Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 04:47, курсовая работа
Цель исследования — выявление возможностей занятий социокультурной деятельностью в формировании коммуникативных навыков детей 4-6 лет и разработка технологии включения разных видов данной деятельности в воспитательный процесс.
Объект, предмет и цель исследования определили круг исследовательских задач:
1. Проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме формирования коммуникативных способностей личности.
2. Уточнить понятие «социокультурной среды»
3. Выявить уровни коммуникативных способностей у детей 4-6 лет.
4. Разработать и экспериментально подтвердить эффективность технологии процесса формирования коммуникативных способностей дошкольников средствами социокультурной деятельности.
Одно из важнейших условий развития самосознания в дошкольном возрасте — расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка. Говоря об индивидуальном опыте, в данном случае имеют в виду совокупный результат тех умственных и практических действий, которые ребенок сам предпринимает в окружающем предметном мире.
Различие
между индивидуальным опытом и опытом
общения состоит в том, что
первый накапливается в системе
"ребенок — физический мир
предметов и явлений", когда
ребенок действует
Индивидуальный
опыт, полученный в конкретной деятельности,
является реальной основой для определения
ребенком наличия или отсутствия
у него определенных качеств, умений
и возможностей. Он может слышать
каждый день от окружающих, что у
него есть те или иные способности,
или, что у него их нет, однако это
не является основой формирования правильного
представления о своих
1.3
Особенности коммуникативных
Социализация
является важным условием гармоничного
развития ребенка. Уже с момента
рождения малыш является социальным
существом, требующим для удовлетворения
своих потребностей участия другого
человека. Освоение ребенком культуры,
общечеловеческого опыта
В социальном развитии ребенка-дошкольника ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.
Такая
трактовка коммуникативных
Нормативная ситуация как единица культуры представляет собой такое образование, в котором происходит преобразование натуральных форм активности в культурные. Оказавшись в какой-либо ситуации общения с взрослыми или сверстниками (в детском саду, на улице, в транспорте и т. д.), ребенок с развитыми коммуникативными способностями будет понимать, каковы внешние признаки данной ситуации и по каким правилам в ней нужно действовать. В случае возникновения конфликтной или другой напряженной ситуации такой ребенок находит позитивные способы ее преобразования. Тем самым в значительной степени снимается проблема индивидуальных особенностей партнеров по общению, конфликтов и других негативных проявлений.
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Особую
важность эта проблема приобретает
в настоящее время, когда нравственное
и коммуникативное развитие детей
вызывает серьёзную тревогу. Действительно,
всё чаще взрослые стали сталкиваться
с нарушениями в сфере общения,
а также с недостаточным
Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми, а также от индивидуальных особенностей самого ребёнка. Одной из них может быть нарушение взаимоотношений внутри семьи; есть и более сложные - психофизиологические особенности ребёнка (определённая незрелость или минимальные поражения нервной системы вследствие неблагополучного протекания беременности матери или родов, что при правильном воспитании преодолевается к 7-8 годам).
Очень
часто трудности в общении
испытывают дети с общим недоразвитием
речи. Помимо того, что у них страдают
высшие психические функции: память,
внимание, мышление, задета и эмоционально-личностная
сфера: недостаточная сформированность
дифференциации эмоциональных состояний
и саморегуляции; небольшой объем
мимических средств (выразительных
движений мышц лица) и пантомимических
средств (выразительных движений всего
тела), слабость артикуляционной и
тонкой моторики, - все это снижает
коммуникативные возможности
Ребёнок,
который мало общается со сверстниками
и не принимается ими из-за неумения
организовать общение, быть интересным
окружающим, чувствует себя уязвлённым
и отвергнутым, что может привести
к эмоциональному неблагополучию: снижению
самооценки, возрастанию робости
в контактах, замкнутости, формированию
тревожности, или наоборот, к чрезмерной
агрессивности поведения. Во всех случаях
такой ребёнок сосредоточен на своём
“Я”, которое замкнуто на своих
преимуществах (недостатках) и обособлено
от других. Доминирование такого отчуждённого
отношения к сверстникам
Что
же тогда нужно делать взрослым,
чтобы помочь ребёнку преодолеть
эти опасные тенденции, порождающие
различные трудности в общении,
либо демонстративность и
Эти
два взаимосвязанных навыка - умение
контролировать свои эмоции и умение
общаться, как показывает опыт отечественных
педагогов и психологов (М. И. Чистяковой,
Н. В. Самоукиной, В. И. Кабрина, Е. В. Рыбак
и др. ), наилучшим образом формируется
в процессе детского коллективного
творчества и художественного освоения
мира, которые порождают особую эмоциональную
атмосферу, благотворно действующую
на психику ребёнка. Другими словами,
развитие интонационных речевых
навыков, музыкально-сенсорных
Составитель
словаря “Педагогическое
К числу наиболее важных личностных проявлений, составляющих коммуникативный потенциал, относят: уровень потребности в общении; его локализованность; наличие установки на общение с другими людьми; особенности эмоциональной реакции на партнера; собственное самочувствие человека в ситуации общения, а также коммуникативные умения и навыки.
Следовательно, коммуникативные способности – это те способности, которые можно и нужно развивать. Другими словами, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения. И начинать обучение детей основам коммуникации нужно как можно раньше, используя для этого разнообразные методы и приемы.
Любому взрослому, будь то родитель или педагог, нужно помнить, что в том случае, когда мы вступаем в общение с ребенком, на нас ложится особая ответственность за построение взаимодействия, поскольку именно в общении ребенок воспринимает и усваивает его образцы.
По мнению педагога Е.Юдиной, взрослый, который обладает высокой компетентностью в общении, – наиболее вероятный образец для ребенка. При этом не просто образец для подражания. Воспринимая те нормы и стиль взаимодействия, которые демонстрирует взрослый, ребенок принимает их как естественные и строит на их основе свой собственный стиль общения[45].
Ребенок всему учится в общении со взрослыми, ранний опыт дошкольника создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычленению смысла слова.
Однако
задачи коммуникативного развития дошкольника
не исчерпываются умением
В
современной педагогической науке
аспект обучения и воспитания, связанный
с формированием
Известно, что любые виды деятельности детей, в том числе учебная, и их общение с другими людьми переплетены в жизни самым тесным образом и фактически не могут существовать отдельно. От того, как организовано общение детей, зависит результат обучения, которое зачастую требует постоянного взаимодействия детей и взрослых. В свою очередь ход и успешность обучения постоянно и неотвратимо воздействует на коммуникативно-речевую активность и многие характеристики коммуникативной деятельности детей.
Стало очевидным, что нельзя обучать речи, не учитывая воспитательные возможности общения. Важным условием успешного формирования культуры речевого общения и поведения дошкольников является соответствующая воспитанность их эмоциональной сферы, которая проявляется в том, умеет ли ребенок сопереживать другим людям, чувствовать чужую боль или радость; находить общий язык и взаимодействовать с окружающими; добиваться успеха, сообразуя свои интересы с интересами и потребностями других[42].
Информация о работе Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста