Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 19:19, курсовая работа

Описание работы

Основной целью моей работы я ставлю: изучить эффективность дидактической игры на занятиях по развитию речи у детей раннего возраста.
Для реализации цели выдвигаются следующие задачи:
Разработать содержание работы.
Составить перспективный план на учебный год.
Составить диагностический пакет для определения уровня развития детей.
Обогатить предметно-развивающую среду.

Содержание

Введение.
Глава 1. Теоретическое обоснование формирования методики развития речи, посредством дидактической игры у детей раннего возраста.
1.1. Формирование дидактической игры у детей раннего возраста.
1.2.Основные виды дидактических игр.
1.3.Структура дидактической игры.
Глава 2. Практическое обоснование формирования методики развития речи, посредством дидактической игры у детей раннего возраста.
2.1.Диагностический этап.
2.2.Перспективное планирование по развитию речи.
2.3. Обоснование эффективности проведённой работы по развитию речи.
2.4 Работа с родителями.
Заключение.
Библиография.
Приложение.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 73.01 Кб (Скачать)

    Игровые действия.  Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем. Что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя.

    Таким образом, можно сделать  вывод, любая игра становится дидактической, если имеются её основные компоненты: дидактическая  задача, правила, игровые  действия.

Глава 2. Практическое обоснование  формирования методики развития речи, посредством  дидактической игры у детей раннего  возраста.

2.1. Диагностический  этап.           

    В 2007-2008 учебном году нами была принята группа детей, в возрасте 1,5- 1,7 года. Чтобы привыкание ребёнка к детскому саду было максимально безболезненным, мы делали это постепенно, в несколько этапов. С этой целью я изучила  возрастные особенности детей раннего возраста(А.Г.Галанов «Психическое и физическое развитие ребёнка от одного года до трёх лет»). На первом этапе была проведена работа заведующей с родителями. На втором этапе, провела беседу с родителями, узнала индивидуальные особенности их ребёнка. Эта работа проводилась ещё до прихода ребёнка в детский сад. Мною было предложено анкетирование, с целью лучше узнать ребёнка, как организован режим дома, какая любимая игрушка и т.д. Родителям предложила осмотреть групповую комнату, показала шкафчики, туалетную комнату, отметила, что у каждого ребёнка своё полотенце и свой горшочек. Рассказала о режиме дня в детском саду, посоветовала стараться соблюдать его и дома. 

    Группа состоит из 19 детей. Детей принимали постепенно, был установлен гибкий режим. В первые дни ребёнок приходил на два часа. Основными методами в этот период была ласка, доброжелательное отношение, одобрение. Каждое утро, выходя навстречу родителям, здоровалась, расспрашивала, как чувствует себя ребёнок, как спал, и т.д. Чтобы облегчить детям привыкание к новым условиям жизни, старалась создать в группе уютный интерьер, подобрала достаточное количество ярких, привлекательных игрушек, постоянно играла с детьми; в группе и на прогулке. Всё это дало положительные результаты. Адаптация прошла спокойно, почти у всех. 

   В начале учебного года, наблюдая за детьми, во время занятий, во время игр, констатировала, что многие дети говорят только отдельные слова (мама, дай, пить, и т.д.), некоторые дети как будто стеснялись разговаривать, хотя дома девочка рассказывала маме, в какие игры она играла. Почти все дети уже владели навыками самообслуживания: умели держать ложку, чашку. 

   На занятиях по развитию речи старалась брать подгруппу детей с разным уровнем развития, дети неуверенные и дети, более активные. Мною было замечено, что это даёт положительные результаты. Все занятия проводились в игровой форме, обязательно был сюрпризный момент, детям очень нравилось заниматься с персонажами сказки («Репка», « Курочка Ряба», и т.д.) Особое значение имеет наблюдение за игровой деятельностью ребёнка, так как в ряде случаев оно является основным методом исследования в раннем возрасте. 

  Свободная игра позволяет установить  контакт с ребёнком, особенно, когда  он боится обследования. 

   Помимо наблюдения за свободной игровой деятельностью ребёнка, я проводила специальное обследование  с помощью игрушек.

За  основу были взяты разработки М.Г.Борисенко, О.Е.Камышникова, Т.Ф.Кирьянова «Психодиагностика  в раннем возрасте».

Пирамида. Разноцветные палочки  и брусочки. С помощью этих игрушек мы наблюдали моторику ребёнка, сформированность понятия величины.

« Почтовый ящик». В верхней части ящика есть прорези, разные по форме, в которые ребёнок должен опустить объёмные предметы.        

Кубики  разной величины. Исследовали сформированность понятия величины предметов.

Матрёшки. Ребёнку предлагалось разобрать, а затем собрать матрешку. Выявляли понимание инструкции, разумность действий, учёт размеров матрёшки.

«Мисочки». Выявляли уровень восприятия соотношения предметов по величине и овладения предметными действиями.

Предметные  картинки с изображением знакомых детям предметов применяли с разной целью: при исследовании внимания, зрительной памяти, мышления.

Обследование  при помощи игрушек я проводила  индивидуально, с  каждым ребёнком, в начале учебного года и в конце года.

Чтобы диагностировать речевую сферу  детей, я проводила следующий  тест: показывала ребёнку несколько  простых предметов (машинку, куклу, мяч), и спрашивала: «Что это?»

Диагностические данные обследования приведены мною в гистограмме (см.Приложение№ 1-4)   

2.2. Перспективное планирование  по развитию речи.  

  1. Игры- занятия в адаптационный  период.

Цели: знакомство детей со свойствами различных  материалов;

развивать понимание речи: учить детей понимать смысл целых предложений; развивать  активную речь.

      месяц 
Названия  занятия.
      сентябрь
« Что как  плавает?»

«Тёплый - холодный»

« Постираем  кукле платье»

  1. Занятия с сюжетными игрушками.
октябрь Занятие с  куклой.

«Кукла Катя поёт и пляшет».

«Одеваем  Катю на прогулку».

 
Октябрь «Посуда для  куклы Кати».

« Кукла  Катя обедает»

« Погладим кукле платье».

 
ноябрь «Волшебный мешочек»

«Как ходит  и поёт петушок, как бегает и лает собачка?» 

« Прятки».

 
декабрь « Зайчик-побегайчик»

« Что  нам заинька принёс?»

« Кто  к нам в гости пришёл?»

 
Январь   « Курочка  и цыплята»

« Волшебный  мешочек».

Февраль   «Покатаемся на лошадке».

« Кто  как кричит?»

« Домашние животные».

Март   «Чудесный мешочек  бабушки-Забавушки» 

«Устроим  кукле комнату».

« Передай  куклу Катю».

Апрель   « Чудесный мешочек бабушки - Забавушки»

«Кошка».

«Зайчик».

Май   «Лошадка» (повтор)

«Одеваем  Катю на прогулку».

«Устроим  Зайке комнату».

  1. Занятия с использованием  предметных картинок.

    Цели: вырабатывать у детей представления о предметах; закрепить представление о величине, цвете, различных состояниях предметах; обогащать словарь названиями качеств, действий.

сентябрь «Матрёшки» (большие и маленькие)

«Мячи»

«Куклы».

Октябрь «Кукла сидит  на стуле»

«Кукла  лежит в кроватке».

Ноябрь «Кукла в  ванне»

«Собака лежит»

Из  серии «Кто как кричит?»

Декабрь «Кукла на санках»

«Голубь стоит»

«Голубь летит».

 
Январь «Праздник ёлки в детском саду».  
Февраль «Мальчик на лошадке»

«Мальчик  с барабаном»

« Мальчик  с дудочкой»

 
Март «Гусь на траве»

«Утка плавает»

«Кошка играет мячиком»

 
Апрель «Автобус»

«Коза ест  траву»

«Кошка спит».

 
Май «Девочка  с лопаткой»

«Автобус  везёт людей»

«Гусь на траве».

 

    4. Занятия с сюжетными  картинками.

    Цели: учить  детей понимать сюжет, изображённый на картинке, развивать умение слушать  пояснения, расширять словарь, учить  рассказывать об изображённом на картинке.

сентябрь «Дети обедают»
октябрь «Мама купает ребёнка»
ноябрь «Мальчик  играет с собакой».
декабрь «Дети кормят курицу и цыплят»
январь «Дети играют с котёнком»
февраль «Дети обедают»
март « Папа читает книгу»
апрель « Наступила  весна»
май «Птички клюют  зёрнышки».
  1. Игры с дидактическим материалом.

    Цели: формирование элементарной культуры мышления, научить выполнению действий с предметами.

сентябрь д/и « Волшебный  мешочек»(мячики)

Катание с лотка цветных шариков

октябрь Нанизывание колец на стержень.

Занятие с втулочками.

ноябрь Игра «Шароброс»

«Звени  колокольчик»

декабрь «Покатаем куклу»

« Игра с каталками»

январь д/и «Кукла Катя показывает свой наряд»

д/и  «Зайчик- побегайчик»

февраль Игры- забавы с использованием народных и дидактических  игрушек. («Петрушка»)

( бубенчики)

март «Ловись рыбка».

«Достань  шарик» (игры с водой)

апрель Постройка башен  из кубиков различной величины.

Собирание башни из колец разного размера.

май Сборные матрёшки.

Тройная матрёшка.

Обучение  на занятиях второй группы раннего возраста.

Я считаю, что на занятии инициатива принадлежит  взрослому: правильный подбор темы, постановка задач и цели, подбор необходимого материала, методов и приёмов  обучения.

Занятия с детьми второго года жизни имеют  свою специфику. Для малышей характерна непроизвольность внимания, поэтому  обучение занимает небольшой промежуток времени (8-10,12 минут), занятие стараюсь проводить эмоционально, динамично. Использую неожиданного появления и исчезновения предметов, сюрпризность; показ, сопровождаемый объяснением. При обучении детей второго года жизни применяю наглядно-действенный метод, когда в процесс восприятия включаются активные действия самих детей, их речь.

Информация о работе Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры