Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 19:19, курсовая работа
Основной целью моей работы я ставлю: изучить эффективность дидактической игры на занятиях по развитию речи у детей раннего возраста.
Для реализации цели выдвигаются следующие задачи:
Разработать содержание работы.
Составить перспективный план на учебный год.
Составить диагностический пакет для определения уровня развития детей.
Обогатить предметно-развивающую среду.
Введение.
Глава 1. Теоретическое обоснование формирования методики развития речи, посредством дидактической игры у детей раннего возраста.
1.1. Формирование дидактической игры у детей раннего возраста.
1.2.Основные виды дидактических игр.
1.3.Структура дидактической игры.
Глава 2. Практическое обоснование формирования методики развития речи, посредством дидактической игры у детей раннего возраста.
2.1.Диагностический этап.
2.2.Перспективное планирование по развитию речи.
2.3. Обоснование эффективности проведённой работы по развитию речи.
2.4 Работа с родителями.
Заключение.
Библиография.
Приложение.
Игровые действия. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем. Что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя.
Таким образом, можно сделать вывод, любая игра становится дидактической, если имеются её основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия.
Глава 2. Практическое обоснование формирования методики развития речи, посредством дидактической игры у детей раннего возраста.
2.1.
Диагностический
этап.
В 2007-2008 учебном году нами была принята группа детей, в возрасте 1,5- 1,7 года. Чтобы привыкание ребёнка к детскому саду было максимально безболезненным, мы делали это постепенно, в несколько этапов. С этой целью я изучила возрастные особенности детей раннего возраста(А.Г.Галанов «Психическое и физическое развитие ребёнка от одного года до трёх лет»). На первом этапе была проведена работа заведующей с родителями. На втором этапе, провела беседу с родителями, узнала индивидуальные особенности их ребёнка. Эта работа проводилась ещё до прихода ребёнка в детский сад. Мною было предложено анкетирование, с целью лучше узнать ребёнка, как организован режим дома, какая любимая игрушка и т.д. Родителям предложила осмотреть групповую комнату, показала шкафчики, туалетную комнату, отметила, что у каждого ребёнка своё полотенце и свой горшочек. Рассказала о режиме дня в детском саду, посоветовала стараться соблюдать его и дома.
Группа состоит из 19 детей. Детей принимали постепенно, был установлен гибкий режим. В первые дни ребёнок приходил на два часа. Основными методами в этот период была ласка, доброжелательное отношение, одобрение. Каждое утро, выходя навстречу родителям, здоровалась, расспрашивала, как чувствует себя ребёнок, как спал, и т.д. Чтобы облегчить детям привыкание к новым условиям жизни, старалась создать в группе уютный интерьер, подобрала достаточное количество ярких, привлекательных игрушек, постоянно играла с детьми; в группе и на прогулке. Всё это дало положительные результаты. Адаптация прошла спокойно, почти у всех.
В начале учебного года, наблюдая за детьми, во время занятий, во время игр, констатировала, что многие дети говорят только отдельные слова (мама, дай, пить, и т.д.), некоторые дети как будто стеснялись разговаривать, хотя дома девочка рассказывала маме, в какие игры она играла. Почти все дети уже владели навыками самообслуживания: умели держать ложку, чашку.
На занятиях по развитию речи старалась брать подгруппу детей с разным уровнем развития, дети неуверенные и дети, более активные. Мною было замечено, что это даёт положительные результаты. Все занятия проводились в игровой форме, обязательно был сюрпризный момент, детям очень нравилось заниматься с персонажами сказки («Репка», « Курочка Ряба», и т.д.) Особое значение имеет наблюдение за игровой деятельностью ребёнка, так как в ряде случаев оно является основным методом исследования в раннем возрасте.
Свободная игра позволяет
Помимо наблюдения за свободной игровой деятельностью ребёнка, я проводила специальное обследование с помощью игрушек.
За
основу были взяты разработки М.Г.Борисенко,
О.Е.Камышникова, Т.Ф.Кирьянова «
Пирамида. Разноцветные палочки и брусочки. С помощью этих игрушек мы наблюдали моторику ребёнка, сформированность понятия величины.
« Почтовый ящик». В верхней части ящика есть прорези, разные по форме, в которые ребёнок должен опустить объёмные предметы.
Кубики разной величины. Исследовали сформированность понятия величины предметов.
Матрёшки. Ребёнку предлагалось разобрать, а затем собрать матрешку. Выявляли понимание инструкции, разумность действий, учёт размеров матрёшки.
«Мисочки». Выявляли уровень восприятия соотношения предметов по величине и овладения предметными действиями.
Предметные картинки с изображением знакомых детям предметов применяли с разной целью: при исследовании внимания, зрительной памяти, мышления.
Обследование при помощи игрушек я проводила индивидуально, с каждым ребёнком, в начале учебного года и в конце года.
Чтобы диагностировать речевую сферу детей, я проводила следующий тест: показывала ребёнку несколько простых предметов (машинку, куклу, мяч), и спрашивала: «Что это?»
Диагностические
данные обследования приведены мною
в гистограмме (см.Приложение№
2.2.
Перспективное планирование
по развитию речи.
Цели: знакомство детей со свойствами различных материалов;
развивать понимание речи: учить детей понимать смысл целых предложений; развивать активную речь.
|
Названия занятия. |
|
« Что как
плавает?»
«Тёплый - холодный» « Постираем кукле платье» |
октябрь | Занятие с
куклой.
«Кукла Катя поёт и пляшет». «Одеваем Катю на прогулку». |
|
Октябрь | «Посуда для
куклы Кати».
« Кукла Катя обедает» « Погладим кукле платье». |
|
ноябрь | «Волшебный
мешочек»
«Как ходит и поёт петушок, как бегает и лает собачка?» « Прятки». |
|
декабрь | « Зайчик-побегайчик»
« Что нам заинька принёс?» « Кто к нам в гости пришёл?» |
|
Январь | « Курочка
и цыплята»
« Волшебный мешочек». | |
Февраль | «Покатаемся
на лошадке».
« Кто как кричит?» « Домашние животные». | |
Март | «Чудесный мешочек
бабушки-Забавушки»
«Устроим кукле комнату». « Передай куклу Катю». | |
Апрель | « Чудесный
мешочек бабушки - Забавушки»
«Кошка». «Зайчик». | |
Май | «Лошадка» (повтор)
«Одеваем Катю на прогулку». «Устроим Зайке комнату». |
Цели: вырабатывать
у детей представления о
сентябрь | «Матрёшки»
(большие и маленькие)
«Мячи» «Куклы». | |
Октябрь | «Кукла сидит
на стуле»
«Кукла лежит в кроватке». | |
Ноябрь | «Кукла в
ванне»
«Собака лежит» Из серии «Кто как кричит?» | |
Декабрь | «Кукла
на санках»
«Голубь стоит» «Голубь летит». |
|
Январь | «Праздник ёлки в детском саду». | |
Февраль | «Мальчик
на лошадке»
«Мальчик с барабаном» « Мальчик с дудочкой» |
|
Март | «Гусь на траве»
«Утка плавает» «Кошка играет мячиком» |
|
Апрель | «Автобус»
«Коза ест траву» «Кошка спит». |
|
Май | «Девочка
с лопаткой»
«Автобус везёт людей» «Гусь на траве». |
4. Занятия с сюжетными картинками.
Цели: учить детей понимать сюжет, изображённый на картинке, развивать умение слушать пояснения, расширять словарь, учить рассказывать об изображённом на картинке.
сентябрь | «Дети обедают» |
октябрь | «Мама купает ребёнка» |
ноябрь | «Мальчик играет с собакой». |
декабрь | «Дети кормят курицу и цыплят» |
январь | «Дети играют с котёнком» |
февраль | «Дети обедают» |
март | « Папа читает книгу» |
апрель | « Наступила весна» |
май | «Птички клюют зёрнышки». |
Цели: формирование элементарной культуры мышления, научить выполнению действий с предметами.
сентябрь | д/и « Волшебный
мешочек»(мячики)
Катание с лотка цветных шариков |
октябрь | Нанизывание
колец на стержень.
Занятие с втулочками. |
ноябрь | Игра «Шароброс»
«Звени колокольчик» |
декабрь | «Покатаем куклу»
« Игра с каталками» |
январь | д/и «Кукла
Катя показывает свой наряд»
д/и «Зайчик- побегайчик» |
февраль | Игры- забавы
с использованием народных и дидактических
игрушек. («Петрушка»)
( бубенчики) |
март | «Ловись рыбка».
«Достань шарик» (игры с водой) |
апрель | Постройка башен
из кубиков различной величины.
Собирание башни из колец разного размера. |
май | Сборные матрёшки.
Тройная матрёшка. |
Обучение на занятиях второй группы раннего возраста.
Я считаю, что на занятии инициатива принадлежит взрослому: правильный подбор темы, постановка задач и цели, подбор необходимого материала, методов и приёмов обучения.
Занятия с детьми второго года жизни имеют свою специфику. Для малышей характерна непроизвольность внимания, поэтому обучение занимает небольшой промежуток времени (8-10,12 минут), занятие стараюсь проводить эмоционально, динамично. Использую неожиданного появления и исчезновения предметов, сюрпризность; показ, сопровождаемый объяснением. При обучении детей второго года жизни применяю наглядно-действенный метод, когда в процесс восприятия включаются активные действия самих детей, их речь.
Информация о работе Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры