Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 19:19, курсовая работа

Описание работы

Основной целью моей работы я ставлю: изучить эффективность дидактической игры на занятиях по развитию речи у детей раннего возраста.
Для реализации цели выдвигаются следующие задачи:
Разработать содержание работы.
Составить перспективный план на учебный год.
Составить диагностический пакет для определения уровня развития детей.
Обогатить предметно-развивающую среду.

Содержание

Введение.
Глава 1. Теоретическое обоснование формирования методики развития речи, посредством дидактической игры у детей раннего возраста.
1.1. Формирование дидактической игры у детей раннего возраста.
1.2.Основные виды дидактических игр.
1.3.Структура дидактической игры.
Глава 2. Практическое обоснование формирования методики развития речи, посредством дидактической игры у детей раннего возраста.
2.1.Диагностический этап.
2.2.Перспективное планирование по развитию речи.
2.3. Обоснование эффективности проведённой работы по развитию речи.
2.4 Работа с родителями.
Заключение.
Библиография.
Приложение.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 73.01 Кб (Скачать)

Тема: «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»   

                                      Тихонюк Жанна Тачетдиновна 

                                                                                                                                 воспитатель детского сада  

р.п. Берёзово

2008г.

Содержание.

Введение.

Глава 1. Теоретическое обоснование  формирования  методики развития речи, посредством дидактической игры у детей раннего возраста.

1.1.  Формирование   дидактической игры у детей раннего возраста.

1.2.Основные  виды дидактических  игр.

1.3.Структура  дидактической игры.

Глава 2. Практическое обоснование  формирования методики  развития речи, посредством дидактической игры у детей раннего возраста.

2.1.Диагностический  этап.

2.2.Перспективное  планирование по  развитию речи.

2.3. Обоснование  эффективности проведённой работы по развитию речи.

2.4 Работа с родителями.

Заключение.

Библиография.

Приложение.   

Введение.

    В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в  их развитии. Уже на первом году жизни  ребёнок в состоянии брать  и удерживать предметы, а позднее  производить ряд разнообразных  действий: держать чашку и пить из неё, есть ложкой, закрывать и  открывать коробки, нанизывать на стержень кольца и многое другое. 

       В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием    человечества - речью. На втором году он понимает обращённую к нему речь, сам начинает говорить и к трём годам довольно свободно объясняется с окружающими. 

       Работая по « Программе воспитания в детском саду», воспитатель заботится о всестороннем развитии ребёнка. Но все задачи развития и воспитания детей он сможет полноценно решить только при условии правильного обучения речи. 

    Учиться играя! Эта идея увлекала многих педагогов  и воспитателей. Чтобы маленькие  дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их этому надо учить.

    Для обучения через игру и созданы  дидактические игры. Главная их особенность  состоит в том, что задание  ребёнку предлагается в игровой  форме. Дети играют, не подозревая, что  осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными  предметами, учатся культуре общения  друг с другом. Любая дидактическая  игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.  

    Родителей волнует вопрос - как правильно  разговаривать с ребёнком, что  необходимо знать при общении  с детьми? Кого-то волнует вопрос - ребёнку уже два- три года, а  слов - всего ничего. Что предпринять, чтобы сформировать у ребёнка  правильную и грамотную речь, чтобы  в будущем он мог точно и  ясно излагать свои мысли, суждения? 

    Эта проблема и легла в основу моей работы: «Развитие речи детей раннего  возраста посредством дидактической  игры». Чтобы определить содержание работы я проанализировала программу  А.Г.Григорьевой «Кроха» и программу  М.В. Васильевой «Программа воспитания в детском саду». Пришла к выводу: Развитие речи детей посредством  дидактической игры  является приоритетным, оно представлено в следующих аспектах (Обследование предметов и игрушек с ребёнком, поручения, использование потешек и т.д.)

    Основной  целью  моей работы я ставлю: изучить эффективность дидактической игры на занятиях по развитию речи у детей раннего возраста.

    Для реализации цели выдвигаются следующие задачи:

  1. Разработать содержание работы.
  2. Составить перспективный план на учебный год.
  3. Составить диагностический пакет для определения уровня развития детей.
  4. Обогатить предметно-развивающую среду.

Глава 1. Теоретическое обоснование  формирования методики развития речи, посредством  дидактической игры у детей раннего  возраста.

  1. Формирование дидактической игры у детей раннего возраста.

Игра- ведущая деятельность ребёнка- дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое  развитие, прежде всего потому, что  игре присуща воображаемая ситуация. Благодаря ей ребёнок учиться  мыслить о реальных вещах и  реальных действиях.  

С этим связано и  возникновение замысла  в игре. Особенностью игры в воображаемой ситуации является эмоциональная увлеченность детей отображаемыми событиями: девочка беспокоится, если «подгорают котлеты», мальчик бережно везёт «заболевшую куклу» на машине и т.д. 

    Современная педагогика и психология выдвинули очень важное теоретическое положение, утверждающее, что наиболее благоприятно развитие ребёнка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учётом возрастных особенностей детей. 

     Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом; им созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат маленького ребенка. Например, такая испытанная веками потешка, как «Ладушки, ладушки», заставляет малыша прислушиваться к тому, что говорит взрослый, следить за его действиями, подражать им (хлопать в ладоши, поднимать руки, опускать их на голову). 

   Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребёнка наиболее подходящей формой обучения.  

    Обучающее воздействие необходимо, как в семье, так и в детских учреждениях, где оно приобретает особенно важное значение.  

     Дидактические игры, рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей  сюжетно-ролевым играм: взять на себя определённую роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет. Например, в дидактической игре

«Уложим куклу спать» воспитатель учит детей  младшей группы последовательности действий в процессе раздевания куклы - аккуратно складывать одежду на стоящий  рядом стул, заботливо относиться к кукле, укладывая её спать, петь колыбельную песню. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих на столе предметов только те, которые нужны для сна. По просьбе воспитателя малыши поочерёдно берут нужные для сна предметы и кладут их в спальню, заранее приготовленную для куклы в игровом уголке. Так появляются кровать, стульчик, постельные принадлежности, ночная рубашка или пижама. Таких игр в младших группах проводится несколько: «День рождение куклы Кати», «Оденем Катю на прогулку», « Катя обедает», «Купание Кати».  Игры с куклой являются эффективным методом обучения детей самостоятельным творческим сюжетно- ролевым играм. 

   

Таким образом, можно сделать  вывод- формирование дидактической игры у детей раннего  возраста происходит постепенно, при этом учитываются правильная организация детей  с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

  1. Основные виды дидактических игр.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

Игры  с предметами.

В играх  с предметами используются игрушки  и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать  сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью  дети знакомятся со свойствами предметов  и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в  играх усложняются: ребята упражняются  в определении предмета, по какому – либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что  очень важно для развития отвлеченного, логического мышления. 

      В играх с куклами у детей формируются культурно – гигиенические навыки и нравственные качества, скажем, заботливое отношение к партнеру по игре-кукле, которое переносится затем и на своих сверстников, старших ребят. 

    В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, материал, величина, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определённых дидактических задач, например отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики), или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, в строителей, в колхозников, в больницу и др. В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети окружают в своих играх. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удаётся вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им смысл игры с помощью отобранных игрушек.

    Настольно-печатные игры.

    Настольно-печатные игры-интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие  задачи, которые решаются при их использовании.

    Подбор  картинок по парам. Самое простое задание в такой игре- нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых : две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся.

    Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр - учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. 

       

    Словесные игры.

    Словесные игры построены на словах и действиях  играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления  о предметах, углублять знания о  них, так как в этих играх требуется  использовать приобретённые ранее  знания в новых связях, в новых  обстоятельствах.

    В младших группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в  пространстве.

    1.3.Структура  дидактической игры.

    Независимо  от вида дидактическая игра имеет  определённую структуру, отличающую её от других видов игр и упражнений.

    Игра, используемая для обучения, должна содержать прежде всего обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определёнными  игровыми действиями. Например, на  занятии с игрушками, для детей в возрасте 1г.6мес.-2лет, перед воспитателем стоит задача - научить детей не только понимать их, но и произносить, а также пользоваться в соответствующей ситуации по собственной инициативе. На первом занятии можно выделить слова:собака, кошка, глаза, уши, хвост, большой, маленький; на втором: петушок, курочка, цыплёнок, иди, идёт, пришёл, принёс; на третьемсобака, кошка, козлик, дом, идёт, пришёл, мисочка; на четвёртом:собака, кошка, козлик, мяч, коляска, покатай, нет.

    На первом занятии с куклой следует выделить такие слова: туфли, шапочка, бант, платье, снимай, ложись, спать; на второмрубашка, штанишки, ботинки, вставай, сядь, надень; на третьемстол, стул, тарелка, сядь (садись), салфетка, ешь, спасибо: на четвёртомсуп, каша, хлеб; на пятом:чашка, кисель, пей и многое другое.

    Обязательным  компонентом игры являются и её правила, благодаря которым педагог в  ходе игры управляет поведением детей, воспитательно- образовательным процессом.

    Дидактическая задача. Для выбора дидактической задачи необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.

    Игровые правила. Основная цель правил игры - организовать действия, поведение детей. Соблюдение правил в игре требует от детей определённых усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции. Используя дидактическую игру в воспитательно- образовательном процессе, через её правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку.

Информация о работе Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры