Развитие речи дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 23:37, курсовая работа

Описание работы

В воспитании звуковой культуры речи это осознание фонологических средств языка, интонационной выразительности речи

Работа содержит 1 файл

Развитие речи дошкольников.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

     Ребенок: А у меня заяц.

  • У медведя коричневая шубка.
  • — А у зайца белая.
  • — У медведя маленькие круглые ушки.
  • — А у зайца уши длинные.

     “Куклы  рисуют и гуляют”

     Цель: обратить внимание на слова, близкие и противоположные по смыслу, а также на промежуточные признаки.

     В гости к ребенку снова приходят две куклы: большая и маленькая. Воспитатель говорит, что куклы  захотели рисовать. Большая кукла  возьмет длинный карандаш, а маленькая... (короткий). Большая кукла нарисовала большой дом, а маленькая... (маленький). Как по-другому можно назвать маленький дом? (Домик, домишко.)

     — Куклы пошли гулять, а зонтик с  собой не взяли. Тут пошел сильный  дождь, они спрятались под елочку. Большая кукла спряталась под высокой елкой, а маленькая... (под низкой). Дождь кончился, пошли куклы домой. Большая кукла пошла по широкой дороге, а маленькая... (по узкой). Пришли они домой, стали мыть руки. Сначала куклы повернули кран с горячей водой, а потом... (с холодной). А если смешать холодную воду с горячей, то какая вода получится? (Теплая, прохладная.) Пошли куклы спать. У них были разные кроватки. Какие? (Высокая и низкая, большая и маленькая, широкая и узкая.)

     “Куклы: веселая и грустная”

     Цель: познакомить детей с противоположными состояниями: веселый — грустный.

     Стала девочка Маша играть со своими куклами  Катей и Таней и заметила, что  Катя все время веселая, а Таня грустная. Как ты думаешь, почему? (Катю обидели, ей стало больно, она загрустила.) Какими другими словами сказать, что Катя грустная, какая она? (Печальная, расстроенная.) Что Катя делает? (Грустит, печалится, огорчается.) Что надо сделать, чтобы развеселить Катю? (Рассказать веселую сказку, поиграть с ней, посмотреть мультфильм.) Какими стали Катя и Таня? (Веселыми, радостными.)

     “Назови одним словом”

     Цель: закрепить представления детей об обобщающих словах.

  • Вспомни, на чем у нас спали куклы? (На кровати.) Куда они кладут свои вещи? (В шкаф, в гардероб.) На чем они сидят? (На стульях.) Я начну говорить, а ты продолжи: кровать, шкаф... (стол, стул, диван, кресло). Как назвать все эти предметы одним словом? (Мебель.) Какая мебель у тебя в комнате?
  • — Что куклы кладут в шкаф? Что там лежит и висит? Продолжи: платье, брюки… (юбки, кофты, рубашки). Все эти вещи называются... (одежда). Какая одежда надета на тебе?
  • — Сели куклы за стол. А там стоят... (тарелки, чашки, блюдца, ложки, вилки). Это... (посуда). Из какой посуды ты ешь суп, кашу? (Из тарелок, глубокой и мелкой.)
  • — Наши куклы очень любят играть. Что им для этого нужно? (Игрушки.) Назови, какие игрушки ты знаешь и любишь?

     В целом словарная работа направлена на подведение ребенка к пониманию  значения слова, обогащение его речи смысловым содержанием, т.е. на качественное развитие словаря.

     В работе с детьми младшего дошкольного  возраста большой удельный вес занимает работа над развитием понимания  и использования в речи грамматических средств, активный поиск ребенком правильной формы слова, т.е. формирование грамматического строя речи. Эта задача тесно связана с обогащением и активизацией словарного запаса ребенка.

     Обучение  изменению слов по падежам, согласованию существительных в роде и числе  проводится в специальных играх  и упражнениях. (Маленькая лошадка, длинный хвост, длинные уши.)

     “Чего не стало?”

     Цель: упражнение в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

     Взрослый  подбирает пары предметов: матрешка с вкладышами, большая и маленькая  пирамидки, ленточки (разного цвета  и разного размера — длинная и короткая), лошадки (или утята, цыплята).

     Сначала взрослый предлагает ребенку рассмотреть  игрушки:

  • Что это? (Матрешка.) Давай посмотрим, что у матрешки внутри. (Еще матрешка.) Она меньше или больше первой? (Меньше.) Теперь посмотри на пирамидки: какие они? Одна большая, другая... (поменьше, маленькая).
  • Аналогично рассматриваются другие игрушки.
  • — Запомни, какие предметы на столе. Здесь матрешки, пирамидки, ленточки, утята. Сейчас ты закроешь глаза, а я буду прятать игрушки, затем ты скажешь, каких игрушек не стало. (Матрешек, пирамидок, ленточек.) “Кого не стало?” (Лошадок, утят, цыплят.) В конце убираются все игрушки, ребенка спрашивают: “Чего не стало?” (Игрушек.) “Каких игрушек не стало?”

     Так в играх с предметами (“Чего  не стало?”, “Чего нет у куклы?”) дети усваивают формы родительного падежа единственного и множественного числа (“не стало утят, игрушек”, “нет тапочек, платья, рубашки”).

     “Прятки”

     Цель: упражняться в понимании и употреблении пространственных предлогов: в, на, за, под, около.

     На  столе расставляется кукольная  мебель: стол, стул, диван, шкаф, кровать.

  • В этой комнате живет девочка. Ее зовут... (ребенок дает имя, например, Света). Здесь ее комната. Назови все предметы. Как их назвать одним словом? (Мебель.) К Свете в гости пришли друзья. Это... котята, зайчата, лягушата. Стали они играть в прятки. Котята залезли под... (кровать), лягушата прыгнули на… (диван), зайчата спрятались за... (шкаф).
  • — Света стала искать зверят. На стуле нет, под столом нет, около дивана нет. Помоги Свете найти малышей. Где котята? Где лягушата? Куда спрятались зайчата?
  • Игра повторяется несколько раз. Малыши прячутся в разные места, которые называет сам ребенок. Котят можно спрятать... Лягушонок решил спрятаться... А в конце котята так далеко спрятались, что Света долго их искала, затем попросила: “Подайте голос!” Котята стали... (мяукать). Как они мяукали? (Мяу-мяу.) Лягушата стали... (квакать). Как они квакали? (Ква-ква.)
  • — Давай с тобой вместе расскажем, как Света играла со своими друзьями в прятки. Однажды к Свете... (пришли друзья). Стали они... (играть в прятки). Котята залезли... (под кровать), лягушата прыгнули... (на диван), а зайчата спрятались... (за шкаф). А Света... (всех нашла).

     Активизация пространственных предлогов (в, на, за, под, около) подводит ребенка к употреблению падежных форм, а игра в прятки помогает освоить эти грамматические формы (игрушки прячутся в разных местах, ребенок, находя их, называет правильно слова с предлогами: в шкафу, на стуле, за диваном, под столом, около кровати).

     Особое место занимает работа с глагольной лексикой. Необходимо научить детей правильно употреблять форму повелительного наклонения глаголов единственного и множественного числа (беги, лови, потанцуйте, покружитесь), спрягать глагол по лицам и числам (бегу, бежишь, бежит, бежим), образовывать видовые пары глаголов (один ребенок уже встал, а другой только встает; умылся — умывается, оделся — одевается). Для этого проводятся разнообразные игры (“Летает — не летает”, “Кто что делает?”).

     “Поручения”

     Цель: упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов.

     В гости к ребенку на машине приезжают  игрушки: Мышка и Мишка.

  • Хочешь, чтобы Мишка покатал Мышку? Надо попросить его: “Мишка, поезжай!” А сейчас ты попроси Мишку, чтобы он спел, потанцевал, а мышке скажи, чтобы она спряталась, легла на бочок, на спинку. (Мышка, ляг на бочок! Мишка, спой!)
  • Можно давать Мышке и Мишке разные задания: попрыгать, поскакать, побегать, поиграть и т.п.

     Так в играх ребенок овладевает умением  образовывать слова суффиксально-префиксальным способом (выйди — войди — отойди; залезь — вылезь; закрякай, закукарекай, зафыркай; спрыгнуть, наклониться, перепрыгнуть, присесть).

     При назывании действий объекта (предмета) или действий с этим предметом  детей учат видеть начало, середину и конец действия, — для этого проводится игра с картинками (“Что сначала, что потом?”). На одной картинке девочка стирает белье куклы, на другой — развешивает его. Ребенок не только называет действия (стирает, развешивает), но и может рассказать о девочке, как она играла с куклой. Действия на картинках могут быть самые разные (спит — делает зарядку, обедает — моет посуду).

     “Разложи  картинки”

     Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их.

     Детям раздают по две картинки, изображающих два последовательных действия (рис. 1) (мальчик спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; мама стирает и вешает белье и т.п.). Ребенок должен назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором должны быть четко видны начало и конец действия.

     “Кто  что умеет делать”

     Цель: подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

     Ребенку показывают картинки животных, а он говорит, что они любят делать, как кричат (рис. 2). Например, кошка  — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает.

     Такую игру можно проводить на разные темы. Например, животные и птицы: воробей  чирикает, петух кукарекает, свинья хрюкает, утка крякает, лягушка квакает.

     “Кто  назовет больше действий”

     Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия.

     — Что можно делать с цветами? (Рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу.) Что  делает дворник? (Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.) Что делает самолет? (Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится.) Что можно делать с куклой? (Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.) 
За каждый правильный ответ ребенку дается цветная ленточка. Побеждает тот, кто наберет ленточки всех расцветок.

     “Где  что можно делать”

     Цель: активизация глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

     — Что можно делать в лесу? (Гулять, собирать грибы, ягоды, слушать птиц, отдыхать.) Что можно делать на реке? (Купаться, нырять, загорать, кататься на лодке (катере, теплоходе), ловить рыбу.)

     “Закончи  предложение”

     Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действий.

     Взрослый  начинает предложение, а ребенок  заканчивает: Оля проснулась и... (пошла  умываться, чистить зубы, делать зарядку). Коля оделся и... (пошел гулять, играть в футбол, вышел на улицу). Зайчик испугался и... (спрятался в кусты, задрожал, помчался прочь). Ира обиделась и... (заплакала, не стала разговаривать с детьми). Незавершенность предложений взрослый подсказывает интонацией.

     Большая работа проводится по обучению разным способам словообразования. Так, наименование животных и их детенышей, предметов  посуды образуется с помощью разных суффиксов (заяц — зайчонок — зайчата; сахарница — хлебница). Необходимо шире использовать глаголы для обучения детей разным способам глагольного приставочного словообразования (вошел — вышел, пришел — ушел).

     Детей знакомят также со способами образования  глаголов на материале подражаний (воробей  “чик-чирик” — чирикает, утка “кря-кря” — крякает, лягушка “ква-ква” — квакает).

     На  материале наименования игры на музыкальных  инструментах детям показывается способ образования глаголов при помощи суффиксов (на барабане барабанят, на дудочке  дудят, на трубе трубят, а на гитаре и гармошке играют). Такие вопросы, как: “Что будет делать зайчик, если возьмет в руки барабан? дудочку? трубу?”— подводят детей к пониманию того, что игра на музыкальных инструментах — это действие, и оно имеет свое название.

     “Оркестр”

     Цель: образовывать глаголы от названий музыкальных инструментов.

     Для этой игры понадобятся игрушечные музыкальные  инструменты — барабан, балалайка, гармонь, дудочка, звоночки.

     К ребенку в гости приходит заяц и загадывает загадки из книги  Эммы Мошковской “Какие бывают подарки”:

     Ой, звенит она, звенит,

Информация о работе Развитие речи дошкольников