Развитие креативного воображения у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Цель занятий – развитие воображения и творческих способностей младших школьников.
Учебные задачи:
1. Грамотно отобрать содержание предлагаемого детям учебного материала и определить его в соответствии с возрастными возможностями.
2. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.

Содержание

1.Введение. 3-4
2.Психология, как предмет: 5-9
2.1. Психология как наука. 5
2.2. Что же является предметом изучения психологии? 6
2.3.Психические познавательные процессы человека. 7-9
3.Воображение - особая форма психики: 10-16
3.1.Сущность и виды воображения. 10-12
3.2Воображение и фантазия. 13
3.4Воображение в творчестве. 14-16
4.Функции воображения. 17
5.Воображение в детском возрасте. 18-19
6.Креативное воображение. 20-26
6.1.Креативное воображение как цель обучения в начальной школе. 20
6.2.Роль креативного воображения на уроках изобразительного искусства. 21-22
6.3.Формы и методы развития креативного воображения на уроках изобразительного искусства. 23-26
7.Заключение. 27
8.Литература. 28

Работа содержит 1 файл

Почти ввсё1.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

 

2.«Мазайка»

Даны графические изображения четырех данных геометрических фигур. Используя их многократно, с изменением размера и пространственного положения, нужно составить из них предметы.  

3. Дидактическая игра «Перевертыши».

Детям предлагаются наборы из 20 карточек со схематическими изображениями на них каких-либо предметов или простых геометрических фигур. В каждом наборе пять комплектов по четыре карточки с изображением одной и той же фигуры, но в разных пространственных ракурсах.

Дается установка дорисовать эти фигуры до какого-либо целостного изображения, не меняя при этом их пространственного расположения..

4. «Дорисуй картинку». Детям предлагаются карточки с упрощенным схематическими изображениями предметов и незаконченными линиями неопределенного характера, которые надо дорисовать так, чтобы получилась картина, например, волшебного леса. Можно разработать темы: «Волшебный лес», «Сказочная поляна», «Подводное царство» и т.д.

5. «Рисуем настроение». Педагог предлагает детям нарисовать разное настроение каждой голове ребёнка.

7. Упражнение «Волшебные кляксы». Дорисовать кляксу в известный образ

8. Упражнение «Волшебные пальчики». По отпечатку кисти дорисовать изображение.

9. «Охотник». Цель: увидеть в сплетениях линий образы знакомых животных; 

Задание: попытаться создать свою работу.

10. «Дорисуй линию». Дорисовать линию до известного объекта.  

11. «Дорисуй узор». Продолжить узор на вазе.

12. «Симметрия». Дорисовать симметричный узор.

13. «Ассиметрия». Дорисовать ассиметричный узор 

14. «Весёлые человечки» Из шаблона изобразить человечка в различных движениях.

15. Создание картины по собственному замыслу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Психологами доказано, что своеобразие психического развития младших школьников таково, что примерно до 10 лет у детей активизируется преимущественно правое полушарие и первая сигнальная система. Поэтому большинство младших школьников относятся не к мыслительному, а к художественному типу. Учитывая это – я пришла к выводу, что воображение ребёнка развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. Чем богаче опыт ребёнка, чем больше он видел, слышал, пережил, узнал, чем больше впечатлений об окружающей действительности он накопил, тем более богатым материалом располагает его воображение, тем больший простор открывается для его фантазии и творчества, которое активнее и полнее всего реализуется в играх, сочинительстве сказок и историй, рисовании. В результате проделанной мною работы, я это доказала на практике. Поэтому можно говорить об эффективности творческих заданий, игр и упражнений, которые я использовала на уроках. Позитивные сдвиги в деятельности воображения, выявленные при сравнении показателей, свидетельствуют о возможности в процессе целенаправленного обучения повышать уровень развития данного психического процесса.

 

                                                                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                     

 

              

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                                 

1. Абрамова М.А.. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.:Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 128 с.: ил. – (Б-ка учителя начальной школы).

2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. – М., 1980. – Т.1. – 232 с., Т.2. – 288 с.

3. Беркинблит М.Б., Петровский А.В. Фантазия и реальность. – М., 1968 – 128 с.

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967 – 93с.

5. Гольперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». – М., 1965 – 51 с.

6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1968 – 240 с.

7. Давыдов В.В., Эльконин Д.Б., Маркова А.К. основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста. //Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. – М., 1978 – 180-205 с.

8. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей. //Вопросы психологии. – 1988 – № 6 – 52-59 с.

9. Кириллова Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей. //Дошкольное воспитание. – 1971 – № 2 – 41-46 с.

10. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. –  М., 1979 – 99 с.

11. Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1971 – 415 с.

12. Полуянов Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. Пособие для школьных психологов. – Москва-Рига, 2000. – 160 стр.

13. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников. – М., 1999 – 25-44 с.

14. Рузская А.Г. Некоторые особенности воображения младших школьников. //Психология младшего школьника. –  М., 1960 – 128-147 с.

15. Самарин Ю.А. Воспитание воображения школьника. – Л., 1947 – 80 с.

 

 

2

 



Информация о работе Развитие креативного воображения у младших школьников