Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 18:34, курсовая работа
Диалог- форма речевого общения. В нём взаимодействие партнёров опосредуется знаками языка. Знание языка, умение словесно выразить свою мысль, передать чувство, установить с партнёром «диалогические отношения» в разнообразных коммуникативных ситуациях – слагаемые, необходимые для ведения диалога.[5]
Сердцевину диалога составляют диалогические отношения, проявляющиеся в готовности к встрече с партнёром, в принятии его как личности, в установке на ответ собеседника, в ожидании взаимопонимания, согласия, сочувствия, сопереживания, содействия.
Введение
Глава I
Теоретические основы методики развития диалогической речи у детей дошкольного возраста
Диалог как объект исследования в современной науке
Особенности диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
Обзор педагогической литературы по вопросам развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста
Задачи обучения диалогической речи младших дошкольников
Методы и приёмы обучения диалогической речи детей дошкольного возраста
Сценарии активизирующего общения – одна из форм обучения диалогу со сверстниками младших дошкольников
Выводы по I главе
Глава II
Практическая часть. Изучение особенностей развития диалогической речи и возможностей специального обучения диалогическим умениям детей младшего дошкольного возраста
2.1. Особенности развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста ﴾констатирующая часть﴿
2.2. Содержание и методика обучения диалогической речи детей младшего дошкольного возраста ﴾формирующая часть﴿
2.3. Результаты обучения диалогическим умениям детей младшего дошкольного возраста ﴾ контрольная часть﴿
Выводы по 2 главе
Оля: Я попросила помочь мне Ольгу Анатольевну.
Незнайка: Как ты говорила?
Оля: Ольга Анатольевна, помогите мне, пожалуйста, застегнуть куртку.
Незнайка: Владик кто тебе помогал одеваться?
Владик: Мне помогала одеваться Ольга Николаевна.
Незнайка: Как ты просил?
Владик: Ольга Николаевна, помогите мне, пожалуйста, завязать шнурки.
Незнайка: Что сказал потом?
Владик: Спасибо!
Так же с детьми проводились игры парами, например такая игра – « Кому что нужно?»
Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки с изображением посуды и одежды, называет их. Объясняет, что посуду хранят в буфете, а одежду – в платяном шкафу.
- У Мики – буфет, у Данилы – шкаф. Я буду показывать картинки. Картинки с изображением с изображением посуды должна называть Мика, с изображением одежды – Данила. Если ошиблись – карточку откладываем в сторону. В конце игры подсчитаем, у кого больше картинок.
Картинки, которые выбрала Мика – чашка, блюдце, тарелка, чайник, сахарница, кофейник молочник.
- Мика,
почему ты выбрала эти
Мика: потому, что это посуда и её хранят на кухне в шкафу.
Картинки, которые выбрал Данила – платье, брюки, юбка, рубашка, пальто, свитер, куртка.
- Данила, а ты, почему выбрал такие картинки?
Данила: Я их выбрал, потому что это одежда, её носят люди, и она хранится в шкафу.
Так же с детьми были проведены ряд индивидуальных разговоров на тему « Моя любимая книга», « Как я провёл выходной день», « Любимая игрушка»
Дети охотно вступали в диалог,
с большим удовольствием
Ксения: « У меня любимые игрушки – лошадки. У меня их много, а эта самая любимая (показывает и обнимает игрушку). Она очень красивая: белая, с длинным пушистым хвостом. Когда я ухожу в сад, она по мне скучает, поэтому я её беру с собой».
Для автоматизации речевых штампов использовались речевые упражнения, которые вводили детей в различные ситуации, близкие к реальным.
Например:
- К вам вечером пришли гости, как вы с ними поздороваетесь?
- У Кристины
развязался бант. Она подошла
к воспитательнице. Что ей
- Представьте, что вы разбили тарелку, и мама будет огорчена. Что бы вы ей сказали?
После того как дети хорошо усвоили речевой материал по данной теме, сформировалось умение применять его в соответствующих ситуациях, проводилась тематическая групповая беседа с четырьмя- шестью детьми, продолжительностью 10-15 минут, включающая 7-10 вопросов.
Например:
- Умеете ли вы знакомиться?
- Знакомились ли вы с кем-нибудь? С кем? Где? Как ты это сделал? Что сказал? Что ответил?
- Что
вы говорите когда хотите
- Как познакомиться со взрослым?
- С кем бы вы хотели познакомиться ( из сказочных героев) Что бы вы хотели узнать у него? Во что поиграть?
Во время беседы воспитатель
обращается к нескольким детям
с одним и тем же вопросом.
Таким образом, дети
Появление сказочного героя Незнайки, включение его в различные ситуации, способствовали активизации речевой деятельности детей, а также создавали дружескую, непринуждённую атмосферу общения.
Следует отметить, что дети предпочитали упражнения, построенные на игровых и сказочных ситуациях, а также упражнения с использованием наглядности (игрушки).
В начале формирующего
Все игры проходили очень
2.3 Результаты обучения диалогическим умениям детей младшего дошкольного возраста ( контрольная часть)
На контрольном этапе была проведена повторная диагностика по той же методике, апробированной в констатирующей части.
Цель- выяснение эффективности предложенной методики развития диалогической речи.
В ходе
.
Информация о работе Развитие навыков диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста