Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:39, курсовая работа
Итак, целью исследования было поставлено: выявить, какую роль играет воображение в развитии личности дошкольника, в частности, в развитии речевой и эмоциональной сферы.
Задачи исследования:
1. изучить литературные источники по данной теме;
2. рассмотреть воображение как процесс;
3. описать психологические механизмы воображения;
Введение………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы
1.1. Воображение как процесс……………………………………….7
1.2. Механизмы воображения ………………………………………10
1.3. Виды воображения………………………………………………12
1.4. Этапы развития воображения дошкольника ………………….15
Глава 2. Эмпирическое исследование по выявлению связи воображения с развитием личности старшего дошкольника
2.1. Ход исследования. Методы исследования…………………….22
2.2.Анализ результатов исследования……………………………….29
Заключение …………………………………………………………...31
Библиографический список использованной литературы……..33
42
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО
ФАКУЛЬТЕТ начального образования
КАФЕДРА педагогики и психологии
Специальность: Дошкольная педагогика и психология
КУРСОВАЯ РАБОТА
РОЛЬ ВООБРАЖЕНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНИКА
Студентка 3 курса
Группа НО-32
А.А. Шпилько
Научный руководитель
кандидат педагогических наук,
доцент
Н.И. Климова
Калуга 2010г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы
1.1. Воображение как процесс……………………………………….7
1.2. Механизмы воображения ………………………………………10
1.3. Виды воображения………………………………………………
1.4. Этапы развития воображения дошкольника ………………….15
Глава 2. Эмпирическое исследование по выявлению связи воображения с развитием личности старшего дошкольника
2.1. Ход исследования. Методы исследования…………………….22
2.2.Анализ результатов исследования……………………………….29
Заключение …………………………………………………………...31
Библиографический список использованной литературы……..33
Приложение……………………………………………………
Введение
С древности воображение привлекало к себе внимание как особое свойство человеческой психики, стоящее отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающее промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Однако феномен воображения остается загадочным и в наши дни. Человечеству до сих пор немногое известно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Вопросы о том, где в коре головного мозга человека локализовано воображение, с работой каких известных нам нервных структур оно связано, сегодня еще не разгаданы. По крайней мере, об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти, которые изучены в достаточной степени.
«Воображение, - писал С.Л. Рубинштейн, - связано с нашей способностью и необходимостью творить новое. Воображение - это отлёт от прошлого опыта, преобразование его. Воображение - это преобразование данного, осуществляемое в образной форме».
Воображение - одна из фундаментальных характеристик человека. В нем наиболее наглядно проявляется отличие человека от животного. Философ Э.В. Ильенков писал: «Сама по себе взятая фантазия принадлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без неё нельзя сделать ни шагу не только в искусстве. Без силы воображения невозможно было бы даже перейти улицу через поток машин. Человечество, лишённое фантазии, никогда бы не запустило в космос ракеты».
Сегодня социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов. Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. Ценность воображения в том, что оно позволяет принять решение и найти выход в проблемной ситуации, даже при отсутствии нужной полноты знаний. Л.С. Выготский отмечал, что воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, при внесении нового в само течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает новый, ранее не существовавший образ, составляет самую основу той деятельности, которую мы называем воображением.
В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения. Как показали исследования Л.С. Выгодского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ. Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Итак, целью моей курсовой работы стало выяснить, какую роль играет воображение в развитии личности дошкольника.
Итак, целью исследования было поставлено: выявить, какую роль играет воображение в развитии личности дошкольника, в частности, в развитии речевой и эмоциональной сферы.
Задачи исследования:
1. изучить литературные источники по данной теме;
2. рассмотреть воображение как процесс;
3. описать психологические механизмы воображения;
4. охарактеризовать этапы воображения;
5. провести исследование по выявлению связи воображения с развитием личности старшего дошкольника;
6. проанализировать полученные в ходе исследования результаты.
Объект исследования: воображение старшего дошкольника.
Предмет исследования: роль воображения в развитии личности старшего дошкольника.
Гипотеза: мы предположили, что у детей с высоким уровнем развития воображения будут лучше развиты речевая и эмоциональная сферы, а также логика рассказывания, умение соотносить жизненные ситуации в причинно-следственной последовательности, чем у детей с низким уровнем развития воображения.
Методы исследования: теоретический анализ проблемы, исследование с помощью методик «Расскажи, о чем говорится в сказке», «Заполнение отсутствующих деталей в изображении», «Составление сказки», «Рассказ по картинкам».
Практическая значимость: данная работа может быть интересна педагогам ДОУ, а также родителям старших дошкольников. С ее помощью можно понять особенности детского воображения и в полной мере оценить его роль в развитии ребенка-дошкольника.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось с детьми 5-7 лет из полных семей.
Структура исследования: исследование состоит из введения, теоретической и практической главы, заключения, библиографического списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы
1.1. Воображение как процесс
В современной российской психологии воображение понимается как психический процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений.
В нем своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и представлять возможные условия, в коих это поведение будет осуществляться.
Воображение выражается:
1. в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта;
2. в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна;
3. в продуцировании образов, кои не программируют, а заменяют деятельность;
4. в создании образов, соответствующих описанию объекта.
Воображение традиционно рассматривается как самостоятельный процесс, однако, по мнению Р. С. Немова, оно занимает промежуточное положение между восприятием и мышлением.
Важнейшее значение воображения – в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности. Создание с помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта труда способствует его предметному воплощению. Коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных и состоит в представлении ожидаемого результата с помощью воображения. Оно входит в любой трудовой процесс, в любую творческую деятельность. В ходе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением. Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется степенью неопределенности ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных. Если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления; если же данные с трудом поддаются анализу, то действуют механизмы воображения. Нередко задача может быть решена как с помощью воображения, так и с помощью мышления.
Обычно под воображением имеется в виду все то, что не реально, что не соответствует действительности. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. «Всякое изобретение, – говорит Рибо, – крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением – постройкой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений». Воображение – не действительность, но оно не может без действительности, т.к. именно элементы действительности являются для него питающей средой. С другой стороны, именно воображение подчас определяет программу действий человека, ход его мыслей, его отношение к окружающей действительности, к собственной работе, к разнообразным формам своей деятельности. Воображение порождает замысел, т.е. представление о будущем творении. И когда человек приступает к любой работе, он «видит» цель своей деятельности, ее результат. Даже самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Если же человек занимается творческой работой, то он должен вообразить то, что никто, и в том числе он сам, еще не делал и, следовательно, не видел и не слышал. Воображение порождает «образ» того, что лишь будет создано в процессе творческой работы. В литературе имеются самые разные определения воображения.
Так, Л.С. Выгодский отмечает, что воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Ценность воображения – в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний, необходимых для выполнения задачи; но при этом пути решения проблемы нередко недостаточно точны, нестроги, и в том – ограниченность воображения.
Обычно считается, что воображение оперирует представлениями и не распространяется на содержание, выраженное отвлеченными понятиями. Но в последнее время обозначился иной подход - представление воображения как комбинации не только образного, но и абстрактного содержания.
1.2. Механизмы воображения
В образах, возникающих в воображении, всегда есть черты уже известных человеку образов. Но в новом образе они преображены, изменены, соединены в необычные сочетания. Основой создания образов является аналогия и синтез. Аналогия – установление сходства, подобия между явлениями, предметами. При умозаключении по аналогии знания, полученные из рассмотренного объекта, переносятся на другой, менее изученный объект.
Информация о работе Роль воображения в развитии личности старшего дошкольника