Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 19:07, курс лекций
Развиваясь, ребенок усваивает новые психологические черты и формы поведения, благодаря которым он становится маленьким членом человеческого общества. Ребенок приобретает тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя, конечно, личностью, еще не вполне сложившейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.
1. Влияние взрослых на развитие личности дошкольника
2. Притязание на признание
3. Потребность в общении со сверстниками
4. Взаимные оценки
5. Мальчики и девочки
6. Половая принадлежность и выбор половой роли
7. Половая принадлежность и выбор игрушки
8. Формирование образа тела
9. Развитие мотивов поведения и формирования самосознания
10. Условия нравственного развития личности ребенка
11. Притязание на признание со стороны взрослого
12. Происхождение негативных личностных образований
13. Притязание на признание среди сверстников
14. Конформность
15. Роль этических эталонов в формировании личности
16. Развитие стремления к нравственному поступку
17. Условие развития навыка вежливости
18. В плену эмоций
19. Сочувствие
20. Страх
21. Развитие чувств
22. Прекрасное
23. Проявление чувств
Развитие
чувств
Чувства
дошкольника трех-четырех лет
хотя и ярки, но еще очень ситуативны
и неустойчивы. Так, любовь ребенка к матери,
вспыхивая время от времени, побуждает
его целовать ее, обнимать, произносить
нежные слова, но еще не может служить
более или менее постоянным источником
поступков, которые бы радовали мать,
приносили ей удовлетворение. Ребенок
еще не способен на длительное сочувствие
и заботу о других, даже очень любимых
людях. Здесь нежность к заболевшей матери
уступила место удовольствию по поводу
возможности выполнять роль взрослой,
опекать больную. Чувства младших и средних
дошкольников по отношению к сверстникам,
не являющимся членами семьи, обычно вообще
не бывают особенно длительными. Наблюдения
за дружескими проявлениями детей в детском
саду показали, что в подавляющем большинстве
случаев ребенок дружит попеременно с
многими детьми в зависимости от обстоятельств.
Такая дружба основана не на стойком отношении
к сверстнику, а на том, что ребенок с ним
вместе играет пли сидит за столом. На
протяжении дошкольного детства чувства
ребенка приобретают значительно большую
глубину и устойчивость. У старших дошкольников
уже можно наблюдать проявления подлинной
заботы о близких людях, поступки, которые
направлены на то, чтобы оградить их от
беспокойства, огорчения. Типичной для
ребенка старшего дошкольного возраста
становится постоянная дружба со сверстниками,
хотя сохраняется и большое количество
случаев попеременной дружбы. При завязывании
дружбы между детьми основное значение
теперь приобретает не внешняя ситуация,
а их симпатия друг к другу, положительное
отношение к тем или иным качествам сверстника,
его знаниям и умениям («Вова знает много
игр», «С ним весело»; «Она дои рая»). Чувства
и разум. Одно из главных направлении развития
чувства в дошкольном детстве — увеличение
их «разумности», связанное с умственным
развитием ребенка. Ребенок только
начинай" познавать окружающий мир,
знакомиться с последствиями своп поступков,
разбираться в том, что такое хорошо и
что такое плохо. Существует распространенное
мнение о том, что маленькие
дети часто бесчувственны, далее жестоки
по отношению к животным.
Прекрасное
Аналогичный
путь развития проходит в дошкольном
детстве и чувство красивого, вызываемое
у ребенка предметами, явлениями природы,
произведениями искусства. Для трех-четырехлетнего
дошкольника красивое — это яркая, блестящая
игрушка, нарядный костюмчик и т. п. К старшему
дошкольному возрасту ребенок начинает
улавливать красоту в ритмичности, гармонии
красок и линий, в развитии музыкальной
мелодии, в пластичности танца. Сильные
переживания вызывает у старшего дошкольника
красота природных явлений, пейзажей,
праздничных шествий. Чем лучше ребенок
ориентируется в окружающем, тем более
разнообразными и сложными становятся
причины, порождающие у него чувство прекрасного.
Проявление
чувств
Существенно изменяются в дошкольном детстве и внешние проявления чувства ребенка. Во-первых, ребенок постепенно овладевает умением до известной степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств. В отличие от трехлетнего, пяти-шестилетний дошкольник может сдержать слезы, т.п. Во-вторых, он усваивает «язык» чувств — принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, мимики, жестов, движении, интонаций голоса. Хотя наиболее резкие проявления чувств (плач, смех, крик) связаны с работой врожденных механизмов мозга, они только в младенчестве имеют непроизвольный характер. В дальнейшем ребенок научается ими управлять и не только подавлять в случае надобности, но и сознательно употреблять, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них. Что же касаемся всего богатства более тонких выразительных средств, которыми пользуются люди для выражения чувств, то они имеют общественное происхождение и ребенок овладевает ими путем подражайте.