Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 04:47, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования — выявление возможностей занятий социокультурной деятельностью в формировании коммуникативных навыков детей 4-6 лет и разработка технологии включения разных видов данной деятельности в воспитательный процесс.

Объект, предмет и цель исследования определили круг исследовательских задач:

1. Проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме формирования коммуникативных способностей личности.

2. Уточнить понятие «социокультурной среды»

3. Выявить уровни коммуникативных способностей у детей 4-6 лет.

4. Разработать и экспериментально подтвердить эффективность технологии процесса формирования коммуникативных способностей дошкольников средствами социокультурной деятельности.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 89.29 Кб (Скачать)

   5) речевое сообщение[36].

   В условиях учебного процесса ситуация задается педагогом, предметом речевой  деятельности являются мысли, которые  выражаются в связи с определенными  мотивами в пределах определенной темы. Побуждение к речи может быть и  внутренним (исходящим из потребностей самого человека), и внешним (исходящим  от другого лица). Сама ситуация может  заключать в себе противоречия, которые  будут решены в процессе коммуникативного взаимодействия. Такая ситуация называется проблемной. Динамичность ситуации зависит  от активности коммуникантов, их заинтересованности в общении, общности интересов, их отношением друг к другу, к ситуации. 

   Обратившись к словарю русского языка, мы получили следующие определения коммуникации. В словаре русского языка С.И. Ожегова «коммуникация» растолковывается как сообщение, общение. Речь как  средство коммуникации// прил. - коммуникабельный.

   В словаре синонимов понятия «коммуникация» и «общение» характеризуются  как близкие синонимы, что позволяет  считать эти термины эквивалентными.

   Коммуникация  человека является составной частью его деятельности, она позволяет  ему познать мир и общаться с людьми. Познание и общение, основанные на понимании и обмене мыслями  и чувствами, осуществляются при  помощи речевых и неречевых средств. Речевые средства представлены системой языка, материализованной в лингвистических  знаках. Неречевые средства, передающие до 40% информации, воплощаются в неязыковой знаковой системе: мимика, жесты и  т.д. (З.М. Цветкова, И.М. Берман, К.А. Лазаревич, и др.)

   С.Г. Якобсон под осуществлением коммуникации подразумевает, прежде всего «внутренне смысловое личностное обращение  человека к человеку»[46].

   В отличие от предметно-практической деятельности, действие в коммуникации направлено на установление отношений  между субъектами, а не на создание овеществленного результата.

   А. Б. Добрович выделяет четыре основные фазы в процессе осуществления коммуникации:

   1) побуждение к действию;

   2) уточнение ситуации действие;

   3) само действие; свертывание действия[18].

   Основной  единицей коммуникации является речевой  акт. Для того чтобы понять природу  коммуникации необходимо рассмотреть  природу речи. Эта проблема была разработана в исследованиях  отечественных педагогов и психологов Л.С. Выгодского, Л.Р. Лурия, А. А. Леонтьева, Л.А. Чистович и др. Наиболее активную работу в области речевой деятельности проводит A.A. Леонтьев. Он выделяет внутреннюю и внешнюю речь и определяет различие структур внешней и внутренней речи. Структура внутренней речи характеризуется эллиптичностью, предикативностью, технике речи свойственна свернутость, может быть эмоционально насыщена. Основными признаками внешней речи, проявляющейся при говорении, является ее озвученность, адекватность ситуации общения, эмоциональная окраска. Особенно важно подчеркнуть тот факт, что любое коммуникативное действие имеет своей отправной точкой внутреннее намерение (интенцию) или внешнее побуждение. Человек начинает говорить, когда ему нужно удовлетворить жизненную потребность, если ему нужно достичь какой-то цели или отреагировать на поставленный вопрос. По мнению A.A. Леонтьева, осуществляя общение, учащийся должен говорить не ради самой речи, а ради того, чтобы оказала нужное воздействие[29].

   Коммуникативные способности – это комплексное  многоуровневое личностное образование, совокупность коммуникативных характеристик  личности, а также ее социально-перцептивные и операционно-технические знания и умения, обеспечивающие регуляцию  и протекание деятельности общения.

   А.А. Кидрон под коммуникативными способностями  понимал «общую способность, связанную  с многообразными подструктурами личности и проявляющуюся в навыках  субъекта общения вступать в социальные контакты, регулировать повторяющиеся  ситуации взаимодействия, а также  достигать в межличностных отношениях преследуемые коммуникативные цели»[23].

   Автор считает, что способность личности к коммуникации в наиболее общем  виде выражается в способности устанавливать  социальные контакты с другими людьми, способности входить в разные роли, способность приходить к  взаимопониманию в разных условиях интеракции и на разных уровнях обмена информации.

   Коммуникативные способности – это во многом степень  успешности использования вербальных и невербальных средств общения, т.к. по словесному каналу передается чистая информация, а по невербальному –  отношение к партнеру по общению.

   Невербальное  поведение человека неразрывно связано  с его психическими состояниями  и служит средством их выражения.

   На  основе невербального поведения  раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности.

   Коммуникативные навыки и общение как таковое  – многоплановый процесс, необходимый  для организации контактов между  людьми в ходе совместной деятельности.

   Функции общения многообразны. Их можно выявить  при сравнительном анализе общения  человека с разными партнерами, в  различных условиях, в зависимости  от используемых средств и влияния  на поведение и психику участников общения.

   В системе взаимосвязей человека с  другими людьми выделяются такие  функции общения, как информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и  аффективно-коммуникативная.

   Информационно-коммуникативная  функция общения – это, по сути, передача и прием информации, как  некоего сообщения. В нем имеют  место два составных элемента: текст (содержание сообщения) и отношение  к нему человека (коммуникатора). Информационно-коммуникативная  функция общения хорошо представлена в известной модели Г.Лассуэлла, где в качестве структурных единиц выделяются такие звенья, как коммуникатор (кто передает сообщения), содержание сообщения (что передается), канал (как передается), реципиент (кому передается). Эффективность передачи информации может выражаться степенью понимания человеком переданного сообщения, его принятия (отвержения), включая новизну и актуальность информации реципиента[36].

   Регулятивно-коммуникативная  функция общения направлена на организацию  взаимодействия между людьми, а также  на коррекцию человеком своей  деятельности или состояния. Эта  функция признана соотносить мотивы, потребности, намерения, цели, задачи, предполагаемые способы деятельности участников взаимодействия, корректировать ход выполнения намеченных программ регулировать деятельность. Показателем  эффективности реализации этой функции  общения служит степень удовлетворенности  совместной деятельностью и общением, с одной стороны, и их результатами – с другой.

   Аффективно-коммуникативная  функция общения представляет собой  процесс внесения изменений в  состояние людей, что возможно и  при специальном (целенаправленном), и при непроизвольном воздействии. В первом случае сознание и эмоции изменяются под влиянием заражения (процесса передачи эмоционального состояния  другими людьми), внушения или убеждения. Потребность человека в изменении  своего состояния проявляется у  него как желание выговориться, излить душу и т.п. Благодаря общению  у человека меняется общий настрой, что соответствует информационной теории систем. Само общение может, как усиливать, так и снижать  степень психологического напряжения.

   В ходе общения действуют механизмы  социальной перцепции, люди лучше узнают друг друга. Обмениваясь впечатлениями, они лучше начинают разбираться  в себе, учатся понимать свои достоинства  и недостатки. Общение с реальным партнером, как отмечалось ранее, может  осуществляться с помощью разнообразных  средств передачи информации: языка, жестов, мимики, пантомимики и др. Люди различаются между собой  по умению пользоваться этими средствами. Нередко в разговоре слова  имеют меньшее значение, чем интонация, с которой они произносятся. То же можно сказать и о жестах: порой всего лишь один жест может полностью изменить смысл произнесенных слов.

   Проблема  организации эффективного общения  может быть решена не только просвещением людей и повышением общей культуры общения, но и специальным тренингом  общения, в первую очередь профессионально  направленным. Он предполагает обучение правилам общения, выделение ориентировочной  основы последнего и построение стратегий  с использованием разных видов обратной связи в общении. Особенно важен  тренинг в представительском  общении и общении, нацеленном на быстрое освоение профессиональной деятельности. Человек с детства  учится общению и овладевает разными  его видами в зависимости от среды  обитания, от людей, с которыми взаимодействует, причем происходит это стихийно, на основе житейского опыта. В большинстве  случаев такого опыта бывает недостаточно для овладения для овладения  некоторыми профессиями (педагога, актера, диктора, следователя). Традиции овладения  профессиональными особенностями  общения распространяется на такие  профессии, как коммерсант, агент  туристического бюро и др. Чтобы  понять причины важности обучения профессиональным приемам общения, следует обратиться к тем трудностям, которые встречаются  в процессе межличностных контактов.

   Трудности общения могут быть рассмотрены  с позиций различных отраслей психологии: общей, возрастной и педагогической, социальной, психологии труда, юридической, и медицинской психологии индивидуальных различий.

   Во  время общения у его участников наблюдаются различные состояния, у каждого проявляются те или  иные психические свойства личности[36].

   С позиций общей психологии мы вправе не только исследовать типичные для  всех нормальных людей феномены общения, закономерности и механизмы его  протекания, но и выявлять трудности  общения, т.е. те характеристики психических  процессов, состояний и свойств  личности, которые не отвечают критериям  психологически оптимального общения.

   Какое общение считается психологически оптимальным? По нашему мнению, психологически оптимальным общением является в  том случае, если реализуются цели участников общения в соответствии с мотивами, обусловливающими эти  цели, и с помощью таких способов, которые не вызывают у партнеров  чувства неудовлетворения.

   При этом было бы ошибочно полагать, что  психологически оптимальное общение  – это непременно своеобразное слияние  умов, чувств, воли его участников. Психологически оптимальным может быть и общение, в котором партнерам удается  сохранить желаемую для каждого  из них субъективную дистанцию.

   Поскольку общение – это взаимодействие, по крайней мере, двух людей, то трудности  при его протекании (имеются  в виду субъективные) могут быть порождены одним участником или сразу обоими. И следствием их обычно оказывается полное или частичное недостижение цели, неудовлетворение побуждающего мотива или же неполучение желаемого результата в той деятельности, которое общение обслуживало.

   Психологическими  причинами этого могут быть: нереальные цели, неадекватная оценка партнера, его  способностей и интересов, неверное представление своих собственных  возможностей и непонимание характера  оценки и отношения партнера, употребление не подходящих к данному случаю способов обращения с партнером[18].

   При изучении трудностей общения существует опасность сведения их многообразия только к неудобствам, связанным  с плохим владением техникой взаимодействия, или к сложностям, возникающим  из-за слабого развития социально-перспективных  функций. В действительности же эта  проблема приобретает глобальный характер и охватывает фактически все аспекты  общения.

   По  данным И.П.Шкуратовой, роль системообразующего фактора для всех проявлений интересующих нас трудностей выполняют цели общения, поскольку эти трудности –  это тоже помехи на пути к достижению поставленных человеком целей. Среди  личностных образований, детерминирующих  постановку целей, она специально выделяет мотивацию общения, которая обусловливает трудности межличностного взаимодействия. Характер рассматриваемых нами трудностей во многом зависит от содержания или направленности мотивации; ее влияние проявляется в нарушении какой-либо из функций общения (персептивной, коммуникативной и т.п.). Существует также особый вид трудностей, который состоит в невозможности реализации значимых для личности мотивов с людьми из своего окружения. Эта категория трудностей не всеми осознается, так как требует достаточно развитой рефлексии, но переживается, выражаясь в жалобах на отсутствие понимания со стороны партнеров.

   Другие  авторы совершенно обоснованно утверждают, что структура межличностного общения  должна рассматриваться со стороны  внутренней (побуждения к действию) и внешней (средства, способы) коммуникации. В реальных актах общения эти  стороны взаимосвязаны. Можно также  достаточно обоснованно различать  трудности, имеющие мотивационную  детерминированность, и трудности, возникающие из-за несовершенства средств  общения. Человек может из-за различных  личностных особенностей вызвать у  партнера отрицательную эмоциональную  реакцию, общение с ним может  препятствовать удовлетворению значимых для этого человека потребностей. В этом случае трудности будут  иметь внутреннюю природу, а инструментальные аспекты общения будут играть вторичную, служебную роль и обеспечивать психологическую защиту.

   Будучи  тесно связанными, мотивационные  и инструментальные аспекты общения  относятся, однако, к различным уровням, а это предполагает однонаправленную детерминированность низшего уровня высшим (инструментального мотивационным). Так, Л.А.Петровская, разводя внешние, операциональные, аспекты коммуникативной  компетентности и внутренние, глубинные, затрагивающие личностно-смысловые  образования, подчеркивает, что именно последние играют определяющую роль по отношению к внешним, поведенческим.

   Бесспорно, мотивационно-смысловые характеристики личности влияют на обращение участников общения друг с другом. Слабее исследовано  влияние когнитивных особенностей восприятия на эмоционально-аффективную  оценку объекта восприятия.

Информация о работе Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста