Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 18:34, курсовая работа
Диалог- форма речевого общения. В нём взаимодействие партнёров опосредуется знаками языка. Знание языка, умение словесно выразить свою мысль, передать чувство, установить с партнёром «диалогические отношения» в разнообразных коммуникативных ситуациях – слагаемые, необходимые для ведения диалога.[5]
Сердцевину диалога составляют диалогические отношения, проявляющиеся в готовности к встрече с партнёром, в принятии его как личности, в установке на ответ собеседника, в ожидании взаимопонимания, согласия, сочувствия, сопереживания, содействия.
Введение
Глава I
Теоретические основы методики развития диалогической речи у детей дошкольного возраста
Диалог как объект исследования в современной науке
Особенности диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
Обзор педагогической литературы по вопросам развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста
Задачи обучения диалогической речи младших дошкольников
Методы и приёмы обучения диалогической речи детей дошкольного возраста
Сценарии активизирующего общения – одна из форм обучения диалогу со сверстниками младших дошкольников
Выводы по I главе
Глава II
Практическая часть. Изучение особенностей развития диалогической речи и возможностей специального обучения диалогическим умениям детей младшего дошкольного возраста
2.1. Особенности развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста ﴾констатирующая часть﴿
2.2. Содержание и методика обучения диалогической речи детей младшего дошкольного возраста ﴾формирующая часть﴿
2.3. Результаты обучения диалогическим умениям детей младшего дошкольного возраста ﴾ контрольная часть﴿
Выводы по 2 главе
На вопрос: « Какая игрушка самая любимая?» Миколе Я.- « Кукла» Вопрос :« Какая она?» Ответ - « Она красивая, с длинными волосами».
На вопрос, « Какие игрушки нравятся в детском саду?»- Саша М. – « Много игрушек» (показывает пальцем).
Эти данные позволяют
Из
таблицы № 2 видно, что тон общения
у большинства детей
Обратимся к таблице « Особенности речи» (см. таблицу № 3)
Если проанализировать эту таблицу, то можно увидеть, что 6 человек из 15 отвечают и задают вопросы развёрнуто, владеют разнообразием и точностью словаря: « Данила, чем мы сегодня занимались на занятии?» Данила: « Мы сегодня рассказывали по картинке про кошку с котятами». Остальные 9 человек показали, что на вопросы отвечают односложно, не владеют развёрнутостью высказываний, у них бедный словарный запас.
Проанализировав таблицы 1, 2, 3 можно
распределить детей по уровню
коммуникативных умений и
Высокий уровень – 1 человек.
Средний уровень – 7 человек.
Низкий уровень - 6 человек.
Эти данные занесены в таблицу № 5.
Характеристика коммуникативных умений детей на занятиях
Если проанализировать таблицу № 4, то можно увидеть, что 10 человек из 15 в достаточной степени умеют участвовать в общем разговоре по поводу наглядного материала и не отвлекаться от содержания.8 человек из 15 показали умение выслушивать воспитателя и товарищей, не перебивая, остальные 7 человек показали, что не владеют этими умениями. Во время диалога они перебивают воспитателя и своих товарищей, отвечают невпопад, не по содержанию. 8 человек из 15 показали на занятиях разнообразие и точность словаря. Один человек, Лев З., вообще не владеет ни одним из перечисленных умений. При разговоре он сильно жестикулирует, перебивает не только сверстников, но и воспитателей, разговаривает на повышенных тонах.
При сравнении коммуникативных умений детей на занятиях и коммуникативных умений вне занятий можно увидеть, что:
- на занятиях – 10 человек;
- вне занятий - 7 человек.
2) умеют поддерживать и
- на занятиях –
- вне занятий –
3) речевой этикет
- на занятиях –
- вне занятий –
4) особенности речи
- на занятиях – 8 человек;
- вне занятий – 6 человек.
Проанализировав эти данные можно выдвинуть предположение, что дети на занятиях показывают более высокие умения.
С детьми среднего и низкого
уровня проводилась работа по
развитию диалогических
2.2. Содержание и методика обучения диалогической речи детей младшего дошкольного возраста (формирующая часть).
Прежде чем приступить непосредственно
к экспериментальной работе с детьми в
детском саду, мы создали необходимые
педагогические условия:
- организовали пространство для общения,
где дети имели возможность объединиться
в небольшие подгруппы для игр и организованных
занятий. Поэтому кроме просторной групповой
комнаты мы создали мини-театр, мини-библиотеку,
создали уголок для свободной изодеятельности.
Пополнили и обновили игровые зоны необходимым
игровым материалом. Также, что немаловажно
создали доброжелательную атмосферу в
группе;
-обеспечили
детям обучение на занятиях
в жанре сценариев
- использовали разнообразные методы и приёмы с учетом возраста.
Для экспериментальной работы нами был составлен перспективный план обучения диалогическим умениям детей младшего дошкольного возраста.
Перспективный план работы
« Поезд»
Цель: побуждать детей высказываться на темы из личного опыта. Активизировать слова, обозначающие детали предметов (кабина, дверь, окна, колеса, крыша, труба). Соотносить глаголы с выразительными движениями (поплясать, похлопать, потопать и др.). Развивать речевое внимание и речевое дыхание.
« Медвежата»
Цель: побуждать детей вступать в диалог со взрослым. Обучать вежливому обхождению с партнером (приветствие, прощание). Активизировать слова, обозначающие части тела (глаза, нос, лапы, ущи). Соотносить глаголы с выразительными движениями. Закрепить формы повелительного наклонения глаголов (ляг, спой, танцуй). Развивать артикуляционный аппарат и речевое дыхание детей.
« Часы»
Цель: побуждать детей поддерживать диалог со взрослым; высказываться на темы из личного опыта. Активизировать слова, обозначающие части предметов (стрелки, циферблат с цифрами, корпус). Соотносить глаголы с выразительными движениями. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
« Чей голос?»
Цель: приобщать детей к национальным традициям общения (приветствие, обхождение, прощание). Закрепить формы повелительного наклонения глаголов. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей; различать тембр и силу голоса персонажа.
«Хохотальная путаница»
Цель: побуждать детей поддерживать диалог со взрослым, инициативно высказываться. Учить составлять описание игрушек. Закрепить слова, обозначающие детали предметов, обобщающие слово «игрушки». Приобщать к национальным традициям общения (приветствие, обхождение, прощение). Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.
«Коза с козлятами»
Цель: воспитывать у детей ориентировку на партнера, организовывать игровое взаимодействие со сверстниками. Работать над речевым материалом по теме «Фрукты». Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.
«Снег, снег кружится…»
Цель: Побуждать детей поддерживать диалог со взрослым; вступать в игровое взаимодействие со сверстниками. Работать над речевым материалом по теме «Одежда и обувь». Развивать фонематический слух, речевое понимание и речевое дыхание детей.
«По реке плывет кораблик»
Цель: побуждать детей поддерживать диалог со взрослым; рассуждать; инициативно высказываться; вступать в игровое взаимодействие со сверстниками. Образовывать названия детенышей животных в единственном и множественном числе. Образовывать глаголы от звукоподражательных слов. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
«Кто как кричит?»
Цель: побуждать детей включаться в диалог со взрослым; инициативно высказываться, отвечать на вопросы. Активизировать глаголы, образованные от звукоподражаний (пищит, кукарекает, гогочет, крякает). Закрепить слова, обозначающие названия детенышей животных (цыплята, гусята, утята), слова-антонимы (большой - маленький, громко – тихо). Побуждать детей включаться в чтение стихотворения. Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.
«Бывает - не бывает»
Цель: побуждать детей вступать в диалог со взрослым, рассуждать, аргументировать свое мнение. Налаживать эмоционально – практическое общение со сверстниками. Побуждать к играм со звуками, рифмам и словами. Развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат детей.
«Отгадай загадку»
Цель: побуждать детей поддерживать диалог со взрослым; вступать в игровое взаимодействие со сверстниками. Учить детей составлять небольшие описания по картинкам. Закрепить глаголы, образованные от звукоподражаний (кукарекает, чирикает, пищит, гогочет, крякает); слова. Обозначающие название детенышей (утята, гусята и т. д.). побуждать детей к играм со словами, звуками, рифмами. Развивать речевое внимание, фонематический слух, речевое дыхание детей.
«Дружные ребята»
Цель: побуждать детей поддерживать диалог со взрослым, делиться впечатлениями личного опыта (внеситуативное общение). Поддерживать игровое взаимодействие со сверстниками. Приобщать к национальным традициям (приветствие, обхождение, прощание). Активизировать глаголы, обозначающие действия людей, образовывать глаголы-антонимы. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
« Незнайка учится здороваться», « Быстро ответить», « Незнайка раздает игрушки», « Мы идем на прогулку», « Незнайка учится просить», « Исправьте Незнайку».
« Разрезные картинки» (предметы одежды), « Да или нет», « Кто как кричит», « Кому что нужно?», « Съедобное – несъедобное», « Магазин»
На формирующем этапе велось
экспериментальное обучение
Для того, что бы повысить речевой этикет детям предлагались упражнения, например:
Незнайка хвастает, что девочка просила его застегнуть пальто, а он ответил: « Вот ещё! Сама застёгивай!». Воспитатель стыдит его и спрашивает: « Дети, кто не может сам застегнуть пальто или куртку? Завязать шапку, шарф? Завязать шнурки? Оля, кого ты попросишь помочь тебе? А ты Владик?
А теперь, когда мы пойдём одеваться,
будьте все внимательны друг
к другу. Не забудьте
На прогулке Незнайка интересуется:
Незнайка: Оля, кого ты попросила помочь тебе?
Информация о работе Развитие навыков диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста