Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 04:47, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования — выявление возможностей занятий социокультурной деятельностью в формировании коммуникативных навыков детей 4-6 лет и разработка технологии включения разных видов данной деятельности в воспитательный процесс.

Объект, предмет и цель исследования определили круг исследовательских задач:

1. Проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме формирования коммуникативных способностей личности.

2. Уточнить понятие «социокультурной среды»

3. Выявить уровни коммуникативных способностей у детей 4-6 лет.

4. Разработать и экспериментально подтвердить эффективность технологии процесса формирования коммуникативных способностей дошкольников средствами социокультурной деятельности.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 89.29 Кб (Скачать)

   Безусловно, к успешному результату приводит не всякое общение с ребенком, а  только организованное в соответствии с нравственными принципами. Оно  должно сопровождаться, с одной стороны, воспитанием внимания к другим людям, а с другой – сообщением ему  нужных знаний по культуре человеческого  общения.

   Известно, что нельзя обучать детей общению, не включив их во взаимодействие друг с другом, не обусловив речевое  действие и поведение какой-то другой деятельностью (игровой, практической, познавательной и т.д.); не уточнив  ситуацию общения, не создав потребности  и мотивации у каждого ребенка  вступить в него. Среди различных  форм взаимодействия с детьми специалисты  называют театрализацию (в частности, театрализованные игры), занятия по развитию речи.

        

    1.4 Социокультурная среда и ее  компоненты  

   Социокультурная среда и деятельность связанная  с ней являются условием для проявления самостоятельности личности при  выборе способов реализации своих способностей и задатков. Деятельность человека в социокультурной сфере предполагает приобщение к духовным ценностям, реализацию нравственно-эстетических норм культуры в разнообразных видах деятельности, формах общения и поведения. Успешность поиска молодым человеком своего места в жизни через деятельность в социокультурной среде зависит  от того насколько цель этой деятельности воспринимается им как своя.

   С давних времен люди стремились к самоутверждению  и реализации своих способностей через творчество, которое является одним из компонентов социокультурной  среды. Ведь именно в процессе социокультурной  деятельности происходит развитие всех лучших качеств личности, их совершенствование.

   В наши дни, социокультурная среда, как  фактор, влияющий на распространение  и создание культурных ценностей, а  также на формирование и реализацию духовно-эстетических интересов , стала  одним из основных условий социализации, инкультурации и самореализации личности. 

   Социокультурная среда – это социальное пространство культурной деятельности в целом[24].

   В зависимости от культурного материала, с которым человек имеет дело в рамках социокультурной среды (т.е. предмета его деятельности) и  сферы активности человека, можно  выделить следующие ее составляющие — поля жизнедеятельности:

   1.  Культурно-историческое наследие (или историческая среда обитания человека, мера ее освоения и востребованности);

   2. Художественная среда обитания человека, обеспечивающая соответствующие формы его активности по освоению и развитию предметов и ценностей художественной культуры, качество его художественной жизни;

   3.  Социально-психологическая среда обитания (характер межличностных отношений ближайшего окружения, форм и способов совместной жизнедеятельности людей — их производственные и семейные, формальные и неформальные связи и отношения);

   4.   Духовно-нравственная среда обитания (как в форме общественной морали, так и на интесубъективном уровне — как внутриличностное содержание духовно-нравственных ценностей, норм, идеалов, смыслов человеческой жизни);

   5.   Политическая среда обитания (характер и содержание политической жизни, условия и возможности участия человека в общественно-политической деятельности);

   6.   Экологическая среда обитания (состояние природного окружения, а также ценностное и деятельностное самоопределение человека в природном мире)[14].

   В структуру социокультурной среды  входят также учреждения социокультурного типа, это – ЦВР (Центры внешкольной  работы), КВР (Комплекс внешкольной  работы), Дворцы культуры, Дворцы детей  и молодежи, которые занимаются организацией досуга детей и подростков различных  возрастов.

   Социальное  развитие личности связано с основными  этапами ее творческого роста  в культурно-досуговой деятельности. Первоначально заложенные в ней  возможности изменяются в соответствии с личностным смыслом человека. Развитая личность, как отмечал С.Л. Рубинштейн, есть развитая сущность исходной сущности человека. Определяющие детерминанты этого процесса, очевидно, заложены не в каких-то одних потенциалах, а в их совокупности, включающей деятельность, культуру, индивидуальность и духовный мир личности. Эти исходные положения помогут нам выявить  совокупность социально-педагогических факторов, которые определяются механизмами  творческого развития.

   Оптимальное совершенствование творческих способностей происходит в той среде, которая  наиболее благоприятна для личности. Социокультурная среда предполагает наличие трех обязательных элементов: субъектов социотворческого процесса, творческой общности (студии, клуба, группы), самого процесса творческой деятельности на всех ее этапах, а также объективных условий для осуществления творчества[4]. Понятие "социокультурная среда" имеет и более широкое значение, подразумевающее макросреду, в которой действуют социально обусловленные факторы и закономерности.

   Есть  и другое, сравнительно узкое значение этого понятия как сферы действия малых групп и входящих в нее  личностей. В число составных  элементов микросреды включается пространство деятельности и общения. Эти малые  социальные сферы проявляют индивидуальные особенности личности и как бы преломляют в себе действие общих  условий, "образуя комплекс материальных, духовных и личностных факторов, которые  определяют ее свойства".

   Исходной  идеей мы будем считать положение  о том, что личность может менять свое место в социокультурной  среде, постоянно переходя из одной  микросреды в другую, тем самым, конструируя  свою социокультурную среду. Мобильность  в среде, инвариантность различных  проявлений создает особые условия  для инициативы и самостоятельности, творчества и самоутверждения, свободы  социальной и творческой ориентации, оценок и предпочтений[24].

   В пространстве социокультурной среды  действует множество инициативно-творческих образований. В них немалую роль играют молодежная и юношеская субкультуры, непрерывно взаимодействующие с  макросредой и создающие самостоятельную  канву для вхождения в нее. В связи с этим активизируется творческий потенциал каждой отдельной  личности.

   Субкультура обладает свойствами развивать и  формировать ребенка. Для нее  свойственны направленность на социализацию, врастание в мир человеческой культуры и в тоже время "индивидуализация, открытие и утверждение своего уникального  и неповторимого "Я".

   Различные отношения, детерминированные социокультурной  средой, включают в себя широкий  спектр контактов с социальным миром, природой, сферой искусств, отношения  в пространстве ближайшего социального  окружения. Эта совокупность отношений (познавательных, эстетических, духовно-нравственных, творческих) влияет на творческие способности ребенка через психолого-педагогические механизмы, обеспечивающие эффективность познания и освоения опыта творческой деятельности, актуализацию и развитие потенциальных возможностей, творческих черт характера личности, мотивационно-потребностной сферы[4].

   Как нам представляется, личностные факторы  в процессе творчества приобретают  характер стимулов к продвижению  вперед и становятся детерминирующими. В этом видится "саморазвитие сил, заложенных в каждом человеке". Каждая способность, наличествующая в человеке, стремится "выйти из состояния  безжизненности и стать развитой силой".

   Вместе  с тем, фактор среды также можно  рассматривать как основу социально-педагогической детерминации, создающей целостность  среды, ситуации жизненного опыта, культурно-образовательных  условий, социально-бытовых и традиционные влияния. Личность является в этом процессе, по мнению Л.П. Буевой, своеобразной "микросистемой", микрокосмом, который формируется  в процессе усвоения социально-художественного  опыта[4].

   На  ребенка социокультурная среда   накладывает отпечаток своеобразия, который способствует проявлению индивидуальности и творчества. Уподобление той среде, в которой вращаешься, общий язык, следующие примерам, взглядам и манерам индентифицирует личность. Следование поведению среды и соответствующая ориентация способствует подражательности в досуговой деятельности, если в среде главенствует стереотипы поведения.

   Для перехода от репродуктивного освоения социально-художественного опыта  к конструированию собственных  отношений и продуктивно-творческой деятельности необходима творческая полноценность  среды, обогащение ее располагающими к  творчеству элементами, коррекция межличностных  и деловых отношений, что целиком  и полностью зависит от соответствующих  социально-педагогических условий. Это  положение разделяется многим учеными. Например, А.Г. Ковалев отмечает, что  признание творческих проявлений имеет  тем большую основу, чем "раньше и отчетливее выступают оригинальные творческие элементы".

   В процессе репродуктивной деятельности преобладает действие культурно-досуговой  среды, складывающейся из взаимодействия ближайшего социального окружения  и клубных микросред общения  и деятельности[24].

   Клубная микросреда, доминирующая в процессе осуществления репродуктивной деятельности, ведет за собой развитие. В этом особенно ярко проявляется диалектика творческой деятельности, которая концентрирует  все интеллектуальные, эмоционально-чувственные  и творческие возможности.

   Через элементы творчества, включаемые в  деятельность на репродуктивной стадии деятельности, педагог (воспитатель)постепенно начинает переходить к формированию устойчивой ориентации на инновационную  деятельность. Художественно-творческий опыт, получаемый в ходе обогащения восприятия, способствует той степени  успешности, которая позволяет добиваться совершенства и качественных результатов, но при этом не выходит за рамки  определенной заданности в восприятии, мышлении, воображении. Однако при этом проявляются предпосылки, создающие  основу для поиска нового решения  и выхода за пределы предугадываемых  возможностей.

   Изменение субкультуры сказывается и на общем культурном развитии участников. Их творческий рост идет параллельно  с изменениями в культурной составляющей творческого развития.

   Общество  сверстников смыкается в своем  влиянии на творческое развитие с  увеличенными возможностями проявления социальных факторов. Поэтому приоритеты в процессе творческого развития отдаются интегрированным формам деятельности, а приобщение к творчеству осуществляется в расширенном социокультурном  пространстве. В ходе включения в  творческую деятельность происходит одновременно и смыкание с соответствующим  кругом деятельности и общения.

   Преобладание  общества сверстников, в котором  формируется субкультура и личность участника, является важнейшим фактором, определяющим нравственные ориентиры творчества. В данном случае качества, вырабатываемые в процессе приобретения творческого опыта, становятся движущей силой развития как проявление индивидуальных, личностных и характерологических особенностей личности[14]. 
 
 

   Вывод. Для детей дошкольного возраста характерна недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний  и саморегуляции, адекватной оценки своего места в мире взрослых и  соответственно недостаточное развитие коммуникативных способностей и  возможностей. Небольшой объем мимических и пантомимических средств, слабость артикуляционной и тонкой моторики и, наконец, довольно распространенные в настоящее время проблемы в  развитии речевых функций также  снижают коммуникативные возможности  детей дошкольного возраста. 

   Для успешной работы по данной проблеме необходимо использовать творческий потенциал  ребенка, опираясь на его природные  склонности. Найти формы, которые  способствуют формированию у детей  дошкольного возраста навыков общения, чтобы понимать чувства других людей  и адекватно на них реагировать.

   Развитие  коммуникативных способностей могут  осуществляться по многим направлениям. 
 
 
 
 
 
 

   Глава 2. Социокультурная деятельность как средство развития коммуникативных способностей.   

   2.1 Диагностика развития коммуникативных  способностей детей  

   Итак, с целью обеспечения индивидуализации и дифференциации способностей ребёнка  нами проводилась  диагностика исходных уровней развития коммуникативной сферы детей. Используемые методы и методики можно условно разделить на объективные и субъективные. К объективным методам можно отнести те, которые позволяют зафиксировать внешнюю воспринимаемую картину взаимодействия детей в группе сверстников. Подобная картина, так или иначе отражает характер их взаимоотношений. При этом констатируются особенности поведения отдельных детей, их симпатии или антипатии. Нами был применен метод наблюдения.  

Информация о работе Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста