Развитие навыков диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Диалог- форма речевого общения. В нём взаимодействие партнёров опосредуется знаками языка. Знание языка, умение словесно выразить свою мысль, передать чувство, установить с партнёром «диалогические отношения» в разнообразных коммуникативных ситуациях – слагаемые, необходимые для ведения диалога.[5]

Сердцевину диалога составляют диалогические отношения, проявляющиеся в готовности к встрече с партнёром, в принятии его как личности, в установке на ответ собеседника, в ожидании взаимопонимания, согласия, сочувствия, сопереживания, содействия.

Содержание

Введение

Глава I

Теоретические основы методики развития диалогической речи у детей дошкольного возраста

Диалог как объект исследования в современной науке
Особенности диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
Обзор педагогической литературы по вопросам развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста
Задачи обучения диалогической речи младших дошкольников
Методы и приёмы обучения диалогической речи детей дошкольного возраста
Сценарии активизирующего общения – одна из форм обучения диалогу со сверстниками младших дошкольников
Выводы по I главе

Глава II

Практическая часть. Изучение особенностей развития диалогической речи и возможностей специального обучения диалогическим умениям детей младшего дошкольного возраста

2.1. Особенности развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста ﴾констатирующая часть﴿

2.2. Содержание и методика обучения диалогической речи детей младшего дошкольного возраста ﴾формирующая часть﴿

2.3. Результаты обучения диалогическим умениям детей младшего дошкольного возраста ﴾ контрольная часть﴿

Выводы по 2 главе

Работа содержит 1 файл

дипломная работа.doc

— 210.00 Кб (Скачать)

    На  вопрос: « Какая игрушка самая любимая?» Миколе Я.- « Кукла» Вопрос :« Какая она?» Ответ - « Она красивая, с длинными волосами».

    На  вопрос, « Какие игрушки нравятся в детском саду?»- Саша М. – « Много игрушек» (показывает пальцем).

            Эти данные позволяют предположить, что дети легко идут на контакт,  но в недостаточном объёме  владеют речевыми оборотами для  установления контакта и умением отвечать на вопросы.

    Из  таблицы № 2 видно, что тон общения  у большинства детей доброжелательный, спокойный. Только 6 человек из 15 не умеют сдерживать себя в общении. У этих детей тон недоброжелательный, крикливый. Что касается стиля общения, то многие дети(8 человек) невнимательно относятся к речи собеседника, могут задавать вопросы не по теме, из-за невнимательности переспрашивать вопрос, заниматься чем-либо в момент диалога. 10 человек часто перебивают собеседника, не дают досказать фразу до конца, высказать своё мнения. 8 человек умеют сдерживать себя во время беседы в мимике, жестах, позе. 8 человек при разговоре сильно размахивают руками, не умеют сдерживать эмоции. 8 человек из 15 владеют речевым этикетом (здороваются по приходу - Ксения: « Доброе утро, Ольга Анатольевна». Прощаются со всеми, когда уходят, благодарят при помощи и т.д.). Остальные семеро детей знают, что и где надо говорить, но часто забывают об этом.

     Обратимся к таблице « Особенности речи» (см. таблицу № 3)

    Если  проанализировать эту таблицу, то можно увидеть, что 6 человек из 15 отвечают и задают вопросы развёрнуто, владеют разнообразием и точностью словаря: « Данила, чем мы сегодня занимались на занятии?» Данила: « Мы сегодня рассказывали по картинке про кошку с котятами». Остальные 9 человек показали, что на вопросы отвечают односложно, не владеют развёрнутостью высказываний, у них бедный  словарный запас.

           Проанализировав таблицы 1, 2, 3 можно  распределить детей по уровню  коммуникативных умений и навыков  в специально организованных беседах.

          Высокий уровень – 1 человек.

          Средний уровень –  7 человек.

          Низкий уровень -     6 человек.

    Эти данные занесены в таблицу № 5.

     

    Характеристика  коммуникативных  умений детей на занятиях

    Если  проанализировать таблицу № 4, то можно увидеть, что 10 человек из 15 в достаточной степени умеют участвовать в общем разговоре по поводу наглядного материала и не отвлекаться от содержания.8 человек из 15 показали умение выслушивать воспитателя и товарищей, не перебивая, остальные 7 человек показали, что не владеют этими умениями. Во время диалога они перебивают воспитателя и своих товарищей, отвечают невпопад, не по содержанию. 8 человек из 15 показали на занятиях разнообразие и точность словаря. Один человек, Лев З., вообще не владеет ни одним из перечисленных умений. При разговоре он сильно жестикулирует, перебивает не только сверстников, но и воспитателей, разговаривает на повышенных тонах.

           При сравнении коммуникативных  умений детей на занятиях и  коммуникативных умений вне занятий можно увидеть, что:

  1. умеют вступать в диалог

    - на  занятиях – 10 человек;

    - вне  занятий -  7 человек.

      2) умеют поддерживать и завершать  диалог

           - на занятиях –

          - вне занятий – 

       3) речевой этикет 

           - на занятиях –

           - вне занятий – 

        4) особенности речи

           - на занятиях – 8 человек;

           - вне занятий – 6 человек.

Проанализировав эти данные можно выдвинуть предположение, что дети на занятиях показывают более  высокие умения.

       С детьми среднего и низкого  уровня проводилась работа по  развитию диалогических навыков  и умений с целью повысить  коммуникативные умения.

2.2. Содержание и методика  обучения диалогической  речи детей младшего  дошкольного возраста (формирующая часть).

      Прежде чем приступить непосредственно к экспериментальной работе с детьми в детском саду, мы создали необходимые педагогические условия:  
- организовали пространство для общения, где дети имели возможность объединиться в небольшие подгруппы для игр и организованных занятий. Поэтому кроме просторной групповой комнаты мы создали мини-театр, мини-библиотеку, создали уголок для свободной изодеятельности. Пополнили и обновили игровые зоны необходимым игровым материалом. Также, что немаловажно создали доброжелательную атмосферу в группе;

-обеспечили  детям обучение на занятиях  в жанре сценариев активизирующего  общения;

- использовали  разнообразные методы и приёмы  с учетом возраста.

Для экспериментальной  работы нами был составлен перспективный  план обучения диалогическим умениям детей младшего дошкольного возраста.

                               Перспективный план работы

  1. Занятия для активизации общения проводились 2 раза в месяц:

    « Поезд»

    Цель: побуждать детей высказываться  на темы из личного опыта. Активизировать слова, обозначающие детали предметов (кабина, дверь, окна, колеса, крыша, труба). Соотносить глаголы с выразительными движениями (поплясать, похлопать, потопать и др.). Развивать речевое внимание и речевое дыхание.

    « Медвежата»

    Цель: побуждать детей вступать в диалог со взрослым. Обучать вежливому обхождению с партнером (приветствие, прощание). Активизировать слова, обозначающие части тела (глаза, нос, лапы, ущи). Соотносить глаголы с выразительными движениями. Закрепить формы повелительного наклонения глаголов (ляг, спой, танцуй). Развивать артикуляционный аппарат и речевое дыхание детей.

    « Часы»

    Цель: побуждать детей поддерживать диалог со взрослым; высказываться на темы из личного опыта. Активизировать слова, обозначающие части предметов (стрелки, циферблат с цифрами, корпус). Соотносить глаголы с выразительными движениями. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

    « Чей  голос?»

    Цель: приобщать детей к национальным традициям общения (приветствие, обхождение, прощание). Закрепить формы повелительного наклонения глаголов. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей; различать тембр и силу голоса персонажа.

    «Хохотальная  путаница»

    Цель: побуждать детей поддерживать диалог со взрослым, инициативно высказываться. Учить составлять описание игрушек. Закрепить слова, обозначающие детали предметов, обобщающие слово «игрушки». Приобщать к национальным традициям общения (приветствие, обхождение, прощение). Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.

    «Коза с козлятами»

    Цель: воспитывать у детей ориентировку на партнера, организовывать игровое взаимодействие со сверстниками. Работать над речевым материалом по теме «Фрукты». Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.

    «Снег, снег кружится…»

    Цель: Побуждать детей поддерживать диалог со взрослым; вступать в игровое взаимодействие со сверстниками. Работать над речевым материалом по теме «Одежда и обувь». Развивать фонематический слух, речевое понимание и речевое дыхание детей.

    «По реке плывет кораблик»

    Цель: побуждать детей поддерживать диалог со взрослым; рассуждать; инициативно  высказываться; вступать в игровое  взаимодействие со сверстниками. Образовывать названия детенышей животных в единственном и множественном числе. Образовывать глаголы от звукоподражательных слов. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

    «Кто  как кричит?»

    Цель: побуждать детей включаться в  диалог со взрослым; инициативно высказываться, отвечать на вопросы. Активизировать глаголы, образованные от звукоподражаний (пищит, кукарекает, гогочет, крякает). Закрепить слова, обозначающие названия детенышей животных (цыплята, гусята, утята), слова-антонимы (большой - маленький, громко – тихо). Побуждать детей включаться в чтение стихотворения. Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.

    «Бывает - не бывает»

    Цель: побуждать детей вступать в диалог со взрослым, рассуждать, аргументировать  свое мнение. Налаживать эмоционально – практическое общение со сверстниками. Побуждать к играм со звуками, рифмам и словами. Развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат детей.

    «Отгадай  загадку»

    Цель: побуждать детей поддерживать диалог со взрослым; вступать в игровое  взаимодействие со сверстниками. Учить  детей составлять небольшие описания по картинкам. Закрепить глаголы, образованные от звукоподражаний (кукарекает, чирикает, пищит, гогочет, крякает); слова. Обозначающие название детенышей (утята, гусята и т. д.). побуждать детей к играм со словами, звуками, рифмами. Развивать речевое внимание, фонематический слух, речевое дыхание детей.

    «Дружные  ребята»

    Цель: побуждать детей поддерживать диалог со взрослым, делиться впечатлениями  личного опыта (внеситуативное общение). Поддерживать игровое взаимодействие со сверстниками. Приобщать к национальным традициям (приветствие, обхождение, прощание). Активизировать глаголы, обозначающие действия людей, образовывать глаголы-антонимы. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

  1. Игры и упражнения, формирующие речевой этикет.

     «  Незнайка учится здороваться», «  Быстро ответить», « Незнайка раздает игрушки», « Мы идем на прогулку», « Незнайка учится просить», « Исправьте Незнайку».

  1. Игры парами

      « Разрезные картинки» (предметы одежды), « Да или нет», « Кто как кричит», « Кому что нужно?», « Съедобное – несъедобное», « Магазин»

  1. Сюжетно-ролевые игры: « Дочки-матери», « Магазин», « Парикмахерская», « Поликлиника».
  2. Дидактические игры: « Факты», « Согласен – не согласен», « Не говорить «да» и « нет».
  3. Подвижные игры: « Коршун», « Гуси – гуси», « Краски».
  4. Игры – инсценировки: русская народная сказка « Теремок», русская народная сказка « Репка», русская народная сказка « Волк и козлята».
  5. Разговор воспитателя с детьми проводился еженедельно. Тематика разговоров: « Как ты провел выходной день», « Твоя любимая книга», « Твоя любимая игрушка», « Весна», « Твой любимый сказочный герой», « Как бы ты встретил новенького».

                         

       На формирующем этапе велось  экспериментальное обучение детей  с учётом положения гипотезы. В ходе формирующего эксперимента  была организована работа по  развитию диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста в процессе повседневного общения. Работа проводилась с детьми с низким и средним уровнем диалогических умений.     

 Для  того, что бы повысить речевой  этикет детям предлагались упражнения, например:

       Незнайка хвастает, что девочка просила его застегнуть пальто, а он ответил: « Вот ещё! Сама застёгивай!». Воспитатель стыдит его и спрашивает: « Дети, кто не может сам застегнуть пальто или куртку? Завязать шапку, шарф? Завязать шнурки? Оля, кого ты попросишь помочь тебе? А ты Владик?

          А теперь, когда мы пойдём одеваться,  будьте все внимательны друг  к другу. Не забудьте правильно  просить или благодарить за  помощь, а Незнайка послушает  и поучится» Дети договариваются, кто кому будет помогать, кому поможет воспитатель.

          На прогулке Незнайка интересуется:

Незнайка:  Оля, кого ты попросила помочь тебе?

Информация о работе Развитие навыков диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста