Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 19:19, курсовая работа

Описание работы

Основной целью моей работы я ставлю: изучить эффективность дидактической игры на занятиях по развитию речи у детей раннего возраста.
Для реализации цели выдвигаются следующие задачи:
Разработать содержание работы.
Составить перспективный план на учебный год.
Составить диагностический пакет для определения уровня развития детей.
Обогатить предметно-развивающую среду.

Содержание

Введение.
Глава 1. Теоретическое обоснование формирования методики развития речи, посредством дидактической игры у детей раннего возраста.
1.1. Формирование дидактической игры у детей раннего возраста.
1.2.Основные виды дидактических игр.
1.3.Структура дидактической игры.
Глава 2. Практическое обоснование формирования методики развития речи, посредством дидактической игры у детей раннего возраста.
2.1.Диагностический этап.
2.2.Перспективное планирование по развитию речи.
2.3. Обоснование эффективности проведённой работы по развитию речи.
2.4 Работа с родителями.
Заключение.
Библиография.
Приложение.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 73.01 Кб (Скачать)

Я заметила, что наибольшая активность возникает  у ребёнка при повторном предъявлении материала. Поэтому я предлагаю  детям ряд однотипных действий (нанизывание  колец на стержень, кормление куклы, укладывание куклы спать и  т.д.). Кроме этого, повторяю занятие (новое - через2-3 дня, повторное занятие - через 6 дней). Чтобы не пропал интерес  к занятиям, заменяю демонстрационный материал («Чудесный мешочек»), изменяю  место проведения занятия (на прогулке).

После 1 года 6месяцев продолжается дальнейшее развитие пассивного словаря, а ведущей  задачей становится формирование активной речи ребёнка, который сначала подражает  отдельным словам, а затем простым  предложениям.

Перед детьми ставится задача отвечать на вопросы  полными словами и по образцу (кукла идёт). К 2 годам эта же тема предлагается в виде активных высказываний о персонажах, их взаимоотношениях и т.п.

Показы  отдельных предметов с их называнием («Чудесный мешочек», «Кто в домике живёт? картинки) провожу с целью  закрепления понимания слов, обозначающих предметы, действия с ними.

Показы- инсценировки с разными персонажами, рассматривание сюжетных картинок углубляют  понимание речи взрослого. С целью  развития активной речи использую приёмы речевого подражания («как лает собачка?»  и т.п.)

Использую в работе такой приём, как разговор об игрушке, в её отсутствие (для  детей около 2 лет). Например, вернувшись с прогулки, дети рассказывают о  том, что произошло: на кого лаяла  собака, куда полетели воробьи.

Знания  и умения, приобретаемые на занятиях детьми по развитию речи, стараюсь уточнять и закрепляю на других видах занятий  и в самостоятельной деятельности.

Занятия с дидактическим  материалом.

В начале второго года жизни дети овладевают предметно-специфическими действиями (втыкают и вынимают втулки, скатывают  шары с горки), при этом я стараюсь акцентировать детей на положительный  результат действий (нанизать все  кольца на пирамидку, вложить все  формы в прорези логического  куба)

На  первых занятиях для получения наглядного результата предлагала детям не более  трёх-четырёх колец. Постепенно увеличивала  количество деталей, способы действий усложняла.

2.4. Обоснование эффективности  проведённой работы  по развитию речи.   

     После полутора лет у детей совершенствуется понимание речи и происходит скачок в развитии активной речи. Они начинают употреблять не только отдельные слова, но и простые, короткие фразы. 

   В ходе занятия по развитию речи, кроме образца произношения слова или фразы, я старалась, чтобы ребёнок сам произносил ответы на вопросы. 

      Детей я постоянно поощряла за произнесённое ими новое слово, хвалила, просила повторить ещё раз. 

    К каждому ребёнку осуществляла индивидуальный подход, особенно к детям, которые проявляли недостаточную речевую активность; чаще обращалась к ним в ходе занятия и в процессе самостоятельной игры. 

     Каждое утро я занималась с детьми настольно-печатными играми, такими как «конструктор», « найди домик», различными мозаиками. 

   После ужина, дети с удовольствием разбирали и собирали матрёшки, учились нанизывать бусинки на верёвочку. 

   Каждый день я проводила индивидуальную работу с детьми по развитию речи: на улице, в групповой комнате, в режимных моментах. Читали потешки, сказки («Репка», « Курочка Ряба», и т.д.), 

   В своей работе « Развитие речи посредством дидактической игры», я ставила и решала следующие задачи:

1.Развитие  понимания речи;

2.Закреплять  умение детей по указанию взрослого  подбирать знакомые предметы  по цвету, по форме, величине.

3.Понимание  слов, обозначающих способы передвижения  животных (летает, бегает и т.п.)

4.Формирование  обобщённых представлений о предметах  и действиях.

5.Развитие  активной речи;

6.Произносить  по подражанию новые слова,  предложения из двух-трёх слов.

7.Расширять  активный словарь: научить называть  предметы, их назначение, состояние  людей, использовать существительные,  прилагательные, глаголы.

8.Формирование   умение называть предметы ближайшего окружения в естественной среде, на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста.

9.Способствовать  развитию потребности детей в  общении посредством речи. 

     Все воспитатели нашего детского сада стараются создать условия для проведения дидактических игр, которые, как мы считаем, помогают обучать ребёнка и обогащать его знаниями, развивают умственные способности.  

   Мною изготовлены следующие дидактические пособия:

1.Игры  на развитие мелкой моторики  рук: «Зашнуруй ботинок», « Собери  бусы куклам»

2.Игры, способствующие развитию восприятия  цвета: « Спрячь мышку», «Положи  кружок такого же цвета на  квадрат», « Найди пару».

3.Игры  на развитие восприятия величины: «Один - много», « Большой - маленький».

4.Игры  для ознакомления с окружающим  миром: « Кто как кричит»,  «Посуда», «Одежда», «Лото». 

    

     Автор одной из первых отечественных педагогических систем, Е.И. Тихеева, сказала: « Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей напрямую зависит от того, насколько они созвучны интересам ребёнка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность.

2.4. Работа с родителями. 

   К работе по развитию речи, я обязательно подключала родителей.

Многие  мамы, бабушки, считают, что их ребёнок  ещё слишком мал, что с ребёнком не обязательно каждый день читать, играть в различные игры. И что  совсем не стоит давать им картинки, книжки, для рассматривания, «он  их порвёт», что им хватает игр  и занятий в детском саду. 

   В воспитании маленького ребёнка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способах деятельности. Я считаю, что всё это возможно, если воспитывающие ребёнка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах, способах обучения, будут стараться больше времени уделять своему ребёнку: вместе с ним собирать пирамидки, рассматривать красочные книжки. 

  Каждый день я старалась индивидуально  поговорить с родителями (утром,  или вечером), во время бесед  с родителями давала рекомендации: учить ребёнка манипулировать  предметами -  чтобы игрушки были яркими, по возможности должны быть строительный материал, различные пирамидки, матрёшки. Главное, обязательно разговаривать с ребёнком, поощрять его, помогать в трудных ситуациях: « Ах, какая досада, ничего не выходит у Миши. Ну и рассердился наш малыш. Я помогу, вместе мы справимся с задачей».  

   На родительском собрании мною были рекомендованы игры « Чудесный мешочек», «Поиграем с куклами», «Сварим куклам кашу» и т.д. 

Оформила  газету для родителей: « Давайте  играть», в которой родители могли  увидеть своих детей в процессе игры, прочитать рекомендации.

Проводила консультации для родителей:

  1. «Я играю целый день, мне играть совсем не лень».
  2. Поговорим об агрессии.
  3. Как помочь родителям трудных детей.
  4. «Живу по расписанию».

Проводила анкетирование родителей, целью  которого было - лучше узнать родителей, их мнение по поводу работы воспитателей и т.д.

Мною  запланировано совместная спортивная игра родителей и детей, на площадке детского сада. 

        

Положительные результаты в воспитании и обучении детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту  работу всех членов коллектива ДОУ  и членов семей воспитанников.

Заключение.    

Мною  было замечено, что дети второй группы раннего возраста, уже в феврале  месяце стали гораздо лучше разговаривать, предложение состоит из двух- трёх слов, дети активно произносят новые  слова по образцу, дети стали использовать предметы по назначению (набор посуды для приготовления пищи и т.д.)  

  Дети, которые раньше не проявляли  должного интереса к занятию  по развитию речи, стали более  активными.

Диагностика, проведённая в начале года и в  феврале учебного года по развитию речи у детей второй группы раннего  возраста, доказывает эффективность  проведённой работыначало года: высокий уровень-; средний уровень- 4 детей; ниже среднего-15 детей.

Февраль 2008г:  высокий уровень-; средний- 10 детей, ниже среднего-9детей.         

Работу  по развитию речи посредством дидактической  игры я продолжаю, в дальнейшем будет  проведена диагностика в конце  учебного года, в мае.

Мой опыт работы свидетельствует о том, что необходимо создавать обязательно   условия для игр:

1.Подбирать  соответствующий дидактический  материал и дидактические игрушки,  игры.

2.Продумать,  как разместить дидактический  материал и игрушки.

3.Обеспечить  место для игр.

4.Учить  детей бережно обращаться с  дидактическими игрушками, аккуратно  складывать их по окончанию  деятельности. 

   

Являясь эффективным средством обучения, дидактические игры могут быть составной  частью занятия, а в группах раннего возраста - основной формой организации учебного процесса.

Таблица №4

Использование современных образовательных  технологий, в том  числе информационно-коммуникативных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.

  2006-2007 2007-2008
1.использование  ИКТ в процессе обучения - к  общему количеству занятий   Курсы повышения  квалификации, апрель 2008г.
2. Использование проектных, исследовательских  технологий, др. развивающих

образовательных технологий.

« Кроха» Григорьева А.Г.

Программа Васильевой м.А.

«Кроха» Григорьевой  А.Г. Программа Васильевой М.А.
3.Использование   в   воспитательной работе проектных, исследовательских и других педагогических технологий. Музыкальные шедевры

Радынова  О.П.

«Психическое  и физическое развитие ребёнка от года до 3-х лет» А.С.Галанов.

Музыкальные шедевры Радынова О.П.

«Психическое  и физическое развитие ребёнка от года до 3-х лет.

4. Разработка и использование авторской  методики: Указать наименование (методики, ресурса, метода и др.)    
 

 Таблица №3

Технологическая карта форм работы с родителями в %.

Показатели 2006-2007  
2007-2008
1. Участие в  групповых родительских собраниях  
100
100
2. Участие в  общегрупповых родительских лекториях    
    3.
    Участие в  днях «открытых дверей»
   
    4.
    Участие родителей  в групповых мероприятиях
    2
 
    5.
    Участие родителей  в общегрупповых мероприятиях ДОУ
2  
    6.
    Спонсорская помощь родителей (указать виды спонсорской  поддержки)
    Ремонт

    телевизора.

    Покупка

    спортивного

    инвентаря

    7.
    Др. формы  работы.
    Лечебно-

    оздоровительная

    работа

    Лечебно-

    оздоровительная

    работа

Информация о работе Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры