Развитие речи детей дошкольного возраста в игре

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 11:48, реферат

Описание работы

Цель исследования: изучить развитие речи детей дошкольного возраста в игре.
Предметом исследования является развитие речи дошкольников в игре.
Объект исследования - дети дошкольного возраста
В исследовании были поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику развития речи детей дошкольного возраста;
- рассмотреть особенности развития речи дошкольников в игре;
- определить значение дидактической игры в жизни дошкольников;
- разработать конспекты занятий по развитию речи в разных возрастных группах.

Содержание

Введение 3
Глава I. Психолого – педагогические особенности развития речевой деятельности детей дошкольного возраста
5
1.1 Развитие речи детей дошкольного возраста 5
1.2 Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности
13
Глава II. Значение игровой деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста
17
2.1 Значение дидактической игры в жизни дошкольников 17
2.2 Конспекты занятий по развитию речи детей в разных возрастных группах
21
Заключение 37
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Курсовая по педагогике (Автосохраненный).docx

— 84.18 Кб (Скачать)

Дети: Зима снежная, пуховая, пушистая, лес утонул в снегу, деревья как будто спят.

Воспитатель (показывая картину Рериха): Какой образ зимы передал в своём пейзаже художник Николай Константинович Рерих?

Дети: Холодная, ледяная, синяя, голубая, туманная, холодное солнце.

Воспитатель (показывая картину  Грабаря): Какой образ зимы передал в пейзаже «Февральская лазурь» художник Игорь Эммануилович Грабарь? Дети: Солнечная, морозная, хрустальная, прозрачная, звенящая, лазоревая. Воспитатель: А сейчас мы будем с вами художниками и нарисуем свой зимний пейзаж.

     На  розданных ватманах дети рисуют зимние пейзажи. По ходу занятия воспитатель осуществляет общее руководство. В конце занятия дети размещают работы на стене рисования.

     Конспект  занятия в старшей группе 
«Весна идет! Весне дорогу!»

Программное содержание: Закреплять с детьми характерные признаки весны;

- упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

- продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихами, закличками, загадками);

- развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться;

-  развивать мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений; -   воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе.

Материалы: конверт с письмом, клубки ниток по количеству детей, мольберт или доска, картинка с изображением весеннего леса, фонограммы, ширма, тазик с водой, два стакана, сухие веточки, молоточек, ведерки и губки по количеству детей, игрушки – мышата, полоски бумаги, карандаши, шнурки.

     Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетела сорока, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить? Ой, посмотрите, что это там?!

     Дети  обнаруживают странный конверт. Воспитатель  читает письмо.

Воспитатель:                                Собирайтесь скорее

                                                     В необычный поход!

                                                   Ждут вас тайны лесные,

                                                     Вдоль тропинка зовет!

- Ребята, вы хотите отправиться в лес?  Не за грибами, не за цветами,  а за лесными чудесами! (дети – «Да!») Тогда отправимся вот по этим тропинкам.

              В лес по сказочной тропинке

            Попадем мы прямиком.

            Но пройти ее придется

            Нам, ребятушки, с клубком!

     Звучит  музыка. Дети берут  по клубку и проходят по «тропинке», сматывая попутно руками клубок.

Воспитатель: Кто сможет описать свой путь по сказочной тропинке? Что чувствовали? Не забудьте, нужно рассказать так, чтобы все поверили: вы действительно шли по лесу.

     Дети  делятся впечатлениями. Кто-то представил себе ручеек, кто-то перелезал  через упавшее  дерево, наступил на шишку под деревом, шли босиком по мху и т.п.

Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу! На мольберте вывешены иллюстрации о весне.

Воспитатель:                           Здравствуй лес, дремучий лес,

                                                   Полный сказок и чудес!

                                                  Кто в глуши твоей таится?

                                                 Что за зверь? Какая птица?

                                                      Все открой, не утаи,

                                                 Ты же видишь, мы свои!

- В какой  лес мы с вами пришли?

Дети: Весенний, красивый, таинственный, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный!

Воспитатель: Какое время года изображено на картинках?

Дети: Весна!

Воспитатель: Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Я думаю, что это зима. А здесь я вижу цветы. Может быть, это лето?

Дети  доказывают, что на картинах изображена весна, называют весенние признаки.

Воспитатель: Вот теперь я вижу на всех картинах улыбку весны. А что дарит весне улыбку? (Солнце) А давайте, чтобы солнце грело нас еще больше, мы все с вами добавим ему лучиков.

Дети  добавляют лучи-прищепки к заготовке из картона.

Звучит  звукозапись «Голоса птиц».

Воспитатель: Слышите, как поют птицы в весеннем лесу? Какая птица открывает весну? Правильно, грач.

     Всех  прилетных птиц черней,

     Чистит  пашню от червей,

     Целый день на пашне вскачь

     И зовется птица грач.

Почему  в народе так говорят: «Грач открывает  весну»? (Дети отвечают)

Каких весенних певцов вы знаете еще? Покажите их на мольберте. Отгадайте загадку:

     На  шесте – дворец,

     Во  дворе – певец,

     А зовут его….. (Скворец)

- Как  называется домик у скворца?  Кто строит скворечник – люди  или птицы? Давайте, и мы  построим уютные домики для  скворцов.

     Дети  выкладывают скворечники  из счетных палочек  на столе.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами выходим на солнечную поляну. А раз она солнечная, то и снег на ней тает как? (Дети - «Быстро!») значит, на земле появляются проталины, а на проталинах какого весеннего гостя вы видите? (подснежник)

Дети  выполняют пальчиковую гимнастику «Подснежник»:

     В лесу, где березы столпились гурьбой

     Подснежника глянул цветок голубой.

     Сперва понемножку

     Зеленую выставил ножку.

     Потом потянулся из всех своих сил

     И тихо спросил:

     Я вижу погода тепла и ясна

     Скажите, ведь правда, что это весна?

Воспитатель: А теперь закройте глаза и прислушайтесь: о чем говорит лес?

     Воспитатель прячется за ширму  и с помощью  спрятанных там предметов  издает звуки, имитирующие  лесные шумы – надламывает  толстые и тонкие ветки, в тазик  с водой капает воду, переливает воду из одного стакана  в другой, включает мелодию «голоса  птиц», стучит молоточком по дереву. Затем  предлагает детям  высказаться, что бы это могло быть.

Ответы  детей: Заяц пробежался, ручеек журчит, птицы поют, слышна капель, дятел по дереву стучит.

Воспитатель: Молодцы! Вы все правильно отгадали.

     За  ширмой появляется кукла  – Лесовичок.

Лесовичок: Вы зачем пришли? Ветки ломать, мусор бросать, костер разжигать?

Воспитатель: Нет, что ты, Лесовичок! Мы пришли весенним лесом любоваться!

Лесовичок: Да, а вы добрые ребята?

Дети: Да!

Лесовичок: Тогда помогите мне, пожалуйста! Нынче в лесу столько много снега. А как стало солнышко припекать, столько много воды стало, ну прямо половодье целое! У бедных мышат норку затопило, прятаться им от лисы негде. Как им помочь? Ума не приложу! Может быть, вы знаете как?

Воспитатель: Давайте, дети, поможем маленьким мышатам.

     В небольшом и неглубоком тазу на горке камушек  сидят мышата. Таз  наполнен наполовину водой. Дети губкой выкачивают воду из тазика каждый в свое ведерко.

Лесовичок: Ай, да молодцы, ребята! Вы действительно не только добрые, но и находчивые.

Воспитатель: Лесовичок! А теперь ты нам помоги. Мы хотим весне преподнести подарок, но никак не придумаем что. Подскажи!

Лесовичок: Что ж, и я вам помогу! Весна по лесу ходит солнечная, звонкая, нарядная, а чтоб весна была еще наряднее. Подарите ей бусы.

Воспитатель: Ребята, давайте изготовим для весны цветные и нарядные бусы из бумаги.

     Дети  накручивают полоски  бумаги туго на карандаш, конец бумаги подклеивают  и снимают заготовки, затем нанизывают их на шнурок.

Воспитатель: Вот, Лесовичок, наш подарок готов. Передай его, пожалуйста, весне от нас.

Лесовичок: Обязательно передам. Ну, прощайте, ребята! Мне по своим делам пора! А вы погуляйте по лесу, здесь много еще интересного.

Воспитатель: (натыкается на «снежный» холмик) - А что это такое?

     Дети  приподнимают ткань, заглядывают под  нее и обнаруживают там игрушечного  медведя, лежащего на боку.

Воспитатель: В лес весна давно пришла, а медведь до сих пор спит еще в своей берлоге! Давайте-ка разбудим его – расскажем закличку, которой в старину весну зазывали.

Воспитатель и дети:

     Весна! Весна!

     Приди, красна,

     С ясным солнышком,

     Колоколнышком,

     Принеси урожай

     В наш родимый край.

     Закличка сопровождается ритмическими движениями.

Воспитатель: Медведь зашевелился! Ой, он говорит, что у него есть для вас подарки, а что это за подарки - необходимо отгадать их по запаху.

Воспитатель достает из бочонка 2 мешочка. Дети закрывают  глаза и по запаху пытаются определить их содержимое.

Воспитатель: В первом мешочке – набухшие почки. Если заварить их вместо чая, нет лучшего лекарства от простуды. В другом мешочке – земля. Как она пахнет после освобождения ледяной зимней шубы! В эту землю мы посадим семена и вырастим рассаду для нашего участка. Ну а содержимое третьего подарка мы с вами определим на вкус. Закройте глаза, я угощу вас. Какое оно на вкус? Кислое? Горькое? Твердое?

Дети: Сладкое! Мягкое! Это мед!

Воспитатель: Молодцы! Давайте поблагодарим медведя за чудесные подарки и отправимся назад домой.

Воспитатель и дети:

     Улыбаются все люди

     Весна, весна, весна!

     Она везде, она повсюду

     Красна, красна, красна!

     (Поднимают  руки над головой  и ритмично хлопают  в ладоши.)

     По  лугу, лесу и полянке

     (Ритмично  шагают на месте.)

     Идет, идет, идет!

     На  солнышке скорей погреться

     (Взмахивают  обеими руками  к себе.)

     Зовет, зовет, зовет!

     И в ручейке лесном задорно

     (Ритмично  щелкают пальцами.)

     Звенит, звенит, звенит!

     По  камушкам в реке широкой

     (Потирают  ладони.)

Информация о работе Развитие речи детей дошкольного возраста в игре