Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 18:34, курсовая работа
Диалог- форма речевого общения. В нём взаимодействие партнёров опосредуется знаками языка. Знание языка, умение словесно выразить свою мысль, передать чувство, установить с партнёром «диалогические отношения» в разнообразных коммуникативных ситуациях – слагаемые, необходимые для ведения диалога.[5]
Сердцевину диалога составляют диалогические отношения, проявляющиеся в готовности к встрече с партнёром, в принятии его как личности, в установке на ответ собеседника, в ожидании взаимопонимания, согласия, сочувствия, сопереживания, содействия.
Введение
Глава I
Теоретические основы методики развития диалогической речи у детей дошкольного возраста
Диалог как объект исследования в современной науке
Особенности диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
Обзор педагогической литературы по вопросам развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста
Задачи обучения диалогической речи младших дошкольников
Методы и приёмы обучения диалогической речи детей дошкольного возраста
Сценарии активизирующего общения – одна из форм обучения диалогу со сверстниками младших дошкольников
Выводы по I главе
Глава II
Практическая часть. Изучение особенностей развития диалогической речи и возможностей специального обучения диалогическим умениям детей младшего дошкольного возраста
2.1. Особенности развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста ﴾констатирующая часть﴿
2.2. Содержание и методика обучения диалогической речи детей младшего дошкольного возраста ﴾формирующая часть﴿
2.3. Результаты обучения диалогическим умениям детей младшего дошкольного возраста ﴾ контрольная часть﴿
Выводы по 2 главе
- элементы костюма воспитателя и детей;
- событийность (рисование воспитатель на глазах у детей, ряжение, организация пространства общения).(3 с. 17-19)
В качестве основной формы
обучения диалогу со
1) в области языкового развития - развитие речевого внимания, фонематического слуха, речевого дыхания, артикуляционного аппарата детей;
2) в области связной речи - налаживание игрового и речевого взаимодействия детей со сверстниками.
Эти задачи взаимосвязаны.
Так, например, воспитатель, используя
загадку, создаёт у детей
Летит мохнатенькая,
Летит за сладеньким.
Дети разбиваются на пары: «большие» и «маленькие пчёлы».
Воспитатель: большая пчела жужжит: «З-з-з», а маленькая пчёлка: «Зь- pm-pm». Полетели большие пчёлы: « З-з-з». Нашли лужок с цветами. Сели на цветы. Собирают мёд. Летят пчёлки-малышки: « PM-pm-pm». Они тоже стали собирать мёд.
- З-з-з, - чья это песенка, кто так жужжит? А это: PM-pm-pm? А теперь поменяйтесь ролями.
В процессе подобных игр дети ориентируются, прежде всего, на смысловую сторону речи. В их воображении возникает образ игрового персонажа. Взаимодействуя со сверстниками, ребёнок слышит звукоподражания, которые издаёт сосед, и непроизвольно подстраивает собственное произношение.
Задание разбиться на пары, договориться, кто большая пчёлка, а кто пчёлка-малышка побуждает детей к элементарному практическому взаимодействию.
В играх-занятиях используются разные виды практического взаимодействия: хоровод, перекидывание мяча, передача предмета (картинки, игрушки), ролевой диалог в театрализованных играх и пр.[3 с.7]
Выводы по I главе
Изучив
теоретические основы связной диалогической
речи детей дошкольного возраста
мы можем сделать следующие
Диалог для ребёнка является первой школой овладения родной речью, школой общения, он, по существу, является основой развивающейся личности. Через диалог дети усваивают грамматику родного языка, его словарь, фонетику, черпают полезную информацию. Как форма речевого взаимодействия с другими людьми диалог требует от ребенка особых социально – речевых умений, освоение которых происходит постепенно.
Особенности связной диалогической речи изучались целым рядом исследователей: Д.Б.Элькониным, А.Г.Рузской, Т. Слама-Казаку, которые отмечают, что основные черты диалога дети осваивают лишь в старшем дошкольном возрасте, а младший и средний являются подготовительными этапами.
Анализ программ ДОУ
В педагогической практике
А.Г.Арушановой
составлена программа развития диалогического
общения дошкольников. Разработанные
ею сценарии активизирующего общения
являются одной из форм обучения диалогу
со сверстниками младших дошкольников.
На них не только решаются задачи в области
языкового развития, но и задачи налаживания
взаимодействия со сверстниками.
Глава II. Практическая часть. Изучение особенностей развития диалогической речи и возможностей специального обучения диалогическим умениям детей младшего дошкольного возраста.
Цель нашей экспериментальной работы заключалась в том, чтобы выявить особенности развития диалогической реи у детей младшего дошкольного возраста и возможности обучения их диалогическим умениям с помощью специально подобранных методов и приёмов.
Практическая часть исследования строилась по следующему плану и осуществлялась в три этапа:
I этап – констатирующая часть
II этап – формирующая часть
III этап – контрольная часть (сравнение анализов результатов первичной и вторичной диагностики)
Методы исследования
В нашей экспериментальной работе использовались методы первичной и вторичной диагностики
Контингент испытуемых
В исследовании участвовала
2.1 Особенности развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста (констатирующая часть).
В ходе экспериментального исследования на констатирующем этапе была проведена диагностика особенностей развития диалогической речи у младших дошкольников по методике, рекомендованной в пособии М.М.Алексеевой, В.И.Яшиной « Речевое развитие дошкольников»[ ].
При разработке содержания
С целью объективности оценки экспериментальных данных задания выполнялись с каждым ребёнком индивидуально.
Для первичной диагностики
Задание № 1 Индивидуальные беседы с детьми на тему: « Моя любимая игрушка».
Цель: изучить особенности
Описание методики: установить контакт с ребёнком, доверительные отношения и на этом фоне создать ситуацию разговора.
Для определения особенностей диалогического общения детям задавались вопросы.
Вопросы для разговора с детьми:
- какие игрушки у тебя есть дома?
- какая самая любимая?
- расскажи, какая она?
- какие игрушки нравятся в детском саду?
В результате анализа полученных данных составлена характеристика коммуникативных умений детей (см. таблица №)
Задание № 2 Речевые ситуации
Цель: выявить умения ребёнка
самому вступать в диалог, используя
формы речевого этикета (
Описание методики:
I ситуация: Ты пришёл в детский сад, встретил воспитательницу. Как ты её будешь приветствовать?
II ситуация: Ты хочешь взять свою любимую игрушку, она высоко на шкафу. Как бы ты обратился за помощью?
Задание № 3
Цель: выявление умений у ребёнка задавать вопросы в ходе разговора.
Описание методики: ребёнку показывается сюжетная картинка, и задаются вопросы по её содержанию:
- « Посмотри, какая у меня есть картинка. Хочешь, я расскажу тебе, что здесь нарисовано? Только ты задавай мне вопросы, спрашивай меня».
Во время эксперимента не вступать в беседу с ребёнком, а только отвечать на вопросы.
В результате анализа разговоров составляется характеристика коммуникативных умений детей.
Показатели коммуникативных
При их оценке использовалась балльная система.
После выполнения трёх заданий подсчитывалась суммарная оценка:
Высокий уровень – 14 баллов;
Средний уровень – 13-7 баллов;
Низкий уровень – 6 баллов и ниже.
Задание № 4 Проведение занятия с детьми « Рассматривание игрушек»
Цель: изучить особенности диалогической речи детей в специально
организованной учебной деятельности.
Описание методики: наблюдение занятия с последующим анализом.
При анализе занятия выделили следующие показатели:
При их оценке использовалась балльная система:
В – 6 баллов;
С – 5-4 баллов;
Н – 3 балла.
Оценка коммуникативных умений может быть дана (условно) с учётом следующих показателей (предложенными в том же пособии с. 65).
Высокий уровень коммуникативных умений:
Ребёнок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учётом ситуации, легко входит в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета;
Средний уровень коммуникативных умений:
Ребёнок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое;
Низкий уровень коммуникативных умений:
Ребёнок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание.
Результаты наблюдения и анализ оформлены в таблицах.
Анализ коммуникативных умений детей вступать в диалог
Задание № 1.
Детям задавались вопросы на тему «Моя любимая игрушка». Во время беседы мы увидели, что из 15 детей только 5 владеют речевыми оборотами для установления контакта и 9 человек из 15 легко вступают в контакт. Во время беседы мы также увидели, что только 7 человек из 15 умеют отвечать на вопросы.
На вопрос: « Какие игрушки у тебя есть дома?», Ксения Л. ответила – « Куклы, например, и лошадки, конструктор убратый, собака, например. Она просто рыжая, как Барсик».
Информация о работе Развитие навыков диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста