Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 23:37, курсовая работа
В воспитании звуковой культуры речи это осознание фонологических средств языка, интонационной выразительности речи
Всех игрою веселит,
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай-ка!
Это наша... (балалайка).
— А что звоночки делают? (Звенят.) Погремушки? (Гремят.) Барабан? (Барабанит.) Дудочки? (Дудят.)
“Профессии”
Цель: соотносить существительные с глаголом.
К этой игре надо подобрать картинки (фотографии) с изображением людей разных профессий (рис. 3) (хлебороб, пекарь, аптекарь, портной, продавец, почтальон, солдат).
Взрослый задает вопросы, ребенок отвечает.
Различные
способы образования глаголов закрепляются
в играх “Добавь слово”, “Кто
что делает”, “Кто больше назовет
действий”, “Что делают на музыкальных
инструментах?”, “Какие профессии вы
знаете? Что делает учитель? строитель?”.
В игре “Что? Где? Когда?” задаются вопросы
в трех вариантах: “Что вы делаете дома,
на улице?”, “Где вы играете, спите, умываетесь?”,
“Когда вы здороваетесь, прощаетесь, раздеваетесь?”.
Такие задания можно проводить на улице,
спрашивать о временах года, о знакомом
ребенку окружении.
При работе над синтаксисом детской речи необходимо развивать умение строить разные типы предложений — простые и сложные. Использование игровых сюжетов помогает детям заканчивать предложение. Например, в игре “Что умеет делать Гена?” взрослый начинает: “Гена умеет... пол (подметать), цветы (поливать), посуду (мыть, вытирать)”. Детям предлагаются картинки, и они называют действия персонажей, видимые и воображаемые, т.е. перечисляют однородные члены предложения, составляя предложения по картине, строят распространенные и сложные конструкции, связывая их по смыслу и используя разные средства связи.
Развитие связной речи происходит на занятиях по пересказу литературных произведений, во время рассказывания об игрушке и по картине, когда в комплексе решаются все речевые задачи. Однако основной является задача обучения рассказыванию.
Дети
подводятся к пересказыванию литературного
произведения, обучаясь умению воспроизводить
текст знакомой сказки или короткого
рассказа сначала по вопросам воспитателя,
затем совместно с ним (взрослый называет
одно слово или фразу, а ребенок заканчивает
предложение) и, наконец, самостоятельно.
При рассматривании картин дети также
учатся сначала отвечать на вопросы по
содержанию картины, их внимание обращается
на персонажей картины, их действия, а
затем они подводятся к составлению короткого
рассказа сначала вместе со взрослым,
затем и самостоятельно.
Необходимо
формировать у детей
При рассматривании игрушек и предметов дети отвечают на вопросы по описанию игрушки (ее свойств, качеств и действий), на назначение хорошо знакомых предметов и подводятся к составлению рассказов об игрушке. Сначала взрослый обращает внимание детей на особенности и характерные признаки предмета. При описании предмета он сначала называется (Это... зайчик), затем раскрываются его качества, свойства, назначение, цвет, форма, а затем особенности и характерные признаки предмета, а также его действия (объектами для описания могут быть игрушки, овощи, фрукты, одежда, дети, картинки, предметы быта). Для описания широко используется совместное рассказывание. Взрослый начинает предложение, ребенок его заканчивает: “Это... (лиса). Она... (рыжая, пушистая, мягкая, золотистая). У лисы (длинный хвост, блестящий мех). Лисичка любит... (бегать, охотиться, заметать следы). Мне нравится... (играть с этой игрушкой)”.
Дети младшего дошкольного возраста могут составлять рассказы повествовательного типа. Надо развивать у них умение видеть структуру рассказа (начало, середина, конец), активизировать глагольную лексику в определенной конкретной ситуации (например, сюжет с глаголами общения или движения: спросил — ответил, попросил — сделал, побежал — догнал), так как глагол является основным средством развития сюжета.
“Расскажем про Олю и зайчика”
Цель: составлять совместный повествовательный текст, учить заканчивать интонационно предложения рассказа по схеме, которую дети будут заполнять.
Воспитатель предлагает рассказать про Олю: “Как-то раз Оля... (проснулась, сделала зарядку и решила пойти в лес). Она... (пригласила на прогулку брата Колю). Дети взяли с собой... (мячи, прыгалки). На полянке... (они увидели зайчика), который... (так испугался, что не мог двигаться). И вдруг... (заяц побежал от ребят). А Оле и Коле... (стало очень весело)”.
“Игры-инсценировки с игрушками”
Цель: научить детей по содержанию хорошо знакомых произведений разыгрывать инсценировки.
Сначала сказку читают, затем идет совместный пересказ, затем инсценировка. Например, в сказках “Заюшкина избушка”, “Теремок” можно изменить сюжет или его окончание, включить новых персонажей. В сказке “Коза с козлятами” в избушку приходит не волк, а заяц. В новом сюжете дети привлекаются к диалогу героев сказки.
Формированию умений видеть начало и конец действий способствуют задания на раскладывание картинок, изображающие действия персонажей в их последовательности (мальчик строит — собирает игрушки; дети идут в лес — собирают грибы — уходят домой с полными корзинками). Упражнения на называние последующих действий помогают усвоить логическую последовательность действий героев рассказа: “Скажи, что делает... (девочка, мальчик, кукла) и что будет делать потом”.
“Добавь слово”
Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действия.
Взрослый
называет начало действия, а ребенок
— его продолжение и окончание:
— Оля проснулась и... (стала умываться).
Необходимо давать детям
В совместном рассказывании воспитателя и ребенка функцию планирования берет на себя педагог. Он задает схему высказывания, а ребенок заполняет эту схему различным содержанием. Можно также включать в повествования диалоги действующих лиц, при этом очень важно правильно передавать интонацию вопроса, ответа, восклицания, утверждения. После составления совместного рассказа взрослый уточняет характеристики и действия персонажей и предлагает ребенку рассказать еще раз, но уже самостоятельно. К самостоятельному рассказыванию лучше всего подводить детей в игре-драматизации по сюжету знакомых сказок (“Волк и козлята”, “Маша и медведь”, “Заюшкина избушка”); подсказывая определенную последовательность повествования или описания, можно включить элементы описания в текст повествования, подсказать необходимые средства связи между фразами, а также интонацию.
“Козлята и зайчик”
Цель: учить детей придумывать новое окончание знакомой сказки.
Сначала надо вспомнить сказку “Козлятки и волк”. Сказка закончилась, но взрослый предлагает послушать, что было дальше: “Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, попрятались. А это был маленький... (показывается игрушка) зайчик. Зайчик говорит:... (“Не бойтесь меня; это я, маленький зайчик”). Козлята... (впустили зайчика). Они угостили его... (капустой, морковкой). Поели малыши и стали... (играть, веселиться, резвиться). Зайчик играл... (на барабане). А козлята... (весело прыгали)”.
Примечание. В дальнейшем можно разыгрывать любые несложные сюжеты, придуманные совместно с детьми в специально созданной ситуации. Например, приходит кукла с воздушными шарами, и составляется рассказ “Как у Гали улетели шары”, или идет Мишутка с лыжами и перевязанной лапой, а рассказ называется “Как Мишка учился на лыжах кататься”. Основная линия сюжета намечается взрослым: “Гале подарили... (воздушные шары). Они были... (красные, желтые, синие, разноцветные). Галя пошла... (на прогулку со своими шарами). Вдруг подул... (сильный ветер). Галя не удержала... (шарики, и они улетели). Девочка заплакала. Мимо пробегал... (ее друг). Он спросил: “Ты что плачешь?”. Галя ответила: “Беда случилась, шары улетели”. Мальчик успокоил Галю и сказал: “Не горюй, у меня дома есть шары, я тебе сейчас принесу”.
Для поддержания интереса к играм-инсценировкам можно специально подобрать набор игрушек: елочка, девочка с корзинкой, ежик с ежатами, грибы разных расцветок и размеров; белочка, сосна, шишки, грибы, зайчик, медвежонок. После рассматривания игрушек взрослый предлагает ребенку рассказать сказку про девочку и ежика, про белочку и ее друзей.
Развитие речевых способностей каждого ребенка происходит под руководством взрослого и проводится в обстановке естественного общения партнеров по игре.
Можно предложить ребенку короткие, но довольно сложные по содержанию схемы (“Наступила... Ребята... Они стали... И вдруг... Тогда...”; “Однажды дети... Видят... Они говорят ему... И тогда...”).
Если взрослые постоянно составляют с ребенком рассказы из личного опыта (о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходные дни, об интересных событиях в жизни ребенка и его близких), это приводит к развитию интереса к слову, который необходим ребенку для дальнейшего освоения богатства родного языка.
Такие
упражнения готовят детей к
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ
Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает в себя формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи и интонационными средствами выразительности.
Детей знакомят с новыми терминами и уточняют термины “звук”, “слово”, с которыми они уже познакомились. Для этого проводятся игры и упражнения “Как слово звучит”, “Найди первый звук”, в которых дети обучаются умению находить слова, близкие и разные по звучанию. Дети могут подобрать слова на заданный звук, установить наличие или отсутствие звука в слове. Подбирая те или иные игрушки и предметы, в названиях которых есть определенный звук, они начинают понимать, что звуки в слове разные.
“Найди первый звук”
Цель: учиться четко выделять в слове первый звук.
Для этой игры нужна машина и разные игрушки, но среди них обязательно должны быть слон и собака.
Взрослый предлагает ребенку назвать все игрушки и покатать в машине тех зверят, название которых начинается со звука “с” (слон, собака). Если ребенок называет слово, в котором нет звука “с”, то взрослый произносит это слово, выделяя каждый звук, например, кооошшшкааа.