самостоятельно. Эти виды рассказывания предполагают обучение разным типам высказывания: описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения (выявление причинной связи — “Мне нравится зима, потому что...”). Чаще всего дети составляют контаминированные (смешанные) тексты, когда в повествовании встречаются элементы описания или рассуждения.

     Продолжается  формирование навыков повествовательной  речи, для чего детям даются схемы составления совместного рассказа — тем самым они глубже осознают структуру, т.е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец). Сначала закрепляется представление о том, что рассказ можно начинать по-разному (“Однажды...”, “Как-то раз...”, “Дело было летом...” и т.п.). Взрослый, давая зачин рассказу, предлагает ребенку наполнить его содержанием, развить сюжет (“Как-то раз... собрались звери на полянке. Стали они... Вдруг... Взяли звери... И тогда...”.) Заполнение схемы помогает ребенку закрепить представления о средствах связи между предложениями и между частями высказывания. Необходимо учить детей включать в повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, разнообразить действия персонажей, соблюдать временную последовательность событий.

     Составление сказки “Приключения Маши в лесу”

     Воспитатель спрашивает: “Зачем Маша пошла в  лес? Зачем вообще ходят в лес? (За грибами, ягодами, цветами, погулять.) Что с ней могло случиться? (Заблудилась, встретила кого-то.) Этот прием предотвращает появление одинаковых сюжетов и показывает детям возможные варианты его развития.

     “Расскажем  про белочку”

     Цель: составлять совместный рассказ, соблюдая структуру высказывания.

     — Давай еще раз посмотрим на белочку (вспомни, какая она, что умеет делать) и составим рассказ про белочку, которая встретила волка. Сначала скажи, какая была белочка? (Смелая, веселая, шустрая, находчивая.) А волк какой? (Злой, сердитый, недобрый.) Я начну рассказывать, а ты заканчивай. Как-то раз белочка побежала погулять... (и шишек набрать). Она залезла... (на высокую сосну). А на сосне шишек... (много, видимо-невидимо). Только сорвала первую шишку... (увидела волка). Но белочка... (не испугалась). Она бросила... (шишку прямо на волка). На лбу у него... (выросла шишка). Давайте нарисуем белочку, сосну, волка и шишку.

     Приведем  пример занятия, в котором сочетаются разные речевые задачи: формирование грамматического строя речи, словарная  работа, развитие связной речи.

     “В  гостях у лесника”

     Цель: упражняться в подборе однокоренных слов, побуждать детей к составлению творческого рассказа.

  • Дети, сегодня мы пойдем в гости к дедушке, который следит за порядком в лесу, охраняет его. Это лесник. Дом его стоит в лесу. Это какой дом? (Лесной.) К дому лесника ведет тропинка. Это какая тропинка? (Лесная.) Послушайте слова: “лес”, “лесник”, “лесной”. Какая часть слышится во всех словах? (Лес.)
  • Лесная тропинка узкая, а дорога... (широкая). Деревья в лесу высокие, а кусты... (низкие). Вот речка глубокая, а ручеек... (мелкий).
  • — Как много тропинок в лесу! По какой бы нам пойти? У кого спросить? А вот белочка. Здравствуй, белочка! Как найти дорогу к леснику?
  • — Отгадайте мою загадку. Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается.
  • Дети отгадывают, что это белка. Белка просит:
  • — Опишите меня, чтобы было видно, какая я и что умею делать.
  • При затруднении воспитатель помогает связками: шубка у тебя...; на ушках...; хвостик у тебя...; ты умеешь... и очень любишь...
  • Белка говорит, что она любит прыгать с ветки на ветку. Взрослый ставит ветку, белка прыгает, а дети называют действие: прыгает, спрыгивает, перепрыгивает, запрыгивает, выпрыгивает.
  • Воспитатель предлагает детям составить рассказ про то, как они встретили белку, и зарисовать схему встречи с белкой, чтобы потом рассказать леснику.

     Ведущим приемом обучения становится план, который предлагается ребенку в  естественно-разговорной форме: “Давай подумаем сначала, как бельчонок  встретился с зайчиком? Какими словами  можно о них сказать по-другому? (Малыши, друзья, Пушок и Рыжик.) Что  с ними случилось дальше? Чем их приключения закончились?”

     Параллельно с разными заданиями развивается  и интонационный синтаксис —  умение строить и произносить  разные типы предложений (повествовательные, вопросительные, восклицательные); это  умение ребенку необходимо для дальнейшего развития родного языка.

     ИГРЫ  И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)

     Основной  задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи.

     Дети  могут уже четко дифференцировать, что такое звук, слово, предложение. Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи используются скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи.

     “Что  такое звук, слово, предложение?”

     Цель: уточнить представления детей о звуковой и смысловой стороне слова.

     Взрослый  спрашивает: “Какие звуки ты знаешь? (Гласные — согласные, твердые — мягкие, звонкие — глухие.) Как называется часть слова? (Слог.) Что обозначает слово... стол? (Предмет мебели.)”.

  • Все, что нас окружает, имеет свое название и что-то обозначает. Поэтому мы и говорим: “Что значит (или обозначает) слово?” Слово звучит и называет все предметы вокруг, имена, животных, растения.
  • — Что такое имя? Как мы различаем друг друга? По именам. Назови имена своих родителей, родных и близких. У нас в доме есть кошка, собака. Как их зовут? У людей имена, а у животных... (клички).
  • У каждой вещи есть свое имя, название. Давай посмотрим вокруг и скажем: что может двигаться? что может звучать? на чем можно сидеть? спать? ездить?
  • — Подумай, почему так называют: “пылесос”, “скакалка”, “самолет”, “самокат”, “мясорубка”? Из этих слов понятно, для чего они нужны.
  • — У каждой буквы тоже есть свое имя. Какие буквы ты знаешь? Чем буква отличается от звука? (Буква пишется и читается, звук произносится.) Из букв мы складываем слоги и слова.
  • — Назови, какие имена детей начинаются на гласный звук “а” (Аня, Андрей, Антон, Алеша). А с какого звука начинаются имена Ира, Игорь, Инна? Подбери имена, которые начинаются на твердый согласный (Рома, Наташа, Рая, Стас, Володя), на мягкий согласный (Лиза, Кирилл, Леня, Лена, Митя, Люба).
  • — Мы будем играть со словами и узнавать, что они обозначают, как звучат, с какого звука начинаются.

     “Найди  звук”

     Цель: находить слова с одним и двумя слогами.

  • Найди слова с одним и двумя слогами. Сколько слогов в слове “цыпленок”? (Слово “жук” состоит из одного слога, “шуба”, “шапка”, “жаба”, “забор”, “цапля” — из двух, “цыпленок” — из трех.)
  • — Какие слова начинаются с одинакового звука? Назови эти звуки.
  • (Слова “шапка” и “шуба” начинаются со звука “Ш”, слова “жук” и “жаба” — со звука “Ж”, слова “забор”, “замок” — со звука “З”, слова “цыпленок”, “цапля” — со звука “Ц”.)
  • — Назови овощи, фрукты и ягоды со звуками “Р” (морковь, виноград, груша, персик, гранат, смородина), “РЬ” (перец, репа, редька, мандарин, черешня, абрикос), “Л” (баклажан, яблоко, кизил), “ЛЬ” (малина, лимон, апельсин, слива).

     “Картина  — корзина”

     Цель: находить слова с тремя слогами, подбирать слова, сходные по звучанию.

     Вместе  с ребенком взрослый рассматривает рисунок, на котором изображены: картина, ракета, лягушка.

  • Сколько слогов в словах “картина”, “лягушка”, “ракета”? (Три.)
  • — Подбери слова, сходные по звучанию с этими словами: “картина” (корзина, машина), “лягушка” (подушка, кадушка), “ракета” (конфета, котлета), “вертолет” (самолет), “береза” (мимоза).
  • — Что делает лягушка (прыгает, плавает), ракета (летит, мчится), картина (висит)?
  • Ребенок произносит все слова и говорит, что у каждого из этих слов по три слога.

     “Едем, летим, плывем” 

     Цель: учить детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова.

     На  рисунке шесть  картинок, изображающих транспорт: вертолет, самолет, автобус, троллейбус, теплоход, трамвай (рис. 4).

  • Назови все предметы одним словом. (Транспорт.)
  • — Скажи, сколько слогов в этих словах? (Во всех словах, кроме слова “трамвай”, по три слога.) Какой звук встречается во всех этих словах (в начале, середине, конце слова)? (Звук “Т” встречается в начале слов “троллейбус”, “теплоход”, “трамвай”, в середине слов “вертолет”, “автобус”, в конце слов “вертолет”, “самолет”.)
  • — Составь предложение с любым словом (“Самолет летит быстро”). 
    — Скажи, что летает? (Самолет, вертолет.) Что едет? (Автобус, троллейбус, трамвай.) Что плывет? (Теплоход.)
  • — Угадай по первому и последнему звуку, какой вид транспорта я задумала: Т—С (троллейбус), А—С (автобус), С—Т (самолет), В—Т (вертолет), М—О (метро), Т—И (такси).

     Старшие дошкольники учатся подбирать не только слова, сходные по звучанию, но и целые  фразы, ритмически и  интонационно продолжающие заданное предложение: “Зайчик-зайчик, где  гулял?” (На полянке  танцевал.) “Где ты, белочка, скакала?” (Я  орешки собирала.) “Эй, зверята, где вы были?” (Мы грибы ежам носили.) Они приучаются изменять громкость голоса, темп речи, в зависимости от условий общения, от содержания высказывания. Детям предлагают произнести скороговорки или двустишия, придуманные ими самими, не только четко и внятно, но и с различной степенью громкости (шепотом, вполголоса, громко) и скорости (медленно, умеренно, быстро). Эти задания могут выполняться параллельно и варьироваться (например, произнести фразу громко и медленно, шепотом и быстро). Специальные задания побуждают детей пользоваться вопросительной, восклицательной и повествовательной интонацией, а это умение необходимо им при построении связного высказывания.

     Со  старшими дошкольниками  продолжается работа по обогащению, уточнению  и активизации словаря. Большое внимание уделяется развитию умений детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (“дерево”, “металл”, “пластмасса”, “стекло”), широко используются загадки и описания предметов, их свойств, качеств и действий. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных слов, формируется умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.

     “Что  вы видите вокруг?”

     Цель: уточнить представления детей о названии предметов.

  • Назови предметы, которые ты видишь вокруг. Как мы отличаем один предмет от другого? (За столом сидят, занимаются, едят, на стуле сидят.)
  • — Если перед тобой будут стоять две девочки, обе в красных платьях, с белыми бантиками. Как мы их различаем? (По именам.)
  • — Что означают слова... “мяч”, “кукла”, “ручка”?
  • — У меня в руке... ручка. Что ею делают? (Пишут.) У двери тоже есть ручка. Почему эти предметы называют одним и тем же словом? (Их держат руками.) Что значит слово “ручка”, обозначающая этот предмет? (Ею пишут.) А что обозначает слово “ручка” (показываем на дверную ручку)? (“Ею открывают и закрывают дверь”.)
  • — Можешь ли ты назвать слова, которые ничего не обозначают? Послушай стихотворение Ирины Токмаковой “Плим”:

Информация о работе Развитие речи дошкольников