Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 18:34, курсовая работа
Диалог- форма речевого общения. В нём взаимодействие партнёров опосредуется знаками языка. Знание языка, умение словесно выразить свою мысль, передать чувство, установить с партнёром «диалогические отношения» в разнообразных коммуникативных ситуациях – слагаемые, необходимые для ведения диалога.[5]
Сердцевину диалога составляют диалогические отношения, проявляющиеся в готовности к встрече с партнёром, в принятии его как личности, в установке на ответ собеседника, в ожидании взаимопонимания, согласия, сочувствия, сопереживания, содействия.
Введение
Глава I
Теоретические основы методики развития диалогической речи у детей дошкольного возраста
Диалог как объект исследования в современной науке
Особенности диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
Обзор педагогической литературы по вопросам развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста
Задачи обучения диалогической речи младших дошкольников
Методы и приёмы обучения диалогической речи детей дошкольного возраста
Сценарии активизирующего общения – одна из форм обучения диалогу со сверстниками младших дошкольников
Выводы по I главе
Глава II
Практическая часть. Изучение особенностей развития диалогической речи и возможностей специального обучения диалогическим умениям детей младшего дошкольного возраста
2.1. Особенности развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста ﴾констатирующая часть﴿
2.2. Содержание и методика обучения диалогической речи детей младшего дошкольного возраста ﴾формирующая часть﴿
2.3. Результаты обучения диалогическим умениям детей младшего дошкольного возраста ﴾ контрольная часть﴿
Выводы по 2 главе
Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение
Педагогический колледж № 10
Бондарцева Ольга Анатольевна
студентка 450 группы
«Развитие
навыков диалогической
речи у детей младшего
дошкольного возраста»
Выпускная квалификационная работа
по специальности 050704 «Дошкольное образование»
(повышенный уровень)
Оценка
Дата
защиты ВКР
Введение
Глава I
Теоретические
основы методики развития диалогической
речи у детей дошкольного возраста
Выводы по I главе
Глава II
Практическая часть. Изучение особенностей развития диалогической речи и возможностей специального обучения диалогическим умениям детей младшего дошкольного возраста
2.1. Особенности развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста ﴾констатирующая часть﴿
2.2. Содержание и методика обучения диалогической речи детей младшего дошкольного возраста ﴾формирующая часть﴿
2.3. Результаты обучения диалогическим умениям детей младшего дошкольного возраста ﴾ контрольная часть﴿
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение
«Диалог- это не просто бытовой ситуативный разговор, а богатая мыслями произвольная контекстная речь, вид личностного взаимодействия, содержательное общение ».
﴾ А.Г.Арушанова﴿
Основная цель ДОУ в развитии речи и обучении родному языку состоит в формировании устной речи и навыков речевого общения с окружающими.[20 с.154]
Диалог- форма речевого общения. В нём взаимодействие партнёров опосредуется знаками языка. Знание языка, умение словесно выразить свою мысль, передать чувство, установить с партнёром «диалогические отношения» в разнообразных коммуникативных ситуациях – слагаемые, необходимые для ведения диалога.[5]
Сердцевину диалога составляют диалогические отношения, проявляющиеся в готовности к встрече с партнёром, в принятии его как личности, в установке на ответ собеседника, в ожидании взаимопонимания, согласия, сочувствия, сопереживания, содействия.
Данная проблема в разное время исследовалась: Е.А.Флёриной, Е.И.Тихеевой, О.И.Соловьёвой, Э.П.Коротковой, А.Г.Арушановой и др.
А.Г.Арушанова подчёркивает необходимость целостного подхода к формированию диалогической речи и недопустимость сведения задач обучения диалогу только к освоению вопросно-ответной формы. Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений; и такие диалогические отношения должны пронизывать как общение ребёнка со взрослым, так и взаимодействие со сверстниками как сферы подлинной детской коммуникационной самодеятельности.
Особое значение в речевом развитии дошкольников имеет диалог сверстников. Именно здесь дети по-настоящему чувствуют себя равными, свободными, раскованными. Здесь они учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.
Диалог со сверстником - новая увлекательная область педагогики саморазвития.[5] . Многие специалисты пришли к выводу, что диалогу нужно учить (В.И.Яшина, А.А.Павлова, Н.М.Юрьева и др.)[3 с.5] Однако как показывает учебно-воспитательная работа с детьми и наблюдения в дошкольных учреждениях беседе с детьми планируются не систематически, развитие диалогических навыков не предусматриваются, в ходе беседы основная речевая нагрузка ложится на воспитателя, а речевая активность детей минимальная, на занятиях не учат детей формулировать вопросы, не используются упражнения или игровые ситуации, развивающие коммуникативные способности. В результате выпускники детских садов не умеют самостоятельно строить диалог, вести нестимулированную беседу, отмечаются недостаточной речевой активностью.[21 c.4]
Поэтому наше исследование является актуальным. Деятельность педагога должна быть направлена на развитие диалогических умений необходимых ребёнку для общения и формирования связной диалогической речи в дошкольном возрасте.
Задача формирования диалогического общения выступает как приоритетная, определяющая постановку задач языкового развития.
Цель исследования - изучить состояние проблемы развития диалогической речи у детей дошкольного возраста. Выявить особенности развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста и возможности обучения их диалогическим умениям с помощью специально подобранных методов и приёмов.
Объект исследования – связная диалогическая речь детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс развития навыков диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования – использование специально подобранных методов и приёмов обучения способствует формированию диалогической речи младших дошкольников.
Задачи исследования:
Методы исследования
На теоретическом этапе – изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
На экспериментальном этапе
- обследование диалогической речи детей;
-экспериментальное обучение детей.
Построение практической части
1.Констатирущая часть
Цель: Определить уровень развития
диалогической речи детей
2.Формирующая часть
Цель: Подобрать методы и приёмы развития диалогической речи и провести экспериментальное обучение детей.
3.Контрольная часть
Цель: Изучить результаты
Глава I
Теоретические
основы методики развития
диалогической речи
у детей дошкольного
возраста
Диалог для ребёнка является первой школой овладения речью, школой общения, он сопровождает и пронизывает всю его жизнь, все отношения, он, по существу, является основой развития личности.[6]
Определение диалога дал известный русский лингвист Л.П. Якубинский: Диалог – не только форма речи, он ещё «разновидность человеческого поведения». Как форма речевого взаимодействия с другими людьми он требует от ребёнка особых социально-речевых умений, освоение которых происходит постепенно».[18 c. 53] Для диалога характерны: «сравнительно быстрый обмен речью, когда каждый компонент обмена является репликой и одна реплика в высшей степени обусловлена другой. Обмен происходит вне какого-нибудь предварительного обдумывания; компоненты не имеют особой заданности; в построении реплик нет никакой предумышленной связности, и они в высшей степени кратки».
Однако это определение не вполне исчерпывающее. Существенными характеристиками диалогической речи можно считать «… ситуативность и реактивный характер – ответ собеседника в большом числе случаев представляет собой перефразировку, а то и повторение вопроса или замечания…» (А.А. Леонтьев)
Т.Г. Винокур так определяет диалог с точки зрения специфики языка: «… можно определить диалог как особую, функционально-стилитическую форму речевого общения, которой свойственны: наличие двух или нескольких участников, обменивающихся речью; более или менее быстрый темп речи, когда каждый компонент её является репликой; сравнительная краткость реплик; лаконичность и эллиптичность построений внутри реплик…»[7]
Диалогическую речь отличает
краткость высказываний с
Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Учёные называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чём идёт речь, и не нуждаются в развёртывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нём может быть не полной, сокращённой, иногда фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология, краткость, недоговорённость, обрывистость, простые и сложные бессоюзные предложения, кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. (18)
Информация о работе Развитие навыков диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста