Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 22:39, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможностей игры в развитии логического мышления.
Задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме изучения мышления.
Выявить особенности логического мышления младших школьников.
Рассмотреть теоретическую возможность использования игр в развитии познавательных процессов у детей младшего школьного возраста
Разработать диагностическую программу исследования.
Разработать развивающую программу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Исследования процесса мышления в психологии 6
1.2. Психологические особенности развития словесно-логического мышления у младших школьников 17
1.3. Теоретические основы использования игр в развитии познавательных процессов у детей младшего школьного возраста 32
1.4. Особенности развития познавательных процессов младшего школьника в процессе дидактических игр 41
Выводы по первой главе 49
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 50
2.1 Описание диагностической программы 50
2.2 Описание развивающей программы 57
2.3 Описание и анализ результатов констатирующего этапа исследования 68
2.4. Описание контрольного этапа исследования 73
2.5. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов исследования 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
ЛИТЕРАТУРА 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Работа содержит 1 файл

Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младших школьников.doc

— 1,006.50 Кб (Скачать)

Упр.2. «Заглавие».

Цель: развитие мыслительного анализа, логического  мышления, и обобщения.

Инструкция: Приготовьте  небольшой рассказ объемом в 12-15 предложений. Прочитайте рассказ в группе и попросите участников игры придумать к нему заглавие так, чтобы к одному рассказу придумали 5-7 названий.

Прощание.

Занятие 9.

Приветствие.

Упр.1.«Поиск аналогов».

Цель: развитие умение выделить существенные признаки, обобщения, сравнения.

Инструкция: называется какой-нибудь предмет. Необходимо найти как можно больше предметов, сходные с ним по различным признакам (внешние и существенные).

1) Вертолет.

2) Кукла. 

3) земля. 

4) арбуз. 

5) Цветок.

6) машина.

7) газета.

Упр.2. «Сокращение»

Цель: развитие умения выделять существенные и не существенные признаки, мыслительного анализа.

Инструкция: зачитывается короткий рассказ объемом 12-15 предложений. Участники игры должны передать его содержание «своими словами» используя 2-3 фразы. Необходимо отбросить мелочи, детали и сохранить самое существенное. Не разрешается допускать искажение смысла рассказа.

Прощание.

Занятие 10.

Приветствие.

Упр.1. «Способы применения предмета»

Задается какой-нибудь предмет, необходимо назвать как  можно больше способов его применению: Например: книга, автомобиль, помидор, дождь, желудь, ягода. Кто из ребят наиболее активно участвовал и дал наибольшее кол-во верных ответов, становится победителем.

Упр.2. «Задача Ломанная кривая»

Цель: развитие логического мышления.

Инструкция: Попробуйте, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя дважды одну и ту же линию, нарисовать конверт.

Выводы по второй главе

С целью выявления  особенностей развития логического  мышления была разработана диагностическая  программа, которая включила в себя следующие методики:

    • «Исключение понятий» для исследования способности к классификации и анализу,
    • Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах для определения степени развитости у ребенка интеллектуальных процессов;
    • «Последовательность событий» для определения способности к логическому мышлению, обобщению
    • «Сравнение понятий» для определения уровня сформированность операции сравнения у младших школьников

С целью развития логического мышления у детей  младшего школьного возраста с помощью дидактических игр была разработана коррекционно-развивающая программа, включающая 10 занятий.

Итогом ее реализации должно стать повышение уровня логического  мышления младших школьников

 

 

3.1 Описание и анализ результатов констатирующего этапа исследования

 

Результаты диагностической программы представлены в сводной таблице.

Таблица 1

Сводная таблица  результатов диагностического исследования

Имя Фамилия

Методики

1

2

3

4

1

Алина М.

высокий

средний

высокий

высокий

2

Антон С.*

низкий

низкий

средний

низкий

3

Светлана М.*

средний

низкий

средний

низкий

4

Андрей Р.*

низкий

средний

средний

низкий

5

Андрей П.*

низкий

низкий

низкий

средний

6

Станислав С.

высокий

высокий

высокий

средний

7

Дарья Г.

средний

очень высокий

высокий

высокий

8

Елизавета Р.*

средний

средний

высокий

низкий

9

Валерия С.*

низкий

средний

средний

низкий

10

Сергей Д.*

средний

низкий

средний

средний

11

Александра  В.

высокий

высокий

средний

высокий

12

Марк Б*

низкий

средний

низкий

низкий

13

Екатерина А.

высокий

средний

средний

высокий

14

Карина Г.*

средний

низкий

высокий

низкий

15

Лидия В.*

средний

низкий

средний

средний


 

Качественный анализ результатов  констатирующего этапа исследования

Методика №1 «Исключение понятий»

В ходе проведения данной методики удалось выявить, что  из 15 человек – 10 выполнили задание правильно (высокий и средний уровень), т.е. способны к классификации и анализу, 5 человек показали низкий уровень.

Ученики которые  правильно выполнили задание, обладают надлежащим уровнем классификации и анализа.

Вывод: результаты исследования показали уровень развития способностей у учащихся: 27% - высокий уровень, 33% - низкий уровень, 40% - средний (рис. 1).

Рисунок 1. Уровень развития способностей к классификации и анализу

Методика №2.

Обработка и  анализ.

В ходе проведения данной методики выяснилось что из 15 человек – 9 выполнили задание правильно (высокий и средний уровень), т.е. учащиеся обладают такими операциями мышления, как определения понятий, выяснение причин, выявления сходства и различий в объектах, 6 человек показали низкий уровень развития данных операций мышления. Из результатов данной методики мы можем судить о степени развитости интеллектуальных процессов у учащихся: 13% - высокий уровень, 40% - низкий, средний – 40%, очень высокий – 7% (рис. 2).

Рисунок 2. Уровень определения понятий, выяснения причин, выявления сходства и различий в объектах

Методика №3

В ходе проведения данной методики удалось выявить, что  из 15 человек – 13 справились с заданием (высокий и средний уровень, 2 школьника показали низкий уровень).

Таким образом, исходя из полученных результатов можно сделать вывод, что ученики, показавшие высокий и средний уровень, способны к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения.

Результаты  исследования показали нам степень развитости у ребенка логического мышления и интеллектуальных процессов: 33% - высокий уровень, средний – 54%, низкий – 13% (рис. 3).

Рисунок 3. Уровень логического мышления

Методика №4

Обработка и  анализ.

В ходе проведения данной методики выяснилось что из 15 человек – 8 выполнили задание, показав средний и высокий уровень, 7 человек не справились, показав низкий уровень.

Учащиеся, которые  выполнили задание обладают сформированностью  операции сравнения.

В данной методике проводилось два вида обработки результатов: качественный и количественный.

Учащиеся которые  показали хороший результат по количеству, они так же хорошо, оценивая по качественному  анализу использовали родовые понятия  и больше указывали сходства в  задачах 2 и 3 групп, чем те кто показал низкий уровень.

Результаты  данной методики показывают, что операции сравнения владеют 27% учащихся, которые  показали высокий уровень, так же 27% показали средний уровень, и 46% низкий уровень (рис. 4).

 

Рисунок 4. Уровень сформированности операций сравнения

 

Таким образом, исходя из полученных результатов констатирующего этапа исследования можно говорить о том, что с детьми необходимо проводить коррекционно-развивающую программу направленную на развитие логического мышления в целом.

На основе полученных результатов была создана группа детей, которые показали средний и низкий уровень развития логического мышления. В данную программу вошло 10 детей.

 

3.2 Описание контрольного этапа  исследования

 

После проведения коррекционно-развивающей работы с детьми были проведены те же методики что и на констатирующем этапе исследования.

Результаты  контрольного этапа исследования представлены в сводной таблице.

Таблица 2

Сводная таблица  результатов контрольного этапа  исследования

Имя Фамилия

Методики

1

2

3

4

1

Антон С.

средний

средний

высокий

низкий

2

Светлана М.

высокий

средний

средний

средний

3

Андрей Р.

высокий

низкий

средний

низкий

4

Андрей П.

низкий

средний

средний

средний

5

Елизавета С.

высокий

высокий

средний

средний

6

Валерия С.

низкий

средний

высокий

средний

7

Сергей Д.

высокий

низкий

средний

высокий

8

Марк Б.

средний

низкий

средний

средний

9

Карина Г.

средний

средний

высокий

средний

10

Лидия В.

средний

средний

высокий

низкий


 

Качественный  анализ результатов контрольного этапа  исследований.

Методика №1 «Исключение понятий».

В ходе проведения данной методики удалось выявить, что  из 10 человек – 8 человек выполнили задание правильно, высокий и средний уровень, т.е. способны к классификации и анализу. 2 человека показали низкий уровень. Ученики правильно выполнившие задания обладают надлежащим уровнем классификации и анализа.

Методика 2. «Определение понятий», выяснение причин, выявления  сходства и различий в объектах.

В ходе проведения данной методики выяснилось что из 10 человек – 7 показали достаточный уровень справившись с заданием (высокий и средний уровень)., т.е. обладают достаточным ступенью развития интеллектуальных процессов, 3 человека показали низкий уровень данных процессов.

Методика 3. «Последовательность  событий»

В ходе проведении данной методики удалось выявить что из 10 человек все 10 справились с заданием, таким образом доказав что обладают способностями к логическому мышлению и обобщений.

Методика 4. «Сравнение понятий»

В ходе исследования выяснилось что из 10 человек 7 человек справились с заданием, показав высокие результаты (высокий и средний уровень)., т.е. обладают сформированностью операции сравнения, 3 человека не справились с заданием.

3.3 Сравнительный анализ  констатирующего и контрольного  этапов исследования

 

Повторное прохождение методик «Исключение понятий» показало качественное улучшение в развитии логического мышления у учеников.

Повторное прохождение  методики «Определение понятий» показало качественное улучшение в развитии интеллектуальных процессов.

Повторное прохождение методики «Последовательность событий» показало качественное улучшение в способностях к логическому мышлению и обобщениям.

Повторное прохождение  методики «Сравнение понятий» показало качественное улучшение в развитии операции сравнения.

Исходя из результатов приведенных выше сводных таблиц №1 и №2, можно наглядно в виде диаграммы показать эффективность коррекционно-развивающей программы.


Констатирующий  этап     Контрольный этап

Рисунок 5. Общий уровень развития логического мышления на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

 

1% - очень высокий

1% - очень высокий

39% - высокий  уровень

39% - высокий  уровень

27% - средний  уровень

45% - средний  уровень

33% - низкий уровень

15% - низкий уровень

Информация о работе Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младших школьников