Развитие речи детей дошкольного возраста в игре

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 11:48, реферат

Описание работы

Цель исследования: изучить развитие речи детей дошкольного возраста в игре.
Предметом исследования является развитие речи дошкольников в игре.
Объект исследования - дети дошкольного возраста
В исследовании были поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику развития речи детей дошкольного возраста;
- рассмотреть особенности развития речи дошкольников в игре;
- определить значение дидактической игры в жизни дошкольников;
- разработать конспекты занятий по развитию речи в разных возрастных группах.

Содержание

Введение 3
Глава I. Психолого – педагогические особенности развития речевой деятельности детей дошкольного возраста
5
1.1 Развитие речи детей дошкольного возраста 5
1.2 Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности
13
Глава II. Значение игровой деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста
17
2.1 Значение дидактической игры в жизни дошкольников 17
2.2 Конспекты занятий по развитию речи детей в разных возрастных группах
21
Заключение 37
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Курсовая по педагогике (Автосохраненный).docx

— 84.18 Кб (Скачать)

     Когда ребенок начинает говорить? Как правило, это происходит к двум годам, хотя первые слова малыш может произнести и раньше. Овладение активной речью  нередко имеет характер «взрыва» - еще недавно ребенок молчал и  вдруг заговорил так, что остановить невозможно. Однако срок - 2 года - оказывается  очень приблизительным для возникновения  речи. Может быть, ни одно приобретение ребенка не имеет таких индивидуальных вариантов в сроках появления, как  речь.

     Слова ребенок начинает употреблять по своей инициативе обычно месяца через  два после того, как они стали  произноситься в ответ на предложение  или вопрос взрослого.

     Во  втором полугодии второго года жизни  ребенка на первое место выступает  разнообразная самостоятельная  деятельность, направляемая родителями и тесно связанная с этим восприимчивость  малыша к речевым импульсам. В совместных занятиях, в ходе которых взрослые делают пояснения и показывают ребенку окружающий его мир, малыш все лучше и лучше начинает понимать речь. Одновременно растет и целенаправленность его действий, развиваются мотивация, сосредоточенность и внимание. В этот период жизни ребенок начинает задавать вопросы: «Что это?», «А что это?» или просто - «Это?».

     На  третьем году жизни существенно  совершенствуется восприятие ребенком речи окружающих. Дети начинают различать  слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком («ложка-кошка-мошка»), ориентируясь при этом не только на конкретную ситуацию, но и на звуковое оформление слова. Осваивая новое слово, ребенок уже стремится к точному его воспроизведению. Дети все чаще пользуются словами, более сложными по слоговой структуре: состоящими из трех и более слогов, хотя при этом еще не всегда могут сохранить структуру слова, правильно произнести в нем все звуки в соответствующей последовательности (например, «велосипед» произносят «апипед», «весипед»).

     В старшем дошкольном возрасте важной задачей является подготовка ребенка  к обучению в школе. В этом возрасте надо учить дошкольника связно и  последовательно передавать увиденное, правильно произносить слова и фразы. Дошкольник, даже хорошо владеющий речью, часто, например, не осознает, что слово состоит из отдельных звуков. Но достаточно привлечь внимание ребенка к звуковой стороне речи, как она становится источником его активных наблюдений.

     Активный  словарный запас, которым располагает  ребенок в 4 года, дает ему возможность  свободно общаться с окружающими. Но нередко он испытывает трудности  из-за недостаточности и бедности словаря, когда надо передать событие, участником которого был он сам. Здесь малыш часто допускает неточности.

     Одновременно  с обогащением словаря ребенок  интенсивнее овладевает грамматическим строем языка. На вопросы взрослых он все чаще отвечает развернутыми фразами, состоящими из четырех и более  слов. В его речи преобладают простые распространенные члены, существительные и глаголы во множественном числе. В этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных и наречий, в речи появляются краткие причастия. Имея хорошую память, малыш способен запоминать и воспроизводить небольшие по объему стихотворения, потешки, а неоднократно прослушав одну и ту же сказку, может почти дословно передать ее содержание, часто даже не понимая смысла слов.

     У четырехлетних детей особенно ярко проявляются индивидуальные различия в формировании произносительной стороны  речи: у одних детей речь чистая, с правильным произношением почти  всех звуков, у других она может  быть еще недостаточно ясной, с неправильным произношением большого количества звуков, со смягчением твердых согласных  и т. п.

     К 5-6 годам словарь ребенка -  примерно 3000 слов. Дошкольник уже сознательно подходит к некоторым языковым явлениям, он задумывается над своей речью, сам создает по аналогии ряд новых и своеобразных слов (Например, он говорит «намакаронился» (съел макароны), «не отсонился» (не выспался) и т. д.). Это свидетельствует о том, что ребенок пытается осознать некоторые принципы образования новых слов, но в силу отсутствия у него достаточного речевого опыта делает это неудачно.

     На  пятом году жизни у ребенка  отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать  простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.

     В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Они усваивают и правильно согласовывают прилагательные с существительными в косвенных падежах. Однако, многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст прочитанной сказки, рассказа.

     Достаточно  развитый речевой слух ребенка дает ему возможность различать в  речи взрослых повышение и понижение  громкости голоса, замечать ускорение  и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности. Подражая взрослым, дети могут и  сами довольно точно воспроизводить различные интонации.

     У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может  без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. В этом возрасте дошкольник уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы. Но при составлении рассказа по картинке он еще часто концентрирует свое внимание, главным образом, на основных деталях, а второстепенные, менее важные, часто опускает.

     У ребенка 7 лет продолжается дальнейшее развитие речи: увеличивается и обогащается  ее словарный состав, усложняется  фразовая речь и грамматический строй, усваивается правильный литературный язык. Словарь содержит примерно от 3 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10. Преобладают существительные, глаголы, качественные прилагательные, наречия. Речь ребенка становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки, пересказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного.

     Таким образом, можно сказать, что фундамент  речевого развития ребенка закладывается  в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом  особой заботы со стороны взрослых.

     1.2 Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности

       Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Наряду с общим влиянием на весь ход психического развития ребенка, она оказывает специфическое воздействие на становление речи. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и т. д.

     Большое влияние на развитие речи детей оказывают  игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, — так называемые театрализованные игры. В них активная речь стимулируется за счет расширения словарного запаса, помимо этого совершенствуется артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

     В театрализованной игре формируется  диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную  обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

     Основная  цель, которую должен ставить педагог - это развитие творческих способностей детей средствами театрализованного  искусства, развитие речи детей, развитие навыков общения. Театрализованная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает к созданию новых образов. Важнейшим в театрализованных играх является процесс репетиций, процесс творческих переживаний, а не конечный результат, сам спектакль. Необходимо стремиться, чтобы игры сохраняли непосредственность детской игры, основанной на импровизации. Поэтому не стоит заучивать с детьми текст роли, позы, жесты, движения, театрализованная игра нисколько не пострадает, если ребенок не точно произнесет реплику, выполнит движения, с точки зрения взрослого не удачно. Главное - это понимание смысла и атмосферы пьесы, то есть произведение должно быть хорошо знакомо детям, понятно и доступно возрасту. Очень хорошо, когда дети, основываясь на хорошем знании, сами придумывают диалоги действующих лиц, самостоятельно находят выразительные особенности своего героя, используя мимику, позу, жест, песенные и танцевальные импровизации. Для того чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут проявления в различных видах деятельности и в речи.

     Кроме театрализованных игр, наиболее распространенными  в дошкольном возрасте являются сюжетно-ролевые  и дидактические игры.

     Одна из первых форм детской игровой деятельности - сюжетно-ролевая игра. Она оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д.

     В процессе игры взрослый много разговаривает с ребенком, в результате чего у малыша возникает потребность в речевом общении. Ему хочется попросить взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Взрослый всячески побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.

     В сюжетно-ролевых играх дети берут  на себя роли взрослых людей и в  игровой форме воспроизводят  их деятельность и отношение между  ними. При этом они комментируют свои действия: «Мама наливает чай»; «Шофер едет на машине». Действующие лица в игре появляются путем ролевого перевоплощения в тот или иной образ самого ребенка, игрушки или окружающих детей и взрослых. «Я буду мама, а ты моя дочка», — говорит девочка, определяя свою роль и роль подруги. «Это у нас шофер», — решает ребенок, усаживая куклу в автомобиль.

     Обучение  детей сюжетно-ролевой игре необходимо сопровождать рассказом о содержании действий: «Это кукла Катя. Катя хочет спать. Куда положим Катю? Спать надо на кровати?»

     Для усвоения названий предметов и действий с ними большое значение имеет  активное манипулирование ими самими детьми. Играя с игрушкой и одновременно слушая взрослого, ребенок быстро и хорошо запоминает ее название. Показывая, как надо играть, следует все действия обозначать словом.

     В сюжетно-ролевой игре взрослый дает качественную оценку действию («Я глажу волосы»; «Кукла прыгает высоко»), обращает внимание детей на порядок выполнения («Развязываю пояс на платье, расстегиваю пуговицы на платье, снимаю платье с Кати»). Когда ребенок наблюдает разнообразные действия и при этом слышит разное обозначение их словом, у него развивается чувство языка.

     Необходимым условием успешного развития речи детей  в сюжетно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, наборов посуды, мебели, овощей и фруктов, машин различного назначения и т. д. Однако наряду с  сюжетными игрушками, изображающими  в уменьшенном виде реальные предметы, которые замещают реальные (палочки, кубики, шарики и т.д.). Обращение  в игре к заменителям ставит детей перед необходимостью переименовать предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Таким образом, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.

     Особое место в педагогическом процессе занимают дидактические игры. Они имеют большое познавательное значение, так как расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия и т. д.

     Любая дидактическая игра развивает внимание, в том числе к речи, наблюдательность, память, сообразительность.

Информация о работе Развитие речи детей дошкольного возраста в игре