Развитие мыслительных операции у младших школьников процессе обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанная на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы — соответственно — психологии и физиологии.

Содержание

I Теоретические основы формирование мышления в младшем школьном возрасте.
1.1. Теоретическая проблема изучения мыслительных операций
у детей младшего школьного возраста в психолого - педагогической
литературе как одного из видов мыслительной деятельности
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
с легкой степенью умственной отсталости
1.3. Особенности мыслительных операций у младших школьников
с легкой степенью умственной отсталости
1. 4 Упражнения для развития мыслительных операции

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 61.13 Кб (Скачать)

Тема : Развитие мыслительных операции у младших школьников процессе обучения

План: 

I Теоретические основы формирование мышления в младшем школьном возрасте.

1.1. Теоретическая  проблема изучения мыслительных  операций  
у детей младшего школьного возраста в психолого - педагогической  
литературе как одного из видов мыслительной деятельности 
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников  
с легкой степенью умственной отсталости 
1.3. Особенности мыслительных операций у младших школьников  
с легкой степенью умственной отсталости 
1. 4 Упражнения для развития мыслительных операции 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Теоретическая проблема изучения мыслительных операций  
      у детей младшего школьного возраста в психолого - педагогической  
      литературе как одного из видов мыслительной деятельности 

Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге  окружающего реального мира, основанная на двух принципиально различных  психофизиологических механизмах: образования  и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых  суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких  объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут  быть непосредственно восприняты при  помощи первой сигнальной системы. Формы  и законы мышления составляют предмет  рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы — соответственно —  психологии и физиологии.

Мыслительная деятельность человека неразрывно связана со второй сигнальной системой. В основе мышления различают два процесса: превращение  мысли в речь (письменную или устную) и извлечение мысли, содержания из определенной его словесной формы сообщения. Мысль — форма сложнейшего  обобщенного абстрагированного  отражения действительности, обусловленного некоторыми мотивами, специфический  процесс интеграции определенных представлений, понятий в конкретных условиях социального  развития. Поэтому мысль как элемент  высшей нервной деятельности представляет собой результат общественно-исторического  развития индивида с выдвижением  на передний план языковой формы переработки  информации.

В процессе ощущения и  восприятия человек  познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его  отражения, именно это  понятие трактуется как мышление. Мышление - процесс отражения  в сознании человека реальной действительности путём синтеза  и анализа всех познавательных процессов. На практике мышление как отдельный  психический процесс  не существует, оно  присутствует во всех познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Мышление это  единый психический  познавательный процесс, но он реализуется  с помощью ряда подпроцессов, каждый из которых представляет собой самостоятельный и, в тоже время, интегрированный с другими познавательными формами процесс. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия определяет уровень их развития. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Примером может служить любая сознательная деятельность человека; глядя в окно мы можем определить по мокрой крыше или лужам, что был дождь; стоя на светофоре, ожидаем зелёный свет, так как осознаём, что именно этот сигнал служит побуждением к действию. В том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи между явлениями сопоставляя факты. Для познания недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные задачи. Мышление даёт ответ на вопросы, которые невозможно получить путём простейшего чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности. Основной задачей, с которой начинается мыслительный процесс является постановка задачи и определение путей её решения. Для того чтобы в результате мыслительного процесса разрешить задачу, нужно прийти к более адекватному познанию. К такому всё более адекватному познанию своего предмета и разрешению стоящей перед ним задачи мышление идет посредством многообразных операций, составляющих различные взаимосвязанные и друг в друга переходящие стороны мыслительного процесса. 

Установление  всеобщих взаимосвязей, обобщение свойств  однородной группы явлений, понимание сущности конкретного явления  как разновидности  определенного класса явлений - такова сущность человеческого мышления. В определение  мышления чаще всего  включают следующие  признаки: 

1. Психический процесс,  который обеспечивает  ориентировку субъекта  в межпредметных связях и отношениях, путём воздействия предметами друг на друга, путём использования орудийных средств и средств измерения, путём включения в организацию мышления знаков и символов. 

2. Процесс, исходно  возникающий на  основе практических  действий и непосредственно-чувственного  познания. 

3. Процесс, по мере  своего развития  выходящий за пределы  практических действий. 

4. Процесс, результатом  которого является  обобщённое отражение  действительности  на основе межпредметных связей и отношений. 

5. Процесс, всегда  протекающий с  опорой на имеющиеся  знания. 

6. Исходит из живого  созерцания, но не  сводится к нему. 

7. Процесс, связан  с практической  деятельностью человека.

Все вышеуказанные пункты непосредственно  связаны и более  понятно трактуются при рассмотрении таких структурных  единиц как виды мышления.

Виды  мышления

1. Теоретическое - познание  законов и правил. Пользуясь этим  видом мышления, человек  в процессе решения  задачи обращается  к понятиям, готовым  знаниям, полученным  другими людьми, как  правило, сам не  имея опыта в  решении данной  задачи.

2. Практическое - разработка  средств к решению, постановка цели, создание плана, схемы последовательности действий. Материалом, который использует человек при практическом мышлении, являются не понятия, суждения и умозаключения, а образы. Они извлекаются из памяти или творчески воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи. 

3. Наглядно-действенное  - основной задачей  этого вида является  восприятие предметов  и преобразование  их в реальной  действительности, правильные  действия с данными  предметами направленные  на решение задачи. Результатом является  создание какого-либо  материального продукта. При воздействии  предметов друг  на друга в ходе  манипулятивной активности человек опирается на ряд универсальных операций: практического анализа предметов и явлений (познание и использование физических качеств предметов); практического синтеза (при переносе навыков). Такое мышление ограничено индивидуальным сенсомоторным опытом и рамками ситуаций в которых оно формируется и протекает. 

4. Наглядно-образное - при протекании этого вида мышления, человек привязан к действительности, использует конкретные образы для решения возникшей ситуации, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти. Характерно для проявления в сиюминутных ситуациях, непосредственно в реальности, которой находится человек в данный промежуток времени. 

5. Словесно-логическое - это вид мышления  опосредованный знаками,  из которых непосредственно  складываются понятия.  Словесно-логическое  мышление осуществляется  путем умозрительной  логической связи  конкретных предметов,  объектов, процессов  и явлений со  звуками, с языковыми  звуками, со словами  и словосочетаниями, с понятиями, выраженными  в языке в виде  слов и знаков, и обозначающими  данные предметы  и объекты. Здесь  уместно заметить, что мышление объективно  связано не только  с воображением, памятью,  восприятием, но  и с речью, в  которой мышление  реализуется и  с помощью которой  оно осуществляется. Направлено в основном  на нахождение  общих закономерностей  в природе и  человеческом обществе. При таком виде  мышления важно  понять разницу,  она заключается  в том, что человек  воспринимает не  образ, а буквенное  отражение или  происходит звуковой  контакт (речь); на  основе данных  видов восприятия  человек сопоставляет  полученную информацию  в образ, либо  координирует свои  дальнейшие действия  для решения задачи. 

В психологии существует различная классификация  видов мышления, поэтому  рассмотрим ещё несколько  видов или как  их классифицируют «основополагающие  типы» мышления. 

· Аутистическое мышление - данный тип мышления направлен на удовлетворение собственных интересов. Потребности в данном случае более личностно ориентированы. Во многих отношениях аутистическое мышление противоположно реалистическому. При аутистическом типе мышления актуальные, общепринятые ассоциации тормозятся, как бы отодвигаются на второй план, личностные ориентиры в свою очередь доминируют, в отдельных случаях преобладают аффекты. Таким образом, личные интересы получают простор для ассоциаций, даже если порождают логические несоответствия. Аутистическое мышление порождает иллюзии, а не истины. 

· Реалистическое мышление - правильно отражает действительность, делает поведение человека в различных ситуациях  разумным. Целью операций реалистического  мышления является создание правильной картины  мира, нахождение истины. 

· Эгоцентрическое  мышление - характеризуется как правило тем, что человек не способен принять точку зрения не совпадающую с его «эго». Как правило, логические принципы соблюдаются, но они не ведут к рациональному решению задачи, противоречат общепринятым законам, не соответствуют временным тенденциям. Такие люди воспринимают картину мира, как «всё зависит от моего мнения и решения, причём другого как правило не дано. В отдельных ярко выраженных случаях может привести к отклонениям: мания величия, раздвоение личности (реже). 

· Репродуктивное - специфику  этого типа мышления можно охарактеризовать как поиск и  установление связей и отношений между  готовыми продуктами мыслительной деятельности, которые фиксированы  в знаковой форме. Данный тип предполагает интенсивную мыслительную деятельность. Часто  встречается в  педагогической практике, когда знаковые формы, фиксирующие содержание и отношение понятий  даны и понятны  для восприятия, а  понимание и логическое сопоставление отсутствует, в следствие различных личностных аспектов непонимания.  

Изложенные  выше классификации  мышления могут быть сформулированы в  виде ряда закономерностей  мыслительного процесса. 

- основная функция  процессов мышления - ориентировка субъекта  в окружающем мире  посредством установления  межпредметных связей и отношений, на основе различных средств и способов. 

- процессы установления  связей и отношений  протекают на нескольких  взаимосвязанных  уровнях основанных  на логических  сопоставлениях наглядно-образного,  словесно-логического,  наглядно-образного  или наглядно-действенного  мышления. 

- на каждом уровне  мышления установление  межпредметных связей и отношений реализуется посредством ряда универсальных взаимосвязанных обратимых операций: анализа и синтеза; обобщения и конкретизации. Такие операции могут объединяться в функциональные схемы, психологические механизмы, обеспечивающие выполнение мыслительных действий при решении различных задач. Характеристика этих операций приведена ниже. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Мыслительные операции

Мыслительные операции разнообразны: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Важно отметить, что основные мыслительные операции можно представить как обратимые пары: анализ – синтез, выявление сходства - выявление различий, абстрагирование - конкретизация.

Информация о работе Развитие мыслительных операции у младших школьников процессе обучения