Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 04:47, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования — выявление возможностей занятий социокультурной деятельностью в формировании коммуникативных навыков детей 4-6 лет и разработка технологии включения разных видов данной деятельности в воспитательный процесс.

Объект, предмет и цель исследования определили круг исследовательских задач:

1. Проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме формирования коммуникативных способностей личности.

2. Уточнить понятие «социокультурной среды»

3. Выявить уровни коммуникативных способностей у детей 4-6 лет.

4. Разработать и экспериментально подтвердить эффективность технологии процесса формирования коммуникативных способностей дошкольников средствами социокультурной деятельности.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 89.29 Кб (Скачать)

   Одно  из важнейших условий развития самосознания в дошкольном возрасте — расширение и обогащение индивидуального опыта  ребенка. Говоря об индивидуальном опыте, в данном случае имеют в виду совокупный результат тех умственных и практических действий, которые ребенок сам  предпринимает в окружающем предметном мире.

   Различие  между индивидуальным опытом и опытом общения состоит в том, что  первый накапливается в системе "ребенок — физический мир  предметов и явлений", когда  ребенок действует самостоятельно вне общения с кем-либо, тогда  как второй формируется благодаря  контактам с социальной средой в  системе "ребенок — другие люди". При этом опыт общения тоже индивидуален в том смысле, что он является жизненным опытом индивида.

   Индивидуальный  опыт, полученный в конкретной деятельности, является реальной основой для определения  ребенком наличия или отсутствия у него определенных качеств, умений и возможностей. Он может слышать  каждый день от окружающих, что у  него есть те или иные способности, или, что у него их нет, однако это  не является основой формирования правильного  представления о своих возможностях. Критерием наличия или отсутствия каких-либо способностей является в  конечном счете успех или неуспех  в соответствующей деятельности. Путем прямой проверки своих сил  в реальных условиях жизни ребенок  постепенно приходит к пониманию  границ своих возможносте   

   1.3 Особенности коммуникативных способностей  в старшем дошкольном возрасте, формы их развития  

   Социализация  является важным условием гармоничного развития ребенка. Уже с момента  рождения малыш является социальным существом, требующим для удовлетворения своих потребностей участия другого  человека. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения  с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка  позитивно общаться позволяет ему  комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и  самого себя (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Т. А. Репина, Е. В. Субботский, С. Г. Якобсон и др.).

   В социальном развитии ребенка-дошкольника  ведущую роль играют коммуникативные  способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.

   Такая трактовка коммуникативных способностей предполагает использование понятия  «нормативной ситуации» (Н. Е. Веракса). Н. Е. Веракса определяет нормативную  ситуацию как «сочетание факторов, условий и обстоятельств, относительно которых социум предписывает субъекту определенные действия». В нормативной  ситуации выделяются внешние обстоятельства (признаки ситуации) и правила (предписанные способы действий). В нормативной  ситуации человек действует согласно заданным нормативным правилам. Именно поэтому нормативная ситуация является пространством активности субъекта[36].

   Нормативная ситуация как единица культуры представляет собой такое образование, в котором  происходит преобразование натуральных  форм активности в культурные. Оказавшись в какой-либо ситуации общения с  взрослыми или сверстниками (в  детском саду, на улице, в транспорте и т. д.), ребенок с развитыми  коммуникативными способностями будет  понимать, каковы внешние признаки данной ситуации и по каким правилам в ней нужно действовать. В случае возникновения конфликтной или другой напряженной ситуации такой ребенок находит позитивные способы ее преобразования. Тем самым в значительной степени снимается проблема индивидуальных особенностей партнеров по общению, конфликтов и других негативных проявлений.

   Отношения с другими людьми зарождаются  и наиболее интенсивно развиваются  в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем  фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в  его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит  последующий путь его личностного  и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

   Особую  важность эта проблема приобретает  в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей  вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием  нравственно-эмоциональной сферы  детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка –  это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение  существенно обогащает жизнь  детей, раскрашивает яркими красками сферу  их ощущений.

   Умение  эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми, а также от индивидуальных особенностей самого ребёнка. Одной из них может  быть нарушение взаимоотношений  внутри семьи; есть и более сложные - психофизиологические особенности  ребёнка (определённая незрелость или  минимальные поражения нервной  системы вследствие неблагополучного протекания беременности матери или  родов, что при правильном воспитании преодолевается к 7-8 годам).

   Очень часто трудности в общении  испытывают дети с общим недоразвитием  речи. Помимо того, что у них страдают высшие психические функции: память, внимание, мышление, задета и эмоционально-личностная сфера: недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний  и саморегуляции; небольшой объем  мимических средств (выразительных  движений мышц лица) и пантомимических  средств (выразительных движений всего  тела), слабость артикуляционной и  тонкой моторики, - все это снижает  коммуникативные возможности детей. Дети осознают свой дефект, и поэтому  у них появляется негативное отношение  к речевому общению, невозможность  высказать своё пожелание; повышенная ранимость и обидчивость. А ведь общение со сверстниками становится все более привлекательным для  старшего дошкольника, поскольку именно этот период сензитивен для формирования ситуативно-деловой формы общения  с другими детьми.

   Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости  в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях  такой ребёнок сосредоточен на своём  “Я”, которое замкнуто на своих  преимуществах (недостатках) и обособлено от других. Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно  не только затрудняет общение дошкольника  со сверстниками, но и в дальнейшем может принести массу всевозможных проблем.

   Что же тогда нужно делать взрослым, чтобы помочь ребёнку преодолеть эти опасные тенденции, порождающие  различные трудности в общении, либо демонстративность и агрессивность, либо замкнутость и полную пассивность? Необходимо постоянно побуждать  у детей подлинный интерес  к окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление всё время  оставаться в контакте, извлекая опыт из неудачного общения. Все эти навыки и позволят ребёнку управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием дружественного и плодотворного общения с окружающими.

   Эти два взаимосвязанных навыка - умение контролировать свои эмоции и умение общаться, как показывает опыт отечественных  педагогов и психологов (М. И. Чистяковой, Н. В. Самоукиной, В. И. Кабрина, Е. В. Рыбак  и др. ), наилучшим образом формируется  в процессе детского коллективного  творчества и художественного освоения мира, которые порождают особую эмоциональную  атмосферу, благотворно действующую  на психику ребёнка. Другими словами, развитие интонационных речевых  навыков, музыкально-сенсорных способностей, воображения, способности к эстетическому  переживанию имеет основопологающее значение и для развития эмоционально-коммуникативной  сферы дошкольников.

   Составитель словаря “Педагогическое речеведение” А.А.Князьков, ссылаясь на психолога  А.Н.Леонтьева, дает более ёмкое определение  коммуникативных способностей. У  него, коммуникативные способности (коммуникативный потенциал) – понятие, отражающее комплекс взаимосвязанных  качеств, обеспечивающих тот или  иной уровень взаимодействия человека с окружающими. Из определения следует, что коммуникативные способности  обладают сложной, уровневой структурой[45].

   К числу наиболее важных личностных проявлений, составляющих коммуникативный потенциал, относят: уровень потребности в  общении; его локализованность; наличие  установки на общение с другими  людьми; особенности эмоциональной  реакции на партнера; собственное  самочувствие человека в ситуации общения, а также коммуникативные умения и навыки.

   Следовательно, коммуникативные способности –  это те способности, которые можно  и нужно развивать. Другими словами, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения. И начинать обучение детей основам коммуникации нужно как можно раньше, используя  для этого разнообразные методы и приемы.

   Любому  взрослому, будь то родитель или педагог, нужно помнить, что в том случае, когда мы вступаем в общение с  ребенком, на нас ложится особая ответственность за построение взаимодействия, поскольку именно в общении ребенок  воспринимает и усваивает его  образцы.

   По  мнению педагога Е.Юдиной, взрослый, который  обладает высокой компетентностью  в общении, – наиболее вероятный  образец для ребенка. При этом не просто образец для подражания. Воспринимая те нормы и стиль  взаимодействия, которые демонстрирует  взрослый, ребенок принимает их как  естественные и строит на их основе свой собственный стиль общения[45].

   Ребенок всему учится в общении со взрослыми, ранний опыт дошкольника создает  тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычленению смысла слова.

   Однако  задачи коммуникативного развития дошкольника  не исчерпываются умением элементарно  осознавать факты слышимой речи и  словесно формулировать мысль. Ребенка  надо научить не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать  с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу.

   В современной педагогической науке  аспект обучения и воспитания, связанный  с формированием коммуникативных  способностей ребенка, начал интенсивно развиваться сравнительно недавно (О.М.Казарцева, Т.А.Ладыженская, М.Р.Львов). Дело в том, что в последние  десятилетие на педагогические подходы  существенное влияние оказало развитие отдельных теорий, школ, направлений  в науках, смежных с методикой  обучения языку и развития речи, в том числе это теория речевого общения в психологии (А.А.Бодалев, Б.Ф.Ломов) и теория коммуникации или  речевой деятельности в лингвистике  и психолингвистике (А.А.Леонтьев, А.М.Шахнарович). Учет данных из указанных областей научного знания позволил сформулировать важнейшие методологические подходы  к обучению языку и речи, освоению речевой деятельности и общения: коммуникативный, деятельностный и комплексный подходы.

   Известно, что любые виды деятельности детей, в том числе учебная, и их общение  с другими людьми переплетены  в жизни самым тесным образом  и фактически не могут существовать отдельно. От того, как организовано общение детей, зависит результат  обучения, которое зачастую требует  постоянного взаимодействия детей  и взрослых. В свою очередь ход  и успешность обучения постоянно  и неотвратимо воздействует на коммуникативно-речевую  активность и многие характеристики коммуникативной деятельности детей.

   Стало очевидным, что нельзя обучать речи, не учитывая воспитательные возможности  общения. Важным условием успешного  формирования культуры речевого общения  и поведения дошкольников является соответствующая воспитанность  их эмоциональной сферы, которая  проявляется в том, умеет ли ребенок  сопереживать другим людям, чувствовать  чужую боль или радость; находить общий язык и взаимодействовать  с окружающими; добиваться успеха, сообразуя  свои интересы с интересами и потребностями  других[42].

Информация о работе Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста