Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 11:28, курсовая работа
Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанная на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы — соответственно — психологии и физиологии.
I Теоретические основы формирование мышления в младшем школьном возрасте.
1.1. Теоретическая проблема изучения мыслительных операций
у детей младшего школьного возраста в психолого - педагогической
литературе как одного из видов мыслительной деятельности
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
с легкой степенью умственной отсталости
1.3. Особенности мыслительных операций у младших школьников
с легкой степенью умственной отсталости
1. 4 Упражнения для развития мыслительных операции
Характерной особенностью воображения младших школьников является наглядность и конкретность создаваемых образов. Ребенок представляет в уме то, что он видел в натуре или на картинке. Ученикам I, а иногда и II класса бывает нелегко вообразить то, что не имеет никакой поддержки в конкретных предметах и иллюстрациях. Так, ребенок неохотно соглашается признать, что перед ним «солдат», если у «солдата» нет в руке палки, изображающей винтовку. Более старшие ученики начальных классов легче обходятся без внешних атрибутов (признаков), хотя и любят ими пользоваться. Дошкольник больше, чем ученик начальных классов, верят тому, что создает его фантазия. Этот некритический подход к образам воображения приводит к тому, что ребенку нередко трудно отделить продукт своей фантазии от реальности (этим объясняется так называемая детская ложь). Младший школьник более критически смотрит на то, что является плодом его воображения. Он понимает условность прндуманного им и в игре принимает эту условность.
В автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство» так описывается отношение к фантазии десятилетнего мальчика и его старшего брата Володи: «Когда мы сели на землю и, воображая, что плывем на рыбную ловлю, изо всех сил начали грести, Володя сидел сложа руки и в позе, не имеющей ничего схожего с позой рыболова. Я заметил ему это; но он отвечал, что от того, что мы будем больше или меньше махать руками, мы ничего не выиграем и не проиграем и все же далеко не уедем. Я невольно согласился с ним. Когда, воображая, что я иду на охоту, с палкой на плече, я отправился в лес, Володя лег на спину, закинул руки под голову и сказал мне, что будто и он ходил. Такие поступки и слова, охлаждая нас к игре, были крайне неприятны, тем более, что нельзя было в душе не согласиться, что Володя поступает благоразумно.
Я сам знаю, что из палки не только что убить птицу, да и выстрелить никак нельзя. Это игра. Коли так рассуждать, то и на стульях ездить нельзя. Ежели судить по-настоящему, то игры никакой не будет. А игры не будет, что же тогда остается?»
Этот отрывок очень ярко характеризует, во-первых, особенности воображения ребенка младшего школьного возраста, прекрасно умеющего разграничивать нереальное и действительное, и, во-вторых, показывает разницу в отношении к образам фантазии десяпшетнего ребенка и подростка.
Под влиянием учения воображение детей изменяется. Появляется большая устойчивость образов воображения, которые лучше сохраняются в памяти, становятся богаче и разнообразнее благодаря расширению кругозора, приобретаемым знаниям.
Воображение у младшего
школьника имеет в значительной
степени подражательный характер. Ребенок
в своих вымыслах и играх старается
воспроизвести то, что он видел
или слышал, повторить то, что
наблюдал. Поэтому воображение у
него имеет главным образом
В процессе обучения
это воссоздающее воображение имеет
очень большое значение, так как
без него невозможно воспринимать и
понимать учебный материал. Учение
способствует развитию этого вида воображения,
обогащает его. Кроме того, у младшего
школьника воображение все
Первая задача педагога — развить репродуктивное, воссоздающее воображение ученика, чтобы он достаточно ярко и точно представлял себе то, о чем говорит учитель. Для этого рассказ педагога должен быть красочным, в меру эмоциональным, богатым конкретными фактами; его следует сопровождать картинами, показом диапозитивов, наглядных пособий и т. п. Однако эти средства должны быть только вспомогательными в развитии воображения. Они полезны особенно тогда, когда ребенок не может сам мысленно представить то, о чем идет речь. Злоупотребление наглядностью, излишнее ее применение не ускорит, а затормозит развитие воображения.
Полезно сочетать восприятие конкретных предметов и мысленное их представление. Так, хорошо показать картину, а потом предложить детям по памяти вести рассказ без опоры на наглядный образ, или сначала провести объяснение, потом предъявить наглядное пособие. Все это развивает способность детей мысленно представлять предметы и явления, которые в данный момент нельзя воспринять, т. е. помогает развитию воображения.
Задача учителя
в начальных классах —
Чтобы лучше уяснить, насколько верно это отражение, полезно спросить ученика, как он представляет тот или-иной предмет или явление. Известны случаи, когда школьник правильно пересказал заданное, но те образы и представления, которые возникли у ребенка на основе прочитанного, совершенно не соответствовали тому, о чем говорилось в книге. Так, один ученик правильно рассказал о границах поясов Земли: тропиках Рака и Козерога. Учитель хотел уже перейти к следующему вопросу, как мальчик неожиданно спросил: «А что за животное козерог?» Из дальнейшей беседы выяснилось: школьник считал, что тропик Рака называется так потому, что в местах, где он пролегает, много водится раков, а кто такой козерог, который живет у другого тропика, ребенку было неясно.
Очень пометает развитию у детей воображения чтение художественной литературы, устные и письменные пересказы прочитанного.
Прекрасным средством формирования творческого воображения являются сочинения на заданную и особенно на свободную тему. С первых лет обучения необходимо стимулировать всякого рода творческие работы школьников по литературе, рисованию, ручному труду и др. Хорошо поставленное эстетическое воспитание школьников также помогает развитию у них воображения.
В предыдущих параграфах был указан ряд условий и приемов, способствующих развитию ощущений, восприятий, внимания, памяти, мышления, речи и воображения у детей младшего школьного возраста. В заключение укажем на некоторые общие закономерности, которые необходимо знать учителю, работая над развитием любого из этих психических процессов.
Очень важно учитывать индивидуальные особенности учащихся. Так, при воспитании внимания пассивных детей надо больше их подбадривать, активизировать их работу; очень подвижных школьников следует нагружать достаточно разнообразными учебными занятиями и все время держать их в поле зрения. Более способным рекомендуется давать дополнительные задания, чтобы они не скучали на уроке и не отвлекались посторонними делами.
Занимаясь развитием
мышления и речи, детям, более развитым
в умственном отношении, необходимо
давать повышенной трудности задания,
чтобы не замедлялся их интеллектуальный
рост. Перед слабыми школьниками
следует ставить более легкие
задачи, однако такие, которые требовали
бы от них достаточных
В учебной и воспитательной работе немалую роль играет требовательность учителя, постоянная проверка исполнения данных им указаний. У строгих, но справедливых педагогов ученики всегда бывают более внимательны на уроках, чем у тех, кто не отличается требовательностью, забывает о поручениях, данных учащимся. Но, будучи строгим и требовательным, надо всегда соблюдать педагогический такт, т. е. чувство меры и умение найти правильный подход к каждому ученику. Этот такт вырабатывается у учителя на основе приобретенных им знаний в области психологии и педагогики при очень внимательном отношении к детям. Кроме того, учитель должен умело использовать педагогические приемы и методы воздействия на ребенка.
Успех обучения и
воспитания детей зависит не только
от учителя, но и от всего стиля
работы школы. Порядок и дисциплина в ней,
четкая организация всей ее жизни, правильно
составленное расписание, где трудные
уроки чередуются с более легкими, слаженная,
дружная работа всего педагогического
коллектива единые требования к детям,
предъявляемые школой и семьей, постоянный
контакт с родителями, разумные советы
им — все это имеет большое значение для
воспитания и развития у ученика психических
процессов, а вместе с этим и необходимых
качеств личности.
1.4 Упражнения для развития мыслительных операции
Одной из важнейших развивающих, образовательных и воспитательных задач всегда было и остается развитие мыслительной деятельности учащихся.
По мнению психологов, развитие мышления в процессе обучения - это формирование и совершенствование всех видов, форм и операций мышления, выработка умений и навыков по применению законов мышления в познавательной и учебной деятельности, а также умений осуществлять перенос приемов мыслительной деятельности из одной области знаний в другую.
Педагогическая практика показывает, что указанные компоненты тесно взаимосвязаны. Особенно велико значение мыслительных операций, лежащих в основе любого из них. К ним относятся: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация, систематизация.
Развитие мыслительных операций традиционно рассматривается как подготовка фундамента учебной деятельности.
В современной школе учителя много внимания уделяют содержанию учебного материала и мало работают над тем, чтобы научить детей приемам мыслительной деятельности. Задача развития мышления школьников решается вместе с усвоением программного материала и часто не выделяется как самостоятельная.
В процессе преподавания основная часть учебного материала представлена в вербальной форме, что требует определённого уровня развития вербально-логического мышления. Поэтому эффективность обучения во многом зависит от уровня развития аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать, классифицировать.
С помощью мыслительных операций происходит осмысление, усвоение учебного материала, а также применение знаний учащимися
У детей младшего школьного возраста мыслительные операции находятся в процессе формирования. Развивать и совершенствовать мыслительную деятельность можно на уроке, используя для этого учебный материал школьной программы.
Содержание учебного материала по русскому языку имеет свою специфику: на нём дети учатся вслушиваться, вдумываться, вчитываться в каждое слово, понимать его лексическое значение и структуру, строить предложения, создавать тексты и правильно говорить.
В данной статье предлагаются задания на развитие мыслительных операций, составленные в соответствии с материалом основных тем программы по русскому языку 3 класса. Систематически выполняемые на уроках в каждой теме, они помогут преодолеть трудности в обучении.
Развивающие задания
способствуют включению в сознание
ребёнка учебных задач и
В начале изучения темы помогают включаться в проблему и активизируют желание узнать новое вопросы, которые задают сами учащиеся о том, что они знают и чего не знают по данной теме. Те вопросы, на которые пока не нашлось ответов, записываются на доске.
Представленные ниже задания, в которых используется практический учебный материал, помогают формированию орфографических навыков по конкретной теме, являясь вместе с тем средством развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение, анализ и синтез, классификация и конкретизация.
На развитие таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение, были предложены следующие задания:
1) Для слов каждой
строки подберите слово с
Лиса, бобры, пчела…
Гроза, дожди, снега…
Стоять, смотреть, просить…
2) К каждому общему
понятию подберите одно
Растения-…
Животные-…
Имена существительные-…
Имена прилагательные…
Глаголы…
3) Сделайте выводы на основе имеющихся данных.
а) Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать проверочное слово с ударным гласным. В слове коврик гласный о ударный. Поэтому оно является…(проверочным)
б) В словах: лесная, кормушка, зверята, малыш есть безударные гласные в корне, которые надо проверять. Значит, чтобы написать слова верно, надо…(подобрать проверочное слово)
На сочетание операций анализа и синтеза:
1) Составьте слова из рассыпанных букв, исключите лишнее слово.
Инзелкас - слезинка.
Тоцвек - цветок.
Загор - гроза.
Информация о работе Развитие мыслительных операции у младших школьников процессе обучения