Развитие навыков диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Диалог- форма речевого общения. В нём взаимодействие партнёров опосредуется знаками языка. Знание языка, умение словесно выразить свою мысль, передать чувство, установить с партнёром «диалогические отношения» в разнообразных коммуникативных ситуациях – слагаемые, необходимые для ведения диалога.[5]

Сердцевину диалога составляют диалогические отношения, проявляющиеся в готовности к встрече с партнёром, в принятии его как личности, в установке на ответ собеседника, в ожидании взаимопонимания, согласия, сочувствия, сопереживания, содействия.

Содержание

Введение

Глава I

Теоретические основы методики развития диалогической речи у детей дошкольного возраста

Диалог как объект исследования в современной науке
Особенности диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
Обзор педагогической литературы по вопросам развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста
Задачи обучения диалогической речи младших дошкольников
Методы и приёмы обучения диалогической речи детей дошкольного возраста
Сценарии активизирующего общения – одна из форм обучения диалогу со сверстниками младших дошкольников
Выводы по I главе

Глава II

Практическая часть. Изучение особенностей развития диалогической речи и возможностей специального обучения диалогическим умениям детей младшего дошкольного возраста

2.1. Особенности развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста ﴾констатирующая часть﴿

2.2. Содержание и методика обучения диалогической речи детей младшего дошкольного возраста ﴾формирующая часть﴿

2.3. Результаты обучения диалогическим умениям детей младшего дошкольного возраста ﴾ контрольная часть﴿

Выводы по 2 главе

Работа содержит 1 файл

дипломная работа.doc

— 210.00 Кб (Скачать)

Оля: Я  попросила помочь мне Ольгу Анатольевну.

Незнайка: Как ты говорила?

Оля: Ольга  Анатольевна, помогите мне, пожалуйста, застегнуть куртку.

Незнайка: Владик кто тебе помогал одеваться?

Владик: Мне помогала одеваться Ольга  Николаевна.

Незнайка: Как ты просил?

Владик: Ольга Николаевна, помогите мне, пожалуйста, завязать шнурки.

Незнайка: Что сказал потом?

Владик: Спасибо!

         Так же с детьми проводились игры парами, например такая игра – « Кому что нужно?»

Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки с изображением посуды и одежды, называет их. Объясняет, что посуду хранят в буфете, а одежду – в  платяном шкафу.

- У Мики – буфет, у Данилы – шкаф. Я буду показывать картинки. Картинки с изображением  с изображением посуды должна называть Мика, с изображением одежды – Данила. Если ошиблись – карточку откладываем в сторону. В конце игры подсчитаем, у кого больше картинок.

Картинки, которые выбрала Мика – чашка, блюдце, тарелка, чайник, сахарница, кофейник молочник.

- Мика, почему ты выбрала эти картинки?

Мика: потому, что это посуда и её хранят на кухне в шкафу.

Картинки, которые выбрал Данила – платье, брюки, юбка, рубашка, пальто, свитер, куртка.

- Данила, а ты, почему выбрал такие картинки?

Данила: Я их выбрал, потому что это одежда, её носят люди, и она хранится в шкафу.

         Так же с детьми были проведены ряд индивидуальных разговоров на тему « Моя любимая книга», « Как я провёл выходной день», « Любимая игрушка»

          Дети охотно вступали в диалог, с большим удовольствием говорили  на излюбленные темы.

Ксения: « У меня любимые игрушки –  лошадки. У меня их много, а эта  самая любимая (показывает и обнимает игрушку). Она очень красивая: белая, с длинным пушистым хвостом. Когда я ухожу в сад, она по мне скучает, поэтому я её беру с собой».

Для автоматизации  речевых штампов использовались речевые упражнения, которые вводили  детей в различные ситуации, близкие  к реальным.

Например:

- К вам  вечером пришли гости, как вы  с ними поздороваетесь?

- У Кристины  развязался бант. Она подошла  к воспитательнице. Что ей нужно  сказать?

- Представьте,  что вы разбили тарелку, и мама будет огорчена. Что бы вы ей сказали?

         После того как дети хорошо усвоили речевой материал по данной теме, сформировалось умение применять его в соответствующих ситуациях, проводилась тематическая групповая беседа с четырьмя- шестью детьми, продолжительностью 10-15 минут, включающая 7-10 вопросов.

Например:

- Умеете  ли вы знакомиться?

- Знакомились  ли вы с кем-нибудь? С кем?  Где? Как ты это сделал? Что  сказал? Что ответил?

- Что  вы говорите когда хотите познакомиться?

- Как  познакомиться со взрослым?

- С кем  бы вы хотели познакомиться ( из сказочных героев) Что бы вы хотели узнать у него? Во что поиграть?

          Во время беседы воспитатель  обращается к нескольким детям  с одним и тем же вопросом. Таким образом, дети вовлекались  в общую беседу, приучались воспринимать  информацию и высказываться.

          Появление сказочного героя Незнайки, включение его в различные ситуации, способствовали активизации речевой деятельности детей, а также создавали дружескую, непринуждённую атмосферу общения.

           Следует отметить, что дети предпочитали  упражнения, построенные на игровых и сказочных ситуациях, а также упражнения с использованием наглядности (игрушки).

           В начале формирующего эксперимента  мы постоянно направляли детей,  помогали организовывать ту или  иную игру. Но в последующем,  дети сами организовывали и играли в игры, а также самостоятельно вступали в диалог друг с другом и воспитателем.

           Все игры проходили очень эмоционально, тем самым, побуждая детей вступать  в диалог с воспитателем и  друг с другом. Именно это, в  большей степени, помогло повысить результат детей с низким и средним уровнем диалогических умений.

 

2.3 Результаты обучения  диалогическим умениям  детей младшего  дошкольного возраста ( контрольная часть)

           На контрольном этапе была проведена повторная диагностика по той же методике, апробированной в констатирующей части.

Цель- выяснение  эффективности предложенной методики развития диалогической речи.

В ходе 
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 

      
     
     
     
     
     
     
     
     
     

       

       
 
 

      

       

  
 
 

   

 

 

  
 

   
 

Информация о работе Развитие навыков диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста