Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 04:47, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования — выявление возможностей занятий социокультурной деятельностью в формировании коммуникативных навыков детей 4-6 лет и разработка технологии включения разных видов данной деятельности в воспитательный процесс.

Объект, предмет и цель исследования определили круг исследовательских задач:

1. Проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме формирования коммуникативных способностей личности.

2. Уточнить понятие «социокультурной среды»

3. Выявить уровни коммуникативных способностей у детей 4-6 лет.

4. Разработать и экспериментально подтвердить эффективность технологии процесса формирования коммуникативных способностей дошкольников средствами социокультурной деятельности.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 89.29 Кб (Скачать)

   Субъективные  методы направлены на выявление внутренних глубинных характеристик отношения  к другим детям, которые всегда связаны  с особенностями его личности и самосознания. Нами на первом этапе  исследования было использовано несколько  методов с целью выявления  уровня развития коммуникативных навыков.

   В исследовании приняло участие 20 детей в возрасте 5-6 лет группы «Одуванчики» детского сада №19 «Ударновский» г. Шахтерск (см. приложение 1).

   Первый  этап диагностики позволил нам выделить в старшей группе проблемных детей, нуждающихся в психологической  коррекции и повышенном внимании со стороны родителей и воспитателей.

   Методика 1. Для определения способности  вступать в контакт, смело взаимодействовать  со взрослыми (социальной смелости) мы использовали следующий вид диагностики.

   Для этой цели подготавливается следующий  материал: по два листа бумаги для  протоколов на каждого ребенка, где  записывается его имя, фамилия, дата. Один протокол получает тот взрослый, к кому будет обращаться ребенок, другой остается у воспитателя, куда он заносит все действия ребенка, начиная с принятия им задания  и заканчивая содержанием второго  протокола. На индивидуальное обследование детей отводится на два-три дня. Педагог заранее предупреждает  коллег, согласившихся принять участие  в эксперименте: следует не только выслушать ребенка, но и задавать встречные вопросы, отвечать на поставленные.

   Ход обследования. Воспитатель собирает всю группу и спрашивает, к примеру, кто пойдет к медицинской сестре и спросит её от имени воспитателя, можно ли сегодня, в эту непогоду пойти на прогулку. (В протоколе  фиксируются фамилии всех, кто  изъявил желание). Аналогичное задание, но, разумеется, другого содержания и обращенное к другому сотруднику получают остальные участники.

   Что заносится в протокол. 1. Вызвался ли выполнить поручение сам ребенок  или его попросили; как он отреагировал на просьбу. Важно учитывать следующее: а) ребенок должен знать, куда и к  кому он идет; б) тот, к кому его направляют, в этот момент должен находится на своем рабочем месте. 2. Как ведет  себя второй экспериментатор? Поздоровавшись с ребенком, выслушав его, спросив  как зовут, из какой он группы, как  зовут его воспитателя, отвечает на поставленные вопрос. По уходе дословно записывает ход встречи.

   По  возвращении ребенка в группу воспитатель спрашивает, как прошла встреча.

   Обработка данных. Высокий уровень: сам вызвался выполнить поручение, передал информацию и ответил конкретно на все  вопросы взрослых; выполнил задание, но по поручению педагога. Средний  уровень: сам вызвался выполнить  поручение, но информацию передал не совсем точно. Низкий уровень: не изъявил  желания, информацию передал неточно; отказался выполнить поручение.

   Методика 2. Для выявления в общении эмоциональной  окрашенности, экспрессивности, динамичности возможен следующий метод диагностики.

   Обследование  проводится подгруппами – по семь детей – и требует подготовки. Речь идет об инсценировке – «силами» кукол – рассказа В. Бианки «Хитрый  лис и умная уточка». Цель: спровоцировать реакцию на действия персонажей –  защитить уточку, предупредить ее об опасности. Все наблюдения заносятся в протокол, заведенный на каждого ребенка: количество высказываний, в том числе и  эмоциональных, быстрота реакции на сложившуюся ситуацию (выступил в  числе первых или последним, вместе во всеми или молчал). Все наблюдения заносятся в протокол, подготовленный на каждого ребенка, в графы «Количество  высказываний», «Эмоциональная окрашенность», «В числе первых», «Со всеми», «Не  высказался».

   Обработка данных. Высокий уровень: ребенок  активен, эмоционален, высказывается  в числе первых. Средний уровень: активен, эмоционален в меньшей  степени, высказывается о поступках  персонажей вместе со всеми. (Отметим: если в ситуации опасности, грозящей уточке во втором или третьем случае, ребенок включается в число первых, можно считать: уровень высокий.) Низкий уровень: в ситуацию включается всегда последним или вовсе не реагирует на происходящее действие.

   Методика 3. Для определения  умения ориентироваться в социальной ситуации и понимать поведение других людей (проницательность). Обследование проводится в два этапа. Первый – чтение сказки братьев Гримм «Заяц и Ёж»;  второй – индивидуальная беседа по содержанию сказки: ее проводят двое взрослых – один задает вопросы («О чем договорились Ёж и Заяц? Кто победил в соревновании? Кто в действительности быстрее бегает? Кто более привлекателен – Ёж или заяц? Почему? Почему Ёж обманул Зайца?»), второй записывает ответы в протокол.

   Обработка данных. Высокий уровень: ребенок  отвечает на все вопросы. Средний: принимает, понимает поступок Ёжа, но не в состоянии  точно охарактеризовать ситуацию. Низкий уровень: а) не понимает сути поступка героя (почему Ёж обманул Зайца), но при этом импонирует ему; б) поступок Ежа оценивает отрицательно.(см.Приложение 2.)

   Таким образом, мы видим, что высокий уровень  развития коммуникативных способностей обнаружен у небольшого количества испытуемых, что свидетельствует  о низком уровне коммуникативной  компетентности.

   В ходе исследования нами была выдвинута  гипотеза: Формирование и развитие коммуникативных способностей детей 4-6  лет будет успешным, если:

   -       будет рассматриваться в качестве одной из целей воспитательно-образовательного процесса в учреждении дошкольного образования, а также во внешкольных учреждениях.

   -      если занятия социокультурной деятельностью  будут выступать в качестве средства формирования коммуникативных способностей.

   -       будут выявлены уровни развития коммуникативности детей 4-6 лет, обеспечивающие поэтапную реализацию задач исследования.

   С целью подтверждения гипотезы нами была разработана программа развития коммуникативных способностей детей  старшего дошкольного возраста средствами социокультурной деятельности.   

   2.2 Формы и методы развития коммуникативных  способностей детей дошкольного  возраста средствами социокультурной   деятельности  

   Следующим этапом нашего исследования стало проведение коррекционной работы, направленной на развитие эмоциональной и коммуникативной  сферы. Её основой стал синтез занятий  по обучению общению, музыкально-театральной  деятельности. В качестве основных методов и приемов на занятии  в различной последовательности используются:

  • коммуникативные игры.
  • беседы на различные темы.
  • театрализованные игры.

   Цель  данной наработки состоит в оказании практической помощи детям в социальной адаптации: устранении искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкции полноценных контактов  ребёнка со сверстниками, а также в определении возможных путей решения следующих задач:

   1. Развитие интереса к окружающим  людям, стремления их понять, потребности  в общении.

   2.  Развитие у детей на конечном этапе навыков общения, знаний о нормах и правилах поведения.

   3.  Развитие игровых умений, навыков адекватного поведения, воображения и творческих способностей.

   4. Формирование у детей положительного  отношения к окружающим, правильной  самооценки и сбалансированности  эмоциональных состояний. 

   5. Обучение искусству общения в  различных формах и ситуациях

   Указанные цели и задачи достигаются входе  коррекционно-развивающих занятий, проводимых раз в неделю для старших  дошкольников с различным уровнем  развития (группами не более 6-7 детей). Их продолжительность составляет 30-40 минут. Обогащение педагогического  процесса семиотикой цветовой гаммы (все  пособия раскрашены в определённые цвета, даже если цвет не несёт определённой функциональной нагрузки) даёт дополнительные возможности для более успешной работы.

   При разработке собственного занятия (см. приложение №2) по развитию коммуникативных  способностей детей мы брали за основу программу А. Е. Рыбак “Вместе”, в которой автор основной акцент делает на развитии эмоциональной и  коммуникативной отзывчивости детей  на различные средства художественной выразительности. Так, на занятиях и  вне их обязательно должны быть созданы  условия для художественного  освоения ребёнком окружающей действительности. К ним относятся пение, пластические движения под музыку, речевая художественная деятельность, совместные детские импровизации, игра со словом и звуком. В этих условиях с изменением среды и форм общения  у детей происходит разрушение неадекватных стереотипов поведения.  

   Большое внимание уделяется формированию дружеских  и тёплых отношений детей друг к другу, считая, что много здесь  зависит от чуткого педагога, который  должен обучать детей позитивным приёмам общения, учить анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать.

   При разработке комплекса занятий по развитию коммуникативных способностей мы обратили внимание на театральную  деятельность, поскольку анализ современной  научно-методической и практической литературы, посвященной театральной  деятельности, показал, что, действительно, театрализация развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес  к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, способствует развитию коммуникативных способностей –  умению общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, опираясь на правила речевого общения.

   Наконец, театрализация используется в интересах  речевого развития ребенка. Эмоциональное  воздействие произведений театрального искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями.

   Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, театрализованная деятельность многофункциональна, а так же рекомендована  в детских дошкольных учреждениях.

   Преодолевая пространство и время, сочетая возможности  нескольких видов искусства –  музыки, танца, литературы и актерской  игры, театр обладает огромной силой  воздействия на эмоциональный мир  ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят  сочувствие, сострадание, развивают  способность поставить себя на место  другого, радоваться и тревожиться  вместе с ним. И главное оно  способствует формированию личности ребенка, вырабатывая определенную систему  ценностей, чувство ответственности  за общее дело, вызывает желание  заявить о себе в среде сверстников  и взрослых. 

   Казалось  бы, неся в себе такой положительный  импульс, театральная деятельность должна широко использоваться в работе с детьми. Однако воспитание детей  средствами театра медленно и не всегда успешно реализуется на практике. Часто театр превращается в мероприятие  необязательное, вспомогательное, способное лишь развлечь. На эти просчеты указывают педагоги, долгое время занимающиеся вопросами театральной деятельности дошкольников, такие, как Н.Ф. Сорокина, М.Д.Маханёва, Т.И.Петрова, Л.В.Артемова.

   В связи с этим проблема, с нашей  точки зрения, заключается в необходимости  осознать, что такой вид детской  деятельности, как театрализация, создает  максимально благоприятные условия  для развития коммуникативно-речевой  активности у детей дошкольного  возраста и закладывает основу для  формирования необходимых коммуникативных  способностей.

   Анализируя  современные методики по театрально-игровой  деятельности (М.Д.Маханевой, Н.Ф.Сорокиной, Е.Петровой), мы можем отметить, что  у многих авторов обновлены задачи, стоящие перед педагогом и  детьми: выявить склонности и способности  каждого ребенка, нацелить на самостоятельное  творчество и создать коллектив  единомышленников, то есть добиться того, чтобы каждый ребенок-участник проявил  свои способности и почувствовал необходимость объединения для  совместной работы; учился взаимодействовать  со взрослыми и сверстниками.

   Мы  видим, что в новейшей литературе серьезным образом смещены акценты  в формулировании задач. Главным  в театрализованной деятельности стало  не просто желание развлечь детей  или заучить с ними искусственные  жесты, фразы к предстоящему спектаклю, а развитие детской фантазии, способности  сопереживать происходящему, создание соответствующего эмоционального настроя, раскрепощение ребенка, повышение  его уверенности в себе, в своих  силах.

Информация о работе Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста