Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 04:47, курсовая работа
Цель исследования — выявление возможностей занятий социокультурной деятельностью в формировании коммуникативных навыков детей 4-6 лет и разработка технологии включения разных видов данной деятельности в воспитательный процесс.
Объект, предмет и цель исследования определили круг исследовательских задач:
1. Проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме формирования коммуникативных способностей личности.
2. Уточнить понятие «социокультурной среды»
3. Выявить уровни коммуникативных способностей у детей 4-6 лет.
4. Разработать и экспериментально подтвердить эффективность технологии процесса формирования коммуникативных способностей дошкольников средствами социокультурной деятельности.
Безусловно, к успешному результату приводит не всякое общение с ребенком, а только организованное в соответствии с нравственными принципами. Оно должно сопровождаться, с одной стороны, воспитанием внимания к другим людям, а с другой – сообщением ему нужных знаний по культуре человеческого общения.
Известно, что нельзя обучать детей общению, не включив их во взаимодействие друг с другом, не обусловив речевое действие и поведение какой-то другой деятельностью (игровой, практической, познавательной и т.д.); не уточнив ситуацию общения, не создав потребности и мотивации у каждого ребенка вступить в него. Среди различных форм взаимодействия с детьми специалисты называют театрализацию (в частности, театрализованные игры), занятия по развитию речи.
1.4 Социокультурная среда и ее
компоненты
Социокультурная
среда и деятельность связанная
с ней являются условием для проявления
самостоятельности личности при
выборе способов реализации своих способностей
и задатков. Деятельность человека
в социокультурной сфере
С давних времен люди стремились к самоутверждению и реализации своих способностей через творчество, которое является одним из компонентов социокультурной среды. Ведь именно в процессе социокультурной деятельности происходит развитие всех лучших качеств личности, их совершенствование.
В наши дни, социокультурная среда, как фактор, влияющий на распространение и создание культурных ценностей, а также на формирование и реализацию духовно-эстетических интересов , стала одним из основных условий социализации, инкультурации и самореализации личности.
Социокультурная среда – это социальное пространство культурной деятельности в целом[24].
В зависимости от культурного материала, с которым человек имеет дело в рамках социокультурной среды (т.е. предмета его деятельности) и сферы активности человека, можно выделить следующие ее составляющие — поля жизнедеятельности:
1. Культурно-историческое наследие (или историческая среда обитания человека, мера ее освоения и востребованности);
2. Художественная среда обитания человека, обеспечивающая соответствующие формы его активности по освоению и развитию предметов и ценностей художественной культуры, качество его художественной жизни;
3. Социально-
4. Духовно-нравственная среда обитания (как в форме общественной морали, так и на интесубъективном уровне — как внутриличностное содержание духовно-нравственных ценностей, норм, идеалов, смыслов человеческой жизни);
5. Политическая среда обитания (характер и содержание политической жизни, условия и возможности участия человека в общественно-политической деятельности);
6. Экологическая среда обитания (состояние природного окружения, а также ценностное и деятельностное самоопределение человека в природном мире)[14].
В
структуру социокультурной
Социальное
развитие личности связано с основными
этапами ее творческого роста
в культурно-досуговой
Оптимальное
совершенствование творческих способностей
происходит в той среде, которая
наиболее благоприятна для личности.
Социокультурная среда
Есть
и другое, сравнительно узкое значение
этого понятия как сферы
Исходной идеей мы будем считать положение о том, что личность может менять свое место в социокультурной среде, постоянно переходя из одной микросреды в другую, тем самым, конструируя свою социокультурную среду. Мобильность в среде, инвариантность различных проявлений создает особые условия для инициативы и самостоятельности, творчества и самоутверждения, свободы социальной и творческой ориентации, оценок и предпочтений[24].
В
пространстве социокультурной среды
действует множество
Субкультура обладает свойствами развивать и формировать ребенка. Для нее свойственны направленность на социализацию, врастание в мир человеческой культуры и в тоже время "индивидуализация, открытие и утверждение своего уникального и неповторимого "Я".
Различные
отношения, детерминированные
Как нам представляется, личностные факторы в процессе творчества приобретают характер стимулов к продвижению вперед и становятся детерминирующими. В этом видится "саморазвитие сил, заложенных в каждом человеке". Каждая способность, наличествующая в человеке, стремится "выйти из состояния безжизненности и стать развитой силой".
Вместе
с тем, фактор среды также можно
рассматривать как основу социально-педагогической
детерминации, создающей целостность
среды, ситуации жизненного опыта, культурно-образовательных
условий, социально-бытовых и
На ребенка социокультурная среда накладывает отпечаток своеобразия, который способствует проявлению индивидуальности и творчества. Уподобление той среде, в которой вращаешься, общий язык, следующие примерам, взглядам и манерам индентифицирует личность. Следование поведению среды и соответствующая ориентация способствует подражательности в досуговой деятельности, если в среде главенствует стереотипы поведения.
Для
перехода от репродуктивного освоения
социально-художественного
В процессе репродуктивной деятельности преобладает действие культурно-досуговой среды, складывающейся из взаимодействия ближайшего социального окружения и клубных микросред общения и деятельности[24].
Клубная микросреда, доминирующая в процессе осуществления репродуктивной деятельности, ведет за собой развитие. В этом особенно ярко проявляется диалектика творческой деятельности, которая концентрирует все интеллектуальные, эмоционально-чувственные и творческие возможности.
Через элементы творчества, включаемые в деятельность на репродуктивной стадии деятельности, педагог (воспитатель)постепенно начинает переходить к формированию устойчивой ориентации на инновационную деятельность. Художественно-творческий опыт, получаемый в ходе обогащения восприятия, способствует той степени успешности, которая позволяет добиваться совершенства и качественных результатов, но при этом не выходит за рамки определенной заданности в восприятии, мышлении, воображении. Однако при этом проявляются предпосылки, создающие основу для поиска нового решения и выхода за пределы предугадываемых возможностей.
Изменение субкультуры сказывается и на общем культурном развитии участников. Их творческий рост идет параллельно с изменениями в культурной составляющей творческого развития.
Общество сверстников смыкается в своем влиянии на творческое развитие с увеличенными возможностями проявления социальных факторов. Поэтому приоритеты в процессе творческого развития отдаются интегрированным формам деятельности, а приобщение к творчеству осуществляется в расширенном социокультурном пространстве. В ходе включения в творческую деятельность происходит одновременно и смыкание с соответствующим кругом деятельности и общения.
Преобладание
общества сверстников, в котором
формируется субкультура и
Вывод.
Для детей дошкольного возраста
характерна недостаточная сформированность
дифференциации эмоциональных состояний
и саморегуляции, адекватной оценки
своего места в мире взрослых и
соответственно недостаточное развитие
коммуникативных способностей и
возможностей. Небольшой объем мимических
и пантомимических средств, слабость
артикуляционной и тонкой моторики
и, наконец, довольно распространенные
в настоящее время проблемы в
развитии речевых функций также
снижают коммуникативные
Для успешной работы по данной проблеме необходимо использовать творческий потенциал ребенка, опираясь на его природные склонности. Найти формы, которые способствуют формированию у детей дошкольного возраста навыков общения, чтобы понимать чувства других людей и адекватно на них реагировать.
Развитие
коммуникативных способностей могут
осуществляться по многим направлениям.
Глава
2. Социокультурная деятельность как средство
развития коммуникативных способностей.
2.1
Диагностика развития
Итак,
с целью обеспечения
Информация о работе Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста