Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 04:47, курсовая работа
Цель исследования — выявление возможностей занятий социокультурной деятельностью в формировании коммуникативных навыков детей 4-6 лет и разработка технологии включения разных видов данной деятельности в воспитательный процесс.
Объект, предмет и цель исследования определили круг исследовательских задач:
1. Проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме формирования коммуникативных способностей личности.
2. Уточнить понятие «социокультурной среды»
3. Выявить уровни коммуникативных способностей у детей 4-6 лет.
4. Разработать и экспериментально подтвердить эффективность технологии процесса формирования коммуникативных способностей дошкольников средствами социокультурной деятельности.
Субъективные
методы направлены на выявление внутренних
глубинных характеристик
В исследовании приняло участие 20 детей в возрасте 5-6 лет группы «Одуванчики» детского сада №19 «Ударновский» г. Шахтерск (см. приложение 1).
Первый
этап диагностики позволил нам выделить
в старшей группе проблемных детей,
нуждающихся в психологической
коррекции и повышенном внимании
со стороны родителей и
Методика 1. Для определения способности вступать в контакт, смело взаимодействовать со взрослыми (социальной смелости) мы использовали следующий вид диагностики.
Для этой цели подготавливается следующий материал: по два листа бумаги для протоколов на каждого ребенка, где записывается его имя, фамилия, дата. Один протокол получает тот взрослый, к кому будет обращаться ребенок, другой остается у воспитателя, куда он заносит все действия ребенка, начиная с принятия им задания и заканчивая содержанием второго протокола. На индивидуальное обследование детей отводится на два-три дня. Педагог заранее предупреждает коллег, согласившихся принять участие в эксперименте: следует не только выслушать ребенка, но и задавать встречные вопросы, отвечать на поставленные.
Ход обследования. Воспитатель собирает всю группу и спрашивает, к примеру, кто пойдет к медицинской сестре и спросит её от имени воспитателя, можно ли сегодня, в эту непогоду пойти на прогулку. (В протоколе фиксируются фамилии всех, кто изъявил желание). Аналогичное задание, но, разумеется, другого содержания и обращенное к другому сотруднику получают остальные участники.
Что
заносится в протокол. 1. Вызвался
ли выполнить поручение сам
По возвращении ребенка в группу воспитатель спрашивает, как прошла встреча.
Обработка данных. Высокий уровень: сам вызвался выполнить поручение, передал информацию и ответил конкретно на все вопросы взрослых; выполнил задание, но по поручению педагога. Средний уровень: сам вызвался выполнить поручение, но информацию передал не совсем точно. Низкий уровень: не изъявил желания, информацию передал неточно; отказался выполнить поручение.
Методика
2. Для выявления в общении
Обследование проводится подгруппами – по семь детей – и требует подготовки. Речь идет об инсценировке – «силами» кукол – рассказа В. Бианки «Хитрый лис и умная уточка». Цель: спровоцировать реакцию на действия персонажей – защитить уточку, предупредить ее об опасности. Все наблюдения заносятся в протокол, заведенный на каждого ребенка: количество высказываний, в том числе и эмоциональных, быстрота реакции на сложившуюся ситуацию (выступил в числе первых или последним, вместе во всеми или молчал). Все наблюдения заносятся в протокол, подготовленный на каждого ребенка, в графы «Количество высказываний», «Эмоциональная окрашенность», «В числе первых», «Со всеми», «Не высказался».
Обработка данных. Высокий уровень: ребенок активен, эмоционален, высказывается в числе первых. Средний уровень: активен, эмоционален в меньшей степени, высказывается о поступках персонажей вместе со всеми. (Отметим: если в ситуации опасности, грозящей уточке во втором или третьем случае, ребенок включается в число первых, можно считать: уровень высокий.) Низкий уровень: в ситуацию включается всегда последним или вовсе не реагирует на происходящее действие.
Методика 3. Для определения умения ориентироваться в социальной ситуации и понимать поведение других людей (проницательность). Обследование проводится в два этапа. Первый – чтение сказки братьев Гримм «Заяц и Ёж»; второй – индивидуальная беседа по содержанию сказки: ее проводят двое взрослых – один задает вопросы («О чем договорились Ёж и Заяц? Кто победил в соревновании? Кто в действительности быстрее бегает? Кто более привлекателен – Ёж или заяц? Почему? Почему Ёж обманул Зайца?»), второй записывает ответы в протокол.
Обработка
данных. Высокий уровень: ребенок
отвечает на все вопросы. Средний: принимает,
понимает поступок Ёжа, но не в состоянии
точно охарактеризовать ситуацию. Низкий
уровень: а) не понимает сути поступка
героя (почему Ёж обманул Зайца), но
при этом импонирует ему; б) поступок
Ежа оценивает отрицательно.(
Таким образом, мы видим, что высокий уровень развития коммуникативных способностей обнаружен у небольшого количества испытуемых, что свидетельствует о низком уровне коммуникативной компетентности.
В ходе исследования нами была выдвинута гипотеза: Формирование и развитие коммуникативных способностей детей 4-6 лет будет успешным, если:
- будет рассматриваться в качестве одной из целей воспитательно-образовательного процесса в учреждении дошкольного образования, а также во внешкольных учреждениях.
- если занятия социокультурной деятельностью будут выступать в качестве средства формирования коммуникативных способностей.
- будут выявлены уровни развития коммуникативности детей 4-6 лет, обеспечивающие поэтапную реализацию задач исследования.
С
целью подтверждения гипотезы нами
была разработана программа развития
коммуникативных способностей детей
старшего дошкольного возраста средствами
социокультурной деятельности.
2.2
Формы и методы развития
Следующим
этапом нашего исследования стало проведение
коррекционной работы, направленной
на развитие эмоциональной и
Цель
данной наработки состоит в оказании
практической помощи детям в социальной
адаптации: устранении искажений эмоционального
реагирования и стереотипов поведения,
реконструкции полноценных
1.
Развитие интереса к
2. Развитие у детей на конечном этапе навыков общения, знаний о нормах и правилах поведения.
3. Развитие игровых умений, навыков адекватного поведения, воображения и творческих способностей.
4.
Формирование у детей
5. Обучение искусству общения в различных формах и ситуациях
Указанные
цели и задачи достигаются входе
коррекционно-развивающих
При разработке собственного занятия (см. приложение №2) по развитию коммуникативных способностей детей мы брали за основу программу А. Е. Рыбак “Вместе”, в которой автор основной акцент делает на развитии эмоциональной и коммуникативной отзывчивости детей на различные средства художественной выразительности. Так, на занятиях и вне их обязательно должны быть созданы условия для художественного освоения ребёнком окружающей действительности. К ним относятся пение, пластические движения под музыку, речевая художественная деятельность, совместные детские импровизации, игра со словом и звуком. В этих условиях с изменением среды и форм общения у детей происходит разрушение неадекватных стереотипов поведения.
Большое внимание уделяется формированию дружеских и тёплых отношений детей друг к другу, считая, что много здесь зависит от чуткого педагога, который должен обучать детей позитивным приёмам общения, учить анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать.
При
разработке комплекса занятий по
развитию коммуникативных способностей
мы обратили внимание на театральную
деятельность, поскольку анализ современной
научно-методической и практической
литературы, посвященной театральной
деятельности, показал, что, действительно,
театрализация развивает
Наконец, театрализация используется в интересах речевого развития ребенка. Эмоциональное воздействие произведений театрального искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями.
Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, театрализованная деятельность многофункциональна, а так же рекомендована в детских дошкольных учреждениях.
Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусства – музыки, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят сочувствие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. И главное оно способствует формированию личности ребенка, вырабатывая определенную систему ценностей, чувство ответственности за общее дело, вызывает желание заявить о себе в среде сверстников и взрослых.
Казалось бы, неся в себе такой положительный импульс, театральная деятельность должна широко использоваться в работе с детьми. Однако воспитание детей средствами театра медленно и не всегда успешно реализуется на практике. Часто театр превращается в мероприятие необязательное, вспомогательное, способное лишь развлечь. На эти просчеты указывают педагоги, долгое время занимающиеся вопросами театральной деятельности дошкольников, такие, как Н.Ф. Сорокина, М.Д.Маханёва, Т.И.Петрова, Л.В.Артемова.
В
связи с этим проблема, с нашей
точки зрения, заключается в необходимости
осознать, что такой вид детской
деятельности, как театрализация, создает
максимально благоприятные
Анализируя современные методики по театрально-игровой деятельности (М.Д.Маханевой, Н.Ф.Сорокиной, Е.Петровой), мы можем отметить, что у многих авторов обновлены задачи, стоящие перед педагогом и детьми: выявить склонности и способности каждого ребенка, нацелить на самостоятельное творчество и создать коллектив единомышленников, то есть добиться того, чтобы каждый ребенок-участник проявил свои способности и почувствовал необходимость объединения для совместной работы; учился взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Мы
видим, что в новейшей литературе
серьезным образом смещены
Информация о работе Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста