Развитие навыков диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Диалог- форма речевого общения. В нём взаимодействие партнёров опосредуется знаками языка. Знание языка, умение словесно выразить свою мысль, передать чувство, установить с партнёром «диалогические отношения» в разнообразных коммуникативных ситуациях – слагаемые, необходимые для ведения диалога.[5]

Сердцевину диалога составляют диалогические отношения, проявляющиеся в готовности к встрече с партнёром, в принятии его как личности, в установке на ответ собеседника, в ожидании взаимопонимания, согласия, сочувствия, сопереживания, содействия.

Содержание

Введение

Глава I

Теоретические основы методики развития диалогической речи у детей дошкольного возраста

Диалог как объект исследования в современной науке
Особенности диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
Обзор педагогической литературы по вопросам развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста
Задачи обучения диалогической речи младших дошкольников
Методы и приёмы обучения диалогической речи детей дошкольного возраста
Сценарии активизирующего общения – одна из форм обучения диалогу со сверстниками младших дошкольников
Выводы по I главе

Глава II

Практическая часть. Изучение особенностей развития диалогической речи и возможностей специального обучения диалогическим умениям детей младшего дошкольного возраста

2.1. Особенности развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста ﴾констатирующая часть﴿

2.2. Содержание и методика обучения диалогической речи детей младшего дошкольного возраста ﴾формирующая часть﴿

2.3. Результаты обучения диалогическим умениям детей младшего дошкольного возраста ﴾ контрольная часть﴿

Выводы по 2 главе

Работа содержит 1 файл

дипломная работа.doc

— 210.00 Кб (Скачать)

      В программе « Детство» выделены специальные разделы, посвященные задачам и содержанию развития речи детей: « Развиваем речь детей» и « Ребёнок и книга». Эти разделы содержат для каждой группы характеристику традиционно выделяющихся задач: развитие связной речи, словаря, грамматического строя речи. Особенно важно, что в ней чётко выделены (в виде отдельных главок) и содержательно определены речевые умения в разных видах деятельности.

Раздел  «Развиваем речь детей» раскрывает центральные  задачи речевого развития ребёнка. Младший дошкольный возраст – освоение разговорной речи. Главная задача предполагает воспитание умений: понимать обращённую речь с опорой и без на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства(11).

    «Программа развития речи детей дошкольного возраста  в детском саду» (под ред. О.С.Ушаковой) разработана на основе исследований, проведённых в лаборатории развития речи Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО.

В основе системы лежит комплексный подход, разработана методика, направленная на решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонематическую, лексическую, грамматическую), и на их основе – на решение главной задачи – развитие связной речи, речевого общения. Во 2 младшей группе проводится целенаправленное обучение связной монологической речи. Детей побуждают совместно с воспитателем пересказывать знакомые сказки, составлять описательные рассказы на наглядной основе. В ходе этих занятий обучают отвечать на вопросы, формируют умения строить предложения разных типов(19).

       В программе под редакцией М.А.Васильевой для каждой возрастной группы определён уровень речевого развития.

Вторая  младшая группа:

      • вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций;
      • обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе;
      • формировать потребность делиться своими впечатлениями со знакомыми взрослыми;
      • помогать доброжелательно общаться друг с другом;
      • упражнять детей в употреблении соответствующих форм словесной вежливости.(12)

     Программа «Истоки» основана на многолетних психологических и педагогических исследованиях авторского коллектива под руководством учитывает важнейшие достижения в области отечественной и мировой педагогики и психологии.

В разделе  « Речь и речевое общение» доминирующие значение приобретает развитие у  детей умения устанавливать, при помощи речи, личностные контакты, налаживать взаимопонимание и взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Диалог рассматривается в качестве основной формы общения. Задача формирования диалогического общения выступает как приоритетная, определяющая постановку задач языкового развития, отбор познавательного содержания, методов и форм организации обучения родной речи, а также стиль общения педагога с детьми(8).

     Таким образом, во всех программах диалог рассматривается, в качестве основной формы общения и подчеркивается, что:

      • младший дошкольный возраст – важный период освоения разговорной речи;
      • задачи обучения диалогической речи не сводятся лишь к освоению вопросно-ответной формы, а включают овладение детьми целым рядом умений необходимых для общения с учётом возраста;
      • в программе «Истоки» задача обучения диалогической речи выступает как приоритетная.

1.3.2. Методы и приёмы обучения диалогической речи детей дошкольного возраста.

     Знание специфики диалогической речи и особенностей её развития у детей позволяет определить задачи и содержание обучения. Основная цель развития диалогической речи у дошкольников – научить их пользоваться диалогом как формой общения.

В ходе обучения можно использовать разнообразные методы, разработанные Е.И.Тихеевой, О.И.Соловьёвой, А.М.Бородич, В.В.Гербовой и другими.

Основным  методом формирования диалогической  речи в повседневной жизни и на занятиях является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог) (1).

 По мнению Е.И.Тихеевой, потребность разговаривать с другими людьми, делится с ними своими мыслями, чувствами и переживаниями присуща человеку. Ребёнку же она присуща ещё в большей мере. Воспитатель разговаривает с детьми по любому поводу, в разное время, коллективно и индивидуально. Для коллективных разговоров лучшим временем является прогулка. Для индивидуальных лучше подходят утренние и вечерние часы. Иногда разговоры возникают по инициативе ребенка, который подходит к воспитателю с каким- нибудь вопросом или сообщением, но не надо ждать этого. Воспитатель должен быть сам инициатором интересных разговоров(). Разговоры могут быть преднамеренными и непреднамеренными. Преднамеренные разговоры планируются воспитателем заранее. Непреднамеренные – воспитатель не планирует, они возникают по инициативе детей или его самого во время прогулок, игр, режимных процессов.

      Для разговоров с детьми воспитатель использует все моменты жизни детского  сада. Тематика и содержание разговоров определяются задачами воспитания и зависят от возрастных особенностей детей.

Для формирования диалогической речи используется приём словесных поручений. Можно дать ребёнку поручение – попросить у помощника воспитателя тряпочку для мытья кубиков, передать что-либо родителям и т.д. Воспитатель просит повторить поручение, что необходимо для усвоения информации и ее лучшего запоминания. После выполнения поручения надо узнать у ребёнка, как он с ним справился.

Одним из методов формирования диалогической  речи является чтение литературных произведений. Чтение даёт детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний , но и правила очерёдности, усвоить различные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.(18).

     Целенаправленное обучение диалогической речи происходит в специально организованных речевых ситуациях направленных на формирование навыков составления диалога по речевой ситуации(). Это развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор,соблюдать правила речевого этикета, высказывать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения(1).

Эффективным методом развития диалогической  речи являются разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации).

  Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. По мнению Н.Я.Михайленко и Н.А.Коротковой, чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными диалогическими репликами, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры. Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика (игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и другие).

  Дидактические игры закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное. В методике развития речи разработано много дидактических игр (А.К.Бондаренко, О.С.Ушакова и другие): «Факты», « Согласен, не согласен», « Магазин», « Разговор по телефону», « В гостях у куклы».

Полезно использовать подвижные игры, которые содержат диалоги («Гуси- гуси», «Обыкновенные жмурки», « Коршун», « Краски» и другие). В них закрепляются умения адресовывать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнёрами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно(1).

  Игры- инсценировки и игры-драматизации объединяют детей, хорошо знакомым текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. В этих играх ребёнок играет роль сказочного персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм. Один и тот же текст может быть инсценирован разными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь.

Игры- инсценировки доступны уже младшим дошкольникам, они готовят основу для драматизации, в которых дети координируют игровые действия с партнёром и упражняются в диалогах, заимствованных из литературных произведений.(5)

К новым формам организации  диалога детей  со сверстниками относятся: работа с подгруппами, организации пространства общения, не дисциплинарные формы привлечения и удержания внимания, игровая и коммуникативная мотивация занятия.

Методами  и приёмами развития диалога являются групповые беседы, деятельность кооперативного типа (совместное рисование, аппликация, конструирование, художественный труд).

1.3.3. Сценарии активизирующего  общения - одна  из форм обучения  диалогу со сверстниками  младших дошкольников.

А.Г.Арушанова  исследуя своеобразие детского диалога  отмечает, что овладение диалогом – больше чем овладение просто композиционной формой речи. Это, прежде всего формирование диалогической позиции, активного вопрошающего и ответного отношения к партнеру, умение слышать и понимать товарища, привлечь его внимание к себе и своей деятельности, интересоваться собеседником и быть интересным ему. Образцы ведения диалога ребенок получает в общении со взрослым. Именно в общении со взрослым дошкольник очень рано научается говорить о предметах, не находящихся в поле зрения, в наличной ситуации, обучается внеситуативному общению. Но парадокс состоит в том, что именно в общении со взрослым речь ребенка более ситуативна, свернута, чем в общении со сверстником. Общение со сверстниками- область развития подлинной детской речевой самодеятельности, важнейший показатель сформированности коммуникативной способности.(4)

А.Г.Арушанова  выделяет основные педагогические условия  развития диалогического общения детей. Ими являются (3):

      • развивающая педагогическая среда, пространство общения;
      • правила организации жизни детей;
      • неурочные формы обучения родному языку;
      • недисциплинарные методы привлечения и удержания внимания;
      • эмоциональный комфорт, творческая атмосфера в группе.

Рассмотрим  их более подробно:

 Организация пространства общения.

      Дети должны иметь возможность объединяться в небольшие подгруппы для игр и организованных занятий. Поэтому кроме просторной групповой комнаты полезно иметь мини – мастерские, мини – театр, мини – библиотеку, изостудию и т.д. Желательно иметь модули, большие мольберты, фланелеграф, магнитные доски и т.п.

 Для того чтобы дети обжили пространство общения, необходимо соответствующие правила организации жизни:

      • побуждение к самостоятельному пользованию кабинетами;
      • объединение детей разных возрастов в инсценировках, играх на воздухе;
      • вовлечение родителей в жизнь детского сада.

Всё это  воспитывает в детях самостоятельность, обогащает их опыт общения с людьми разного возраста (приветствие, обхождение,   прощание).

 Обучение на занятиях – составляющая педагогической культуры    дошкольного учреждения, где особенно отчётливо проявляется дидактический аспект коммуникации.

 Обучение детей родной речи желательно проводить в жанре сценариев             активизирующего общения. В сценариях используются неурочные формы обучения:

      • «нешкольный» стиль общения педагога с детьми (доверительный, допускающий шутки, смех, игры со словом, остроумие, веселье);
      • неурочная организация среды (такое расположение детей на стульях, за столом, на ковре, чтобы они могли видеть друг друга, свободно контактировать с партнёром – сверстником).

Но главное  – это неучебная мотивация  деятельности детей. Они не пересказывают  сказки и рассказы, а в них играют.

Дидактические игры парами и небольшими подгруппами  обогащают опыт детей как партнёров  по общению, способствуют их эмоциональному комфорту, а также развитию языковой способности.

Эмоциональному  комфорту детей способствуют недисциплинарные формы привлечения и удержания внимания:

- разнообразные сюрпризные моменты (движущиеся, плавающие, звучащие игрушки);

- слуховые (музыка, звуки колокольчика, дудочка, пение, шёпот) и         зрительные эффекты (свет фонарика в функции указки, волшебная палочка);

Информация о работе Развитие навыков диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста