Развитие речи детей дошкольного возраста в игре

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 11:48, реферат

Описание работы

Цель исследования: изучить развитие речи детей дошкольного возраста в игре.
Предметом исследования является развитие речи дошкольников в игре.
Объект исследования - дети дошкольного возраста
В исследовании были поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику развития речи детей дошкольного возраста;
- рассмотреть особенности развития речи дошкольников в игре;
- определить значение дидактической игры в жизни дошкольников;
- разработать конспекты занятий по развитию речи в разных возрастных группах.

Содержание

Введение 3
Глава I. Психолого – педагогические особенности развития речевой деятельности детей дошкольного возраста
5
1.1 Развитие речи детей дошкольного возраста 5
1.2 Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности
13
Глава II. Значение игровой деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста
17
2.1 Значение дидактической игры в жизни дошкольников 17
2.2 Конспекты занятий по развитию речи детей в разных возрастных группах
21
Заключение 37
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Курсовая по педагогике (Автосохраненный).docx

— 84.18 Кб (Скачать)

     Журчит, журчит, журчит!

     Разносит  запахи повсюду

     (Делают  из пальцев «бутон».)

     Цветов, цветов, цветов!

     И все живое сразу слышит

     (Прикладывают  руку к уху.)

     Весенний  звон!

Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Прекрасно справлялись со всеми заданиями!

     Конспект  занятия в средней  группе

     «Составление  рассказа по картине  «Собака со щенятами»

Программное содержание: Продолжать учить детей описывать картину, составляя небольшой, связный рассказ по образцу воспитателя;

- продолжать помогать детям согласовывать слова в предложении, совершенствовать умение правильно использовать предлоги в речи: образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных, употреблять эти существительные в именительном и родительном падежах;

- учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги;

-  развивать  память, внимание;

-  учить слушать ответы других детей.

Материалы: картина «Собака со щенятами» (из серии «Домашние животные», автор С.А. Веретенникова), игрушки: собака со щенятами, корова с телятами, крольчиха с крольчатами; сорока (картинка).

     Ход занятия:

Воспитатель:                           Заворчал живой замок,

     Лёг у двери поперёк.

     Две медали на груди,

     Лучше в дом не заходи.

- Ребята, кто это?

Дети: Это собачка!

Воспитатель: Верно! А теперь давайте посмотрим на эту картину!

     (показывает  детям картину  «Собака со щенятами»)

-Кто нарисован на этой картине?

Дети: Собака и щенята.

Воспитатель: Правильно! Что делает собака?

Дети: Она лежит.

Воспитатель: Молодцы! Кто лежит около собаки?

Дети: Щенята!

Воспитатель: Правильно! Что делают щенята?

Дети: Лежат вместе с мамой!

Воспитатель: А какой щенок вам больше нравится? Расскажите про него.

     (один  из малышей рассказывает  про понравившегося  ему щенка, при  необходимости воспитатель  ему помогает)

- Молодцы!  А давайте посмотрим, где живут собаки?

Дети: В конуре!

Воспитатель: Кто построил для них конуру?

Дети: Их хозяин!

Воспитатель: Вы все молодцы! Отгадайте, о ком я говорю о собаке или о щенке: пушистая, добрая, весёлая.

Дети: Вы говорите о собаке!

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что используются окончание –ая.

Воспитатель: А как мы скажем о щенке?

Дети: Пушистый, добрый, весёлый!

Воспитатель: Все верно! А теперь давайте поиграем в игру мячом «Скажи правильно». Я буду называть предложения, а вы должны его закончить.

У собаки один...

Дети: Щенок.

Воспитатель: Много...

Дети: Щенков, щенят.

Воспитатель: Воробьи, а много...

Дети: Воробьёв.

Воспитатель: У воробьёв перья, а у щенков нет…

Дети: Перьев.

Воспитатель: Молодцы! Все правильно назвали! Сейчас я вам загадаю загадку, которые вы попробуете разгадать: У собачки Микки родились котята; три белых и один чёрный. Сколько всего котят родилось у собачки?

Дети: Эта загадка неправильная! У собачки не могут родиться котята. У котят мама кошка, а собачка мама щенков.

Воспитатель: Верно, догадались! Попробуйте теперь сами составить загадку.

Дети:  У собачки Микки родились щенята; три белых и один чёрный. Сколько всего щенят родилось у собачки?

- Три  щенка!

Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Все угадали, все правильно назвали!

     Конспект  занятия в младшей  группе «Путешествие в сказку»

Программное содержание: - Напомнить детям содержание знакомой сказки; - побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз;

- активизировать в речи детей слова: короткий, длинный, старенькие, слабенькие, злой, страшный, серый, косолапый, большой, рыжая, хитрая, льстивая, хорошая, веселый;

- побуждать детей к высказыванию в виде полных предложений;

- развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание, мелкую моторику пальцев рук, формировать пространственно – образное мышление, чувственное восприятие;

- воспитывать отзывчивость, доброжелательность, формировать познавательный интерес;

- создать атмосферу радостного настроения, учить детей действовать по показу воспитателя, способствовать речевому общению.

Материалы: фланелеграф, надпись «колобок»; картинки на фланелеграфе – бабушка, дедушка; игрушки: колобок, заяц, волк, медведь, лиса; декорации: елки, горка для медведя; маски для детей – зайцы (по количеству детей); разноцветная крупа для рисования в тарелочках (по кол-ву детей); опорные картинки по сюжету сказки (колобок, дед, баба, волк, заяц, медведь, лиса); металлическая доска (1 шт.) с магнитами (7 шт.); угощение для детей - колобки (по количеству детей).

     Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям совершить путешествие в сказку. После того, как воспитатель получает согласие детей, все вместе отправляются в путешествие на паровозике.

Воспитатель проводит пальчиковое упражнение «Паровоз»:

Паровоз кричит «Ду - ду», (дети выполняют круговые движения руками) 
Я - «Иду – иду – иду». (у пояса, имитируют движения колес паровоза) 
А вагончики стучат, (дети стучат кулачками (тыльной стороной)) 
А вагоны говорят  
«Так – так – так!».

     (Упражнение дети выполняют в речевом сопровождении: сначала тихим голосом (едут на маленьком паровозике), а затем громким голосом (едут на большом паровозике).

Воспитатель: Мы попали с вами в сказку. Нас уже встречают. Посмотрите, кто это?

     (Перед детьми на фланелеграфе изображения дедушки и бабушки).

Дети: Дедушка, бабушка.

Воспитатель: Какой дедушка? Какая баба?

Дети: Старенькие, слабенькие.

Воспитатель: А из какой они сказки?

Дети: «Репка», «Курочка ряба», «Колобок».

Воспитатель: Сегодня мы попали в сказку «Колобок».

     (Воспитатель начинает рассказывать сказку).

- Жили – были дед и баба. Вот как-то раз дед просит бабку:

- Испеки мне, старая, колобок.

Бабушка пошла по амбару помела, по сусеку поскребла, набрала муки горсти две. Замесила бабка тесто, да и испекла колобок»

     (Воспитатель достает игрушку – колобок).

Воспитатель: Какой колобок?

Дети: Зажаристый, румяный, круглый.

Воспитатель: Правильно! Колобок получился зажаристый, румяный, круглый. Да вот беда, непослушный он получился. Лежал себе колобок на окошечке, лежал, да и покатился в лес. Хорошо колобок поступил?

Дети: Нет, не спросил разрешения, в лес ходить нельзя без взрослых.

Воспитатель: Но колобку так хочется пойти в лес погулять. Вот я и решила, давайте будем сопровождать колобка в его прогулке, тогда и бабушка с дедушкой переживать не будут. А когда мы придем, то расскажем им о его приключениях.

Покатился колобок прямо в лес, а в  лесу ветер дует. Сначала тихо (дети и воспитатель изображают ветер), а теперь сильно.

Воспитатель: Катится колобок, катится, а навстречу ему зайчик идет. Какой зайчик?

Дети: Маленький, серенький, шубка у него пушистая, ушки длинные, хвостик коротенький, трусливый.

Воспитатель: «Увидел зайчик колобка и говорит. Колобок, колобок, я тебя съем. А колобок и говорит: Не ешь меня, я с тобою поиграю».

Воспитатель проводит игру «Зайка серенький сидит»:

     Зайка серенький сидит, (Дети, сидя на корточках, имитируют движения) 
И ушами шевелит, (движения ушей зайчика руками у головы) 
Вот так, вот так, 
И ушами шевелит. 
Зайке холодно сидеть, (Дети встают, хлопают в ладоши) 
Надо лапочки погреть, 
Вот так, вот так 
Надо лапочки погреть. 
Зайке холодно стоять, (Дети прыгают, как зайчик) 
Надо зайке поскакать, 
Вот так, вот так, 
Надо зайке поскакать.

Воспитатель: Зайчику очень понравилось, как детки играли, и решил он не есть колобка. Отпустил он его. Катится колобок, катится, а навстречу ему волк идет. Какой волк?

Дети: Злой, страшный, серый, ушки у него короткие, хвостик длинный, зубки острые.

Воспитатель: «Увидел волк колобка и говорит. Колобок, колобок, я тебя съем. А колобок и говорит: Не ешь меня, дети других колобков тебе нарисуют».

     Дети  рисуют пальчиками по крупе колобков.

Воспитатель: Волку очень понравились нарисованные колобки, и решил он не есть нашего колобка. Отпустил он его. Катится колобок, катится, а навстречу ему медведь идет. Какой медведь?

Дети: Большой, косолапый, ушки у него короткие, хвостик короткий.

Воспитатель: «Увидел медведь колобка и говорит. Колобок, колобок, я тебя съем. А колобок и говорит: Не ешь меня, дети с тобой в прятки поиграют»

     (Дети играют с медведем в прятки. Воспитатель уточняет месторасположение медведя (под елкой, на горке, под горкой)

Воспитатель: Медведю очень понравилось, как детки играли, и решил он не есть колобка. Отпустил он его. Катится колобок, катится, а навстречу ему лиса идет. Какая лиса?

Дети: Хитрая, рыжая, льстивая, ушки у нее короткие, хвостик длинный, пушистый.

Воспитатель: «Увидела лиса колобка и говорит. Колобок, колобок, я тебя съем. А колобок и говорит: Не ешь меня, я тебя за это похвалю».

     (Воспитатель предлагает детям похвалить лисичку, что бы она не ела колобка. Дети хвалят лису (хорошая, красивая, веселая, умная, рыжая).

Воспитатель: Лисичка льстивая была, очень ей понравились наша похвала, и решила она не есть нашего колобка. Отпустила его. Обрадовался колобок, покатился домой к дедушке с бабушкой, и стал рассказывать, кого он видел в своем путешествии.

     (Воспитатель проводит моделирование сюжета сказки с использованием опорных картинок).

     Далее бабушка и дедушка  благодарят детей, за то, что они помогли  остаться в живых  колобку и угощают  их испеченными колобками. Прощаются с ними.

     Дети  и воспитатель  отправляются в детский сад на паровозике:

Информация о работе Развитие речи детей дошкольного возраста в игре