Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 19:19, курсовая работа

Описание работы

Основной целью моей работы я ставлю: изучить эффективность дидактической игры на занятиях по развитию речи у детей раннего возраста.
Для реализации цели выдвигаются следующие задачи:
Разработать содержание работы.
Составить перспективный план на учебный год.
Составить диагностический пакет для определения уровня развития детей.
Обогатить предметно-развивающую среду.

Содержание

Введение.
Глава 1. Теоретическое обоснование формирования методики развития речи, посредством дидактической игры у детей раннего возраста.
1.1. Формирование дидактической игры у детей раннего возраста.
1.2.Основные виды дидактических игр.
1.3.Структура дидактической игры.
Глава 2. Практическое обоснование формирования методики развития речи, посредством дидактической игры у детей раннего возраста.
2.1.Диагностический этап.
2.2.Перспективное планирование по развитию речи.
2.3. Обоснование эффективности проведённой работы по развитию речи.
2.4 Работа с родителями.
Заключение.
Библиография.
Приложение.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 73.01 Кб (Скачать)

Начало  учебного года.

Приложение  №7

Первая  младшая группа.

Конец учебного года.

Консультация  для родителей.

Важную  роль в развитии речи ребёнка играет правильно  поставленное дыхание, а также владение артикуляционными органами. Это органы, которые  участвуют в образовании  звука. К ним относятся  язык, губы, зубы, голосовые  связки, лёгкие. Дети ещё ими владеют  плохо, особенно дети первого года жизни. Они не могут в  точности повторить  движения этих органов. 

   При этом звуки получаются нечёткими, смазанными. Задача взрослого- помочь освоить речедвижение. Для этого подойдут следующие игры:

Предлагают  ребёнку подуть на нитку, на которую  нанизали маленькие кусочки ваты.

Ребенок надувает щёки, а взрослый нажимает то на одну щёку пальцем, то на другую. Можно нажать сразу на обе щеки, чтобы воздух с шумом вышел  изо рта - пузырь лопнул.

Советы  родителям.

Что можно посоветовать взрослым в обучении ребёнка речи на втором году жизни?

  1. Не молчите. Не следует заменять слово жестом, возгласом, действием. Ребенок будет много понимать, но не включать слово в свою активную речевую деятельность. Слово становится для ребёнка невротизирующим, лишним фактором.
  2. Не останавливайтесь долго на чисто эмоциональном общении. Просто улыбка- это ещё не любовь. Ребёнок должен слышать ласковое слово, а не только видеть ласковый взгляд. Он (взгляд) сам по себе ничего не даст в развитии речи.
  3. Не ограничивайте интерес к людям. Если ребёнка больше интересует игрушка, а не общение по поводу той же игрушки, стоит задуматься: а всё ли правильно делаем? В этом случае как раз не хватает эмоциональной составляющей. Внимание заменяется большим количеством игр, игрушек.
  4. Не опускайтесь до детской речи. Ребенок для усвоения грамоты в дальнейшем должен слышать правильно оформленную речь.
  5. Не говорите много и быстро в присутствии ребёнка. Ребёнок не сможет выделять из речи словесные конструкции, усваивать их.
  6. Не нагружайте лишней информацией. Слово - такой же раздражитель для нервной системы, как и все остальные (звук, свет, боль).
 

       Для двухлетнего ребёнка слово начинает становиться символом, знаком для определения предмета или действия. Речь начинает становиться интеллектуализированной, а мышление - речевым.

Библиография.

1.Афонькина  Ю.А.,Урунтаева Г.А. Практикум по  детской психологии,-М.: Просвещение:Владос,1995.-291с.

2.Борисенко  М.Г., Камышникова О.Е., Кирьянова  Т.Ф. «Руководство для практических  психологов», (Методическое пособие. - СПб.: «Паритет»,2002.-64с.)

3.Бубнова  А.Х. «Развитие речи». - М.,2006.-256с. (Азбука  дошкольного воспитания)

4.Бондаренко  А.К.Дидактические игры в детском  саду.- М.: Просвещение,1991.-160с.

5.Богуславская  З.М Смирнова Е.О. Развивающие  игры для детей младшего дошкольного  возраста.- М.: Просвещение,1991-207с.

6.Галанова  Т.В. « Развивающие игры с  малышами до 3х лет», Ярославль,1996г, 240с.

7.Козлова  С.А., Т.А.Куликова Дошкольная педагогика.- М «Академия»,2006,-416с.

8.Лотарёв  В.К., А.П.Николайчева, Федоренко Л.П.,Методика  развития речи детей дошкольного  возраста.- М Просвещение,1984.-240с.

9.Дёмина  «Развитие речи детей раннего  возраста»

10. Программа  А.Г. Григорьевой «Кроха».

11.Новосёлова  С.Л. «Дидактические игры с  малышами до 3х лет».

12.Соловьёва  Е. Адаптация ребёнка к условиям  детского сада».//Дошкольное воспитание,№8 1993,с.21.

13.Уликова  Н.А. Играй! Думай! Твори! Делай!, Омск-1995г.

14. 

                                Занятие с куклой,     (вторая группа раннего возраста)

Кукла Катя поёт и пляшет.  Октябрь.

Основная  дидактическая задача:

•развивать  речевой слух, понимание речи окружающих и собственную активную речь.

•учить  детей звукосочетанию «ля-ля», развивать  способность подражания звукосочетаниям  и простым словам.

Материал: кукла, нарядно одетая.

Ход занятия.

Перед началом занятия воспитатель  ставит в кукольный уголок куклу  Катю.

В.: Дети давайте с вами попляшем, ножками  потопаем... (разминка «мы топаем ногами»). А теперь немного отдохнём на стульчиках, (приглашает сесть на поставленные полукругом стульчики)

В.: « Кто же к нам сейчас придёт? К нам придёт Катя. Посмотрите, ребятки, кто в уголке стоит? Это Катя. Позовём  её все вместе: Катя! Катя» Затем  обращается к каждому ребёнку  отдельно и побуждает его произносить  слово «Катя». После этого берёт  на руки куклу и спрашивает: «Катя, ты слышала, как тебя дети звали? Они  говорили: «Катя! Катя!» А теперь поздоровайся со всеми детками». Кукла  подаёт каждому ребёнку руку, здоровается, воспитатель побуждает детей  отвечать на приветствие куклы словом или действием.

В.: « Катя, а ты петь умеешь? Спой нам  песенку». Воспитатель ставит куклу  прямо и начинает петь: « Ля-ля, ля-ля, ля-ля», слегка раскачивая ее вправо и влево в такт мелодии.( протяжно и негромким словом) Звукосочетание «ля-ля» повторяется несколько  раз. Воспитательница приглашает каждого  ребёнка петь. После чего одобряет пение всех: «Молодцы, ребятки, хорошо пели. Катя тоже хорошо пела. Катя, а  плясать ты умеешь? Посмотрите, Наташа, Андрюша, как пляшет Катя. Трам-там-там. Трам-там-там» Воспитательница берёт  куклу за ручки, та в такт бодрой, быстрой, отрывистой мелодии топает ножками по столу, при этом энергично  делает взмахи руками, затем поднимает  их вверх и производит круговые движения. Воспитательница побуждает детей  петь всем вместе, хвалит их: «Молодцы, ребятки, хорошо пели. Катя хорошо плясала. Устала Катя. Спасибо, Катя, ты хорошо пела и плясала. Приходи к нам ещё. До свидания, Катя! Наташа, Лена, Серёжа, помашите Кате ручкой и скажите: до свидания, Катя». 

             В конце занятия воспитательница раздаёт всем куклы для самостоятельной игры и побуждает их одновременно с действиями произносить звукосочетания.

1.Ф.И.О.  педагога ------------------ Тихонюк Жанна Тачетдиновна.

Должность, место работы ------- Воспитатель, МДОУ, детский сад «Колобок».

2.Дата  рождения-------------------------- 18.05.1969г.

3.Образование  ------------------------ среднее профессиональное, повышенный уровень.

4.Специальность-----------------------дошкольное образование.

5.Стаж  работы-------------------------- 23 года 7 мес.

6.Педагогический  стаж---------------3 года 1 мес.

7. Разряд--------------------------------- 8.

Приложение  №8

Дидактика.

Отрасль научного знания, которая изучает, исследует  проблему обучения и образования  называется дидактикой

В ней  раскрываются вопросы: чему учить? (чему учить детей первого года жизни). Второй вопрос - как учить? т.е., какие  методы использовать в обучении, кого учить? Для чего учить? И где учить?

Сегодня стоит вопрос, какой объём знаний необходим для детей. Дидактика  предполагает, что обучение даёт основные знания, умения, навыки и прививает  умение к самостоятельной работе.  

   Впервые термин дидактика был употреблён В.Ратке, немецкий учёный выступил с курсом лекций, который назвал « Краткий отчёт из дидактики».

В 1657 году чешский учёный Ян Амос Коменский опубликовал свой знаменитый труд « Великая дидактика».

Значительный  вклад в развитие дидактики внёс Иоганн Герберт.(1746-1841). 

   Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убеждён, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Оставаясь игрой, она должна быть, пронизана уроком. Ф. Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, шарами, цилиндрами, лучинами и пр.), расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий. Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные присказки, написанные Ф.Фребелем и его учениками с целью усиления обучающего воздействия игр. 

   Неоднозначную оценку получила и другая всемирно известная система дидактических игр, автором которой является Мария Монтессори. Для обучающих игр-занятий она создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания. Эти материалы (клавишные доски, числовые штанги, рамки с застёжками, кубы- вкладыши и др.) были устроены так, что ребёнок мог самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая при этом волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину, приобретая знания и, самое главное, упражняя свою активность. 

   Автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания Е.И.Тихеевазаявила о новом  подходе к дидактическим играм. По мнению Тихеевой, они являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом. Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей Е.И.Тихеева напрямую ставила в зависимость от того, насколько они созвучны интересам ребёнка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность. 

  Е.И.Тихеева разработала дидактические  материалы, настольно-печатные игры, которые и сегодня пользуются  в дошкольных учреждениях. Это  дидактическая кукла с комплектом  сезонной одежды и предметами  быта (посуда, мебель и др.), настольно-печатные  игры, устроенные по принципу  парных картинок, геометрической  мозаики.

Приложение  №9

Педагогический  словарь.

Активность-1) деятельность, как таковая; 2) инициативность, живость, энергичность, творческая неуёмность личности.

Аттестация  педагогов-комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Возрастной  подход в воспитании учёт и использование закономерностей в развития личности (физиологических, психических, социальных), а также - социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом.

Квалификация- уровень развития способностей педагога, позволяющий ему выполнять профессиональные функции определённой степени трудности; характеризуется объемом теоретических знаний и практических навыков, которыми владеет работник; отражает степень развития личности в важнейшей сфере жизнедеятельности - в труде и определяет социальный статус педагога.

Развивающая предметная среда-совокупность природных и социальных культурных предметных средств, удовлетворяющих потребности актуального, ближайшего и перспективного развития ребёнка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребёнка.

Условия-обстоятельства, от которых что-либо зависит( условия развития личности, условия игры и др.)

Информация о работе Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры