Развитие речи дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 23:37, курсовая работа

Описание работы

В воспитании звуковой культуры речи это осознание фонологических средств языка, интонационной выразительности речи

Работа содержит 1 файл

Развитие речи дошкольников.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

     Ложка — это ложка. А  я придумал слово.

     Ложкой  суп едят. Смешное  слово — плим.

     Кошка — это кошка. Я  повторяю снова —

     У кошки семь котят. Плим, плим, плим.

     Тряпка  — это тряпка. Вот прыгает и  скачет —

     Тряпкой вытру стол. Плим, плим, плим.

     Шапка — это шапка. И  ничего не значит 
Оделся и пошел. Плим, плим, плим.

     — Придумай и ты такие  слова, которые ничего не значат (трам-татам, тутуру).

     Работа  с синонимами способствует пониманию детьми возможности подбирать  разные слова со сходным значением и формированию умений использовать их в своей речи. Подбирая слова, близкие по смыслу к словосочетанию (веселый мальчик — радостный; поезд идет — движется; Маша и Саша — дети, друзья), к определенной ситуации (на дне рождения веселятся, радуются), к изолированному слову (умный — толковый; старый — ветхий), дети обучаются точности словоупотребления, в зависимости от контекста. Составляя предложения со словами синонимического ряда, обозначающими нарастание действий (шепчет, говорит, кричит), дети осознают оттенки значений глаголов.

     “Скажи, какое”

     Цель: называть признаки предмета и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу.

  • Когда мы хотим рассказать о предмете, какой он, какие слова называем?
  • — Послушай стихотворение М.Щеловановой “Утро”:

     Какое сегодня утро? Сегодня  не будет солнца,

     Сегодня плохое утро, Сегодня  не будет солнца,

     Сегодня скучное утро Сегодня  будет хмурый,

     И, кажется, будет дождь. Серый, пасмурный  день.

  • Почему же плохое утро? — Почему же не будет солнца?
  • Сегодня хорошее утро, Наверное, будет солнце,
  • Сегодня веселое утро Обязательно будет солнце
  • И тучи уходят прочь. И прохладная синяя тень.
  • О чем говорится в этом стихотворении? (О солнечном и пасмурном утре.) Как сказано про первый день в стихотворении, какой он? (Хмурый, серый.) Как сказать другими словами про этот день? Подберите слова, близкие по смыслу (дождливый, грустный, скучный, неприветливый). А если утро солнечное, как можно еще сказать, какое оно? Подберите слова, близкие по смыслу (веселое, радостное, голубое,
  • безоблачное). Что еще может быть хмурым? (Настроение, погода, небо, человек.) Что может быть солнечным?
  • — Есть еще слова, которые называют, что делает человек, что можно делать с тем или иным предметом. Если человек хмурится, как об этом сказать по-другому? (Грустит, печалится, расстроился, обиделся.)
  • — А есть такие слова и выражения, которые выражают смысл не совсем точно. Я слышала, как другие дети говорили: “Папа, иди шепотом”, “Это я проснул сестричку”, “Я ботинки наизнанку надел”. Можно ли так сказать? Как надо сказать правильно?

     “Найди  точное слово”

     Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

  • Узнай, о каком предмете я говорю: “Круглое, сладкое, румяное — что это?” Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме.
  • — Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный... (еще какой?). Сахар сладкий, а лимон... (кислый). Весной погода теплая, а зимой... (холодная).
  • — Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.
  • — Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона... (летает), рыба... (плавает), кузнечик... (прыгает), уж... (ползает). Кто из животных как голос подает? Петух... (кукарекает), тигр... (рычит), мышь... (пищит), корова... (мычит).
  • — Помоги мне найти слова, противоположные по смыслу, в стихотворении Д.Чиарди “Прощальная игра”:

     Скажу я слово высоко, Скажу тебе я слово  трус,

     А ты ответишь... (низко). Ответишь ты... (храбрец).

     Скажу я слово далеко, Теперь начало я скажу  —

     А ты ответишь... (близко). Ну, отвечай... (конец).

     — Теперь можешь придумать  слова, противоположные  по значению.

     Старшие дошкольники могут  различать слова, отражающие характер движения (бежать —  мчаться; пришел —  приплелся) или значение прилагательных оценочного характера (умный — рассудительный; старый — дряхлый; робкий — трусливый).

     Важное  место в развитии словаря занимает работа над антонимами, вследствие которой  дети учатся сопоставлять предметы и явления  по временным и  пространственным отношениям (по величине, цвету, весу, качеству). Они подбирают слова, противоположные по смыслу к словосочетаниям (старый дом — новый, старый человек — молодой), к изолированным словам (легкий — тяжелый), или заканчивают предложение, начатое педагогом: “Один теряет, другой... (находит)”.

     “Высокий  — низкий”

     Цель: учить сопоставлять предметы и находить слова, противоположные по смыслу.

     К этой игре надо подобрать  картинки: высокая  елка, длинный карандаш, широкая ленточка, глубокая тарелка  с супом, веселое  лицо девочки (смеется  или улыбается), мальчик в перепачканной одежде, а также: маленькая елочка, короткий карандаш, узкая ленточка, грустное лицо девочки, мальчик в чистой одежде, мелкая тарелка (рис. 5).

  • Посмотри на рисунки. Назови слова, противоположные по смыслу. Скажи, чем отличаются похожие лица и предметы.
  • Высокая — низкая (елка — елочка), длинный — короткий (карандаш), широкая — узкая (лента), грустное — веселое (лицо девочки), глубокая — мелкая (тарелка), чистый — грязный (мальчик).
  • На следующем рисунке: большой дом и маленький домик, река — ручей, клубника — земляника
  • — Назови, что ты видишь на этих рисунках? Составь предложения со словами, противоположными по смыслу. (“Я нарисовал большой дом и маленький домик”. “Река глубокая, а ручей мелкий”. “Ягоды у клубники крупные, а у земляники мелкие”.)
  • — Послушай отрывок из стихотворения Сильвы Капутикян “Маша обедает”:

     ...Никому  отказа нет, 

     Подан каждому обед:

     Собачке — в миске,

     В блюдечке — киске,

     Курочке-несушке  — 

     Пшена в черепушке,

     А Машеньке — в тарелке,

     В глубокой, не в мелкой.

     — Что бывает глубоким и мелким? Как ты понимаешь выражение: глубокая река (имеет  большую глубину); глубокая тайна (скрытая); глубокое чувство (сильное); мелкая река (имеет  небольшую глубину); мелкий дождь (несильный); мелкий песок (некрупный).

     “Это  правда или нет?”

     Цель: находить неточности в стихотворном тексте.

     — Послушай стихотворение  Л.Станчева “Это правда или нет?”. Надо внимательно  слушать, тогда можно  заметить, чего на свете  не бывает.

     Теплая  весна сейчас,

     Виноград  созрел у нас.

     Конь  рогатый на лугу

     Летом прыгает в снегу.

     Поздней осенью медведь

     Любит в речке посидеть.

     А зимой среди ветвей

     “Га-га-га!”  — пел соловей.

  • Быстро дайте мне ответ: это правда или нет?
  • — Послушай, как говорили другие дети, подумай, можно ли так сказать, и скажи, как надо сказать правильно:
  • “Тетя, посмотри: у лошадки два хвостика — один на голове, другой на спинке”; “Папочка, это лошадке подметки подбивают”; “Папа, тут дрова недавно пилили: вон на снегу пилилки валяются”; “Я немножко открыла глаза и смотрела шепотом”; “Мамочка, я тебя громко-громко люблю”.
  • — Можешь ли ты придумать небылицы или путаницы, чтобы другие дети или взрослые их распутали.

     “Найди  другое слово”

     Цель: точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы.

  • Папа решил сделать детям качели, Миша принес ему веревку. “Нет, эта веревка не годится, она оборвется”. Миша принес ему другую. “А вот эта ни за что не оборвется”. Какую веревку сначала принес Миша? (Тонкую, ветхую.) А затем? (Крепкую, прочную.)
  • — Качели папа делал летом. Но вот наступила... зима. Миша рос крепким мальчиком (здоровым, сильным). Вышел он покататься на коньках и почувствовал под ногами крепкий лед. Как сказать по-другому? (Прочный, нехрупкий.) Мороз крепчал (становился сильнее).
  • — Как ты понимаешь выражение “крепкий орешек”? (Его трудно разбить, сломать.) Так говорят не только про орехи, но и про людей, которых никакие невзгоды не сломают. О них говорят: “крепкий духом” (значит, сильный, стойкий человек).
  • — Объясните, что значат слова: “крепкая ткань” (прочная), “крепкий сон” (глубокий), “крепкий чай” (очень крепкий, не разбавленный кипятком). Какие выражения со словом “крепкий” вам встречались в сказках и в каких? (В сказке “Козлята и волк” коза крепко-накрепко (очень строго) приказывала детям, чтобы они крепко-накрепко (очень крепко) запирали дверь.)
  • — Придумайте предложения со словом “крепкий”.
  • — Я вам буду называть слова, а вы говорите мне слова с противоположным смыслом: длинный, глубокий, мягкий, легкий, тонкий, густой, сильный; говорить, смешить, падать, смеяться, бежать.
  • — Придумайте рассказ, чтобы в нем были слова, противоположные по смыслу. Можете брать слова, которые мы только что называли.

     “Назови одним словом”

     Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.

  • Решал ученик задачу и никак не мог ее решить. Думал он долго, но все-таки решил ее! Какая ему попалась задача? (Трудная, сложная, тяжелая.) Какое из этих слов наиболее точное? (Трудная.) Про что мы говорим тяжелый, тяжелая, тяжелые? Замените выражения: тяжелый груз (имеющий большой вес), тяжелый сон (неспокойный), тяжелый воздух (неприятный), тяжелая рана (опасная, серьезная), тяжелое чувство (мучительное, горестное), тяжелый на подъем (с трудом решается на что-то), тяжелое наказание (суровое).
  • — Как вы понимаете выражения “трудная работа” (она требует большого труда), “трудный день” (нелегкий), “трудный ребенок” (с трудом поддающийся воспитанию). Какие еще выражения с этим словом вы слышали?
  • — Послушай стихотворение Е.Серовой “Подскажи словечко”. Ты будешь мне подсказывать нужные слова.

     Гладко, плавно лился стих, Говорю я брату: “Ох!

     Вдруг споткнулся и притих. С неба сыплется горох!”

     Ждет  он и вздыхает: “Вот чудак, — смеется  брат, — 

     Слова не хватает. Твой горох  — ведь это... (град)”.

     Чтобы снова в добрый путь От кого, мои  друзья,

     Стих  потек, как речка, Убежать никак нельзя?

     Помоги  ему чуть-чуть, Неотвязно  в ясный день

     Подскажи  словечко. Рядом с  нами бродит... (тень).

  • Придумай рассказ, чтобы в нем были такие слова: “большой”, “огромный”, “громадный”; “маленький”, “крошечный”, “малюсенький”; “бежит”, “мчится”, “несется”; “идет”, “плетется”, “тащится”.
  • Развивая понимание детьми значений многозначных слов разных частей речи (“молния”, “кран”, “лист”; “лить”, “плыть”; “полный”, “острый”, “тяжелый”), мы учим их сочетать слова по смыслу в соответствии с контекстом.

     Старших дошкольников продолжают обучать тем грамматическим формам, усвоение которых  вызывает у них  трудности: согласование прилагательных и  существительных (особенно в среднем роде), образование трудных  форм глагола (в повелительном  и сослагательном наклонении).

Информация о работе Развитие речи дошкольников