Развитие мыслительных операции у младших школьников процессе обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанная на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы — соответственно — психологии и физиологии.

Содержание

I Теоретические основы формирование мышления в младшем школьном возрасте.
1.1. Теоретическая проблема изучения мыслительных операций
у детей младшего школьного возраста в психолого - педагогической
литературе как одного из видов мыслительной деятельности
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
с легкой степенью умственной отсталости
1.3. Особенности мыслительных операций у младших школьников
с легкой степенью умственной отсталости
1. 4 Упражнения для развития мыслительных операции

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 61.13 Кб (Скачать)

Ратоп - тропа.

Бирг - гриб.

2) Запишите из слов  каждой строчки сначала проверочные  слова, а потом проверяемые.  Выдели корень.

Красный, краснеть, краснота, красненький.

Редкий, поредел, проредить, реденький.

Выглядел, глядеть, загляденье, глядя.

Тяжёлый, тяжело, тяжесть, потяжелел.

3) Исправьте ошибки.(текст на доске).

В золотые осенние  дни готовились к отлёту журавли. Покружились они над рекой, над  родным болотом. Вот потянулись птицы  в дальние страны. На востоке показалась ранняя зорька. Скоро поднимется над  рекой весёлое солнце.

На развитие классификации:

1) Распредели слова  в две группы, подбери проверочные  слова.

Колосок, борода., старина, корешок, говорить, трепетать, голосок, бережок, сторожить, голова, полоса, гребешок, волосёнки, лопотать, зеленеть, стебелёк, древесина, хохотать.

2) Спиши слова. Вставь  пропущенные буквы. Проверь гласную  любым из двух способов.

Х лмы, т..жёлый, св..стит, св..тлячок, пож..лтел, л..сток, л..дяной, б..рега.

На развитие конкретизации:

1) Выпиши только  те слова, в которых нужно  проверить гласную в корне слова.

Огород, ягодка, варенье, богатый, садовая, яблочный, земляной, облетают, погода.

2) Составьте вопросительное  предложение, чтобы узнать о  способах проверки безударных  гласных в корне слова.

Тема: Правописание слов с  парными глухими  и звонкими согласными в корне

На развитие таких  мыслительных операций, как сравнение и обобщение, были предложены следующие задания:

1) К каждому общему  понятию припишите частное с  парной согласной.

Явления природы

Птицы

Животные

Имена прилагательные

Имена существительные

2) Для слов каждой  строки подберите слово с общим  значением.

Чиж, дрозд, голубь, ястреб

Дождь, снег, лёд

Ландыш, камыш, арбуз

Тетрадка, книжка, скрепка

3) Сделайте выводы  на основе имеющихся данных.

а) Известно, что парные согласные на конце или в середине слова надо проверять, так как  согласные звук и буква могут  не совпадать. В словах пруд, лес, робкий, трубка есть парные согласные. Значит, чтобы написать эти слова верно, надо

б) На конце слов нос, воз, дуб, суп, рукав, жираф пишутся  согласные, парные по звонкости- глухости. В словах нос, суп, жираф звуки  с, п, ф соответствуют написанным буквам, а в словах воз, дуб, рукав на месте тех же звуков пишутся буквы з, б, в. Делаю вывод: звуки с, п, ф на конце слова перед их написанием надо проверять.

На сочетание операций анализа и синтеза

1) Составьте слова  из рассыпанных букв, исключите  лишнее слово.

Рыбка - быкар.

Сказка - казаск.

Гибкий - бийгик.

Столб - лтобс.

Река - кеар.

2) Спишите, исправив  ошибки. ( текст на доске)

У Васютки ушки чутки. Усы длинные, шубка шёлковая. Глазки огневые ,когти цепкие. Ласков Васька да хитёр. Днём на солнышке лежит и всё сказки говорит.

По чистому снегу  бежит мышка. За мышкой дорожка, где  в снегу лапки ступали. Увидела  мышка сосновую шишку и поглядывает, нет ли хоря.

3) Подбери к каждому  слову родственные слова с  парной согласной.

Берёза -

Морковь -

Морозит -

Рыба -

4) Подбери к именам  прилагательным антонимы.

Тяжёлая ноша, чёрствый хлеб, частый лес, горький запах, неуклюжий  котёнок, далёкий путь, шершавая доска, смелый мальчик, высокий забор.

На развитие классификации

1) Спиши, вставляя  пропущенные буквы. Подумай и  распредели слова с орфограммой  на две группы.

Краси зимний наря леса. На лапах елей лежит сне . На тонкой берё ке сверкает иней. Молодые ли ки и ду ки качают замёр шими ве ками.

2) Распредели слова  на три группы, найди лишнее:

автобус, огород, шарф, сапог, степь, сугроб

На развитие конкретизации

3) Выпиши все слова  с согласными в слабой позиции.  Напиши проверочные слова.

Мы шли в лес  по узкой тропке. За деревьями мы увидели соек. Обычно их можно видеть на лесных дорожках или опушках. Заметит  сойка человека или собаку и издаёт резкий крик. По крику звери и  птицы узнают о близкой опасности.

4) Составьте вопросительное  предложение, чтобы узнать о  способах проверки парных согласных.

5) Подберите и запишите  однокоренные слова с парными  согласными в слабой позиции.

Шапочка, снега, кошечка, тетрадочка, робок, ягода, кружок, шишечка, пасти, просить, косить, скользить, берёзонька.

Тема: Правописание слов с  непроизносимой согласной  в корне

На развитие таких  мыслительных операций, как сравнение и обобщение, были предложены следующие задания:

1) К каждому общему  понятию подберите частное. (с непроизносимой согласной).

Имена прилагательные -

Имена существительные -

Слова из словаря -

Слова, в которых  непроизносимые согласные предполагаются, но не пишутся

2) Для слов каждой  строки подберите общий признак.

Бескорыстный, гигантский, доблестный -.

Солнце, счастье, сердце -.

Ужасный, опасный, напрасный -.

3) Сделайте выводы  на основе имеющихся данных.

а) Известно, что слова  с непроизносимыми согласными надо проверять. В словах звёздный, счастливый, известный есть непроизносимые согласные. Значит, чтобы эти слова написать верно, нужно…

б) В сочетании согласных  при изменении слова вкусный - вкусен, непроизносимый согласный не слышится. Значит…

На сочетание операций анализа и синтеза:

1) Составьте слова  из рассыпанных букв, исключите  лишнее.

Солнце - цолнес.

Тростник - росткнит.

Сердце - рецсед.

Грустный - снугрыйт.

Друг - гурд.

2) Запишите ответы  в алфавитном порядке, используя  слова с непроизносимыми согласными  и сочетаниями сн-зн.

Любящий повелевать. Большая морская птица. Приветствие  при встрече. Окружающее пространство. Способное причинить вред. Водное растение. Центральный орган кровообращения. Выраженный словами. Белая бабочка. Занимающий много места.

3) Спиши текст без  ошибок. (текст на доске).

Стоит чудесный зимний денёк. Яркое солнце освещает окрестность. Под моё окно прилетели прелестные птички. На головке чёрная шапочка. Спина, крылья и хвостик жёлтые. Это  синички. Их много живёт в нашей  местности. Одна из них радостно свистнула. Она увидела на ниточке под  окном вкусное сало.

4) Спишите, исправив  ошибки.

Серьёзные ребята получили радостное известие. Всюду звенят детские голоса. В школу приехал  известный писатель. Он будет читать свои интересные рассказы. Счастливые школьники собрались на местный  праздник.

На развитие классификации

1) Вставьте в пословицы  подходящие по смыслу слова  с непроизносимыми согласными. Выпиши  их в 1 столбик, а во 2 столбик  запиши проверочные слова.

Что?. матери лучше чего? греет. Человек трудолюбивый – самый какой? Работа веселит что?.

2) Запиши слова  в два столбика, обоснуй свой  вариант:

звёздный, счастливый, праздник, радостный, честный, чувство, здравствуй, солнце, известный, чудесный, местный, опасный.

На развитие конкретизации

1) К существительным  подберите подходящие по смыслу  имена прилагательные с непроизносимыми  согласными и наоборот.

Писатель, небо, крутая, весёлый, час, цветы, горячее, человек, сильное, сельская.

2) Составьте вопросительное  предложение, чтобы узнать, в каких  случаях непроизносимая согласная  не пишется?

В предложенные задания  включено достаточно большое количество слов с безударной гласной, парной согласной  и непроизносимой согласной в  корне, что способствует совершенствованию  словаря и воспитанию языкового  чутья учащихся.

Систематическое использование  на уроках русского языка заданий, развивающих  мыслительные операции, помогает формированию навыков самостоятельности, орфографической  зоркости, повышению грамотности  и интереса к учёбе. 

Информация о работе Развитие мыслительных операции у младших школьников процессе обучения