Развитие речи детей дошкольного возраста в игре

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 11:48, реферат

Описание работы

Цель исследования: изучить развитие речи детей дошкольного возраста в игре.
Предметом исследования является развитие речи дошкольников в игре.
Объект исследования - дети дошкольного возраста
В исследовании были поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику развития речи детей дошкольного возраста;
- рассмотреть особенности развития речи дошкольников в игре;
- определить значение дидактической игры в жизни дошкольников;
- разработать конспекты занятий по развитию речи в разных возрастных группах.

Содержание

Введение 3
Глава I. Психолого – педагогические особенности развития речевой деятельности детей дошкольного возраста
5
1.1 Развитие речи детей дошкольного возраста 5
1.2 Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности
13
Глава II. Значение игровой деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста
17
2.1 Значение дидактической игры в жизни дошкольников 17
2.2 Конспекты занятий по развитию речи детей в разных возрастных группах
21
Заключение 37
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Курсовая по педагогике (Автосохраненный).docx

— 84.18 Кб (Скачать)

     В ходе дидактических игр развивается речевая активность детей, взрослый поощряет правильные ответы на поставленные вопросы, воспитывает выдержку. В ходе таких дидактических играх, как «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «Покормим куклу обедом», ребенок знакомится с окружающим миром, что способствует его общему и речевому развитию. Дидактические игры «Узнай, кто говорит», «Угадай, что в мешочке», «Угадай, что я делаю», «Назови предметы синего (красного, желтого) цвета», «Скажи, что звучит», «Как кукушка кричит», «Как звенит колокольчик», «Угадай и скажи, кто как кричит» направлены на развитие фонематического слуха, тренировку звукоподражания. 
 
 
 
 
 

     Глава II. Значение игровой деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста

     2.1 Значение дидактической игры в жизни дошкольников

     Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она  является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и  формой обучения, и самостоятельной  игровой деятельностью, и средством  всестороннего воспитания личности ребенка.

     Дидактическая игра используется при обучении детей  математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в  развитии сенсорной культуры.

     Взрослый заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребенка угасает интерес к игре (а это в большей мере относится к настольно - печатным играм), необходимо вместе с ним придумать более сложные правила.

     Дидактические игры, особенно в младших возрастных группах, рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей  сюжетно – ролевым играм: умение взять на себя определённую роль, выполнить  правила игры, развернуть её сюжет. Например, в дидактической игре «Уложи куклу спать» взрослый учит детей последовательности действий в процессе раздевания куклы – аккуратно складывать одежду на стоящий стул, заботливо относиться к кукле, укладывать её спать, петь колыбельные песни. Игры с куклами являются эффективным методом обучения детей самостоятельным творческим сюжетно – ролевым играм.

     Дидактические игры имеют большое значение для  обогащения творческих игр и более  старших детей. Такие игры, как «Умные машины», «Молочная ферма», «Кому, что нужно для работы», не могут оставить ребенка равнодушным, у него появляется желание играть в строителей, хлеборобов, доярок.

     Содержание  дидактических игр формирует у ребенка правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, армии, профессии, трудовой деятельности.

     Знания об окружающей жизни дают малышу по определённой системе. Так, ознакомление с трудом проходит в такой последовательности: ребенка сначала знакомят с содержанием определённого вида труда, затем - с машинами, помогающими людям в их труде, облегчающими труд, с этапом производства при создании необходимых предметов, продуктов, после чего раскрывают значение любого вида труда.

     С помощью дидактических игр ребенок приучается самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

     У дошкольника формируется нравственное представление о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. В воспитании нравственных качеств личности ребёнка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. В работе с детьми младшего возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение ребенком культурно - гигиенических навыков.

     Многие  дидактические игры формируют у ребенка уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самому трудиться. Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформленными. Такие игрушки привлекают внимание, вызывают желание играть с ними.

     Игра  создаёт положительный эмоциональный  подъём, вызывает хорошее самочувствие, и вместе с тем требует определённого  напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, где развивается и укрепляется  мелкая мускулатура рук, а это  сказывается на умственном развитии, на подготовке руки к письму, к изобразительной деятельности, т.е. к обучению в школе.

     Все дидактические игры можно разделить  на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные  игры.

     - Игры с предметами. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, ребенок учится сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью ребенок знакомится со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются.

     В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них  ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они  сделаны. Это позволяет упражнять ребенка в решении определенных дидактических задач, например отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики), или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, строителей и др. Используя дидактические игры с подобным содержанием, взрослому удается вызвать интерес к самостоятельной игре, подсказать замысел игр с помощью отобранных игрушек.

     - Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

     - Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону и др. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: найти среди всех картинок два самолета. Самолеты, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.

     - Подбор картинок по общему признаку. Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду (лесу, городе)?» ребенок подбирает картинки с соответствующими изображениями растений, соотносит с местом их произрастания, объединяет по одному признаку картинки.

     - Запоминание состава, количества и расположения картинок. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» ребенок должен запомнить содержание картинок, а затем определить, какую их них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление знания о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе, умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.

     - Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – учить ребенка логическому мышлению, развивать у него умение из отдельных частей составлять целый предмет. В младших группах картинки разрезают на 2 - 4 части, то в средней и старших группах целое делят на 8 – 10 частей. При этом для игры в младшей группе на картинке изображается один предмет: игрушка, растение, предметы одежды и др. Для более старших на картинке изображается сюжет из знакомых сказок, художественных произведений, знакомых детям.

     Все виды дидактических игр играют огромную роль в развитии речи ребенка: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли, побуждает детей к общению друг с другом, способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи и  обогащению словаря, оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.

     Использование дидактической игры повышает интерес  детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала.

     Некоторые игры требуют активного использования родовых, видовых понятий, например, «Назови одним словом» или «Назови три предмета». Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию - главная задача многих словесных игр.

     В процессе игр развитие мышления и  речи осуществляется в неразрывной  связи. В игре «Угадай, что мы задумали» необходимо уметь ставить вопросы, на которые ребенок отвечает только двумя словами «да» или «нет».

     2.2 Конспекты занятий  по развитию речи  детей в разных  возрастных группах

     Конспект  занятия в подготовительной группе «Зима»

Программное содержание: Развивать языковое чувство через умение понимать смысл образных выражений, сравнений, загадок;

- развивать связную речь детей, формировать навыки творческого рассказа по картине;

- учить образовывать притяжательные прилагательные;

- закреплять приметы зимы.

Материалы: картины зимних пейзажей русских художников: И.И. Шишкин “Зима”, Н. Рерих “Гималаи”, И.Э. Грабарь “Февральская лазурь”; акварель, кисти, ватман по количеству детей.

     Ход занятия:

Воспитатель: Говорят, что зимой природа как будто отдыхает, спит, но остаётся очень красивой и завораживающей. Зиму очень часто изображали на своих полотнах живописцы: Шишкин, Грабарь, Рерих; о ней любили писать стихи русские поэты: С.Есенин, А.Пушкин. Для того чтобы передать красоту русской зимы, поэты используют образные выражения, которые помогают нам представить более полно и наглядно её представить. Образные выражения позволяют более точно выразить мысль, украсить нашу речь. Они часто используются в сказках, стихах, рассказах, загадках. Отгадайте загадку, и обратите внимание, какие образные красивые слова здесь есть:

     Тройка, тройка прилетела. 
           Скакуны в той тройке белой, 
              А в санях сидит царица – 
           Белокожа, светлолица. 
              Как махнула рукавом – 
           Всё покрыла серебром!

Как вы думаете, о какой царице идёт речь в загадке?

Дети: О зиме!

Воспитатель: Подходят ли зиме определение «белолица», «светлокожа»?

Дети: Да, конечно, подходят.

Воспитатель: Послушайте отрывок из стихотворения С.Есенина:

     Заметает  пурга 
            Белый путь. 
         Хочет в мягких снегах  
           Потонуть. 
                 Ветер резвый уснул  
               На пути; 
             Ни проехать в лесу, 
              Ни пройти.

Какие приметы зимы мы представляем, слушая это стихотворение?

Дети: Заметает пурга; ни проехать в лесу, ни пройти.

Воспитатель: Что означают слова «белый путь», выражение «в мягких снегах потонуть»?

Дети: Глубокий снег, путь по снегу.

Воспитатель: А.С. Пушкин приметы зимы описывал так:

     Вот ветер, тучи нагоняя, 
        Дохнул, завыл – и вот сама 
       Идёт волшебница зима.

     Пришла, рассыпалась; клоками 
       Повисла на суках дубов; 
       Легла волнистыми коврами 
        Среди полей, вокруг холмов; 
         Брега с недвижно рекою 
         Сравняла пухлой пеленою; 
        Блеснул мороз. И рады мы 
        Проказам матушки зимы.

Как автор  называют зиму?

Дети: Волшебница, матушка.

Воспитатель: Верно, а почему?

Дети: Волшебница потому что всё волшебным сделала, украсила; матушка – потому что заботится о лесе, укрывает снегом, даёт отдых природе.

Воспитатель: Правильно! Какие образные выражения использовал Пушкин?

Дети: Клоками повисла на суках дубов; волнистыми коврами; пухлой пеленой.

Воспитатель (показывая картину  Шишкина): Какой образ зимы передал в своём пейзаже художник Иван Иванович Шишкин?

Информация о работе Развитие речи детей дошкольного возраста в игре