Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 22:39, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможностей игры в развитии логического мышления.
Задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме изучения мышления.
Выявить особенности логического мышления младших школьников.
Рассмотреть теоретическую возможность использования игр в развитии познавательных процессов у детей младшего школьного возраста
Разработать диагностическую программу исследования.
Разработать развивающую программу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Исследования процесса мышления в психологии 6
1.2. Психологические особенности развития словесно-логического мышления у младших школьников 17
1.3. Теоретические основы использования игр в развитии познавательных процессов у детей младшего школьного возраста 32
1.4. Особенности развития познавательных процессов младшего школьника в процессе дидактических игр 41
Выводы по первой главе 49
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 50
2.1 Описание диагностической программы 50
2.2 Описание развивающей программы 57
2.3 Описание и анализ результатов констатирующего этапа исследования 68
2.4. Описание контрольного этапа исследования 73
2.5. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов исследования 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
ЛИТЕРАТУРА 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Работа содержит 1 файл

Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младших школьников.doc

— 1,006.50 Кб (Скачать)

- побуждать  к творческим работам так, чтобы  каждая работа, с одной стороны,  стимулировала бы учащихся к  решению коллективных познавательных задач, с другой, развивала бы специфические способности ученика. [39, с 51]

Развитие познавательных процессов у учеников не происходит при шаблонном изложении материала. Щукина Г.И. отмечала, что в деятельности учителей есть общие черты, способствующие развитию познавательных процессов учащихся:

- целенаправленность  в воспитании познавательных  интересов;

- понимание,  что забота о многогранных интересах, об отношении ребенка к своему делу - важнейшая составная часть работы учителя;

- использование  богатств системы знаний, их полноты,  глубины;

- понимание,  что у каждого ребенка можно  развить интерес к тем или  иным знаниям;

- внимание к  успехам каждого ученика, что  поддерживает в ученике веру  в свои силы. Радость от успеха, связанная с преодолением трудностей, является важным стимулом поддержания  и укрепления познавательного  интереса [85, с. 41].

Игра является хорошим средством, стимулирующим развитие познавательных процессов учащихся. Она не только активизирует мыслительную деятельность детей, повышает их работоспособность, но и воспитывает у них лучшие человеческие качества: чувство коллективизма и взаимовыручки.

Немаловажную роль играют положительные эмоции, возникающие в игре и облегчающие процесс познания, усвоения знаний и навыков. Обыгрывание наиболее трудных элементов учебного процесса стимулирует познавательные силы маленьких школьников, сближает учебный процесс с жизнью, делает усваиваемые знания понятными.

Игровые ситуации и упражнения, органично включенные в учебно-познавательный процесс, стимулируют учащихся, и  позволяет разнообразить формы  применения знаний и навыков.

Ребёнка нельзя заставить, принудить быть внимательным, организованным. В то же время, играя, он охотно и добросовестно выполняет то, что его заинтересовало, стремится довести такое дело до конца, даже если для этого нужно приложить усилия. Поэтому на начальном этапе обучения игра выступает как главный стимул учения.

В основе любой  игровой методики проводимой на занятиях должны лежать следующие принципы:

• Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные  пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений.

• Коллективность позволяет сплотить детский коллектив  в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую - более сложные.

• Соревновательность создает у ребенка или группы детей стремление выполнить задание  быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой. Классическим примером указанных выше принципов могут служить практически любые командные игры: “Что? Где? Когда?” (одна половина задает вопросы – другая отвечает на них).

На основе указанных  принципов можно сформулировать требования к проводимым на занятиях дидактическим играм:

• Дидактические  игры должны базироваться на знакомых детям играх. С этой целью важно  наблюдать за детьми, выявлять их любимые  игры, анализировать какие игры детям нравятся больше, какие меньше.

• Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра – дело добровольное. Ребята должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, и выбрать другую игру.

• Игра – не урок. Игровой прием, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое, –это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на занятии.

• Эмоциональное  состояние учителя должно соответствовать  той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методических средств игра требует особого состояния от того, кто ее проводит. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми.

Ни в коем случае нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора, объяснения, а еще лучше, когда, собравшись вместе, дети анализируют, разбирают, кто как проявил себя в игре и как надо была бы избежать конфликта.

Игру можно  считать выполняющей свои функции  в том случае, если она обеспечивает:

  • не только усвоение ребенком конкретных учебных умений, но и воспитание у школьника желания учиться;
  • осознание школьником своих занятий не как простой игры в школу, а как учения [25, с. 71].

Можно выделить следующие основные условия эффективности  проведения дидактической игры:

- Наличие у  педагога определенных знаний  и умений относительно дидактических  игр.

- Выразительность  проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.

- Необходимость  включения педагога в игру. Он  является и участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло.

- Необходимо  оптимально сочетать занимательность  и обучение. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он дает детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения – эмоциональность, легкость, непринужденность.

- Средства и  способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.

- Между педагогом  и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.

- Используемая  в дидактической игре наглядность  должна быть простой и емкой.

Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается четкой организацией дидактических игр.

Прежде всего, педагог должен осознать и сформулировать цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети освоят в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры.

Далее, необходимо определиться с количеством играющих. В разных играх предусмотрено  различное их количество. По возможности надо стремиться, чтобы в игре мог участвовать каждый ребенок. Поэтому если игровую деятельность осуществляет часть детей, то остальные должны выполнять роль контролеров, судей, то есть тоже принимать участие в игре.

Следующим важным этапом при организации дидактической  игры является подбор дидактических материалов и пособий для игры. Помимо этого, требуется четко спланировать временной параметр игры.

В частности, как  с наименьшей затратой времени познакомить детей с правилами игры. Необходимо предусмотреть, какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить активность и интерес детей, учесть возможное возникновение запланированных ситуаций при проведении дидактических игр.

И, наконец, важно  продумать заключение, подведение итогов после проведения дидактической игры. Большое значение имеет коллективный анализ игры. Оценивать следует и быстроту, и – главное – качество выполнения игровых действий детьми. Обязательно нужно обратить внимание и на проявления поведения детей и качеств их личности в игре: как проявилась взаимовыручка в игре, настойчивость в достижении цели.

Характер деятельности учащихся в игре зависит от места её в системе учебной деятельности. Если игра используется для объяснения нового материала, то в ней должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов и рисунками.

На уроках закрепления  материала важно применять игры на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приёмов. В этом случае использование средств наглядности следует ограничить и усилить внимание в игре к проговариванию вслух правила, вычислительного приёма.

В игре следует продумывать  не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой. С этой целью используются средства обратной связи с учеником: сигнальные карточки (кружок зелёного цвета с одной стороны и красного - с другой) или разрезные цифры и буквы. Сигнальные карточки служат средством активизации детей в игре. В большинство игр надо вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения.

Подводя итоги соревнования, учитель обращает внимание на дружную работу участников команд, что способствует формированию чувства коллективизма. Необходимо отнестись с большим тактом к детям, допустившим ошибки. Учитель может сказать ребёнку, допустившему ошибку, что он ещё не стал “капитаном” в игре, но если будет стараться, то непременно им станет. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать впечатления от игры.

Применяемый игровой  приём должен находиться в тесной связи с наглядными пособиями, с рассматриваемой темой, с ее задачами, а не носить исключительно развлекательный характер. Наглядность у детей – это как бы образное решение и оформление игры. Она помогает учителю объяснить новый материал, создать определенное эмоциональное настроение.

Учитель, с помощью  игры, надеется организовать внимание детей, повысить активность, облегчить запоминание учебного материала. Это, конечно, нужно, но этого мало. Одновременно с этим надо заботиться о сохранении у обучающегося желания учиться систематически, о развитии его творческой самостоятельности.

Если же учителю не удается решение тактических и стратегических задач, если сосредоточить все усилия только на сегодняшних заботах и не беспокоиться о долговременной цели, то он сам, может, и не подозревая об этом, создаст проблемы на пути развития личности и психики обучающегося. Следовательно, чтобы игра наилучшим образом реализовала все свои способности, педагог должен оценивать ее по двойному критерию: по ближайшему результату и с дальней целью. Только тогда можно будет использовать игровую деятельность как средство организации учебного процесса.

Еще одно условие, необходимое для того, чтобы применение игры в начальной школе оказалось  эффективным, - глубокое проникновение  учителя в механизмы игры. Учитель  должен быть самостоятельным творцом, который не боится брать на себя ответственность за дальние результаты своей активности.

Игра в начальной  школе просто необходима. Ведь только она умеет делать трудное –  легким, доступным, а скучное –  интересным и веселым. Игру можно использовать и при объяснении нового материала, и при закреплении, при отработке навыков чтения, для развития речи обучающихся.

Учитель, освоивший  принципы применения игровых приемов, должен проявлять инициативу. По результатам  психологических исследований можно выделить следующие профессионально важные качества педагога в отношении игровой деятельности детей:

  • умение наблюдать игру, анализировать её, оценивать уровень развития игровой деятельности; планировать приемы направленные на её развитие;
  • обогащать впечатления детей с целью развития их игр;
  • обращать внимание детей на такие впечатления их жизни, которые могут послужить сюжетом хорошей игры;
  • уметь организовывать начало игры;
  • широко использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт, проблемные игровые ситуации (вопросы, советы, напоминания) и д.р.;
  • создавать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень;
  • уметь самому включаться в игру на главных или второстепенных ролях, устанавливать игровые отношения с детьми;
  • уметь обучать игре прямыми способами (показ, объяснения);
  • регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, давать яркие игровые роли детям с низким социометрическим статусом, включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных, малоактивных детей;
  • предлагать с целью развития игры новые роли, игровые ситуации, игровые действия;
  • учить детей обсуждать игру и оценить её.

Сложность руководства  игрой связана с тем, что она  является свободной деятельностью детей. Важно сохранить эту свободу и непринужденность. Продуктивное общение учителя с детьми в условия игры возникает чаще всего в случае принятия взрослым на себя одной из ролей, обращение к детям через свою роль.

Информация о работе Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младших школьников