Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 11:48, реферат
Цель исследования: изучить развитие речи детей дошкольного возраста в игре.
Предметом исследования является развитие речи дошкольников в игре.
Объект исследования - дети дошкольного возраста
В исследовании были поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику развития речи детей дошкольного возраста;
- рассмотреть особенности развития речи дошкольников в игре;
- определить значение дидактической игры в жизни дошкольников;
- разработать конспекты занятий по развитию речи в разных возрастных группах.
Введение 3
Глава I. Психолого – педагогические особенности развития речевой деятельности детей дошкольного возраста
5
1.1 Развитие речи детей дошкольного возраста 5
1.2 Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности
13
Глава II. Значение игровой деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста
17
2.1 Значение дидактической игры в жизни дошкольников 17
2.2 Конспекты занятий по развитию речи детей в разных возрастных группах
21
Заключение 37
Список использованных источников
Журчит, журчит, журчит!
Разносит запахи повсюду
(Делают из пальцев «бутон».)
Цветов, цветов, цветов!
И все живое сразу слышит
(Прикладывают руку к уху.)
Весенний звон!
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Прекрасно справлялись со всеми заданиями!
Конспект занятия в средней группе
«Составление рассказа по картине «Собака со щенятами»
Программное содержание: Продолжать учить детей описывать картину, составляя небольшой, связный рассказ по образцу воспитателя;
- продолжать помогать детям согласовывать слова в предложении, совершенствовать умение правильно использовать предлоги в речи: образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных, употреблять эти существительные в именительном и родительном падежах;
- учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги;
- развивать память, внимание;
- учить слушать ответы других детей.
Материалы: картина «Собака со щенятами» (из серии «Домашние животные», автор С.А. Веретенникова), игрушки: собака со щенятами, корова с телятами, крольчиха с крольчатами; сорока (картинка).
Ход занятия:
Воспитатель:
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи.
- Ребята, кто это?
Дети: Это собачка!
Воспитатель: Верно! А теперь давайте посмотрим на эту картину!
(показывает детям картину «Собака со щенятами»)
-Кто нарисован на этой картине?
Дети: Собака и щенята.
Воспитатель: Правильно! Что делает собака?
Дети: Она лежит.
Воспитатель: Молодцы! Кто лежит около собаки?
Дети: Щенята!
Воспитатель: Правильно! Что делают щенята?
Дети: Лежат вместе с мамой!
Воспитатель: А какой щенок вам больше нравится? Расскажите про него.
(один из малышей рассказывает про понравившегося ему щенка, при необходимости воспитатель ему помогает)
- Молодцы! А давайте посмотрим, где живут собаки?
Дети: В конуре!
Воспитатель: Кто построил для них конуру?
Дети: Их хозяин!
Воспитатель: Вы все молодцы! Отгадайте, о ком я говорю – о собаке или о щенке: пушистая, добрая, весёлая.
Дети: Вы говорите о собаке!
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что используются окончание –ая.
Воспитатель: А как мы скажем о щенке?
Дети: Пушистый, добрый, весёлый!
Воспитатель: Все верно! А теперь давайте поиграем в игру мячом «Скажи правильно». Я буду называть предложения, а вы должны его закончить.
У собаки один...
Дети: Щенок.
Воспитатель: Много...
Дети: Щенков, щенят.
Воспитатель: Воробьи, а много...
Дети: Воробьёв.
Воспитатель: У воробьёв перья, а у щенков нет…
Дети: Перьев.
Воспитатель: Молодцы! Все правильно назвали! Сейчас я вам загадаю загадку, которые вы попробуете разгадать: У собачки Микки родились котята; три белых и один чёрный. Сколько всего котят родилось у собачки?
Дети: Эта загадка неправильная! У собачки не могут родиться котята. У котят мама кошка, а собачка мама щенков.
Воспитатель: Верно, догадались! Попробуйте теперь сами составить загадку.
Дети: У собачки Микки родились щенята; три белых и один чёрный. Сколько всего щенят родилось у собачки?
- Три щенка!
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Все угадали, все правильно назвали!
Конспект занятия в младшей группе «Путешествие в сказку»
Программное содержание: - Напомнить детям содержание знакомой сказки; - побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз;
- активизировать в речи детей слова: короткий, длинный, старенькие, слабенькие, злой, страшный, серый, косолапый, большой, рыжая, хитрая, льстивая, хорошая, веселый;
- побуждать детей к высказыванию в виде полных предложений;
- развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание, мелкую моторику пальцев рук, формировать пространственно – образное мышление, чувственное восприятие;
- воспитывать отзывчивость, доброжелательность, формировать познавательный интерес;
- создать атмосферу радостного настроения, учить детей действовать по показу воспитателя, способствовать речевому общению.
Материалы: фланелеграф, надпись «колобок»; картинки на фланелеграфе – бабушка, дедушка; игрушки: колобок, заяц, волк, медведь, лиса; декорации: елки, горка для медведя; маски для детей – зайцы (по количеству детей); разноцветная крупа для рисования в тарелочках (по кол-ву детей); опорные картинки по сюжету сказки (колобок, дед, баба, волк, заяц, медведь, лиса); металлическая доска (1 шт.) с магнитами (7 шт.); угощение для детей - колобки (по количеству детей).
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям совершить путешествие в сказку. После того, как воспитатель получает согласие детей, все вместе отправляются в путешествие на паровозике.
Воспитатель проводит пальчиковое упражнение «Паровоз»:
Паровоз кричит
«Ду - ду», (дети выполняют
круговые движения руками)
Я - «Иду – иду – иду». (у
пояса, имитируют движения
колес паровоза)
А вагончики стучат, (дети
стучат кулачками (тыльной
стороной))
А вагоны говорят
«Так – так – так!».
(Упражнение дети выполняют в речевом сопровождении: сначала тихим голосом (едут на маленьком паровозике), а затем громким голосом (едут на большом паровозике).
Воспитатель: Мы попали с вами в сказку. Нас уже встречают. Посмотрите, кто это?
(Перед детьми на фланелеграфе изображения дедушки и бабушки).
Дети: Дедушка, бабушка.
Воспитатель: Какой дедушка? Какая баба?
Дети: Старенькие, слабенькие.
Воспитатель: А из какой они сказки?
Дети: «Репка», «Курочка ряба», «Колобок».
Воспитатель: Сегодня мы попали в сказку «Колобок».
(Воспитатель начинает рассказывать сказку).
- Жили – были дед и баба. Вот как-то раз дед просит бабку:
- Испеки мне, старая, колобок.
Бабушка пошла по амбару помела, по сусеку поскребла, набрала муки горсти две. Замесила бабка тесто, да и испекла колобок»
(Воспитатель достает игрушку – колобок).
Воспитатель: Какой колобок?
Дети: Зажаристый, румяный, круглый.
Воспитатель: Правильно! Колобок получился зажаристый, румяный, круглый. Да вот беда, непослушный он получился. Лежал себе колобок на окошечке, лежал, да и покатился в лес. Хорошо колобок поступил?
Дети: Нет, не спросил разрешения, в лес ходить нельзя без взрослых.
Воспитатель: Но колобку так хочется пойти в лес погулять. Вот я и решила, давайте будем сопровождать колобка в его прогулке, тогда и бабушка с дедушкой переживать не будут. А когда мы придем, то расскажем им о его приключениях.
Покатился колобок прямо в лес, а в лесу ветер дует. Сначала тихо (дети и воспитатель изображают ветер), а теперь сильно.
Воспитатель: Катится колобок, катится, а навстречу ему зайчик идет. Какой зайчик?
Дети: Маленький, серенький, шубка у него пушистая, ушки длинные, хвостик коротенький, трусливый.
Воспитатель: «Увидел зайчик колобка и говорит. Колобок, колобок, я тебя съем. А колобок и говорит: Не ешь меня, я с тобою поиграю».
Воспитатель проводит игру «Зайка серенький сидит»:
Зайка
серенький сидит, (Дети,
сидя на корточках, имитируют
движения)
И ушами шевелит, (движения
ушей зайчика руками
у головы)
Вот так, вот так,
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, (Дети
встают, хлопают в ладоши)
Надо лапочки погреть,
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, (Дети
прыгают, как зайчик)
Надо зайке поскакать,
Вот так, вот так,
Надо зайке поскакать.
Воспитатель: Зайчику очень понравилось, как детки играли, и решил он не есть колобка. Отпустил он его. Катится колобок, катится, а навстречу ему волк идет. Какой волк?
Дети: Злой, страшный, серый, ушки у него короткие, хвостик длинный, зубки острые.
Воспитатель: «Увидел волк колобка и говорит. Колобок, колобок, я тебя съем. А колобок и говорит: Не ешь меня, дети других колобков тебе нарисуют».
Дети рисуют пальчиками по крупе колобков.
Воспитатель: Волку очень понравились нарисованные колобки, и решил он не есть нашего колобка. Отпустил он его. Катится колобок, катится, а навстречу ему медведь идет. Какой медведь?
Дети: Большой, косолапый, ушки у него короткие, хвостик короткий.
Воспитатель: «Увидел медведь колобка и говорит. Колобок, колобок, я тебя съем. А колобок и говорит: Не ешь меня, дети с тобой в прятки поиграют»
(Дети играют с медведем в прятки. Воспитатель уточняет месторасположение медведя (под елкой, на горке, под горкой)
Воспитатель: Медведю очень понравилось, как детки играли, и решил он не есть колобка. Отпустил он его. Катится колобок, катится, а навстречу ему лиса идет. Какая лиса?
Дети: Хитрая, рыжая, льстивая, ушки у нее короткие, хвостик длинный, пушистый.
Воспитатель: «Увидела лиса колобка и говорит. Колобок, колобок, я тебя съем. А колобок и говорит: Не ешь меня, я тебя за это похвалю».
(Воспитатель предлагает детям похвалить лисичку, что бы она не ела колобка. Дети хвалят лису (хорошая, красивая, веселая, умная, рыжая).
Воспитатель: Лисичка льстивая была, очень ей понравились наша похвала, и решила она не есть нашего колобка. Отпустила его. Обрадовался колобок, покатился домой к дедушке с бабушкой, и стал рассказывать, кого он видел в своем путешествии.
(Воспитатель проводит моделирование сюжета сказки с использованием опорных картинок).
Далее бабушка и дедушка благодарят детей, за то, что они помогли остаться в живых колобку и угощают их испеченными колобками. Прощаются с ними.
Дети и воспитатель отправляются в детский сад на паровозике:
Информация о работе Развитие речи детей дошкольного возраста в игре