Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 04:47, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования — выявление возможностей занятий социокультурной деятельностью в формировании коммуникативных навыков детей 4-6 лет и разработка технологии включения разных видов данной деятельности в воспитательный процесс.

Объект, предмет и цель исследования определили круг исследовательских задач:

1. Проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме формирования коммуникативных способностей личности.

2. Уточнить понятие «социокультурной среды»

3. Выявить уровни коммуникативных способностей у детей 4-6 лет.

4. Разработать и экспериментально подтвердить эффективность технологии процесса формирования коммуникативных способностей дошкольников средствами социокультурной деятельности.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 89.29 Кб (Скачать)
 

   Введение   

   Актуальность исследования. Современные изменения общественных, социокультурных условий находят свое отражение в учебно-воспитательном процессе, что предполагает формирование личности способной неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи. Согласно новым требованиям общества России одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

   Эта проблема явилась предметом изучения современных отечественных и  зарубежных ученых: М.И. Лисиной, В.А  Кан-Калика Н.Д Никандрова, А.Б Добрович, Т.А. Репиной, Е.О Смирновой, Д. Уилкинза, Ф. Хопкинса и др.

   Исследования  показали, что дети 5-6 лет не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта между взрослым и ребенком. В то время как именно дошкольный и  младший школьный возраст чрезвычайно  благоприятен для овладения коммуникативными навыками. Дети в этом возрасте отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к  осмыслению своего речевого опыта, решению  коммуникативных задач. (Е. И. Негневицкая, З.Н. Никитенко, Е.А. Ленская, В.И. Верещагина и др.)

   Потребность в общении доминирует на всех этапах возрастного и личностного развития.

   Необходимо  отметить что, в последнее время  возрастает потребность к овладению  способами общения в процессе обучения и воспитания, усиливается  необходимость в освоении растущим человеком способов межличностного взаимодействия (Т.А. Репиной, Е.О Смирнова, Белова Е.А., Г. Уиддоусон, Д. Уилкинз). Этот процесс может и должен осуществляться в педагогической действительности (выражение В.В. Краевского). Однако на данный момент отмечается недостаточная разработка механизмов и подходов к формированию коммуникативной компетентности у детей 4-6лет. По-прежнему в учебно-воспитательном процессе преобладает односторонняя трансляция детям знаний без установки обратной связи с учащимися. Детей учат не столько размышлять и адекватно высказывать свои мысли, сколько полагаются на возможности запоминания ребенком предлагаемого материала.

   Среди средств, способствующих формированию коммуникативной компетентности в 4-6-ти летнем периоде развития ребенка  в условиях обучения, называются: диалог (Е.О. Смирнова, Т.А. Репина, Е.А. Белова), создание сюжетных ситуаций (З.Я. Футерман, В.Ф. Толстова, И. О. Рыжкова), организация  самостоятельной деятельности (H.H. Галигузова, O.E. Смирнова), игровые ситуации (С.Л. Новоселова, Н.Е. Короткова) и др. К  сожалению, не все возможности игры, как ведущего вида деятельности дошкольников, используются для  формирования коммуникативной компетентности детей 4-6 лет.

   Результаты  эмпирических исследований уровня сформированности коммуникативной компетентности детей 4-6 лет обеспечили выделение следующих  противоречий между: значимостью коммуникативных  умений в развитии личностных качеств  ребёнка и отсутствием целостного комплексного подхода к формированию этих умений на практике; большим потенциалом  социокультурной деятельности в  становлении коммуникативной компетентности и отсутствием механизмов их реализации в практике побудили нас к выбору темы исследования: «Развитие коммуникативных  способностей детей средствами социокультурной  деятельности» 

   Объект  исследования — старшие дошкольники.

   Предмет исследования — процесс формирования коммуникативных способностей дошкольников и младших школьников  средствами социокультурной деятельности. 

   Цель  исследования — выявление возможностей занятий социокультурной деятельностью  в формировании коммуникативных  навыков детей 4-6 лет и разработка технологии включения разных видов данной деятельности в воспитательный процесс.

   Объект, предмет и цель исследования определили круг исследовательских задач:

   1. Проанализировать психолого-педагогические  исследования по проблеме формирования  коммуникативных способностей  личности.

   2. Уточнить понятие «социокультурной  среды»

   3. Выявить уровни коммуникативных  способностей у детей 4-6  лет.

   4. Разработать и экспериментально  подтвердить эффективность технологии  процесса формирования коммуникативных  способностей дошкольников средствами  социокультурной деятельности.

   Учитывая  актуальность данной проблемы, мы выдвигаем  следующую гипотезу: Формирование и  развитие коммуникативных способностей детей 4-6  лет будет успешным, если:    

   - будет рассматриваться в качестве одной из целей воспитательно-образовательного процесса в учреждении дошкольного образования, а также во внешкольных учреждениях.   

   -  если занятия социокультурной деятельностью  будут выступать в качестве средства формирования коммуникативных способностей.

      -  будут выявлены уровни развития коммуникативности детей 4-6 лет, обеспечивающие поэтапную реализацию задач исследования.

   Научно  обоснован и технологически разработан процесс формирования и развития  коммуникативных способностей детей 4-6 лет.

   Теоретико-методологическую основу исследования составили:  
концептуальные положения о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (Л.С. Выгодский, Л.И. Божович, П.Я Гальперин, В.В.Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин);  идеи целостного подхода (B.C. Ильин, Н.К. Сергеев, А.М. Саранов); идеи личностно-ориентированного подхода в педагогическом процессе (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, В.А. Петровский, Е.А. Крюкова).

   Методы  исследования. При анализе и классификации  педагогических фактов и явлений  использовался ретроспективный  метод, а также изучение научных  фактов отечественной и зарубежной педагогики и психологии по вопросам использования различных видов  социокультурной деятельности в  воспитательном процессе. Содержательный анализ источников, касающихся организации  воспитательного процесса в детском  саду,  анализ функций социокультурной среды, и ее влияние на эффективность в формировании коммуникативных способностей; прямое и косвенное наблюдение; диагностика; педагогический эксперимент, обобщение.

   Достоверность результатов исследования определяется  обоснованностью исходных научно-теоретических данных, включающих обращение к смежным отраслям знаний (философии, психологии, филологии и др.), адекватностью методов исследования поставленных задач и логическими результатами исследования, полученными в ходе исследования и подтвержденные практическим опытом.

   Научная новизна исследования состоит в  том, что в работе описан процесс  формирование коммуникативных способностей детей 4-6  лет средствами  занятия социокультурной деятельностью на примере театральной деятельности.

   Теоретическая значимость данного исследования состоит  в том, что оно вносит определенный вклад в дальнейшее развитие теории обучения детей 4-6  летнего возраста через разработанную и экспериментально обоснованную систему педагогических средств и условий формирования коммуникативных способностей дошкольников средствами социокультурной деятельности

   Практическая  значимость исследования заключается  в разработке научно-методических основ  процесса формирования коммуникативной  компетентности дошкольников и младших  школьников в условиях социокультурной  среды.  Предложена система средств и способы их реализации в этом процессе.

   Представленные  в работе оригинальные материалы  могут быть использованы в работе педагогов-организаторов, воспитателей детских садов, а также лиц, занимающихся воспитанием детей.

   Исследование  проводилось в два этапа: На первом этапе определялась научно-теоретическая  база и составлялась библиография по проблеме, осуществлялся анализ источников по теме исследования. В результате проведенной работы на данном этапе  были определены теоретические истоки для анализа и характеристики сущности и компонентов коммуникативной  компетентности, социокультурной деятельности.  

   Второй  этап работы посвящен проведению диагностике  коммуникативных способностей дошкольников, разработке и внедрению программы  развития коммуникативных способностей в социокультурной деятельности.

   База  исследования: Д/с №19 г. Шахтерск.

   Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка  использованной литературы, приложений.      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста. 

     1.1 Сущность понятия «коммуникативные способности»

   Существование человечества немыслимо вне коммуникативной  деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, то есть активно  занимаемся коммуникативной деятельностью.

   Обращаясь к теоретическому аспекту вопроса, мы видим в исследованиях Б.Г. Ананьева, A.A. Бодалева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева что способность  к установлению взаимоотношений  рассматривается как специфическая  форма активности субъекта. В общении  люди раскрывают свои личностные качества. Авторы подчеркивают, что в процессе общения важным является не только проявление личностных качеств субъекта, но и их развитие, и формирование в процессе общения. Это объясняется  тем, что во время коммуникации человек  усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности. Таким  образом, отмечают авторы, человек формируется  как личность и субъект деятельности. В этом смысле общение становиться  важнейшим фактором развития личности.

   Прежде  чем говорить о проблемах формирования коммуникативной компетентности, мы считаем актуальным, проанализировать определения, данные коммуникации в  психолого-педагогической литературе, и выявить ее сущность.

   Необходимо  отметить, что в последнее время  широкое распространение получил  термин «коммуникация», наряду с термином «общение». Впервые термин «коммуникация» [от лат. communicatio от communicare — делать общим, сообщать, беседовать] появляется в  научной литературе в начале XX века и рассматривалась зарубежными  исследователями в контексте 2 основных общетеоретических построений: 1) бихевиоризма (основой коммуникации является не язык как система, а непосредственные речевые сигналы, манипулируя которыми можно воспитать человека любого склада, представителем этого подхода являлся Д.Уотсон); 2) символического интеракционизма - (персонализма), где коммуникация есть внутренняя метафизическая способность личности открывать в себе чувства другого (Дж. Г. Мид) [36].

   После II Мировой Войны определились два  основных подхода к коммуникации 1. информационный - рассматривает средства информации в качестве единственного  стимула и источника социального  развития (Белл, Бжезинский); 2. второй подход утверждает, что основным результатом  коммуникации, является понимание человека другим человеком, то есть взаимное понимание.

   Некоторые отечественные исследователи выделяют речевую коммуникацию и техническую, что на наш взгляд имеет некое  соответствие с вышеописанными двумя  подходами к коммуникации. Техническая  представляет собой совокупность устройств, обеспечивающих прием и выдачу информации. Компонентами коммуникации являются: 1) отправитель сообщения, 2) передатчик сообщения, 3) канал связи, 4) приемник, 5) получатель сообщения. Речевая коммуникация включает отправителя речи, получателя речи, их речевую деятельность и  сообщение как продукт речи. Канал  связи здесь соответствует условиям протекания речевого действия, передатчик и приемник — свойствам речевых  механизмов коммуникантов. В речевом  общении принимается во внимание ситуация общения. Таким образом, исследователи (М. Я. Демьяненко, К.А. Лазаренко) выделяют пять основных компонентов в речевой  коммуникации:

   1) ситуация общения; 

   2) отправитель речи;

   3) получатель речи;

   4) условия протекания речевого  действия;

Информация о работе Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста